Содержание
- 2. Первая философия - учение о сущем - метафизика Название философских рукописей Аристотеля о сущем – метафизика
- 3. Отличие Аристотеля от Платона: Платон считал, что эйдос (идея) существует не только в вещи, но и
- 4. Эйдос - форма вещи Форма –то, что придает вещи целостность. Если удалить какой-нибудь момент целостности, то
- 5. Четыре принципа всякой вещи: (основа возникновения и структурные части) 1-й принцип – форма: суть бытия всякой
- 6. 2-й принцип – материя 1) вещественность как возможность осуществления всякой вещи. Здесь не важен конкретный материал
- 7. 3-й принцип – движущая причина движение – процесс осуществления возможного в действительность. Стол возникает, когда есть
- 8. Эвдемонизм как суть культуры античности. Вопрос о цели у Аристотеля: целью возникновения всякой вещи есть сама
- 9. От четырех принципов к двум Четыре принципа вещи распадаются на две группы – на материю и
- 10. Что же поистине есть? Реально есть – только вещь, а материя и форма – лишь ее
- 11. Назад, к Платону? Выходит, форма уже обладает бытием, тогда она – не возможность бытия, а его
- 12. Поистине есть – Мировой Ум «Есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность; …эта
- 13. Характеристика Ума Во-первых, - Он – сам себе форма. Во-вторых – сам себе материя. Материя для
- 14. Мировой Ум – бог философов Во- первых, главная его деятельность – мышление. Отсюда, между прочим, лучшая
- 15. Физика – учение о природе каждая вещь есть овеществленная форма, имеющая причину своего возникновения и целевое
- 16. Мир: происхождение и структура космос возник из смешения пяти стихий: воды, земли, огня, воздуха и эфира.
- 17. трактат «О небе» физико-космологическая картина мира Вселенная представлялась конечной и ограничивалась сферой, за пределами которой не
- 18. Вселенная никогда не возникала и принципиально неуничтожима, она вечна, поскольку единственна и объемлет всю возможную материю
- 19. Аристотель как бы рассёк Вселенную по вертикали. Верхняя часть, надлунный мир, в целом соответствовал пифагорейско-платоновскому идеалу
- 20. Психология – учение о душе (псюхе). Трактат «О душе». «первая энтелехия организма, имеющего способность к жизни»
- 21. Логика (лат.) Аналитика (греч.). Трактат «Органон» 1) постановка проблемы 2) средства правильного построения умозаключений 3) сами
- 22. Силлогизм (дедуктивное умозаключение) Все люди смертны (большая посылка). Сократ - человек (меньшая посылка). Поэтому Сократ смертен
- 23. Категории Проблема предельных, наиболее общих понятий, необходимых для составления более частных высказываний. Десять категорий: «субстанция», «количество»,
- 24. Этика Трактаты: Никомахова этика, Евдемова этика, Большая этика Истинное бытие и благо – это одно и
- 25. Душа стремится достичь наилучшего состояния а) в отношении своего характера и нрава («этические добродетели»), б) в
- 26. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о золотой середине (напр., мужество есть середина между трусостью и
- 27. В учении о человеческом благе, о счастье, Аристотель вполне в рамках античного идеала: у него есть
- 28. [Из всех животных] только человек (…) способен смеяться. Какие насмешки не стесняются выслушивать, такие и сами
- 29. Для ищущего чрезмерных удовольствий страданием будет уже отсутствие чрезмерности. Телесных удовольствий, как сильнодействующих, ищут те, кто
- 30. Ярость выводит человека из себя. Вот почему и поведение кабанов имеет вид смелости, хотя это и
- 31. Мужественные совершают поступки во имя прекрасного. В противном случае мужественными, пожалуй, окажутся даже голодные ослы, ведь
- 32. Порок уничтожает сам себя, и если он достигает полноты, то становится невыносимым для самого его обладателя.
- 33. Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием.
- 34. Опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего.
- 35. Добродетель мы обретаем, прежде что-нибудь осуществив, так же как и в других искусствах. (…) Строя дома,
- 36. Молодые люди становятся геометрами и математиками (…), но (…) не бывают рассудительными. Причина этому в том,
- 37. Владеющие искусством способны научить, а имеющие опыт не способны.
