Понятие цивилизации. Культура и цивилизация

Содержание

Слайд 2

Цивилизация - (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина)

Цивилизация -

(от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина)

Термин ввел

в научный оборот
шотландский философ
Адам Фергюсон
Слайд 3

Адам Фергюсон (1723-1816) Подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества,

Адам Фергюсон (1723-1816)

Подразумевал под термином
стадию в развитии человеческого общества,

характеризующуюся
1) существованием общественных классов
2) городов,
3) письменности и т.д.
Предложенная им стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века

Линейно-стадиальная периодизация

шотландский философ и историк, профессор
моральной философии в Эдинбургском университете

Слайд 4

Публий Корнелий Тацит (55-120 гг. н.э.) государственность, высокий уровень материального благосостояния,

Публий Корнелий Тацит (55-120 гг. н.э.)

государственность,
высокий уровень материального благосостояния,


письменность,
города,
жители возделывают землю
и получают обильные урожаи,
обрабатывают металлы,
создают произведения искусства.
имущественное и профессиональное расслоение общества,
выделение в обществе людей, занимающихся специализированной деятельностью, связанной с управлением, судопроизводством, отправлением религиозных обрядов,
смена форм брака и изменение его роли в общественной жизни.

древнеримский историк, мыслитель «Германия», «История», «Анналы»

цивилизация

Слайд 5

Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592 гг.) Критика европейской цивилизации Сравнение с

Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592 гг.)

Критика европейской цивилизации
Сравнение с

цивилизациями Нового света:
естественная простота нравов,
разумной организацией жизни,
достижениями в изобразительном искусстве и архитектуре
культура базируется на использовании естественных законов, позволяющую человеку жить в гармонии с природой.
высокая моральность членов этих обществ,
в лексиконе коренных жителей Нового Света нет даже слов, обозначающих ложь, предательство, притворство, скупость, зависть и злословие.
«их способ ведения войны честен и благороден и даже извинителен и красив настолько, насколько может быть извинителен и красив этот недуг человечества: основанием для их войн является исключительно влечение к доблести».

французский писатель и мыслитель эпохи Возрождения. «Опыты»,1580

Слайд 6

дикость варварство цивилизация Льюис Генри Морган (1818-1881) - американский учёный, этнограф,

дикость

варварство

цивилизация

Льюис Генри Морган (1818-1881) - американский учёный, этнограф, социолог, историк.
«Древнее

общество», 1877.

Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкий философ, один из основоположников марксизма. «Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884.

Линейно-стадиальная периодизация

Слайд 7

Теория Л. Моргана господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность,

Теория Л. Моргана

господствовали охота, рыболовство и собирательство,
отсутствовала частная собственность, существовало

равенство.
появляется земледелие и скотоводство,
возникает частная собственность
и социальная иерархия.
возникает государство,
классовое общество,
города, торговля, деньги,
религия, письменность

дикость

варварство

цивилизация

эволюционизм

Линейно-стадиальная периодизация

Слайд 8

Взгляды Ф. Энгельса появление товарного производства, разделение труда и отделение умственного

Взгляды Ф. Энгельса

появление товарного производства,
разделение труда и
отделение умственного труда

от физического,
возникновение городов,
появление классов и государств.

цивилизация

исторический материализм

Линейно-стадиальная периодизация

Слайд 9

Таким образом, данными учеными цивилизация рассматривается как ступень исторического развития человечества,

Таким образом, данными учеными цивилизация рассматривается
как ступень
исторического развития


человечества,
следующая за варварством,
как этап
прогрессивного развития человечества как единого целого

Линейно-стадиальная периодизация

Слайд 10

«Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то

«Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация,

то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели».

Виктор Рикетти, маркиз де Мирабо (1715-1789) – французский экономист-физиократ.
«Друг людей», 1756.

Цивилизация отождествляется с цивилизованностью, т.е. хорошими манерами и навыками самоконтроля.

Франсуа-Мари Аруэ, Вольтер (1694-1778) французский философ-просветитель, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник;

Цивилизация рассматривается как единство двух элементов - уровня социального развития и уровня интеллектуального развития

Франсуа Пьер Гийом Гизо (1787-1874) французский историк, критик, политический и государственный деятель

Слайд 11

«Народы проходят свой жизненный путь одинаковым образом, вследствие чего всеобщая история

«Народы проходят свой жизненный путь одинаковым образом, вследствие чего всеобщая

история представляет собою вечный круговорот возвращения одних и тех же явлений (corsi е ricorsi)»

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Джиамбаттиста Вико (1668-1744) итальянский мыслитель. «Основания новой науки об общей природе наций», 1725

Использовал слово цивилизация в двух значениях, В его трудах многочисленные данные о политическом состоянии испанских колоний, о древней цивилизации ацтеков, общие выводы о связи природы и человека, о влиянии природы на цивилизацию, странствования племён.

Александр фон Гумбольдт (1769-1859) немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник. «Картины мира», Космос»

Шарль Бернар Ренувье (1815-1903) французский философ. «Руководство к древней философии», 1844

Впервые употребил термин «локальные цивилизации».

