Понятие категории качества в трактовке разных учёных

Содержание

Слайд 2

10 категорий Аристотеля 1) Сущность – основа всех остальных свойств 2)

10 категорий Аристотеля

1) Сущность – основа всех остальных свойств

2) Качество

3) Количество

4)

Отношение

5) Место

6) Время

7) Положение

8) обладание

9) Действие

10) Страдание

Слайд 3

«Качество – благодаря чему предметы называются такими – то». Аристотель 4

«Качество – благодаря чему предметы называются такими – то». Аристотель

4

вида качества
Устойчивые
Преходящие
Претерпеваемые
Качество - очертание
Слайд 4

Еще одной характеристикой качества для Аристотеля становится характеристика большей или меньшей

Еще одной характеристикой качества для Аристотеля становится характеристика большей или

меньшей степени: «говорят, что оно более бело или менее бело, чем другое, и об одном справедливом, что оно более справедливо или менее справедливо, чем другое. Да и самому качественно определенному доступно приращение, ибо нечто, будучи белым, может стать ещё более белым; однако не всегда так, а лишь большей частью».
Слайд 5

Качество по Аристотелю не существует отдельно. Эта категория тесно взаимосвязана с

Качество по Аристотелю не существует отдельно. Эта категория тесно взаимосвязана

с такими категориями как «количество» и «отношение». В системе, разработанной Аристотелем, они образуют «подсистему» с ясно определяемым логическим порядком.
Так, «количество» предшествует «качеству»: в предмете и качество его формы, и качество цвета, и другие качественные определенности предполагают некоторую количественную характеристику, относящуюся к протяженности. В свою очередь, категории «количества» и «качества» предшествуют категории «отношения»: всякое отношение предполагает» по Аристотелю, определенные количества (или качества) одних предметов, сравниваемые с количеством (или качеством) других.
Слайд 6

Классификация различных видов качеств Согласно теории Аристотеля, условием всякой деятельности и

Классификация различных видов качеств

Согласно теории Аристотеля, условием всякой деятельности и

всего действительного считается возможность этой деятельности, или способность к ней. Если способность применяется в определенном направлении, то она переходит в свойство. Так, упражнение способности к познанию порождает знание. Упражнение нравственной способности — добродетель. Особый частный случай свойства — состояние. И свойство, и состояние — виды качества, возникновению которых предшествует данная от природы, еще не составляющая качества физическая возможность.
Слайд 7

Классификация различных видов качеств 2. «страдательные свойства». По сути, это тоже

Классификация различных видов качеств

2. «страдательные свойства». По сути, это тоже

свойства, и они также приобретаются посредством упражнения. Но в «свойствах» главное — способность деятельности; напротив, в «страдательных» свойствах главное — способность восприимчивости. Первые активны, вторые — пассивны.
3. « Форма» как очередной вид качества. Характеристика «формы» как вида качества — важная характеристика качественной определенности. Как особенность качественной определенности Аристотель отмечает, что в отношении нее «бывает и противоположность: так, справедливость есть противоположное несправедливости, белый цвет — черному, и все остальное подобным же образом». Однако наличие противоположного имеет место не во всех случаях качественных определенностей: так, огненно-красное — качественное определение, но оно не имеет противоположного себе.
Слайд 8

Определение «качества» по Г.Гегелю По Гегелю, качество есть в первую очередь

Определение «качества» по Г.Гегелю

По Гегелю, качество есть в первую очередь

тождественная с бытием определенность; нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество. Гегель определяет качество через его признаки, т.е. способности объекта взаимодействовать с другими объектами особенным образом.
Слайд 9

Определение «качества» по Ф.Энгельсу Ф. Энгельс определил, что существуют не качества,

Определение «качества» по Ф.Энгельсу

Ф. Энгельс определил, что существуют не качества,

а вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами. Таким образом, понятие «качество» рассматривалось изначально как логическая категория, составляющая различные ступени познания мира и вещей, как непосредственная характеристика бытия объекта.