- 38. Совершать проступок можно по-разному (…), между тем как поступать правильно можно только одним-единственным способом (недаром первое
- 39. Нет, не нужно следовать увещеваниям «человеку разуметь человеческое» и «смертному – смертное»; напротив, насколько возможно, надо
- 40. II Эллинистические школы Стоицизм Скептицизм Эпикурейство
- 41. Стоицизм Ранняя Стоя (Зенон, Хрисипп и их ученики –1–2 вв. до н.э.); Средняя Стоя (Панэтий, Посидоний
- 42. Физика Логос - судьба мира – совокупная цепь всех причин, с необходимостью определяющих любое событие, разумно
- 43. В начале мирового цикла «творческий огонь» (Зевс, Логос) выделяет из себя четыре первоосновы (огонь, вода, воздух,
- 44. Человек Душа человека – часть мировой души Он «встроен» в порядок космоса и определен его законами,
- 45. Этика Конечная цель человека заключается в жизни согласно разумной природе, тождественной счастью и добродетели. Только добродетель,
- 46. Внутри сферы безразличного существует ряд «предпочитаемых» вещей, обладающих определенной ценностью, т.к. они способствуют самосохранению человека и
- 47. Лишь мудрец обладает всей полнотой знания и добродетели, свободен от аффектов, которые стоики определяют как неправильные
- 48. Скептицизм Две школы: а) Пиррон из Элиды (365–275), и его последователи б) скептицизм Средней и Новой
- 49. три основных философских вопроса скептиков Какова природа вещей? Как мы должны к ним относиться? Какую выгоду
- 50. Ответы природа вещей нами познана быть не может; поэтому следует воздержаться от суждений от вопросов истинности;
- 51. Воздержание от суждения («эпохе») представляет собой особое состояние ума, который ничего не утверждается, но и ничего
- 52. Секст Эмпирик Полностью страданий избежать невозможно. Два отношения к вещам – добровольное, зависимое от интеллекта и
- 53. Эпикурейство Основатель Эпикур (ок. 341–270 до н.э.). Физика: атомизм, отрицание телеологии и бессмертия души. Цель философии
- 54. Не должно бояться богов, не должно бояться смерти, благо легко достижимо, зло легко переносимо.
- 55. II Неоплатонизм Плотин Порфирий (Эннеады) Ямвлих
- 56. "Счастье порождается деятельностью Души, суть которой - мышление; именно оттуда и возникает счастье" (I, 5, 10).
- 57. Плотин (204/205-270) Единое Это – первоначало, от которого все зависит, но само оно не зависит ни
- 58. Ум Первый уровень эманации Единого. Единое, переполняясь самим собой, переходит в иное. Ум – первый образ
- 59. Мировая Душа «Выговоренное слово Ума», Его осуществленная энергия. Душа - источник материального многообразного мира. При этом
- 60. Существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Низшая есть природа и обращена к материи
- 61. Материя Материя находится за пределами бытия, как и Благо. Они как бы обрамляют бытие с двух
- 62. Человек Имеет разумную душу. Похож на купальщика, который по пояс погружен в воду, а остальной частью
- 63. Цель человека Цель человека - пройтись по ступеням бытия в обратном порядке: от чувственного мира к
- 64. Этапы пути к освобождению Возвышение над чувственностью; бесстрастное, отстраненное отношение к ней. Любовь и влечение к
- 65. Плотин: четыре класса добродетелей Практические: низшие гражданские добродетели человека – разумность, мужество, справедливость. Цель достигается не
- 66. Теоретические: . На этой стадии самопогружения душа отождествляет себя со своей разумной частью и полностью погружается
- 67. Неоплатонизм – высшее достижение античной философии Онтология неоплатонизма неразрывно связана с гносеологией. Природные существа стремятся к
- 68. Разум человека ценен не ради самоцельного познания физического мира, а потому, что, познавая его упорядоченность, он
- 69. «онтологическое» предназначение человека в сфере гносеологии предполагает Способность человеческого ума к фиксированию в себе образа мира,
- 70. Математические науки - средство для очищения ума. «Мы рассмотрим здесь существенные и необходимые характеристики важнейших математических
- 71. Познавать - mathein, переживать - pathein.
- 72. Основные идеи неоплатонизма Триада Единое-Ум-Душа – обоснование присутствие основы, сущего в материальном мире; концепция ступенчатого удаления-перехода
- 73. Расхождения неоплатонизма с христианством Во-первых, человек остается суверенным субъектом, он может собственными действиями добиться возвращения к
- 74. …в дуалистическом дискурсе неоплатонизма «гнозис» есть адекватный термин для всего в целом духовного процесса и религиозного
- 75. «Бог... познается только чрез общение в бытии, т. е. только Духом Святым... путь отвлеченных созерцаний отвергается...
- 76. «феория» - «созерцание»,«слияние», «осияние» или «восхищение» «Когда, подобно апостолам, человек благодатью бывает восхищен в видение Божественного
- 77. О. Королев 2007 “Исихаст”
- 78. ХРИСТИАНСТВО
- 79. Фреска Сошествие Св.Духа на апостолов Церковь в Равенне
- 80. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши
- 81. Троица. Андрей Рублев
- 82. Рождество Христово. Пьетро Каваллини. 1291, Рим, церковь Санта Мария ин Трастевере
- 84. Скачать презентацию