Прагматический характер философии Китая

Содержание

Слайд 2

Китайская философия сложилась в XI—IIIвв. до н.э. Свое начало китайская философия

Китайская философия сложилась в XI—IIIвв. до н.э. Свое начало китайская философия

ведет от первых мифологических представлений, изложенных в древних книгах: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», которые вместе с Летописью составляли китайское пятикнижие – основу мировоззрения образованного китайца..
Для мифологии Китая характерно представление о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и двух противоположных упорядочивающих началах – небесного «ян» и земного» инь». Именно они учредили порядок на Земле.
Слайд 3

Особенно волнует древнего китайца проблема зла. Откуда оно? Кто его виновник?

Особенно волнует древнего китайца проблема зла. Откуда оно? Кто его виновник?

Бог или человек? И почему зло терпят по большей части невиноватые? В «Книге истории» говорится о пяти началах мира: воде, огне, дереве, металле и земле, – а также о пяти явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Причиной зла в мире и страданий человека является неблагоприятное сочетание этих начал и явлений. Главная нравственная заповедь для достойной жизни и поведения человека – всемерно поддерживать постоянную гармонию, осуществляя разумное сочетание начал в пище. поведении, ритуале. Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о «дао» («путь») как безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди.
Слайд 4

«Дао» – и космический и нравственный закон. Древнекитайская нравственность связана с

«Дао» – и космический и нравственный закон. Древнекитайская нравственность связана с

такими представлениями, как «ли» –почтительность, церемониал, ритуал, «сяо» – почитание родителей, «ди» – почитание старшего брата. Почитание родителей означало и культ предков, и почитание властей – для психологии древних китайцев характерно чувство покорности нижестоящих вышестоящим. Древнекитайская пред философия включала в себя и зачатки наук: математики, астрономии, медицины. Уже 18-12 вв. до н.э. умели считать до 30.000. Наблюдение за небесными явлениями позволило предсказывать затмения Луны и Солнца, связать астрономические явления с земледельческим циклом, создать календарь, времяисчисление.
Слайд 5

Свой наивысший расцвет китайская философия получает в период V—IIIвв. до н.э.

Свой наивысший расцвет китайская философия получает в период V—IIIвв. до н.э.

, его называют золотым веком китайской философии. В те времена существовало шесть основных школ: 1) конфуцианство, 2) моизм, 3) школа закона (фа-цзя), по-европейски – легизм, 4) даосизм, 5) школа «инь-ян»(натурфилософия), 6) школа имен («мин-цзя»).
Слайд 6

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости,

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости,

нравственности, управления. Древнекитайская философия была мало системна. Это было связано с тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. Сам древнекитайский язык затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия – мировоззрение, пользующееся философским языком. Основными философскими школами Древнего Китая считаются: конфуцианство, моизм и даосизм.
Слайд 7

Основные философские школы древнего Китая. Конфуцианство. Основоположником этой школы является родоначальник

Основные философские школы древнего Китая.
Конфуцианство. Основоположником этой школы является родоначальник древнекитайской

философии Кун Фу-цзы (по -русски –Конфуций) жил в 551-479 гг. до. н.э Главное его сочинение «Беседы и высказывания» – произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник нравственных поучений, в котором трудно увидеть философское сочинение. В центре философии Конфуция проблемы воспитания, нравственные ценности и искусство управления государством. Высшая моральную заповедь Конфуция : «не делай другим того, что не желаешь себе». Основные этические понятия, составляющие правильный путь дао – человеколюбие, золотая середина, взаимность, сыновья почтительность. Этика конфуцианства основывается на принципе «золотой середины, состоящей в том, что, для того чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно прежде всего найти согласие с собой. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. Если верхи будут следовать дао, то народ будет их уважать и любить.
Слайд 8

Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция

Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция

. Он выступил против конфуцианской школы. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви. В соответствии с этим «небесный владыка» награждает или наказывает его. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков. Народ моисты почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали, как волю небес. Были противниками войн. Всеобщее благо, согласно моистам, является высшим принципом политического действия. Моисты разрабатывали главным образом логику и теорию познания. Они признавали объективное существование вещей вне нашего сознания.
Слайд 9

Даосизм. Важное значение в философии древнего Китая имел даосизм –учение Лао-цзы(VI—Vвв.

Даосизм. Важное значение в философии древнего Китая имел даосизм –учение Лао-цзы(VI—Vвв.

до н.э.) о «дао» – пути вещей. «Дао» – всеобъемлющее мировоззренческое понятие. Это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего в мире. Даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира, проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Основная идея Лао-цзы – жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути- – «дао». «Дао» – это естественный закон самих вещей, которые вместе с субстанцией Ци(воздух, эфир) составляют основу мира. В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и не мешает дао.
Слайд 10

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных

реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается персонифицировано как наивысший правитель (шан-ди), но чаще он представляется словом “небо” (тянь).
Слайд 11

Вся природа одушевлена — каждая вещь, место и явление имеют своих

Вся природа одушевлена — каждая вещь, место и явление имеют своих

демонов. Таким же образом обстоит дело и с умершими. Почитание душ умерших предков привело впоследствии к образованию культа предков и содействовало консервативности мышления в Древнем Китае. Духи могли открыть человеку завесу над будущим, воздействовать на поведение и деятельность людей. Корни древнейших мифов уходят в глубь 2-го тысячелетия до н. э.
Слайд 12

Философ учит людей жить в гармонии с миром и самим собой,

Философ учит людей жить в гармонии с миром и самим собой,

быть добродетельным и благополучным, но не стремится логически обосновывать посылки собственных рассуждений. Обоснование достигается другим путем, посредством ссылки на авторитет наследия, волю Неба и деяния предков. Для всей китайской философии характерна приверженность традициям. Незыблемой нормой поведения является сыновняя почтительность к старшим и святость любого начинания, предпринятого предками. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции. На протяжении более чем двухтысячелетней истории китайская философия пребывала в одной и той же системе идей и категорий. Таким же консервативным оставалось китайское письмо, иероглифы, обозначающие древние философские понятия, практически не менялись вплоть до современной эпохи.
Слайд 13

Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Религиозность китайцев имела специфические

Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Религиозность китайцев имела специфические

особенности, в китайской культуре в принципе отсутствовала религиозная со териология. Религиозность китайцев не связана с верой в Бога – абсолютную личность, трансцендентного творца мироздания (подобно христианскому Богу), и не подразумевает под божеством некое духовное, субстанциальное начало космоса, присутствующее в каждой вещи (подобно древнеиндийскому Брахману-Атману).