Нормативная этика

Содержание

Слайд 2

Нормативная этика обосновывает моральные принципы, нормы общественного сознания и личности, исходя

Нормативная этика

обосновывает моральные принципы, нормы общественного сознания и личности, исходя

из понятий о высших моральных ценностях.
Предписывает определенные правила поведения, взаимоотношений между людьми для выработки стратегии «правильной жизни».
Слайд 3

Моральные ценности – общественные установки и цели, императивы, выраженные в форме

Моральные ценности – общественные установки и цели, императивы, выраженные в форме

нормативных представлений о добре и зле, о справедливом и несправедливом, о смысле жизни человека, о его идеалах и принципах.

В иерархии ценностей (аксиология) выделяют:
общечеловеческие, групповые, индивидуальные;
альтернативные (взаимоисключаемые, например, добро и зло) и комплементарные (взаимодополняемые, например, милосердие и сострадание );
высшие моральные ценности (по месту в иерархической системе).

Слайд 4

Высшие моральные ценности: Добро и Зло; Счастье; Наслаждение; Долг и Совесть;

Высшие моральные ценности:

Добро и Зло;
Счастье;
Наслаждение;
Долг и Совесть;
Свобода и Ответственность;
Стыд и Вина;
Добродетель

и Порок;

Смысл жизни;
Удовольствие и Польза;
Честность и Справедливость;
Страдание и Сострадание;
Милосердие;
Дружба и Любовь.

Слайд 5

Добро и Зло как понятия морального сознания Добро – императивно-оценочное понятие

Добро и Зло как понятия морального сознания

Добро – императивно-оценочное понятие морали;

категория этики, выражающая положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотнесении с идеалом.
Зло – императивно-оценочное понятие морали; категория этики, выражающая негативную сторону деятельности, отношений между людьми.
Добро и Зло как понятия морального сознания выступают в виде добродетелей и пороков (качества личности), в виде доброты и злобы (свойства поведения).
Слайд 6

Хун Цзычэн «Вкус корней» …Когда судишь других, ищи в их вине

Хун Цзычэн «Вкус корней»

…Когда судишь других, ищи в их вине отсутствие

вины. Тогда в людях будет согласие. Когда судишь себя, ищи вину там, где вины не видно. Тогда твои добродетели еще более упрочатся.

…Величайшая победа в этом мире не заслуживает и слова похвалы.
Величайшее преступление в этом мире не заслуживает и слова порицания.

Слайд 7

Особенности категорий Добра и Зла: всеобщий, универсальный характер; историческая непосредственность; субъективность;

Особенности категорий Добра и Зла:

всеобщий, универсальный характер;
историческая непосредственность;
субъективность;
относительность;
единство и противоположность;
борьба за

существование.
Матиас Грюневальд.Искушение святого Антония. Изенхеймский алтарь. 1510-1515
Слайд 8

Свобода и ответственность Свобода – нравственная категория, охватывающая проблемы возможности и

Свобода и ответственность

Свобода – нравственная категория, охватывающая проблемы возможности и способности

человека быть самостоятельной, творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою подлинную человеческую сущность.
Ответственность – нравственная категория, понятие этики, характеризующее личность и ее нравственное совершенствование в сфере общественных отношений. Проблематика ответственности включает единство прав и обязанностей человека в обществе (социальной группе), непосредственно связана с вопросом о реальной нравственной свободе человека.
Слайд 9

В этике и философии различают: Свобода, присущая человеку по природе или

В этике и философии различают:

Свобода, присущая человеку по природе или данная

богом (Христианская этика, Новое время);
Свобода морального выбора (И.Кант, неокантианство);
Свобода воли (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, философия жизни, экзистенциализм, персонализм);
Свобода как осознанная необходимость в результате преодоления противоречия между человеком и обществом (Новое время, материализм, марксизм).

Делакруа. Свобода, ведущая народ 28 июля 1830.

Слайд 10

Долг и Совесть Долг – одна из основных категорий этики, которая

Долг и Совесть

Долг – одна из основных категорий этики, которая подразумевает

превращение общественных требований нравственности в личную задачу и личные принципы. Личность становится активным носителем моральных обязанностей перед обществом.
Совесть – категория этики, выражающая нерасторжимую связь общественной морали и человеческой личности. Характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Этимология: совместное знания.
Слайд 11

Смысл жизни – понятие этики и морально-мировоззренческие представления, посредством которых человек

Смысл жизни

– понятие этики и морально-мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит

себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом (высшим благом), получая возможность оправдания своего существования.
Типы обоснования смысла жизни с точки зрения высшего блага:
Гедонистический (получить наслаждение);
Прагматический (достичь успеха);
Корпоративный (принадлежность к конкретной общности);
Перфекционистический (личное самосовершенствование);
Гуманистический и альтруистический (служение людям).
Слайд 12

Имеет смысл само движенье, - в этом и вся сложность! Не

Имеет смысл само движенье, - в этом и вся сложность!
Не так волнует

достиженье, как его возможность.
Вадим Марков
Слайд 13

В теории этики различают три подхода (концепции) к вопросу о смысле

В теории этики различают три подхода (концепции) к вопросу о смысле

жизни:

Оптимистический: признает осуществимость смысла жизни.
Скептический: высказывает сомнение необходимости поиска и осуществления смысла жизни.
Пессимистический: представляет жизнь бессмысленной чередой страданий, зла, с закономерным итогом – смертью.

