Николай Бердяев

Содержание

Слайд 2

«Философский» пароход Николай Александрович Годы жизни: 1874 – 1948 гг. Метафизический

«Философский» пароход

Николай Александрович

Годы жизни: 1874 – 1948 гг.

Метафизический идеалист

Религиозный экзистенциалист

7 раз

подряд номинирован на Нобелевскую премию

«Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни»

Слайд 3

Основные труды и идеи Критиковал отождествление философии и науки Свобода невероятно

Основные труды и идеи

Критиковал отождествление философии и науки

Свобода невероятно важна при

становлении личности

1903г. «Борьба за индивидуализм»

1913г. «Гасители духа»

1922г. «Смысл творчества», «Смысл истории»

1924г. «Новое средневековье»

1939г. «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии»

1

3

5

2

4

Слайд 4

Личность Личность отчасти становится объектом общества, поскольку она стремится следовать духовным

Личность

Личность отчасти становится объектом общества, поскольку она стремится следовать духовным формам

мироустройства и Богу

«Личность – большая ценность, чем государство»

Не личность выступает в качестве части общества, а наоборот, общество необходимо рассматривать в качестве части личности

Личность обладает определенной глубиной, которая никогда не станет доступной для общества

Слайд 5

Личность = индивид Личность Индивид «Личность есть выбор и решение» божье

Личность = индивид

Личность

Индивид

«Личность есть выбор и решение»

божье творение, образ и подобие

Бога

религиозно-духовная категория

творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу

может быть лишь целью и не может быть обращена в средство

биологическая категория

не может противопоставлять себя целому, как целое в себе

Слайд 6

Любовь не в детях Любовь духовная: Любовь родовая: Продолжение рода Воспроизводство

Любовь не в детях

Любовь духовная:

Любовь родовая:

Продолжение рода

Воспроизводство на свет множества несовершенных

личностей

Плотская любовь

Поиск второй половинки

Стремление к совершенной индивидуальности

Высшая форма любви: слияние мужского и женского начал

Слайд 7

Испытание свободой Мир не идеален. Иначе в нём не было бы

Испытание свободой

Мир не идеален. Иначе в нём не было бы места

для свободы,
которая составляет основу мироздания.
Бог не может ее ограничить.

«Бог обладает меньшей властью, чем полицейский»

Выбор доброй и светлой стороны не является принуждением

Слайд 8

Виды свободы Свобода принятия/ непринятия истины Выражает независимость личности, ее творческую

Виды свободы

Свобода принятия/
непринятия истины

Выражает независимость личности, ее творческую силу, способность творить как

добро, так и зло. Бог не может на неё влиять

«Проистекающая из истины и из Бога, свобода, проникнутая благодатью»

Свобода рациональная

Свобода иррациональная

Нужно познать высшее добро и идти к нему, понять силу морального закона и осознать необходимости исполнения своего нравственного долга, своей ответственности перед собой и человечеством

Добровольный. Такое преображение предполагает свободу общественного действия, основанного на началах абсолютных, религиозных, воспринятых лично каждым субъектом. Ответственность человека и перед Богом.

Любовь к Богу

Единственный путь преображения и совершенствования человека

Слайд 9

Снова драконы? 1924 г. – «Новое средневековье» Сравнивал свою эпоху с

Снова драконы?

1924 г. – «Новое средневековье»

Сравнивал свою эпоху с поздней античностью

Эпоха

тоски

Конец рационализму

Приход известности

Угасание капитализма

Слайд 10

История? А смысл? «Сущность истории находится в ее конце» Задачи истории

История? А смысл?

«Сущность истории находится в ее конце»

Задачи истории могут быть

разрешены за пределами ее границ

История – миф («…в народной памяти сохранившийся рассказ о происшествии, совершившемся в прошлом…»

Явление Христа дало истории смысл

Слайд 11

О творчестве Конечный результат творчества не привязан к создателю Человеческая трагедия

О творчестве

Конечный результат творчества не привязан к создателю

Человеческая трагедия в том,

что человек не обладает властью над продуктами собственного творчества

Пророк мирового творческого и христианского переустройства

Если Бог является Творцом, а человек выступает в качестве образа и подобия Бога, то человека тоже необходимо определять в качестве творца, поскольку в противном случае он не будет оставаться человеком

Слайд 12

Эх, Тройка, птица Тройка… Сборник статей «Судьба России» (1914-1917)

Эх, Тройка, птица Тройка…

Сборник статей «Судьба России» (1914-1917)