Проблема субстанции в истории философии

Содержание

Слайд 2

СУБСТАНЦИЯ некое первоначало; то, что лежит в основе всех вещей, или

СУБСТАНЦИЯ

некое первоначало; то, что лежит в основе всех вещей, или сущность

всех вещей.

СУБСТАНЦИЯ

некое предельное основание — постоянное, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводится все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира.

земля, вода, воздух, огонь или мысленные конструкции

материя, Бог, сознание, идея, эфир и т. п.

Слайд 3

философский монизм (от греч. monos — один, единственный) дуализм (от лат.

философский монизм (от греч. monos — один, единственный)

дуализм (от лат. dualis

— двойственный)

плюрализм (от лат. pluralis — множественный)

Основные концепции

Слайд 4

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ МОНИЗМ мир един и неделим; он изначально материален, и именно

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ МОНИЗМ

мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность

лежит в основе его единства.

ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ МОНИЗМ

признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия.

ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ

например, у Платона — это вечные идеи, в средневековой философии — Бог, у Гегеля — несотворимая и саморазвивающаяся «абсолютная идея»

Разновидности монизма

04.

СУБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ

например, у Эрнста Маха, выводившего состояния действительности из «нейтрального» начала — неких умозрительных конструкций, «элементов» мира

Слайд 5

По определению Р. Декарта Субстанция — это вещь, которая не нуждается

По определению Р. Декарта

Субстанция — это вещь, которая не нуждается для

своего бытия ни в каких иных основаниях, кроме себя самой.
В природном мире, согласно Декарту, существуют только две субстанции:

ДУХОВНАЯ (SUBSTANTIA COGITAS)

МАТЕРИАЛЬНАЯ (SUBSTANTIA EXTENSA)

Неделима, ее основной атрибут есть мышление. Модусы мышления — это воображение, чувство и желание.

Делима до бесконечности, ее основной атрибут — протяженность. Модусы протяженности — это фигура, положение, движение.

ПРИРОДА - МЕХАНИКА

РАЗУМНЫЕ ДУШИ - ПСИХОЛОГИЯ

Слайд 6

По определению Б.Спиноза Субстанция есть то, что является причиной самой себя.

По определению Б.Спиноза

Субстанция есть то, что является причиной самой себя.

Это Бог, отождествляемый с природой.
Эта онтологическая позиция называется пантеистическим монизмом.

Все остальное — это только модусы субстанции, которыми являются все протяженные предметы и мыслящие существа.
Модусы мышления согласованы с модусами протяженности и зависят от божественной субстанции.

МЫШЛЕНИЕ

ПРОТЯЖЕННОСТЬ

Единая субстанция, по его мнению, имеет два важнейших атрибута

Слайд 7

действующие — они порождают преобразования в соединениях монад (телах) целевые, или

действующие — они порождают преобразования в соединениях монад (телах)

целевые, или финальные

— это внутренние причины развития отдельных монад

По определению Г.Лейбница

Монада (от греч. топаз — единое, единица) — это нечто вроде атома Демокрита, но понимаемого в духовном смысле.
Она неделима, но обладает протяженностью, активна, нематериальна, воспринимается только разумом.

Лейбниц первым среди философов Нового времени выдвигает идею всеобщего развития в природе.

Лейбниц выделяет два различных типа причин развития монад:

Слайд 8

Основные черты теории познания Готфрида Лейбница убеждение в реальности врожденного знания

Основные черты теории познания Готфрида Лейбница

убеждение в реальности врожденного знания (но

не как готовых идей, а как склонностей и потенций);
примирение чувственного познания («истины факта») и рационального («истины разума»);
рациональное познание ставится выше чувственного, так как позволяет постигать общие положения и имеет необходимый характер.
Слайд 9

09. В 80 - 90-х гг. XX в. в физических практиках

09.

В 80 - 90-х гг. XX в. в физических практиках для

определения качества субстанции употребляется понятие физический вакуум, флуктуации которого устанавливают известные формы физической действительности.

МДМ

В рамках синергетического подхода имеет место возвращение к учению древнегреческой философа Эмпедокла, который полагал, что мир мыслится от хаоса к порядку. Такой подход позволяет анализировать с новых позиций все существенные формы материального бытия.

Современное положение дел