Сальвадор Дали

Слайд 14

Счастье – это чувство глубокой моральной удовлетворенности полнотой бытия. Эвдемонизм –

Счастье – это чувство глубокой моральной удовлетворенности полнотой бытия.

Эвдемонизм – учение

о стремлении человека к счастью.
Демокрит: Счастье – это особое благостное состояние души, заключающееся в уравновешенности, гармонии, размеренности, безмятежности, невозмутимости, бесстрастии.
Эпикур: Счастье – в наслаждении.
В этике французских просветителей XVIII века счастье человека – это конечная цель всякого общества и полезной деятельности людей.
Слайд 15

Омар Хайям «Рубаи» Чем за общее счастье без толку страдать –

Омар Хайям «Рубаи»

Чем за общее счастье без толку страдать –
Лучше счастье

кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.
Слайд 16

Любовь как высшая ценность Любовь – нравственно-эстетическое чувство, которому присущи бескорыстность,

Любовь как высшая ценность

Любовь – нравственно-эстетическое чувство, которому присущи бескорыстность, самозабвенность,

самоотдача, идеализация, стремление к своему объекту.
Как особая нравственная категория рассматривается в религиях (христианство, ислам), в суфизме, в персонализме, а также у Платона (приобщение к миру подлинных сущностей), Августина Блаженного («познаем настолько, насколько любим») и др. философов.
Слайд 17

Изначальней всего остального - любовь. В песне юности первое слово -

Изначальней всего остального - любовь.
В песне юности первое слово - любовь.
О,

несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа - любовь!
Омар Хайям. Рубаи

Альфонс Муха. Век любви. 1938

Слайд 18

Э.Фромм считал, что любовь – путь познания «тайны человека» Он различал

Э.Фромм считал, что любовь – путь познания «тайны человека»

Он различал виды

любви:
Братская,
Материнская,
Эротическая,
Любовь к себе,
Любовь к Богу.

Альбрехт Дюрер. Рождество Христово. 1503.

Слайд 19

Шесть разновидностей любви: Любовь-сторге (доверие, дружба, душевная близость, понимание, умение ждать

Шесть разновидностей любви:

Любовь-сторге (доверие, дружба, душевная близость, понимание, умение ждать и

прощать);
Любовь-агапе (обожание, альтруизм, самоотречение, асексуальность);
Любовь-эрос (страсть, эмоциональное безрассудство, зависимость от любимого человека);
Любовь-мания (тревога, тоска, ревность, недоверие, эгоцентризм);
Любовь-прагма (благоразумие, расчет, полная совместимость);
Людус, или Любовь-игра (беззаботность, мимолетность, изысканные наслаждения души и тела).
Слайд 20

Умей любить, любви не требуя взамен, Давая только сердцу пламенному волю;

Умей любить, любви не требуя взамен, Давая только сердцу пламенному волю; Умей любить,

не зная в чувстве перемен, Со всею сладостною мукою, и болью; Умей любить, но не беря любовью в плен, Своих любимых поднимая над юдолью… Когда, любя, их можешь лишь благодарить, Тогда воистину - умеешь ты любить!
Вадим Марков «Умей любить»

Илья Глазунов. Любовь. 1955

                                                                              <>

Слайд 21

Дружба – межличностные отношения, основанные на общности интересов, взаимной привязанности и

Дружба

– межличностные отношения, основанные на общности интересов, взаимной привязанности и

эмоционально-психологической близости.
(Син.: Кровная дружба, братство по оружию, побратимство.)
Кодекс дружбы – моральные нормы идеального человеческого общения, не совместимые с предательством, эгоизмом.
Слайд 22

Контрольные вопросы: Что такое нормативная этика? Дайте определение моральных ценностей. Восстановите

Контрольные вопросы:

Что такое нормативная этика?
Дайте определение моральных ценностей.
Восстановите определение Счастья

как этической категории. «Счастье - это чувство глубокой _____________ удовлетворенности _____________________________».
Дайте определение смысла жизни.
Какие концепции смысла жизни вы знаете?
В какой этике обоснована свобода морального выбора?
В какой этике обоснована свобода воли?
В какой этике обоснована свобода как осознанная необходимость?
Какие группы ценностей выделяют в иерархии ценностей?
Определите тип любви Анны Корениной в одноименном романе Л.Толстого, Евгения Онегина из одноименной поэмы А. С. Пушина, Казановы или любого иного литературного героя.
В чем сущность корпоративного типа обоснования смысла жизни с точки зрения высшего блага?
Какие 5 видов любви выделил психоаналитик Э.Фромм?
Какие действия человека не прощаются по кодексу дружбы?
Назовите высшие моральные ценности.
Как иначе называется тип «любви-гры», в основе которой беззаботность, мимолетность, изысканные наслаждения души и тела ____________Агапе; _____________ Сторге; ______________ Людус.