История конфликтологии

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ I ДОНАУЧНЫЙ (Философско-исторический) от эпохи Античности до конца XIX

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

I ДОНАУЧНЫЙ (Философско-исторический) от эпохи Античности до конца XIX века
осмысление

роли конфликтов в человеческой жизни
II МОНОДИСЦИПЛИНАРНЫЙ
(конец XIX - начало XX)
- исследование конфликтов рамках одной конкретной науки: социология, психология, философия, история)
III МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ
(конец 50 гг ХХ века по настоящее время)
- систематизация и интеграция научных знаний о конфликтах
Слайд 3

I. ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД Линии развития: ЛИНИЯ ПОРЯДКА – АРИСТОТЕЛЬ (Томас Мор,

I. ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Линии развития:
ЛИНИЯ ПОРЯДКА – АРИСТОТЕЛЬ (Томас Мор, Дени Дидро,

Франсуа Рабле, Парсен)
ЛИНИЯ КОНФЛИКТА – ГЕРАКЛИТ (И. Кант Г. Зиммель, Томас Гоббс, М.Вебер, К. Маркс, Л. Козер)
Слайд 4

ТЕОРИЯ СИСТЕМ Каждая система (личность, группа, общество) имеет периоды стабильности (гармонии)

ТЕОРИЯ СИСТЕМ

Каждая система (личность, группа, общество) имеет периоды стабильности (гармонии) и

периоды развития (изменения),
сопровождающиеся конфликтами
Слайд 5

II. МОНОДИСЦИПЛИНАРНЫЙ (конец XIX начало XX) исследования ориентированы на решение задач

II. МОНОДИСЦИПЛИНАРНЫЙ

(конец XIX начало XX) исследования ориентированы на решение задач в

рамках одной конкретной науки: 
социология, психология, философия, история
/ \
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ
КОНФЛИКТА КОНФЛИКТА
Слайд 6

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА -Психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г.Юнг); - Этологическое (К.Лоренц,

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

-Психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г.Юнг);
- Этологическое (К.Лоренц, Н.Тинберген);
-

Теория групповой динамики (К.Левин;Л.Линдслей);
- Фрустрационно-агрессивное (Л.Берковитц, Д.Доллард);
- Поведенческое (А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс);
- Социометрическое (Д.Морено, Г.Гурвич, С.Додд);
- Интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани)
Слайд 7

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА - Функциональная теория конфликта (Г.Зиммель) - Социал-дарвинизм (Г.Спенсер) Социотропное

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

- Функциональная теория конфликта (Г.Зиммель)
- Социал-дарвинизм (Г.Спенсер)
Социотропное направление (У. Мак-Дугалл,

С.Сигеле);
Марксистская теория конфликта (К. Маркс)
Теория структурного функционализма (Т.Парсонс)
- Политологические теории (теории политических групп, стабильности, этнополитические теории
Слайд 8

III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ 1. Теоретический период: Л.Козер (1956) Теория функционально-позитивного конфликта Р.

III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ

1. Теоретический период:
Л.Козер (1956) Теория функционально-позитивного конфликта
Р. Дарендорф (1957) Конфликтная

модель общества
К. Боулдинг (1963) Общая теория конфликта
Слайд 9

2. Экспериментальный период 1960 г. – открытие центра по изучению конфликтов

2. Экспериментальный период
1960 г. – открытие центра по изучению конфликтов в

Мичиганском университете
М. Шериф (групповое поведение)
Д. Раппопорт (игровое поведение)
К. Томас (стратегии в конфликте)
М. Дойч, Дж.Скотт (коммуникация)
Слайд 10

3. Период практики 70-е годы ХХ века Д. Горовиц, Бордман (тренинги)

3. Период практики 70-е годы ХХ века
Д. Горовиц, Бордман (тренинги)
Р.Фишер, У.

Юри (гарвардский метод переговоров)
Ч. Освуд (ПОИР)
У.Линкольн, Ф.Форсайт (медиация)
Слайд 11

ТЕМА 1. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ Для китайской традиции мышления

ТЕМА 1. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Для китайской традиции мышления характерны

следующие особенности:
1) прагматизм, или практичность, направленность на практические вопросы
2) социальность, сосредоточенность прежде всего на взаимоотношениях индивида и общества, социально­этических проблемах.
Слайд 12

«И ЦЗИН» Книга перемен о двух конфликтующих силах инь и ян.

«И ЦЗИН»

Книга перемен о двух конфликтующих силах инь и ян.
Ян

- свет, тепло, символ мужского начала,
обозначается сплошной чертой (—),
Инь - холод, тьма, женское начало, обозначается прерывистой чертой (---)
Слайд 13

_____ _____ солнце и тепло - большой Ян - - -

_____
_____ солнце и тепло - большой Ян
- - - - -

- - - - - луна и холод – большая Инь
- - - - -
_____ день – малый Ян
____ ночь – малая Инь
- - - -


Слайд 14

Сочетания инь и ян по три образуют 8 триграмм. Три Яна

Сочетания инь и ян по три образуют 8 триграмм.
Три Яна

- НЕБО,
Три Инь - ЗЕМЛЯ.
Эти 8 триграмм могут попарно комбинироваться в гексаграммы (комбинации из 6 элементов).
64 гексаграммы, каждая из которых имеет свое название и толкование
Слайд 15

ЭПОХА ЧЖАН-ГО Расцвет социально-философской мысли Китая приходится на VI - III

ЭПОХА ЧЖАН-ГО

Расцвет социально-философской мысли Китая приходится на VI - III вв.

до н. э. Это время носит название эпохи ЧЖАН-ГО - Борющихся царств
В этот же период возникает несколько конкурирующих философских школ
Слайд 16

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ КОНФУЦИАНСТВО («школа образованных людей») ДАО­СИЗМ (учение о Дао) ФА-ЦЗЯ («школа закона»)

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
КОНФУЦИАНСТВО («школа образованных людей»)
ДАО­СИЗМ (учение о Дао)
ФА-ЦЗЯ («школа закона»)

Слайд 17

КОНФУЦИАНСТВО Основатель Конфуций (Кун-цзы - «Учитель Кун» 551 - 479 гг.

КОНФУЦИАНСТВО

Основатель Конфуций (Кун-цзы - «Учитель Кун» 551 - 479 гг. до

н.э.
Основал около 500 г. до н.э. свою собственную школу для подготовки «благородных мужей» - ЦЗЮНЬ ЦЗЫ - будущих администраторов
Слайд 18

НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и

НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ

«Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда

в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды».
Слайд 19

ИСТОЧНИК КОНФЛИКТОВ источник конфликтов в делении людей на «благородных мужей» ЦЗЮНЬ

ИСТОЧНИК КОНФЛИКТОВ

источник конфликтов в делении людей на «благородных мужей» ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

- (образованных, грамотных и воспитанных людей)
и простолюдинов СЯО-ЖЕНЬ(«малых людей»). Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок, а для малых людей — выгода.
Слайд 20

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ

Слайд 21

Конфуцианский идеал личности 1) БЕСКОНФЛИКТНОСТЬ, умение ладить с окружающими, сочетающаяся с

Конфуцианский идеал личности

1) БЕСКОНФЛИКТНОСТЬ, умение ладить с окружающими, сочетающаяся с

глубокой принципиальностью и бескорыстностью.
2) ЭТИЧЕСКИЙ, а не социально-классовый характер противоречий между «низким человечком» и «благородным мужем»
3) Говоря о «низком человечке», Конфуций в первую очередь имел в виду недостойных министров и вельмож.
4) В то же время цзюнь цзы мог стать почти каждый, в деле ОБУЧЕНИЯ ни для кого не существует «никаких различий».
Слайд 22

ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА: 1. ПРАВИЛА-ЛИ или ТРАДИЦИИ-ЛИ - неукоснительное соблюдение традиций, обычаев

ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА:

1. ПРАВИЛА-ЛИ или ТРАДИЦИИ-ЛИ - неукоснительное соблюдение традиций, обычаев и

ритуалов;
2. «Исправление имен»: вернуть понятиям, ставшим пустыми словами, их первоначальный смысл, чтобы все твёрдо придерживались своих обязанностей;
3. Принцип взаимосвязи Правил-ли и «исправления имен» включают уважение к старшим (сяо), патриархальность и уподобление государства большой семье;
4. Принцип гуманности (жэнь): не убивать, а научить
5. Принцип доверия народа к проводимой политике
Слайд 23

ВЫВОДЫ: 1) К стремился создать гуманное и гармоничное общество, основанное на

ВЫВОДЫ:

1) К стремился создать гуманное и гармоничное общество, основанное на убеждении,

с одной стороны, и на добровольном подчинении, с другой.
2) Положительной чертой конфуцианства следует признать и культ знания, учения (оторваны от жизни).
3) Крайне формализовано и консервативно
Слайд 24

