Мораль и нравственная культура

Содержание

Слайд 2

ПРИТЧА

ПРИТЧА

Слайд 3

СОЗДАВАЯ РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, БОГИ ПОЗАБОТИЛИСЬ О НЕМ С ЩЕДРОСТЬЮ ПОИСТИНЕ БОЖЕСТВЕННОЙ:

СОЗДАВАЯ РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, БОГИ ПОЗАБОТИЛИСЬ О НЕМ С ЩЕДРОСТЬЮ ПОИСТИНЕ БОЖЕСТВЕННОЙ:

ДАЛИ РАЗУМ, РЕЧЬ, ОГОНЬ, СПОСОБНОСТИ К МАСТЕРСТВУ И ИСКУССТВУ. КАЖДЫЙ БЫЛ НАДЕЛЕН КАКИМ-ЛИБО ТАЛАНТОМ. ПОЯВИЛИСЬ СТРОИТЕЛИ, КУЗНЕЦЫ, ЛЕКАРИ И Т. Д. ЧЕЛОВЕК СТАЛ ДОБЫВАТЬ ПИЩУ, ДЕЛАТЬ КРАСИВЫЕ ВЕЩИ, СТРОИТЬ ЖИЛИЩА. НО НАУЧИТЬ ЛЮДЕЙ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ БОГИ НЕ СУМЕЛИ. И КОГДА ЛЮДИ СОБИРАЛИСЬ ВМЕСТЕ ДЛЯ КАКОГО-НИБУДЬ БОЛЬШОГО ДЕЛА - СТРОИТЬ ДОРОГУ, КАНАЛ, МЕЖДУ НИМИ ВСПЫХИВАЛИ ОЖЕСТОЧЕННЫЕ СПОРЫ, А НЕРЕДКО ДЕЛО КОНЧАЛОСЬ ВСЕОБЩИМ РАЗВАЛОМ. СЛИШКОМ ЭГОИСТИЧНЫ, СЛИШКОМ НЕТЕРПИМЫ И ЖЕСТОКИ БЫЛИ ЛЮДИ, ВСЕ РЕШАЛИ ТОЛЬКО ГРУБОЙ СИЛОЙ... И НАД РОДОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ НАВИСЛА УГРОЗА САМОИСТРЕБЛЕНИЯ.
ТОГДА ОТЕЦ БОГОВ ЗЕВС, ЧУВСТВУЯ СВОЮ ОСОБУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПОВЕЛЕЛ ВВЕСТИ В ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ СТЫД И ПРАВДУ.
ВОСХИЩЕНЫ БЫЛИ БОГИ МУДРОСТЬЮ ОТЦА. ТОЛЬКО ОДИН ВОПРОС ОНИ ЗАДАЛИ ЕМУ: КАК РАСПРЕДЕЛИТЬ СТЫД И ПРАВДУ СРЕДИ ЛЮДЕЙ? ВЕДЬ ТАЛАНТЫ БОГИ ДАРУЮТ ИЗБИРАТЕЛЬНО: ОДНОМУ ПОШЛЮТ СПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЯ, ДРУГОМУ – МУЗЫКАНТА, ТРЕТЬЕМУ – ЛЕКАРЯ И Т. Д.
А КАК ПОСТУПИТЬ СО СТЫДОМ И ПРАВДОЙ?
ЗЕВС ОТВЕТИЛ, ЧТО СТЫД И ПРАВДУ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ВСЕ ЛЮДИ. ИНАЧЕ НЕ БУДЕТ НА ЗЕМЛЕ НИ ГОРОДОВ, НИ ГОСУДАРСТВ, НИ САМИХ ЛЮДЕЙ . . .
Слайд 4

ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПОНЯТИЯ «ЭТИКА»=«МОРАЛЬ»=«НРАВСТВЕННОСТЬ» БЫЛИ ТОЖДЕСТВЕННЫ И ОБОЗНАЧАЛИ СФЕРУ НРАВОВ, ОБЫЧАЕВ, ОБЩЕПРИЗНАННЫХ

ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПОНЯТИЯ
«ЭТИКА»=«МОРАЛЬ»=«НРАВСТВЕННОСТЬ»
БЫЛИ ТОЖДЕСТВЕННЫ И ОБОЗНАЧАЛИ СФЕРУ НРАВОВ, ОБЫЧАЕВ,
ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРАВИЛ

ПОВЕДЕНИЯ.
ПОЗЖЕ ОНИ ПОЛУЧИЛИ СОБСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
ЭТИКА – ЭТО ТЕОРИЯ, НАУКА;
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ – РЕАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
Слайд 5

ПОНЯТИЕ ЭТИКИ Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а

ПОНЯТИЕ ЭТИКИ
Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной

проблемой – Добро и Зло. Она дает ответ на вопрос как должно правильно жить.
ЭТИКА – это:
- наука нормативная;
- учение о нравственности;
- система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
- «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.
Слайд 6

КАК ТЕРМИН И ОСОБАЯ ДИСЦИПЛИНА ЭТИКА ВОСХОДИТ К АРИСТОТЕЛЮ (IV В.

КАК ТЕРМИН И ОСОБАЯ ДИСЦИПЛИНА ЭТИКА ВОСХОДИТ К АРИСТОТЕЛЮ (IV В.

ДО Н.Э.).
ВПЕРВЫЕ ОНА ВСТРЕЧАЕТСЯ В НАЗВАНИИ ВСЕХ ТРЕХ ЕГО СОЧИНЕНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМАМ НРАВСТВЕННОСТИ «НИКОМАХОВА ЭТИКА»,
«ЭВДЕМОВА ЭТИКА»,
«БОЛЬШАЯ ЭТИКА».
Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТИКИ: описывать мораль – ее историю, сегодняшние нормы, принципы

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТИКИ:
описывать мораль – ее историю, сегодняшние нормы, принципы

и идеалы — то, что называется нравственной культурой общества;
объяснять мораль — анализировать сущность, структуру, механизмы функционирования морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;
учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии и тактики «правильной жизни».
Слайд 8

МОРАЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТОМ ЭТИКИ, ОСМЫСЛЕНИЕМ КОТОРОГО ОНА ЗАНИМАЛАСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ

МОРАЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТОМ ЭТИКИ, ОСМЫСЛЕНИЕМ КОТОРОГО ОНА ЗАНИМАЛАСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ

ВСЕЙ ИСТОРИИ СВОЕГО РАЗВИТИЯ.
МОРАЛЬ - ЭТО ОСОБЫЙ СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ОСНОВАННЫЙ НА ОБЩЕПРИНЯТОМ РАЗЛИЧЕНИИ ДОБРА И ЗЛА. (ИЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА СТР. 133)
Слайд 9

МОРАЛЬ (ЛАТ. MŌRĀLIS, MŌRĀLITAS – НРАВ, ХАРАКТЕР, ОБЫЧАЙ) – ЭТО ФОРМА

МОРАЛЬ
(ЛАТ. MŌRĀLIS, MŌRĀLITAS – НРАВ, ХАРАКТЕР, ОБЫЧАЙ)
– ЭТО ФОРМА

ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ВИД ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
ПРЕДЕЛЬНО ОБОБЩЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ ИМЕЮТ СОЦИАЛЬНО-ВСЕОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЕХ ЛЮДЕЙ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ.
Слайд 10

МОРАЛЬ – ЭТО ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ПОКОЛЕНИЙ.

МОРАЛЬ – ЭТО ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ПОКОЛЕНИЙ.

Слайд 11

Предмет изучения этики Связана со всеми сферами общественной жизни Форма общественного

Предмет изучения этики

Связана со всеми сферами общественной жизни

Форма общественного сознания

Явление культурно-историческое,

классовое

Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества

МОРАЛЬ

Мораль — это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

МОРАЛЬ

регулятивный
аспект

оценочный
аспект

Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.

