Содержание
- 2. ПЛАН Общая характеристика и значение античной философии Периодизация Источники Ранняя греческая философия Некоторые особенности ионийцы и
- 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Термин «Античная философия» обозначает классическую философскую традицию Древней Греции и Рима.
- 4. историческое и культурное значение Античная философия была исторически первой формой теоретического знания, создав основу для развития
- 5. Значение философской традиции уже в античности мы видим постановку большинства проблем, которые станут предметом рефлексии на
- 6. Ареал античной философии Географически распространение античной философии совпадает с ареалом существования государств средиземноморского бассейна.
- 7. периодизация античной философии
- 8. периодизация античной философии Условно принятая дата начала античной философии – 585 г. до н.э., а первым
- 9. периодизация античной философии Концом античной философии принято считать 529 г. н.э., когда эдиктом христианского византийского императора
- 10. ранняя греческая философия (досократовский период) 6-5 вв. до н.э. Основные философские регионы: Иония (западное побережье Малой
- 11. эллинское Просвещение (2-я пол. 5 в. до н.э.) С этого времени основным философским центром Греции становятся
- 12. Классический период (4 в. до н.э.) Философы: Платон, Аристотель
- 13. Эллинистическая философия (после 322 г. до н.э. – сер. 1-го в. до н.э.) Главные философские центры:
- 14. Философия на рубеже тысячелетий (сер. 1 в. до н.э. – 3 в н.э.) Главные философские центры:
- 15. позднеантичная философия (2-я пол. 3-го в. н.э. – 6 в. н.э.) возникновение и развитие неоплатонизма Основные
- 16. Источники античной философии Письменные произведения, написанные философом – основной источник изучения его творчества.
- 17. Источники античной философии В отношении античной философии существует ряд трудностей касательно источников. Не все философы писали
- 18. Источники античной философии В целом от Античности до нас дошла сравнительно небольшая часть философских текстов
- 19. Источники античной философии Что сохранилось? сочинения Платона и Аристотеля и позднеантичные комментарии к ним, а также
- 20. Источники античной философии сочинения авторов более раннего периода практически до нас не дошли, а от ранних
- 21. Источники античной философии Как же ученым удается реконструировать философские взгляды мыслителей античности?
- 22. Источники античной философии большие или меньшие фрагменты этих сочинений можно обнаружить, например, в виде цитат, в
- 23. Источники античной философии Работа ученых заключается в том, чтобы обнаружить и систематизировать эти фрагменты
- 24. Источники античной философии немецкий исследователь Герман Дильс проделал подобную работу в отношении ранних греческих философов. Его
- 25. Перейдем к характеристике отдельных периодов обратим внимание, что каждый период характеризуется рядом общих черт, связанных как
- 26. Ранняя греческая философия
- 27. ионийцы и италийцы Ранняя греческая философия не была однородной по своим мировоззренческим установкам. Можно говорить о
- 28. Различие мировоззренческих установок философствования ионийцев и италийцев Для ионийцев его движущей силой было удивление, любопытство по
- 29. Милетская школа
- 30. Характеристика милетской школы Милетскую школу отличал преимущественный интерес к сфере природного, тому, что позднее стало относится
- 31. Милетцы – первые натурфилософы не следует думать, что милетцы были учеными в современном значении этого слова
- 32. Основная философская идея милетцев Постановка проблемы первоначала (или начала) сущего
- 33. Суть проблемы первоначала Окружающий нас мир состоит из огромного многообразия вещей, в большей или меньшей степени
- 34. Проблема соотношения единого и многого – одна из фундаментальных философских проблем
- 35. милетцы предложили первый известный в истории европейской философии способ ее решения.
- 36. Должно существовать нечто, что, во-первых, присутствует в вещах в качестве единообразной основы, а, во-вторых, является генетически
- 37. Это нечто и получило название начало
- 38. Обратим внимание, что милетцы не рассматривают начало в качестве отвлеченного философского понятия.
- 39. у Фалеса началом всего является вода
- 40. Казалось бы, Фалес не оригинален. Задолго до него великий греческий поэт Гомер писал о том, что
- 41. Почему именно Фалеса принято считать первым античным философом?
