П Р Е З Е Н Т А Ц И Я «КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА»

Содержание

Слайд 2

Рассматриваемые вопросы: 1. И.Кант: догматический период творчества. 2. И.Кант: критика чистого

Рассматриваемые вопросы:
1. И.Кант: догматический период творчества.
2. И.Кант: критика

чистого разума.
3. И.Кант о свободе, этике и правах человека.
Слайд 3

ИММАНУИЛ КАНТ

ИММАНУИЛ КАНТ

Слайд 4

Бюст Иммануила Канта в музее собора Кёнигсберга

Бюст Иммануила Канта в музее собора Кёнигсберга

Слайд 5

ЭПИГРАФ «Свободная воля и воля, подчинённая нравственным законам – это одно и то же». И.Кант

ЭПИГРАФ

 
«Свободная воля и воля, подчинённая нравственным
законам – это одно

и то же».
И.Кант
Слайд 6

1.И.Кант: догматический период творчества Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ, основоположник немецкого

1.И.Кант: догматический период творчества

Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ, основоположник

немецкого классического идеализма, родился, жил и скончался в Кёнигсберге.
В философском развитии Канта принято различать два периода.
Первый период – ДОГМАТИЧЕСКИЙ или ДОКРИТИЧЕСКИЙ – с 1746 до конца 60-х годов. Второй период – КРИТИЧЕСКИЙ – начинается с 1770 года (диссертация «О форме и принципах чувственного и «умопостигаемого мира») и длится до конца деятельности Канта.
Слайд 7

Докритический период В докритический период Кант много и плодотворно работал над

Докритический период

В докритический период Кант много и плодотворно работал над

вопросами ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ, в особенности КОСМОЛОГИИ.
Его интересуют такие проблемы, как принцип измерения сил, происхождение и развитие Солнечной системы, история Земли, космическое значение приливного трения, определения относительного характера движения, происхождение целесообразного строения организмов и др.
Слайд 8

НЕБУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ В основе кантовской НЕБУЛЯРНОЙ ТЕОРИИ (небус – туманность) –

НЕБУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ

В основе кантовской НЕБУЛЯРНОЙ ТЕОРИИ (небус – туманность) –

гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера, законы падения тел Галилея, закон всемирного тяготения Ньютона. Солнце, Земля, Луна и вся солнечная система предстали у Канта как нечто СТАВШЕЕ ВО ВРЕМЕНИ.
Более того, он пытается понять и объяснить место, занимаемое Солнечной системой в Большой вселенной («Всеобщая естественная история и теория неба»).
Слайд 9

МОТИВЫ АГНОСТИЦИЗМА Напротив, естественная история жизни – неразрешимая задача для натуралиста,

МОТИВЫ АГНОСТИЦИЗМА

Напротив, естественная история жизни – неразрешимая задача для натуралиста,

писал Кант ещё в докритический период своего творчества.
Усиление мотивов агностицизма характерно для работы Канта «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин».
Реальное основание, включающее в себя отрицательные определения, никогда не может быть познано из логического основания (закона тождества и противоречия).
Слайд 10

2. И.Кант: критика чистого разума. В «критические» период своего творчества И.Кант

2. И.Кант: критика чистого разума.


В «критические» период своего творчества

И.Кант полагал, что предшествующая философия зашла в тупик. Рационализм в своих попытках построить всеобъемлющую философскую систему запутался в неразрешимых противоречиях (антиномиях), а эмпиризм пришел к разрушительному для науки скептицизму.
Этот результат был неизбежен, потому что и рационализм, и эмпиризм стояли на позиции ДОГМАТИЗМА.
Слайд 11

КРИТИКА ДОГМАТИЗМА По Канту, догматизм – это философия, пытающаяся познать мир,

КРИТИКА ДОГМАТИЗМА

По Канту, догматизм – это философия, пытающаяся познать мир,

Бога и душу, создать метафизику, не изучив предварительно саму СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПОЗНАНИЮ, прежде всего, - к познанию высшего рода, АПРИОРНОМУ (АПОДИКТИЧЕСКОМУ) ПОЗНАНИЮ (аподиктический – безусловный, достоверный, основанный на логической необходимости «S должна быть Р»).
Слайд 12

КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ Кант называет ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫМ исследование, которое устанавливает условия познания предметов

КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ

Кант называет ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫМ исследование, которое устанавливает условия познания предметов

до и независимо от опыта, АПРИОРИ (a priori).
Решая этот вопрос, Кант совершает свой КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ФИЛОСОФИИ: априорное познание и метафизика возможны лишь благодаря тому, что не познание сообразуется с действительностью, а САМИ ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ СООБРАЗОВАТЬСЯ С НАШЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ.
Слайд 13

ПОНЯТИЕ «КРИТИКИ» Под КРИТИКОЙ Кант понимает: 1) точное выяснение познавательной способности,

ПОНЯТИЕ «КРИТИКИ»

Под КРИТИКОЙ Кант понимает:
1) точное выяснение познавательной способности,

лежащей в основании каждой отрасли знания и философии, и
2)исследование ГРАНИЦ, далее которых не может простираться – в силу устройства самого сознания – компетенция теоретического и практического разума.
Исследование правомерности этой претензии – задача кантовской критики.
Слайд 14

ТРИ ВОПРОСА КРИТИКИ Математика, естествознание и философия должны быть исследованы «Критикой»,

