Учение о сознании и познании

Содержание

Слайд 2

Основные концепции сознания

Основные концепции сознания

Слайд 3

Основные концепции сознания

Основные концепции сознания

Слайд 4

Основные концепции сознания

Основные концепции сознания

Слайд 5

Основные значения термина «сознание» Онтологический подход Сознание – субъективная или объективная

Основные значения термина «сознание»

Онтологический подход
Сознание – субъективная или объективная
реальность, имеющая

идеальный характер.
Гносеологический подход
Сознание – совокупность знаний о чем-либо,
субъективный образ реальности.
Психологический подход
Сознание – высший уровень организации
психической жизни субъекта.
Слайд 6

Функции сознания Целеполагающая (способность к формированию идеального плана и образа деятельности,

Функции сознания

Целеполагающая (способность к формированию идеального плана и образа деятельности, предваряющих

саму деятельность).
Регулятивная (управление действиями и контроль за поведением).
Информационная (трансляция смыслов и формирование духовной жизни индивида и общества).
Слайд 7

Идеальное Представлено в сознании образами, представлениями, мыслями, идеями. Объективируется и транслируется

Идеальное

Представлено в сознании образами, представлениями, мыслями, идеями.
Объективируется и транслируется благодаря воплощению

в знаковых системах, важнейшей из которых является речь.
Слайд 8

Основные свойства идеального Непротяженность и невещественность. Содержательное сходство с отображаемым предметом. Способность передавать информацию о действительности.

Основные свойства идеального

Непротяженность и невещественность.
Содержательное сходство с отображаемым предметом.
Способность передавать информацию

о действительности.
Слайд 9

Проблема сущности идеального Идеалистическое решение Онтологизация идеального (идеальное как мир изначальных

Проблема сущности идеального

Идеалистическое решение
Онтологизация идеального (идеальное как мир изначальных нематериальных

сущностей; идеальное как абсолютный дух или Бог; идеальное как субстанция и т.п.).
Идеальное как непосредственная данность индивидуального сознания, рассматриваемое как нечто первичное и исходное.
Материалистическое решение
Идеальное не субстанциально и генетически связано
с природным материальным, производно от него.
Слайд 10

Признаки сознания Целеполагание. Интенциональность – имманентная направленность на предмет, благодаря чему

Признаки сознания

Целеполагание.
Интенциональность – имманентная направленность на предмет, благодаря чему сознание

всегда представлено некоторым предметным содержанием и является сознанием чего-то (о чем-то).
Слайд 11

Характерные черты сознания творчески активно; конструктивно; целесообразно; обладает самосознанием универсально по форме, объективно по содержанию.

Характерные черты сознания

творчески активно;
конструктивно;
целесообразно;
обладает самосознанием
универсально по форме, объективно по содержанию.

Слайд 12

Язык (речь) как знаковая система Позволяет осуществлять идеализацию (символизацию) реальных предметов

Язык (речь) как знаковая система

Позволяет осуществлять идеализацию (символизацию) реальных предметов

и сторон человеческой деятельности и в этом смысле выступает «телом мысли».
Служит для обозначения предметов.
Выступает средством трансляции смысла от одного субъекта к другому.
Образует вторую сигнальную систему, благодаря которой для человека условными сигналами служат не только предметы или ситуации, но и слова, которые их обозначают.
Слайд 13

Функции языка (речи) Обозначающая Язык как способ действия с миром предметов,состоящий

Функции языка (речи)

Обозначающая
Язык как способ действия с миром
предметов,состоящий и их

именовании,
описании и действии в соответствии со
смыслом произносимых слов и контекстом их
употребления.
Коммуникативная
Язык как средство общения между
субъектами.
Слайд 14

Социальная природа сознания Носителем сознания является человек, включенный в систему общения,

Социальная природа сознания

Носителем сознания является человек, включенный в систему общения, в

культуру, приобщенный к общественно-определенным формам человеческой жизнедеятельности.
Условием становления человека и формирования у него сознания является процесс социализации.
Слайд 15

Познание Познание как специализированный процесс, направленный на получение истинного знания, предполагает

Познание

Познание как специализированный
процесс, направленный на получение
истинного знания, предполагает
движение от

внешних проявлений
предмета к его сущности.
Путь познания: от непосредственного
бытия (явления) к истине (сущности).
Слайд 16

История теории познания: античность Парменид сформулировал различие между истиной и мнением,

История теории познания: античность

Парменид сформулировал различие между
истиной и мнением, обозначив два

возможных
пути в познании действительности. Истина
связана со знанием о Бытии. Непротиворечивость,
вневременность и неизменность Бытия
становятся характеристиками истины как
метода познания.
Сократ предложил метод познания истины,
именуемый майевтикой. Она предполагает
раскрытие содержащейся в субъекте истины.
Слайд 17

История теории познания: античность Платон трактовал знание как припоминание. До рождения,

История теории познания: античность

Платон трактовал знание как припоминание.
До рождения, душа человека

созерцает вечные
идеи, припоминанием которых и занимается
познающий человек в мире теней.
Аристотель утверждал, что знание основано
на опыте (знании о единичной вещи), от
которого разум восходит к абстракции.
Познание состоит в единстве дедуктивных и
индуктивных методов.
Слайд 18

История теории познания: средневековье Знание - божественная благодать. Вера – истинный

История теории познания: средневековье

Знание - божественная благодать. Вера –
истинный метод

постижения истины
откровения. Основной метод рассуждения –
дедукция.
Борьба номинализма и реализма. Победа
номинализма постепенно приводит к
становлению принципиально новых
познавательных стратегий.
Слайд 19

История теории познания: Новое время Акцент на гносеологической проблематике. Можно говорить

История теории познания: Новое время

Акцент на гносеологической проблематике.
Можно говорить о начале

эпистемологии,
поскольку философия начинается как обоснование
возможности именно научного познания.
Появляются две традиции: рационализм и эмпиризм.
Представители рационализма (Декарт, Спиноза,
Лейбниц) утверждали, что познание начинается с
врождённых идей, из которых дедуктивно выводится
знание.
Слайд 20

История теории познания: Новое время Эмпиризм подходит к объяснению знания через

История теории познания: Новое время

Эмпиризм подходит к объяснению знания через абсолютизацию

роли опыта. Френсис Бэкон постулировал индукцию как способ открытия законов природы.
Джон Локк несколько смягчает крайности рационализма и эмпиризма. В его сенсуализме опыт остаётся источником знания для разума, предстающего “чистой доской”, однако восприятие делится на ощущения и рефлексию над ними.
Слайд 21

История теории познания: немецкая классическая философия Иммануил Кант отрицает возможность познания

История теории познания: немецкая классическая философия

Иммануил Кант отрицает возможность познания
мира как

такового (вещь-в-себе). Познание всегда
обусловлено априорными формами чувственности
(время и пространство) и рассудка. Первые
обуславливают восприятие, вторые его
упорядочивают, конструируя предметы на основе
ощущений.
Таким образом, Кант ограничивает возможности
разума, открывая область вещи-в-себе для веры.
Слайд 22

История теории познания: немецкая классическая философия Теория познания Гегеля тесно граничит

История теории познания: немецкая классическая философия

Теория познания Гегеля тесно граничит с

его
онтологией и исходит из принципа: всё разумное
действительно, всё действительное разумно.
Логика обеспечивает познание и исключает
иррациональный компонент из познавательного
процесса. Всё, что не логично – это мышление,
ещё не достигшее адекватной формы.
Предметом познания является Абсолютный дух
в своём историческом развитии.
Слайд 23

История теории познания: современная философия Марксизм: материальное бытие, объективная реальность осознаются

История теории познания: современная философия

Марксизм: материальное бытие, объективная реальность
осознаются познающим субъектом

постольку, поскольку он
усваивает их в формах своей практической познавательной
деятельности.
Феноменология ищет основание знания в жизненном мире
человека. (А.Щюц)
Структурализм видит знание как историческое явление,
различное для каждой эпохи. (М. Фуко)
Философия постмодернизма стремится к разрушению
традиционной иерархической системы знания методами
деконструкции. (Ж.Деррида)
Слайд 24

Определение понятий Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) –

Определение понятий

Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) –
раздел философии, изучающий взаимоотношения
субъекта и объекта

в процессе познавательной
деятельности, отношение знаний к
действительности, возможности познания мира
человеком, критерии истинности и достоверности.
Эпистемология (греч. episteme -знание, logos -
учение) – философско-методологическая
дисциплина, в которой исследуется знание как
таковое, его строение, структура,
функционирование и развитие.
Слайд 25