Слайд 12

Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882) французский писатель-романист, социолог, автор расовой теории,

Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882)
французский писатель-романист, социолог, автор расовой теории,

взятой впоследствии на вооружение национал-социалистами. «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855)

Выделил 10 цивилизаций каждая из которых проходит свой собственный путь развития:
индийская
египетская
ассирийская
эллинская
китайская
италийская
германская
аллеганская
мексиканская и
андская

Возникнув, каждая цивилизация рано или поздно погибает. Не представляет собой исключения и западная цивилизация, созданная германцами. Ее тоже ждет подобная участь.

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

расовая теория

Слайд 13

Генрих Рюккерт (1823-1875) немецкий историк и исследователь германских древностей. «Учебник всемирной

Генрих Рюккерт (1823-1875)

немецкий историк и исследователь германских древностей. «Учебник всемирной

истории в органическом изложении» (1857)

индийский тип

германо-христианский тип

восточно-христианский тип

арабский тип

китайский тип

5 высших
«культурных типов»

Человечество, распадается на социальные единицы, которые Г. Рюккерт именует историческими или культурно-историческими организмами.
Потому история человечества — это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов развития культурно-исторических организмов, или индивидов, которые невозможно расположить на одной линии. Существует не одна линия, не одна нить исторического развития, а множество линий, множество нитей.
Человечество есть не реальное, а лишь мыслимое единство.

теория европеизации

Каждый культурно-исторический индивид имеет свою собственную историю. Он возникает, развивается и рано или поздно исчезает.

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Слайд 14

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) Понятие «культурно-исторический тип» – его образует всякое

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

Понятие «культурно-исторический тип» – его образует всякое племя

или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою,

русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель, геополитик.«Россия и Европа»
(1871-1885)

панславизм

Основные культурно-исторические типы, уже реализовавшие себя в истории
1)египетский,
2)китайский,
3)ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древне-семитический, 4)индийский,
5)иранский,
6)еврейский,
7)греческий,
8)римский,
9)ново-семитический или аравийский и
10)германо-романский или европейский

«Европа враждебна России».

Критика европоцентризма.

а также мексиканский и перуанский,
не успевшие совершить своего развития.

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные

Слайд 15

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936) К числу «великих культур», вполне реализовавших

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936)

К числу «великих культур», вполне реализовавших

свои потенции, Шпенглер относит
китайскую,
вавилонскую,
египетскую,
индийскую,
античную,
византийско-арабскую,
западную,
культуру майя,
а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую.

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

немецкий философ и культуролог.«Закат Европы»
(1918-1922)

История не линейна, а циклична: возникновение, расцвет и гибель многочисленных самобытных и неповторимых культур.

Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.

Слайд 16

Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в

Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит

в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны:
атеизм и материализм,
агрессивная экспансия вовне,
радикальный революционизм,
сциентизм и техницизм,
а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» ("Закат Европы").

Взгляды О. Шпенглера

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

культурология

Слайд 17

ц и в и л и з а ц и я


ц и в и л и з а ц и я

Арнольд

Джозеф Тойнби (1889-1975)

Появление, становление и упадок цивилизаций характеризовались такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение.
Отношения между цивилизациями хотя и имеют внешний характер, но составляют часть жизни самих цивилизаций.
Некоторые общества, присоединяясь к другим, обеспечивают тем самым непрерывность исторического процесса

британский историк. Автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций. «Постижение истории» (1934-1961)

появление

упадок

становление

история человечества подразделяется на ряд локальных цивилизаций, имеющие одинаковую внутреннюю схему развития.

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Слайд 18

независимые (13 цивилизаций): западная, индская, эллинская, сирийская, андская, египетская, исламская, эгейская,

независимые (13 цивилизаций):
западная,
индская,
эллинская,
сирийская,
андская,
египетская,
исламская,
эгейская,


православная,
среднеамериканская,
шумеро-аккадская,
индийская
китайская.

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Взгляды А. Тойнби

28 развившихся цивилизаций.

сателлитные (15 цивилизаций):
хеттская,
иранская,
русская,
японская,
Корейская,
миссисипийская,
юго-западная (в Северной Америке),
северо-андская,
южно-андская,
эламская,
урартская,
вьетнамская,
италийская,
юго-восточно-азиатская,
тибетская.

Слайд 19

Кроме них существуют или существовали четыре приостановленные (arrested) цивилизации: эскимосы, кочевники,

Кроме них существуют или существовали четыре приостановленные (arrested) цивилизации:
эскимосы,


кочевники,
спартанцы,
османы (иногда к ним причисляются полинезийцы и тогда их число доходит до пяти)
и четыре недоразвитых (abortive) цивилизации:
дальнезападная христианская,
дальневосточная христианская,
скандинавская
первая сирийская.

Взгляды А. Тойнби

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома.
Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии.
В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания

Слайд 20

С ростом популярности в конце XIX — начале XX века плюрально-циклического

С ростом популярности в конце XIX — начале XX века плюрально-циклического

подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации» – качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования.

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю