История как наука

Содержание

Слайд 2

. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и

. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и

залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно. История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и
восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека" (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 9).Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление". Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения
возникает третий смысл понятия "история".
Слайд 3

Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление

Под историей стали понимать род
литературы, специальной функцией которой было установление

и фиксирование
истины.Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические
теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией,
географией, литературой, философией, культурой.
Слайд 4

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной

революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой. Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою
очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и
собственно исторические (время) дисциплины. В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:
1."Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах"(математика, физика, химия, биология, психология, социология).
2."История" - "науки о реализованных возможностях или фактах"(астрономия,
геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).
3."Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина,педагогика).
Слайд 5

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в

процессе познания как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.
Мы будем изучать историю как науку в развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
Слайд 6

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке:

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке:

"В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" (В.О. Ключевский. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I. С. 14).
Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.
Слайд 7

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс,

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс,

раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований.
Слайд 8

Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение

Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение

названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.
История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в "общий рынок" общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации
сопровождался углублением взаимосвязей. История, как впрочем, и другие гуманитарные и социальные науки конца XIX - XX
вв. не избежала влияния и психологии.
Слайд 9

Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические

Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические

законы эволюции народов" (Лебон. 1894) и "Психология народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция "подсознательного" может быть ключом к пониманию исторических личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории.
Термин "психоистория" появился в 50-е годы в США, где в это время издавались журналы по психоистории.
Слайд 10

Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и

Их героями были такие исторические личности, как
Гитлер, Троцкий, Ганди и

т.д. Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников - дневников, писем, воспоминаний.Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских
религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями.
Слайд 11

Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.Сегодня для

Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.Сегодня для

историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на
основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы,
проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.