- 42. Постановка проблемы, осуществленная Фалесом не просто генетическая, как у Гомера, она имеет онтологический характер. Фалес умом
- 43. Такое сущностное основание вещей, лежащее в их основе получило название субстанция
- 44. Первоначало у Анаксимандра Понимание первоначала получило свое развитие у Анаксимандра, который назвал его особым термином апейрон.
- 45. апейрон Беспредельность апейрона означает, что начало нельзя отождествлять не с одной из стихий, известных древним –
- 46. Космогония Анаксимандра та часть учения философов, в которой излагаются их взгляды на происхождение вселенной называется космогонией
- 47. Космогония Анаксимандра Присутствие космогонических взглядов – существенная черта натурфилософии
- 48. Космогония Анаксимандра Апейрон Анаксимандра не имеет начала во времени, он не возник, то есть существует вечно.
- 49. Первоначало у Анаксимена Первоначалом у Анаксимена является воздух. этот воздух, как и воду у Фалеса, конечно,
- 50. Гилозоизм как черта милетской философии для милетцев характерен особый взгляд на мир как на живое одушевленное
- 51. Гилозоизм как черта милетской философии Такой взгляд, приписывающий жизнь неживым предметам, называется гилозоизмом
- 52. Монизм как черта милетской философии Милетцы, в отличие от более поздних досократиков, еще не проводили различение
- 53. Философия милетцев еще сохраняет ряд черт, присущих мифологическому мировоззрению
- 54. Этот мифологизм проявляется в: Создании чисто умозрительных космогонических систем (ср. Гомер, Гесиод) Метафоричности понимания начала
- 55. Космоцентризм как философское мировоззрение досократиков Преимущественный интерес к познанию природы и ее законов, как мы видели,
- 56. космос Необходимо обратить внимание на слово «космос» в философском лексиконе досократиков. Природа для них не просто
- 57. Комоцентризм и пантеизм В этом смысле природа божественна. Бог – это и ум космоса и некоторый
- 58. Микрокосм и макрокосм Человек рассматривается досократиками как часть природы, подчиненная тем же самым законам, как природа
- 59. Пифагор и пифагорейцы
- 60. Мировоззренческие установки пифагорейцев Если для милетцев в их философии в целом характерно, так сказать, религиозное безразличие
- 61. Орфическая религия Одним из положений ее доктрины был рассказ о происхождении человека из пепла титанов, уничтоженных
- 62. Влияние орфизма на пифагореизм Идея бессмертия и божественности души, ее обреченность на цепь перевоплощений (эта идея
- 63. Почему пифагореизм философия, а не религия? Пифагор иначе, чем орфики, понимал способ освобождения души: Божественной душу
- 64. Как Пифагор понимал эту истину? Следует обратить внимание на два основных положения
- 65. Как Пифагор понимал эту истину? Чаще всего, основываясь на сообщении Аристотеля, делают вывод о том, что
- 66. Как Пифагор понимал эту истину? Однако ряд исследователей сомневается, что Пифагору действительно принадлежит подобная формулировка и
- 67. Как Пифагор понимал эту истину? Скорее нам следует обратить внимание на другую идею Пифагора, согласно которой
- 68. Как Пифагор понимал эту истину? Таким образом, истина у Пифагора выражается через идею предела, то есть
- 69. Значение пифагореизма Фактически мы видим, как в философии зарождается идея различения формы-предела, того, что делает вещь
- 70. Аксиологическое содержание дуализма дуализм у пифагорейцев имеет и аксиологическое содержание. Для них форма, порядок соотносимы с
- 71. Элейская школа
- 72. элеаты Парменид (504-501) Зенон (464) Мелисс
- 73. Новизна элейской философии Принципиальная новизна их метода философствования состояла в том, что в отличие от ранних
- 74. Различие чувственного и логико-теоретического познания Чувственный образ предмета всегда изменчив, в отличие от его сущности, которая
- 75. Парменид впервые проводит различие между знанием-умопостижением и мнением, основанном на чувственном опыте
- 76. Элеатами впервые в философии была поставлена проблема бытия
- 77. Простейшая формулировка проблемы бытия как на самом деле устроен мир, что в нем действительно является существующим
- 78. поставить вопрос об обосновании существования чего-либо, означает необходимость определить, существует ли это нечто на самом деле,
- 79. !!! у элеатов мы обнаруживаем первые попытки дедуктивного анализа понятия бытия и оказывается, что выводы, к
- 80. слово бытие, обозначающее нечто, объективно существующее, происходит от глагола «быть». А что значит быть?
- 81. Обыденное восприятие слова «быть» выглядит так: Для нас очевидно, что всему существующему в мире присущ определенный
- 82. А что показывает дедуктивный анализ?
- 83. Парменид вводит несколько самоочевидных положений должно быть нечто, что есть, что существует, и, следовательно, не может
- 84. Логические следствия из данных положений Если нечто есть, то оно должно обладать следующими определенными свойствами: Оно
- 85. Получаются удивительные выводы бытие должно быть единственным, неподвижным, неизменным. множественность, движение, изменчивость привносятся нашим чувственным восприятием
- 86. Причина этой логической ошибки Причина этой ошибки в том, что мы более доверяем чувственному опыту, чем
- 87. Казалось бы, перед нами очевидное противоречие со здравым смыслом, хотя понятно, что здравый смысл нам часто
- 88. Но в то время утверждения элеатов казались слишком уж необычными.
- 89. И вот Зенон взялся показать, что допущение существования множественности приводит к еще более абсурдным выводам.
- 90. Апории Зенона Известны придуманные им для этого апории (по-гречески «апория» означает затруднение) – своеобразные мысленные эксперименты.
- 91. «Стадий» Движущееся тело, прежде чем преодолеть определенное расстояние, должно сначала пройти его половину, а прежде чем
- 92. «Ахилл» Она показывает, что самый быстрый бегун никогда не догонит самого медленного, если при старте медленный
- 93. «Стрела» Третья апория «Стрела» доказывает, что выпущенная из лука стрела, на самом деле не летит, а
- 94. Эти апории позднее были разрешены Аристотелем, но их решение было связано с различением понятия актуальной и
- 95. Философия элеатов – это монизм, но монизм иного рода, чем у милетцев.
- 96. Отметим важный тезис, провозглашенный Парменидом, согласно которому: «одно и то же мысль о предмете и предмет
- 97. Это означает, что невозможно помыслить несуществующее. Бытие является условием мысли о нем.
- 98. Понятно, что предметом мысли является сущность вещи, а не вещь в ее чувственной данности, хотя бы
- 99. Своеобразие монизма элеатов характер монизма элеатов отличен от монизма милетцев тем, что у последних проблема познания
- 100. Но в этом случае возникает вопрос об онтологическом статусе сущности, то есть умопостигаемого
- 101. Если сущность действительно существует, коль скоро она и является бытием, то что она собой представляет в
- 102. Для досократиков еще не было свойственно различение материального и идеального, но оно будет проведено позднее Платоном,
- 103. Гераклит (540-480) Для Гераклита (540-480), в отличие от Парменида, изменчивость является основной характеристикой бытия. Известно его
- 104. Космос, а не хаос Однако не следует думать, что мир в представлении Гераклита полностью лишен какой-либо
- 105. Логос Мир управляется внутренним принципом порядка и меры, идею которого и выражает гераклитовский Логос. Идея Логоса
- 106. Логос С одной стороны, Логос – это космический закон, проявление разума пантеистически понимаемой природы. А с
- 107. Плюрализм поздних досократиков Поздние досократики в своих натурфилософских построениях уже не могли игнорировать аргументацию элеатов и
- 108. Проблема множественности бытия решалась в них различным способом
- 109. Эмпедокл (484-424) Например, Эмпедокл разработал учение о четырех «корнях»-первоначалах, роль которых он отводил – огню, воде,
- 110. Анаксагор (500-428) Другой плюралист – Анаксагор – высказывает иную идею. Составными частями тел являются гомеомерии –
- 112. Скачать презентацию