Познавательный
аспект

Слайд 12

НРАВСТВЕННОСТЬ -ПРОИСХОДИТ ОТ СЛОВА «НРАВЫ» И ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ОБЩЕПРИНЯТЫМ

НРАВСТВЕННОСТЬ
-ПРОИСХОДИТ ОТ СЛОВА «НРАВЫ» И ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ОБЩЕПРИНЯТЫМ

ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ, ЦЕННОСТЯМ И НОРМАМ, НО СО СТЕПЕНЬЮ ЛИЧНОЙ ОЦЕНКИ И ОСОЗНАННОСТИ.
Слайд 13

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ НРАВСТВЕННОСТЬ ОТ МОРАЛИ? МОРАЛЬ – ЭТО КАТЕГОРИЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ, НРАВСТВЕННОСТЬ

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ НРАВСТВЕННОСТЬ ОТ МОРАЛИ?

МОРАЛЬ – ЭТО КАТЕГОРИЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ,
НРАВСТВЕННОСТЬ -

СТЕПЕНЬ ЛИЧНОГО ОСВОЕНИЯ НОРМ МОРАЛИ И ПОНИМАНИЯ КАТЕГОРИЙ ДОБРА И ЗЛА, «ХОРОШО» И «ПЛОХО».
Слайд 14

Мир сущего Мир должного принципы реального практического поведения людей, степень усвоения

Мир сущего

Мир должного

принципы реального практического поведения людей,
степень усвоения личностью моральных ценностей

общества и практическое следование им в повседневной жизни

специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни

Нравственность

Мораль

Нравственность — степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность — это уровень реального морального поведения людей.

Этические категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм,
определяющих
отношения людей
в социуме, их
обязанности друг
перед другом и перед
обществом

Слайд 15

РОЛЬ МОРАЛИ Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни Является

РОЛЬ МОРАЛИ

Регулирует
поведение
человека во
всех сферах
общественной
жизни

Является
жизненным
ориентиром для
человека,
стремящегося

к
самосовершен-ствованию

Формирует
нравственный
облик
личности,
нравственное
сознание

Обеспечивает
единство и
согласованность
взаимодействия
людей при
различных
обстоятельствах

Один вариант

Утверждение человеческого в человеке

Формирование нравственного облика личности

Безнравственность недопустима

Единство и согласованность действий людей

Управляющая поступками человека

Другой вариант

Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.

Слайд 16

Не лги Не укради Не убий … Доброжелательность Справедливость Мудрость …

Не лги
Не укради
Не убий

Доброжелательность
Справедливость
Мудрость

Коллективизм / индивидуализм
Эгоизм / альтруизм

Долг
Совесть

Смысл жизни
Свобода
Счастье …

Слайд 17

ОЦЕНОЧНАЯ - РАССМОТРЕНИЕ ПОСТУПКОВ В КООРДИНАТАХ ДОБРА И ЗЛА (КАК ХОРОШИХ,

ОЦЕНОЧНАЯ - РАССМОТРЕНИЕ ПОСТУПКОВ В КООРДИНАТАХ ДОБРА И ЗЛА (КАК ХОРОШИХ,

ПЛОХИХ, НРАВСТВЕННЫХ ИЛИ БЕЗНРАВСТВЕННЫХ);
РЕГУЛЯТИВНАЯ — УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМ, ПРИНЦИПОВ, ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ;
КОНТРОЛИРУЮЩАЯ - КОНТРОЛЬ НАД ВЫПОЛНЕНИЕМ НОРМ НА ОСНОВЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ОСУЖДЕНИЯ И/ИЛИ СОВЕСТИ САМОГО ЧЕЛОВЕКА;
ИНТЕГРИРУЮЩАЯ - ПОДДЕРЖАНИЕ ЕДИНСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЦЕЛОСТНОСТИ ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ — ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО И ОБОСНОВАННОГО МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА.