ТРИ ВОПРОСА КРИТИКИ

Математика, естествознание и философия должны быть исследованы «Критикой»,

но это исследование стоит в каждом из этих случаев перед различными задачами.
Поэтому основной вопрос критики «чистого», т.е. априорного, теоретического разума, распадается на ТРИ ВОПРОСА: об условиях возможности МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ и «МЕТАФИЗИКИ» (ФИЛОСОФИИ).
Слайд 15

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ Понять достоверность этих наук возможно лишь на основе

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Понять достоверность этих наук возможно лишь на основе

идеалистического учения о ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ и о ПРЕДМЕТАХ ОПЫТНОГО ЗНАНИЯ.
Эти формы знания, по Канту, - результат синтеза, или соединения АПРИОРНЫХ ФОРМ ОЩУЩЕНИЯ с АПРИОРНЫМИ ФОРМАМИ ЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
Пространство и время – не мыслительная (логическая) конструкция, но ВСЕОБЩАЯ ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ всех вещей в мире и всех их отношений.
Слайд 16

СУБСТАНЦИЯ И ПРИЧИННОСТЬ Безусловная достоверность математики коренится в априорных формах чувственности

СУБСТАНЦИЯ И ПРИЧИННОСТЬ

Безусловная достоверность математики коренится в априорных формах чувственности

– пространстве и времени.
Пространство, как априорное созерцание, лежит в основании геометрии, а время – в основании арифметики и алгебры (5+7=12).
Условием достоверности естествознания являются априорные формы рассудка – субстанция и причинность, а также ещё 10 категорий.
Слайд 17

ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ Отсюда - ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ по Канту: 1)совершенное знание (математика)

ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ

Отсюда - ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ по Канту:
1)совершенное знание (математика)

имеет априорный, т.е. внеэмпирический, внеопытный характер;
2)эмпирическое знание (естествознание) имеет апостериорный характер, т.е. вытекающий из опыта.
На это деление накладывается деление знания на АНАЛИТИЧЕСКОЕ (объясняющее) и СИНТЕТИЧЕСКОЕ (приращивающее).
Слайд 18

ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ Отсюда, высшее, совершенное знание (ГЕОМЕТРИЯ и МАТЕМАТИКА) есть знание

ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ

Отсюда, высшее, совершенное знание (ГЕОМЕТРИЯ и МАТЕМАТИКА) есть знание

СИНТЕТИЧЕСКОЕ АПРИОРНОЕ.
ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА – есть знание АНАЛИТИЧЕСКИ-АПРИОРНОЕ.
А ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, по Канту, есть знание СИНТЕТИЧЕСКИ-АПОСТЕРИОРНОЕ (т.е. приращивающее -послеопытное).
Слайд 19

СВОБОДА – «ВЕЩЬ-В-СЕБЕ» Так и идеи Бога, бессмертия и свободы не

СВОБОДА – «ВЕЩЬ-В-СЕБЕ»

Так и идеи Бога, бессмертия и свободы не

могут быть почерпнуты из опыта, - это АПРИОРНЫЕ ИДЕИ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА, т.е. нравственного сознания человека.
Так, свобода недоказуема эмпирическими исследованиями. Свобода есть «вещь-в-себе», «трансцендентальный предикат» причинности существа, принадлежащего к чувственно воспринимаемому опыту.
Слайд 20

ТЕРМИН ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - (выходящий за пределы), по Канту, имеет ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ значение

ТЕРМИН ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ -

(выходящий за пределы), по Канту, имеет ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ

значение – всё то, что относится к априорным формам возможного опыта – это ФОРМАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЗНАНИЯ.
Так, априорные формы разума (метафизики) – это идеи целостности, единства явлений.
Слайд 21

3. И.Кант о свободе, этике и правах человека. Кант не оспаривает

3. И.Кант о свободе, этике и правах человека.

Кант не

оспаривает веры, он ставит под вопрос лишь претензии метафизики на ЗНАНИЕ того, что Бог и личное бессмертие БЕЗУСЛОВНО СУЩЕСТВУЮТ.
Т.о. неизбежные противоречия рождаются в уме, поскольку понятия абсолютного, всеобщего, бесконечного, приложимые лишь к миру «вещей-в-себе» (тезис), применятся к миру эмпирии, опыта, где наличествуют только конечные вещи (антитезис).
Слайд 22

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА Отсюда четыре АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА И.Канта: 1) мир

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА

Отсюда четыре АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА И.Канта:
1)

мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве;
2) всякая сложная субстанция состоит из простых частей – ни одна вещь не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого;
3) причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений; существует свободная причинность – нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы;
4) к миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина – нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины.
Слайд 23

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ Основа НРАВСТВЕННОСТИ, по Канту – это наше сознание ДОЛГА.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

Основа НРАВСТВЕННОСТИ, по Канту – это наше сознание ДОЛГА.


Чувство долга есть свойство человеческого РАЗУМА. Разум создаёт два рода правил для поведения человека: одни из этих правил УСЛОВНЫ, другие – БЕЗУСЛОВНЫ. Условные веления не могут быть основой нравственности.
Нравственные требования должны иметь АБСОЛЮТНЫЙ ХАРАКТЕР БЕЗУСЛОВНОГО ВЕЛЕНИЯ (=КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ).