Мир на пороге ХХ века

Содержание

Слайд 2

Где приют для мира уготован? Где найдёт свободу человек? Старый век

Где приют для мира уготован? Где найдёт свободу человек? Старый век грозой ознаменован, И

в крови родился новый век.
Сокрушались старых форм основы, Связь племён разорвалась; бог Нил, Старый Рейн и Океан суровый — Кто из них войне преградой был?
Два народа, молнии бросая И трезубцем двигая, шумят И, делёж всемирный совершая, Над свободой страшный суд творят.
Злато им, как дань, несут народы, И, в слепой гордыне буйных сил, Франк свой меч, как Бренн в былые годы, На весы закона положил.
Как полип тысячерукий, бритты Цепкий флот раскинули кругом И владенья вольной Амфитриты Запереть мечтают, как свой дом.

След до звёзд полярных пролагая. Захватили, смелые, везде Острова и берега, но рая Не нашли и не найдут нигде.
Нет на карте той страны счастливой, Где цветёт златой свободы век, Зим не зная, зеленеют нивы, Вечно свеж и молод человек.
Пред тобою мир необозримый! Мореходу не объехать свет; Но на всей земле неизмеримой Десяти счастливцам места нет.
Заключись в святом уединенье, В мире сердца, чуждом суеты! Красота цветёт лишь в песнопенье, А свобода — в области мечты.
Фридрих Шиллер .
Начало нового века

Слайд 3

Периодизация Новейшей истории Новейшая история — период, который включает две исторические

Периодизация Новейшей истории

Новейшая история — период, который включает две исторические эпохи:
этап

завершения развития индустриального общества (1890—1960-е гг.)
этап становления постиндустриального информационного общества (1970-е гг.— настоящее время)
Какие еще исторические периоды вы изучали в 5-9 классах?
Слайд 4

Слайд 5

Различия двух эпох в рамках Новейшего времени 1970-е гг. — настоящее

Различия двух эпох в рамках Новейшего времени

1970-е гг. — настоящее время
этап

становление постиндустриального информационного общества,
Ведущая роль сферы услуг, производства и обработки информации и знаний,
мелкосерийное производство на заказ

1890—1960-е гг.
- завершающий этап развития индустриального общества
- этап массового производства стандартных промышленных товаров
-эпоха электричества и нефти, автомобиля и радио

Слайд 6

Слайд 7

1890—1960-е гг. период бурного роста занятости в промышленности и борьбы рабочего

1890—1960-е гг.
период бурного роста занятости в промышленности и борьбы рабочего класса

за свои права
период формирования общества массового потребления

Различия двух эпох в рамках Новейшего времени

1970-е гг. — настоящее время
-период роста занятости в сфере услуг
- период появления множества разнообразных социальных слоёв, групп, меньшинств, отстаивающих свои права и интересы

Слайд 8

Слайд 9

1890—1960-е гг. период ожесточённой политической борьбы между силами тоталитаризма и демократии

1890—1960-е гг.
период ожесточённой политической борьбы между силами тоталитаризма и демократии
активное государственное

вмешательство в экономику и в дела общества

Различия двух эпох в рамках Новейшего времени

1970-е гг. — настоящее время
период демократизации общества
глобализация
поиск национальной, культурной и религиозной самоидентификации
период утверждения новой роли гражданского общества
уменьшение влияния государства на дела общества

Слайд 10

Слайд 11

1890—1960-е гг. период идеологической борьбы, главным вектором которой было противостояние по

1890—1960-е гг.
период идеологической борьбы, главным вектором которой было противостояние по линии

капитализм—социализм
период модернизма
авторское видение мира
попытки конструирования новых принципов мироустройства
стремление покорить природу

Различия двух эпох в рамках Новейшего времени

1970-е гг. — настоящее время
период нарастания культурно-цивилизационных противоречий в результате демократизации и глобализации
период постмодернизма, когда читатель и зритель становятся соучастниками творческого процесса
стремление жить в гармонии с природой

Слайд 12

Слайд 13

1890—1960-е гг. период неклассической картины мира (человек - песчинка в случайном

1890—1960-е гг.
период неклассической картины мира (человек - песчинка в случайном мире

атомов, мотыльком в остывающем мире нашей Вселенной)
ценности — материальное благополучие и безопасность

Различия двух эпох в рамках Новейшего времени

1970-е гг. — настоящее время
период постнеклассической картины мира, когда человек вновь стремится обрести утраченное гармоничное единство с миром и космосом
ценности — самореализация в различных сферах, статус, самоидентификация

Слайд 14

Слайд 15

Промышленный переворот. Промышленная револю́ция (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) — массовый

Промышленный переворот.

Промышленная револю́ция (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) — массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике,

произошедший в ведущих государствах мира в XVIII—XIX веках.
Слайд 16

Начало модернизации. Модернизация - перехода от традиционного общества к индустриальному, от

Начало модернизации.

Модернизация - перехода от традиционного общества  к индустриальному, от индустриального к постиндустриальному.
первая

модернизация (построение индустриального общества)
 вторая модернизация (становление постиндустриального общества
Слайд 17

Концепции понимания истории Линейное, поступательное развитие истории как о продвижении к

Концепции понимания истории

Линейное, поступательное развитие истории как о продвижении к свободе,

торжеству разума и справедливости (эпоха Просвещения).
Циклическое развитие истории - история замкнутых цивилизаций, каждая из которых переживает свой рассвет, подъем, надлом и упадок (А. Тойнби).
История — это смена эпох, каждая из которых имеет свой внутренний, присущий только ей смысл, язык и систему представлений (В. Дильтей).
Слайд 18

Карл Генрих Маркс (1818 - 1883 года) — немецкий философ, социолог,

Карл Генрих Маркс (1818 - 1883 года) — немецкий философ, социолог, экономист,  писатель, общественный деятель,  историк
Автор классического научного

труда по политической экономии «Капитал. Критика политической экономии» (1867 год).
На основе его творчества появились следующие направления:
В науке — научный метод материалистической диалектики.
В философии — материалистическое понимание философии Гегеля.
В социально-гуманитарных науках — материалистическое понимание истории культуры.
В социальной практике и современных социально-гуманитарных науках — научный социализм, первая научная теория классовой борьбы.
В экономической теории — научная критика политической экономии, первая научная теория прибавочной стоимости.
Слайд 19

Формационный подход Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Формационный подход 

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Смысл его

состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций.
Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства.
Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека.
Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма.
Слайд 20

С изменением содержания способа производства меняется и форма производственных отношений через

С изменением содержания способа производства меняется и форма производственных отношений через

революцию.
И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации.
Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции)
Слайд 21

Арно́льд Джо́зеф То́йнби ( 1889 - 1975) — английский историк, социолог,

Арно́льд Джо́зеф То́йнби ( 1889 - 1975) — английский историк, социолог,  философ истории и культуролог.
Исследовал международную историю

и процессы глобализации, критиковал концепцию европоцентризма. Наибольшую известность ему принёс его 12-томный труд «Постижение истории».
Слайд 22

Цивилизационный подход Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Тойнби рассматривал

Цивилизационный подход

Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу.
Тойнби рассматривал всемирную историю

как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». 
Цивилизация, по Тойнби, — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации; территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.
Слайд 23

Тойнби выделяет 21 цивилизацию египетская, андская, древнекитайская, минойская, шумерская, майяская, сирийская,

Тойнби выделяет
21 цивилизацию
египетская,
андская,
древнекитайская,
минойская,
шумерская,
майяская,
сирийская,
индская,
хеттская,
эллинская,
западная,

12. дальневосточная (в Корее и Японии),
13. православная

христианская (основная) (в Византии и на Балканах),
14.православная христианская в России,
15. дальневосточная (основная),
16. иранская,
17.арабская,
18. индуистская,
19. мексиканская,
20.юкатанская,
21. вавилонская.
Слайд 24

Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве,

Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве,

в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами.
Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы истории проходят сходные этапы развития.
Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения.
Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды.
Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майяская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю.
Слайд 25

Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» ответ на вызов, бросаемый

Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» ответ на вызов, бросаемый ей

природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями.
На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации.
На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия.
Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат.
Правящая элита создаёт универсальное государство, внутренний пролетариат — Вселенскую церковь, внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды.
Слайд 26

Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на

Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю,

как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития. С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход.
Слайд 27

Вильгельм Дильтей (1833- 1911) - немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель

Вильгельм Дильтей (1833- 1911) - немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни, литературовед, который впервые ввёл понятие так называемых наук

о духе, оказал огромное влияние как на современные исторические науки в Германии так и на литературоведение