Основатель ЛАО-ЦЗЫ - личность полулегендарная. Главная книга даосизма - «ДАО ДЭ

Основатель ЛАО-ЦЗЫ - личность полулегендарная.
Главная книга даосизма - «ДАО ДЭ

ЦЗИН» - «Книга о дао и дэ») была написана IV в. до н.э.
Понятие «ДАО» в китайском языке буквально означает «путь», «дорога», но для ДАОСОВ это первоначало, первооснова мира, тождество противоположностей

ДАОСИЗМ - учение о Дао

Слайд 25

ПРИНЦИПЫ ДАОСИЗМА 1. Парадоксализм («великий квадрат не имеет углов», «великая добродетель

ПРИНЦИПЫ ДАОСИЗМА

1. Парадоксализм («великий квадрат не имеет углов», «великая добродетель похожа

на грех», «великая человечность бесчеловечна»);
2. Интуитивный характер знания, антиинтеллектуализм;
3. Взаимный переход противоположностей («человек при рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти твёрд и крепок. Твёрдое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое - то, что начинает жить»).
Слайд 26

ОТЛИЧИЕ ОТ КОНФУЦИАНСТВА 1) Принцип «У ВЭЙ» - недеяние. Даосы отвергали

ОТЛИЧИЕ ОТ КОНФУЦИАНСТВА

1) Принцип «У ВЭЙ» - недеяние.
Даосы отвергали конфуцианский

идеал «благородного мужа». Даосский мудрец («совершенномудрый») не выставляет свою мудрость напоказ, а живет согласно естественному ходу вещей, не мешая ему.
2) Естественность - основа социального порядка.
Слайд 27

Школа легистов (ЗАКОННИКОВ) или ФА-ЦЗЯ Основатель ШЭНЬ БУХАЙ (400 - 337

Школа легистов (ЗАКОННИКОВ) или ФА-ЦЗЯ

Основатель ШЭНЬ БУХАЙ (400 - 337 гг.

до н.э.) - ранний теоретик искусства оптимальной администрации в IV - III вв. до н.э.
«Фа», строго говоря, не закон, а правовой акт верховной власти, УКАЗ или рескрипт - Культ сильного государства.
«ФА» как нечто искусственное противопоставлялось «ЛИ»
Слайд 28

ИДЕИ ШЕНЬ БУХАЯ 1) Главное внимание уделяется правителю, в нем воплощается

ИДЕИ ШЕНЬ БУХАЯ

1) Главное внимание уделяется правителю, в нем воплощается некое

абсолютное начало.
2) Главный принцип деятельности правителя, заимствованный легистами у даосов - недеяние (У ВЭЙ).
Слайд 29

ИДЕИ ШАН ЯН 1) Человек по своей природе глуп и порочен.

ИДЕИ ШАН ЯН

1) Человек по своей природе глуп и порочен. Это

неплохо. За пороки надо наказывать, а глупость даже удобна при управлении.
2) Главные методы управления - суровые законы и жестокие наказания.
Слайд 30

ИДЕИ ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ 1) Главной ценностью было государство, его сила и

ИДЕИ ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ

1) Главной ценностью было государство, его сила и мощь.

Только единый и равный для всех ЗАКОН, считал он, может способствовать достижению этого.
2) Искусство управления выше закона. Закон - для народа, а искусство управления - для государя.
3) Антиинтеллектуализм: философы-книжники бесполезны для государства
4) Крайняя жестокость
Был убит ЛИ СЫ
Слайд 31

РАСПАД ИМПЕРИИ ЦИНЬ Первый император Цинь Шихуан (221 - 210 гг.

РАСПАД ИМПЕРИИ ЦИНЬ

Первый император Цинь Шихуан (221 - 210 гг. до

н.э.), страдал паранойей.
Закрыты философские школы, труды сожжены, империя распалась.
Новая ИМПЕРИЯ ХАНЬ –
Конфуцианство и легизм соединились и просуществовали до падения монархии в ХХ веке.
Слайд 32

«ИСКУССТВО ВОЙНЫ» СУНЬ-ЦЗЫ (V - IV вв. до н.э.) выдающийся полководец эпохи Борющихся царств

«ИСКУССТВО ВОЙНЫ»

СУНЬ-ЦЗЫ (V - IV вв. до н.э.) выдающийся полководец

эпохи Борющихся царств