Содержание
- 2. русская философия (XIX – XX вв.) собирательное название философских концепций русских мыслителей Традиционно началом русской философии
- 3. Основная проблематика русской философии: Проблема человека; Космизм; Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути России
- 4. Основные черты русской философии: По мнению Н.О. Лосского – русского религиозного мыслителя, создателя интуитивизма в философии
- 5. Этапы развития русской философии Славянофильство и западничество Народничество Философия всеединства Религиозная философия – Софиология Космизм
- 7. Философия всеединства Представители: Владимир Соловьев, Сергей и Евгений Трубецкие, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Лев Карсавин Семен
- 8. Проявления всеединства В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари, Бога и человека; В
- 9. Бог есть совершенное троичное единство: Благо-Истина-Красота БЛАГО есть единство желаемое (Бог-Сын) ИСТИНА – единство объективно представляемое,
- 10. ? Что может соединить и примирить материальный и духовный миры?
- 11. Вера В. Соловьёва в спасительную миссию КРАСОТЫ Красота Ф. М. Достоевский «Красота спасёт мир»
- 12. Соловьев Владимир (1853-1900 гг.) Сын выдающегося историка Сергея Соловьева, он учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом
- 13. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека.
- 14. Философия Соловьева направлена на решение практических задач: во-первых, совершенствование мира; во-вторых, претворение в жизнь христианских идеалов
- 15. Соловьев считает, что в основу теоретической философии должно быть положено нравственное начало. Нравственный принцип: «Я стыжусь,
- 16. Откуда в мире зло? Соловьев рассуждал: поскольку элементы, составляющие мир, пребывают в Боге, из этого следует,
- 17. Этика Человек отделяет себя от других существ Посредством стыда Жалость указывает на солидарность всего живого Благоговение
- 18. Проявления нравственности: 1. Право (минимум нравственности) 2. Любовь (максимум нравственности) Философия нравственности, таким образом, переходит в
- 19. «Всеединство» – такая картина мироздания, где: а) Бог - есть абсолютное сверхприродное идеальное начало; б) а
- 21. 1.Источник бытия природы и общества, материального и духовного является Абсолют (Логос) – всеобщее начало мира. 2.
- 22. Заняться религиозной философией Соловьева побудило видение Прекрасной Дамы, которое повторялось трижды: в детстве, во время занятий
- 23. София – мистическое, вечно женственное проявление Бога: София – не отвлеченно-рассудочное, а конкретно-идеальное начало мира Душа
- 24. Онтология (учение о бытии) Вл.С.Соловьёва Существует абсолютный мир как воплощение божественного Этому миру противостоит видимый, сотворённый
- 25. София есть «любовь Любви к любви» Любовь Творца София Любовь сотворенного Творцом творения София — Душа
- 28. Н.Рерих «София-Премудрость»
- 29. Гносеология (учение о познании) Всеединство постигается лишь цельным знанием, в котором соединяются Знание Эмпирическое (научное) Рациональное
- 30. Аксиология (раздел философии о ценностях в жизни человека) Всеединство Синтез Красоты Истины Добра
- 31. Русская идея и исторический долг России заключаются в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной троицы органического
- 33. «Цельное знание»: теософия Синтез философии, науки и религии Эмпиризм занимается лишь внешними предметами, рационализм – отвлеченными
- 34. Можно ли познать Бога? Бог, по мнению ученого, заключает в себе всю множественность мира. Можно говорить
- 35. Какой образ человека сложился в философии Вл. Соловьева? Человек — противоречивое, творческое существо, которое стремится к
- 37. «Бог в человеке»: теургия 1. Стоит задача соединения человечества, всех наций и Бога. Это будет являться
- 38. Соборность «Общество есть дополненная, или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное общество» «Степень подчинения
- 39. «Всечеловечество»: теократия Развитием общества управляют три силы: центростремительная, центробежная и примиряющая. Отличительная особенность русской души –
- 40. Николай Онуфриевич Лосский Годы жизни: 1870-1965. Философ-идеалист, профессор Петербургского университета, он был выслан в 1922 году
- 41. В чем сущность интуитивизма? Лосский разработал учение, которое назвал интуитивизмом. Под интуитивизмом он понимал духовное видение,
- 43. Как обрести органическое миропонимание? Чтобы обрести такое миропонимание, необходимо признать, что все существующие ценности и представления
- 44. Что понимал Лосский под истинным знанием? Всякое истинное знание должно проникать в сущность вещей, возвышаться над
- 45. Семен Людвигович Франк Родился в 1877 в Москве. Франк прошел в своем духовном развитии три этапа.