Функции морали

моральные убеждения
как принятые
личностью моральные принципы

Позитивное закрепление моральных норм в индивидуальном сознании

Слайд 18

КАТЕГОРИИ МОРАЛИ Этические (моральные) категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие

КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

Этические (моральные) категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события

жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

долг

совесть

честь

достоинство

счастье

моральный идеал

Моральный выбор

Слайд 19

СОВОКУПНОСТЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ НА УРОВНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (СОЗНАНИЯ) ,

СОВОКУПНОСТЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ НА УРОВНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (СОЗНАНИЯ) ,
НА

УРОВНЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ — ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ ЭТИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ И ПРИНЯТИЕ ИХ ЕЮ.
ТРЕБОВАНИЕ ДОЛГА ЯВЛЯЕТСЯ МОРАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Долг

Слайд 20

СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ СОВЕРШЕННЫХ И СОВЕРШАЕМЫХ ЕЮ ПОСТУПКОВ, СООТНОСИМЫХ

СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ СОВЕРШЕННЫХ И СОВЕРШАЕМЫХ ЕЮ ПОСТУПКОВ, СООТНОСИМЫХ

С ИДЕЕЙ ДОЛЖНОГО. СОВЕСТЬ — ЭТО «СТОРОЖЕВОЙ ПУНКТ» ОБЩЕСТВА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ.
МАНИПУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТЬЮ ВОЗМОЖНА ЛИШЬ ПРИ УСЛОВИИ ОТКЛЮЧЕНИЯ СОВЕСТИ.

Совесть

Слайд 21

КАТЕГОРИИ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ ОТРАЖАЮТ ПРИЗНАНИЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ

КАТЕГОРИИ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ ОТРАЖАЮТ ПРИЗНАНИЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ

НАЛИЧИЯ У НЕЁ НЕКОТОРЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЧЕРТ: БЛАГОРОДСТВА, ГОТОВНОСТИ К САМООТВЕРЖЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ СДЕРЖАННОСТИ И СОБЛЮДЕНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ ПРАВИЛ, ПРИНЯТЫХ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППОЙ.

Честь и достоинство

Слайд 22

КАТЕГОРИЯ СЧАСТЬЯ ФИКСИРУЕТ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, УДОВЛЕТВОРЕННОГО СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СВОИМ ПОЛОЖЕНИЕМ И ОТКРЫВАЮЩИМИСЯ ПЕРСПЕКТИВАМИ. Счастье

КАТЕГОРИЯ СЧАСТЬЯ ФИКСИРУЕТ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, УДОВЛЕТВОРЕННОГО СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СВОИМ ПОЛОЖЕНИЕМ И

ОТКРЫВАЮЩИМИСЯ ПЕРСПЕКТИВАМИ.

Счастье

Слайд 23

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ - КОНКРЕТНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ, КАК ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ВЕСТИ

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ
- КОНКРЕТНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ, КАК ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ВЕСТИ

СЕБЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВУ, ДРУГИМ ЛЮДЯМ, САМОМУ СЕБЕ.
Слайд 24

МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОЛЖНОМ ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.

МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ЭТО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ДОЛЖНОМ ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.

Слайд 25

ДИЛЕММЫ МОРАЛИ Разумное начало Чувственное начало

ДИЛЕММЫ МОРАЛИ

Разумное
начало

Чувственное
начало

Слайд 26

ДИЛЕММЫ МОРАЛИ

ДИЛЕММЫ МОРАЛИ

Слайд 27

ДИЛЕММЫ МОРАЛИ Свобода воли всеобщность

ДИЛЕММЫ МОРАЛИ

Свобода
воли

всеобщность

Слайд 28

ДИЛЕММЫ МОРАЛИ Моя личная свобода Запрет для другого человека

ДИЛЕММЫ МОРАЛИ

Моя личная
свобода

Запрет для
другого человека

Слайд 29

СУЩНОСТЬ МОРАЛИ В ТОМ, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ БАЛАНС ЛИЧНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА,

СУЩНОСТЬ МОРАЛИ В ТОМ, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ БАЛАНС ЛИЧНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА,

ВНЕСТИ ГАРМОНИЮ В ПРОЦЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
Слайд 30

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ - ЭТО ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗЕЦ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, К КОТОРОМУ ЛЮДИ

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

- ЭТО ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗЕЦ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, К КОТОРОМУ ЛЮДИ СТРЕМЯТСЯ,

СЧИТАЯ ЕГО НАИБОЛЕЕ РАЗУМНЫМ, ПОЛЕЗНЫМ, КРАСИВЫМ.
ИДЕАЛ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ОБРАЗ НРАВСТВЕННО СОВЕРШЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, ОБЛАДАЮЩЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ МОРАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ.
Слайд 31

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – ЭТО РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКОМ В СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ (ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ).

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – ЭТО РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКОМ В СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ

(ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ).
Слайд 32

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ОБЩАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЦЕЛИ ЖИЗНИ

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:

ОБЩАЯ КУЛЬТУРА
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
ЦЕЛИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТЕПЕНЬ НРАВСТВЕННЫХ

ПЕРЕЖИВАНИЙ, СОПЕРЕЖИВАНИЯ
БОГАТСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИЗНЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ

Слайд 33

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Совесть «Что я сам о себе

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Совесть
«Что я сам о себе подумаю?»

Саморегуляция


автономная
Взрослые
люди

Стыд, честь
«Что обо мне подумают?»

Общественное мнение

конвенциональ-ная

Дети
Инфантильные взрослые

Страх, боязнь наказания
«Что со мной сделают?»

Послушание и подражание

элементарная

Для кого характерна

Главный мотив нравственного поведения

На чем основана

Формируемая нравственность

Слайд 34

ТРУДНОСТИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА (ПРИЧИНЫ): НИЗКАЯ ОБЩАЯ КУЛЬТУРА ЛЮДЕЙ; РАЗЛИЧНЫЕ

ТРУДНОСТИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА (ПРИЧИНЫ):

НИЗКАЯ ОБЩАЯ КУЛЬТУРА ЛЮДЕЙ;
РАЗЛИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ,

ИМЕЮТ НЕОДИНАКОВЫЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ЦЕЛИ СВОЕЙ ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЯ;
ЭГОИСТИЧЕСКИЕ ГРУППОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ И ЦЕЛИ ЗАСТАВЛЯЮТ ОТСТУПИТЬ НА ЗАДНИЙ ПЛАН ИЛИ ВООБЩЕ ИСЧЕЗНУТЬ ОБЩЕСОЦИУМНЫЕ ЗАДАЧИ И ИНТЕРЕСЫ;
ПАРАЛИЧ ЭМПАТИИ (СОПЕРЕЖИВАНИЯ ДРУГОМУ);
СОЦИАЛЬНАЯ МИМИКРИЯ (СТРЕМЛЕНИЕ К ПОДРАЖАНИЮ).
Слайд 35

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ АКАДЕМИКА ДМИТРИЯ СЕРГЕЕВИЧА ЛИХАЧЁВА: ЛЮБИ ЛЮДЕЙ – И БЛИЖНИХ,

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ АКАДЕМИКА ДМИТРИЯ СЕРГЕЕВИЧА ЛИХАЧЁВА:

ЛЮБИ ЛЮДЕЙ – И БЛИЖНИХ, И ДАЛЬНИХ;
ТВОРИ

ДОБРО, НЕ ВИДЯ В ТОМ ЗАСЛУГИ;
ЛЮБИ МИР В СЕБЕ, А НЕ СЕБЯ В МИРЕ.
БУДЬ ИСКРЕННИМ: ВВОДЯ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ДРУГИХ, ОБМАНЫВАЕШЬСЯ САМ;
УЧИСЬ ЧИТАТЬ С ИНТЕРЕСОМ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ И НЕ ТОРОПЯСЬ;
ЧТЕНИЕ – ПУТЬ К ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ, НЕ ГНУШАЙСЯ ИМ!
БУДЬ ВЕРУЮЩИМ – ВЕРА ОБОГАЩАЕТ ДУШУ И УКРЕПЛЯЕТ ДУХ;
БУДЬ СОВЕСТЛИВ: ВСЯ МОРАЛЬ В СОВЕСТИ;
ЧТИ ПРОШЛОЕ, ТВОРИ НАСТОЯЩЕЕ, ВЕРЬ В БУДУЩЕЕ!
Слайд 36

ВРЕМЯ ЭТИ ПОНЯТИЯ НЕ СТЁРЛО. НУЖНО ТОЛЬКО ПОДНЯТЬ ВЕРХНИЙ ПЛАСТ. И

ВРЕМЯ ЭТИ ПОНЯТИЯ НЕ СТЁРЛО.
НУЖНО ТОЛЬКО ПОДНЯТЬ ВЕРХНИЙ ПЛАСТ.
И ДЫМЯЩЕЙСЯ КРОВЬЮ

У ГОРЛА
ЧУВСТВА ВЕЧНЫЕ ХЛЫНУТ ИЗ НАС.
НЫНЕ ПРИСНО, ВО ВЕКИ ВЕКОВ, СТАРИНА,
И ЦЕНА ЕСТЬ ЦЕНА, И ВИНА ЕСТЬ ВИНА,
И ВСЕГДА ХОРОШО, ЕСЛИ ЧЕСТЬ СПАСЕНА,
ЕСЛИ ДУХОМ НАДЁЖНО ПРИКРЫТА СПИНА.
ЧИСТОТУ, ПРОСТОТУ МЫ У ДРЕВНИХ БЕРЁМ,
САГИ, СКАЗКИ ИЗ ПРОШЛОГО ТАЩИМ
ПОТОМУ, ЧТО ДОБРО ОСТАЁТСЯ ДОБРОМ
В ПРОШЛОМ, БУДУЩЕМ И НАСТОЯЩЕМ.

В. С. Высоцкий.
«Баллада о времени»

Слайд 37

ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Л.КОЛЬБЕРГА ПРЕДНРАВСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ (4–10 ЛЕТ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Л.КОЛЬБЕРГА

ПРЕДНРАВСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ
(4–10 ЛЕТ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ).


НА ЭТОМ УРОВНЕ ПОСТУПКИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ВНЕШНИМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ И ТОЧКА ЗРЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ В РАСЧЕТ НЕ ПРИНИМАЕТСЯ.
Слайд 38

ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Л.КОЛЬБЕРГА 2. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (10–13 ЛЕТ –

ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Л.КОЛЬБЕРГА
2. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
(10–13 ЛЕТ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ВОЗРАСТ).
ЧЕЛОВЕК НАХОДЯЩИЙСЯ НА ЭТОМ УРОВНЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ УСЛОВНОЙ РОЛИ, ОРИЕНТИРУЯСЬ ПРИ ЭТОМ НА ПРИНЦИПЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ГРУППЫ, С КОТОРОЙ ОН СЕБЯ ИДЕНТИФИЦИРУЕТ.
Слайд 39

ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Л.КОЛЬБЕРГА 3. ПОСТКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (С 13 ЛЕТ

ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Л.КОЛЬБЕРГА

3. ПОСТКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
(С 13 ЛЕТ –

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ).
ПО МНЕНИЮ КОЛЬБЕРГА ИСТИННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ ДОСТИГАЕТСЯ ТОЛЬКО НА ЭТОМ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ. ИМЕННО ЗДЕСЬ ЧЕЛОВЕК СУДИТ О ПОВЕДЕНИИ, ИСХОДЯ ИЗ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.