Этика как наука и учебная дисциплина

Содержание

Слайд 2

Становление этики как науки обусловлено: Осмыслением отношений человек-человек: люди могут вести

Становление этики как науки обусловлено:

Осмыслением отношений человек-человек:
люди могут вести себя хорошо

или плохо
правильная жизнь заключается в послушании, т.е. готовности услышать и принять на себя верное слово
человек –общество:
действия отдельных людей могут влиять на общественную жизнь, делать ее не такой, какой она была прежде (подвижники)
Этапы становления этики: от этических проблем до системы взаимосвязанных проблем и понятий (1тысячелетие до н.э.)
Слайд 3

Подвижники А.Оптинский (1812-1891)

Подвижники А.Оптинский (1812-1891)

Слайд 4

Подвижники С. Саровский (1757-1833)

Подвижники С. Саровский (1757-1833)

Слайд 5

Этимология слова «этика» Термин «этика» произошел от слова «этос», означающего: привычное

Этимология слова «этика»

Термин «этика» произошел от слова «этос», означающего:
привычное место

обитания скота (поэмы Гомера)
совместное жилище
правила, порожденные совместным существованием (Гесиод, У11 в. до н.э.)
этос в переводе с древнегреческого на латынь moralis (Цицерон)
Позднее под моралью стали понимать нравы, а этика стала обозначать науку о морали. Слово этика ввел в оборот Аристотель в 1У в. до н.э.
Слайд 6

Гомер

Гомер

Слайд 7

Гесиод

Гесиод

Слайд 8

Цицерон (106-43 вв до н.э.)

Цицерон (106-43 вв до н.э.)

Слайд 9

Универсальность морали и этики Палестина, У111-1У вв. до н.э. Учения иудейских

Универсальность морали и этики

Палестина, У111-1У вв. до н.э. Учения иудейских пророков

(чистота сердца важнее следованию законам)
Древняя Индия, У1-У вв. до н.э. Индо-буддистские идеи сансары, кармы и дхармы, согласно которым каждый поступок человека как добрый, так и дурной не проходит бесследно, влияет на последующие рождения. Джайнизм возник раньше индуизма, утверждал пантеизм (Бог везде), поэтому любая форма жизни священна
Древний Китай, У-1У вв до н.э. Конфуцианство и даосизм
Древняя Греция, У-1У вв. до н.э. Этика- практическая философия
Слайд 10

Универсальность морали проявляется в одной идее, лежащей в основе всех этических

Универсальность морали проявляется

в одной идее, лежащей в основе всех этических систем:
отношение

человека к миру определяется ответным отношением мира к человеку. Это находит отражение в:
вознаграждении/возмездии (успех или неудача в жизни зависит от того, как ты себя ведешь)
противоположности добра/зла и способности к оценкам хорошо/плохо
Слайд 11

Источники этики Мифология. В мифах давались положительные (герои) и отрицательные образцы

Источники этики

Мифология. В мифах давались положительные (герои) и отрицательные образцы поведения

(антигерои)
Священные и канонические тексты: Веды, эпические поэмы «Махабхарата», «Рамаяна» (Индия), «Книги песен», «Книги преданий» (Китай), эпические поэмы Гомера и Гесиода (Греция)
Слайд 12

Герой Геракл

Герой Геракл

Слайд 13

Моральный облик героев

Моральный облик героев

Слайд 14

Антигерой (Тантал)

Антигерой (Тантал)

Слайд 15

Рамаяма, главный герой - Рама

Рамаяма, главный герой - Рама

Слайд 16

Источники этики Правила житейской мудрости (пословицы и поговорки), возникшие из культурной

Источники этики

Правила житейской мудрости (пословицы и поговорки), возникшие из культурной практики

пророчеств (профетизма):
Береженного Бог бережет
Сделай все, что можешь, и будь что будет
Хочешь победить врага – воспитай его детей
Не в силе Бог, а в правде
Хочешь изменить мир, начни с себя
Береги платье снову, а честь смолоду
Слайд 17

Советы практической мудрости касались: Отношений к самому себе Отношений к другим

Советы практической мудрости касались:

Отношений к самому себе
Отношений к другим людям
Отношений между

родителями и детьми
Отношений между правителями и подданными
Отношений к богам (боги, власть, люди)
Правила житейской мудрости получили название канона, т.е. правила, нормы
Слайд 18

Первое нравственное правило Обобщение правил житейской мудрости привело к формированию «золотого

Первое нравственное правило

Обобщение правил житейской мудрости привело к формированию «золотого правила

нравственности», которое обнаруживаем в каждом из четырех центрах становления этики.
Слайд 19

Золотое правило нравственности «Что ненавистно тебе самому, не делай никому» (иудейский

Золотое правило нравственности

«Что ненавистно тебе самому, не делай никому» (иудейский пророк

Товит)
«Чего я не желаю, чтобы другие делали мне, того же я желаю не делать другим» (Конфуций)
«Самая лучшая жизнь, когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других» (Фалес)
Слайд 20

Предмет и объект этики Предмет этики – мораль (связана со словом),

Предмет и объект этики

Предмет этики – мораль (связана со словом), нравственность

(нравы).
Мораль – особая форма регуляции человеческого поведения.
Этика или философия морали – учение о нравственности как форме теоретического осознания моральной жизни
Слайд 21

Уровни этического знания Теоретическая этика. Включает в себя учение о сущности,

Уровни этического знания

Теоретическая этика. Включает в себя учение о сущности, специфике

и функциях морали, исторических типах нравственности, историю этических учений
Прикладная этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни. Ее разновидности – биоэтика (эвтаназия, смертная казнь, евгеника, клонирование и т.п.), политическая этика, юридическая этика, этика бизнеса и т.д.
Слайд 22

Объект этики Разные уровни нравственных отношений: Я и Другой, межличностные отношения,

Объект этики

Разные уровни нравственных отношений:
Я и Другой, межличностные отношения, субъект-субъектные. Изучаются

в гедонистических и эвдемонистических учениях
Я и общество (социальная этика). Например, этика утилитаризма (ХУ111 в., И. Бентам). Проблема сочетания личного интереса и общественной пользы.
Слайд 23

И. Бентам (1748-1832)

И. Бентам (1748-1832)

Слайд 24

Объект этики Я и Абсолют. Этика перфекционизма (Ф. Ницше, Л. Толстой).

Объект этики

Я и Абсолют. Этика перфекционизма (Ф. Ницше, Л. Толстой). Одна

из разновидностей – этика ненасилия (Г.Д. Торо, М. Ганди, Л. Толстой, А. Швейцер, М.Л. Кинг)
Я (общество) – природа (этика окружающей среды)
Абсолютные ценности – любовь (агапэ) и ненасилие, в восточной культуре ненасилие - ахимса
Слайд 25

Ф.Ницше (1844-1900)

Ф.Ницше (1844-1900)

Слайд 26

Л.Толстой (1828-1910)

Л.Толстой (1828-1910)

Слайд 27

Категории этики Как наука этика имеет свои понятия (категории) – благо,

Категории этики

Как наука этика имеет свои понятия (категории) – благо, добро/зло,

справедливость, честь/достоинство, долг/совесть, счастье/смысл жизни
Слайд 28

выводы Этика – одна из наиболее древних форм духовной деятельности. Потребность

выводы

Этика – одна из наиболее древних форм духовной деятельности. Потребность в

осмыслении различных уровней человеческих отношений появилась еще на заре цивилизации