- 46. В чем смысл жизни человека? Франк считал, что смысл человеческой жизни должен заключаться в «великом общем
- 47. Павел Флоренский (1882 - 1917) Снял противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и
- 48. Последователь философии всеединства Соловьева, крупнейший представитель русской религиозной философской мысли, энциклопедически образованный человек, полиглот, обладавший блестящими
- 49. Центром религиозно-философской проблематики П. Флоренского является концепция “метафизического всеединства” и “софиология”. Его замысел — построить “конкретную
- 50. «Столп и утверждение истины» Истина разбита на множество «осколочных» истин, каждая из которых неполна и однобока.
- 51. Физический мир у Флоренского двойственен. Космос — это борьба двух принципов: Хаоса и Логоса. Логос —
- 52. «Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые
- 53. Антиномичность рассудка Рассудок полон неразрешимых противоречий, которые не упраздняются, а лишь углубляются в процессе логических рассуждений
- 54. "Познание совершается любовью", — писал Флоренский. Познание предмета — это род общения с ним, созидание единства
- 55. Одним из высших религиозно-художественных символов духовной реальности П.А. Флоренский считал икону. Он специально исследовал технические средства
- 56. Николай Бердяев (1874-1948) Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества» единственный механизм творчества - свобода. ввел и
- 57. «Смысл истории» История – это драма любви и свободы, развертывающаяся между Богом и Его другим Я,
- 58. Свобода Действия человека абсолютно свободны, неподвластны Богу, который не может даже их предвидеть. Бог лишь помогает
- 59. Дуализм в его метафизике: это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время
- 60. Человек и Бог Человек – существо неспокойное, больное, раздвоенное, отчужденное – но именно потому способное творить.
- 61. «Наиболее неприемлемо для меня чувство Бога как силы, как всемогущества и власти. Бог никакой власти не
- 62. «Философия творчества» «Именно в творчестве человек наиболее подобен Творцу». «В творческом акте человек выходит из себя,
- 63. Творчество — смысл жизни Как образ и подобие Творца, человек сам есть творец и призван к
- 64. «Ложные центры» человеческого бытия Социализм Гуманизм Рационализм Теория прогресса Культ техники Коллективизм Либерализм Атеизм Дегуманизация Обезличивание
- 65. Русская идея «Русская идея есть идея коммюнотарности и братства» России Богом предназначено стать великим целостным единством
- 66. Всякий жизненный строй — иерархичен и имеет свою аристократию, не иерархична лишь куча мусора и лишь
- 68. Сергей Булгаков (1871 - 1944) Труды: «Философия хозяйства» «Свет Невечерний» «Философия имени» с 1918 г. –
- 69. Критика теории прогресса Смысл истории в том, чтобы «унавозить собой будущую гармонию»? Бесконечный прогресс есть торжество
- 70. «Философия хозяйства» История – мучительная попытка человека упорядочить свое земное бытие, приводящая ко все большему хаосу.
- 71. «Христианство и социализм» Либерально-гуманистический (мещанство) – сплошной прагматизм (средства без цели) Атеистический (марксизм) – есть идейность,
- 72. Космизм Представители: Н.Ф. Федоров (1829-1903) К.Э. Циолковский (1857-1935) В.И. Вернадский (1863-1945) А.Л.Чижевский (1897-1964) Философское мировоззрение, в
- 73. Философия космизма – одно из выдающихся достижений русской философии. В ее основе лежат три фундаментальных принципа.
- 74. Третий: космическая сила человека требует нового космического сознания (мышления). Однако этого нет. Сознание остается старым, частным
- 75. Натуралистическое направление (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. А.
- 76. Суть этого подхода к решению проблемы лежит в устранении опасностей, которые порождает разум, и устранены они
- 77. Цель «общего дела» – материализация идей христианства, воплощение их в реальную жизнь. Путь достижения этой цели
- 78. Николай Федоров Философия «общего дела» Воскрешение предков – патрификация Его осуществит Бог нашими руками, с помощью
- 79. Пафос Фёдоровского творчества заключается в обосновании идеи преодоления смерти. Смерть – это главное зло мира, по
- 80. Ключевую роль в учении Федорова играла идея преодоления смерти через воскрешение умерших. В отличие от ортодоксального
- 81. 1. Создать специальные научные центры, где ученые физики, химики, астрологи, физиологи, археологи и представители науки о
- 82. 3. Воскресить всех умерших предков на основе молекул, некогда принадлежавших им при жизни. 4. После оживления
- 83. Таким образом, на этом этапе «общее дело» – воскрешение предков – переходит в главное общее дело
- 85. Линия Н. Ф. Федорова была продолжена Э. К. Циолковским, пафос философии которого – создание нового космического
- 87. Космическая философия К. Э. Циолковского Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми
- 90. Скачать презентацию