Теория познания изучает: возможность и структуру самопознания материи (формы, ступени, уровни),

Теория познания изучает:

возможность и структуру самопознания
материи (формы, ступени, уровни),
объективно детерминированную структурой
познаваемой

реальности;
структуру соотношения объективного и
субъективного в мысленных отражениях
действительности (истина, заблуждение);
характер мысленных отражений с точки
зрения их детерминации, проверяемости и
ценностной определенности.
Слайд 26

Основные проблемы гносеологии Выяснение природы самого познания, выявление основ и условий

Основные проблемы гносеологии

Выяснение природы самого познания,
выявление основ и условий познавательного
процесса.
2.

Определение конечного источника знаний,
характеристика объектов познания.
3. Проблема субъекта познания.
4. Вопросы содержания, формы и
закономерностей процесса познания.
5. Оценка результатов познания. (Что есть
истина?)
Слайд 27

Основные принципы принцип познаваемости мира; принцип определяющей роли практики; принцип отражения,

Основные принципы

принцип познаваемости мира;
принцип определяющей роли практики;
принцип отражения, который включает

в
себя следующие идеи: всеобщности отражения;
отражаемое первично, отражающее вторично;
отражение - это диалектический процесс;
познание - высшая форма отражения; образы
отражения субъективны по форме, объективны
по содержанию; исходный и конечный пункт
познания - практика.
Слайд 28

Субъект и объект познания Познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные,

Субъект и объект познания

Познавательное отношение человека к миру
носит социально-опосредованные,
исторически измененные, развивающиеся
формы,

а сам процесс познания представляет
собой сложное диалектическое
взаимодействие объекта и субъекта.
Оно предполагает активное отношение
человека к миру уже потому, что человечество
познает действительность не ради знания
самого по себе, а в целях ее осознанного
преобразования.
Слайд 29

Объект познания природа, общество, человек и его сознание. Важно! Объектом познания

Объект познания

природа,
общество,
человек и его сознание.
Важно! Объектом познания становятся
природные

и социальные явления, которые
вовлечены в круг практической деятельности
общества и в силу этого стали предметом его
познавательного интереса. Но в формировании
объекта познания велика роль не только
социальной практики, но и достигнутого уровня
знаний о мире.
Слайд 30

Субъект познания «Субъект познания не чистый дух, не чистое сознание, как

Субъект познания

«Субъект познания не чистый дух, не чистое
сознание, как утверждали идеалисты,

а человек
как живое, природное существо, наделанное
сознанием». (Л.Фейербах).
Важно! В качестве субъекта познания человек
выступает как общественное, социальное
существо. Он становится субъектом познания,
лишь освоив в обществе язык, овладев ранее
добытыми знаниями, будучи включенным в
практическую деятельность, усвоив
существующие в данное время средства и
методы познания и т.д.
Слайд 31

Структура познания Познание имеет субъект-объектную структуру, которая формируется в результате процесса объективации.

Структура познания


Познание имеет субъект-объектную
структуру, которая формируется в
результате процесса объективации.

Слайд 32

Уровни познания Чувственное познание Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Рациональное

Уровни познания

Чувственное познание
Формы чувственного познания:
ощущение, восприятие, представление.
Рациональное познание
Формы рационального познания:
понятие, суждение,

умозаключение.
Слайд 33

Проблема источника знания Сенсуализм полагает источником и достоверной формой знания ощущения,

Проблема источника знания

Сенсуализм полагает источником и
достоверной формой знания ощущения,
вызываемые воздействием внешнего

мира
(«Нет ничего в разуме, что первоначально не
было в чувствах»).
Эмпиризм полагает источником знания
чувственный опыт и сводит все знание к
описанию этого опыта.
Рационализм утверждает разум и
основанное на нем теоретическое мышление
в качестве источника достоверного
познания.
Слайд 34

Основные концепции истины Классическая Истина понимается как знание, соответствующее предмету. Критерий

Основные концепции истины

Классическая
Истина понимается как знание, соответствующее
предмету. Критерий истины –

опыт.
Когерентная
Истина понимается как логически непротиворечивое
знание. Критерий истины – логическая проверка.
Прагматическая
Истина понимается как полезность, утилитарность.
Критерий истины – применимость знания в
практической деятельности.