Практикум по философии. Задание к первому семинару

Слайд 2

Практикум по философии 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ По мнению Аристотеля (384–322 до

Практикум по философии

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
По мнению Аристотеля (384–322 до н. э.),

задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания». Не будучи зафиксирована ни на одной предметной области как своем предмете, философия в то же время обнаруживает в любой из них занимающие ее проблемы, предмет у нее особенный, не составляющий непосредственно какую-либо предметную область реального мира. В публичных лекциях современного испанского философа и публициста Хосе Ортеги-и-Гассета (1883–1955) о философской проблеме говорится, что она безгранична не только по объему, ибо охватывает все без исключения, но и по своей проблемной интенсивности
Литература:
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С. 77, 86–87, 97–99.
Вопросы и задания:
– Каким образом специфика проблем, стоящих перед философией, делает ее «основной потребностью нашего разума»?
– Как рассматривает философия свой предмет? Какова конечная цель философского размышления?
Слайд 3

Практикум по философии 2. ФИЛОСОФИЯ КАК ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ Философы острее

Практикум по философии

2. ФИЛОСОФИЯ КАК ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ
Философы острее других осознали

дистанцию между бытием и человеческим рассудком. Мудростью – решили они – обладают боги, и если они не дарят ее людям по своему желанию, то последним следует искать ее самостоятельно. Так потом и поведется в истории философии: каждый мыслитель будет самостоятельно отыскивать принципы своей теории, и никакое наследие не сможет гарантировать ему опору или хотя бы подсказку. Философия, следовательно, возникла не столько от избытка знаний, сколько от принципиального осознания их недостатка: кризис старого мифологического мышления выбросил человека из уютного осмысленного мира, но чувство достоинства, рожденное новой эпохой, поставило философский вопрос: «Что можно знать, если знание не дано извне?». Древнегреческий философ Платон (428/427–348/347 гг. до н. э.) в диалоге «Пир» обсуждает природу любви. В художественно-образной форме поднимается вопрос о предмете «любомудрия», о том, чем занимается философия.
Литература:
Платон. Пир // Платон. Сочинения: в 4 т. Т. 2. М., 1994. С. 98–101.
Вопросы и задания:
– Определите, как понимается любовь: откуда она возникает и на что направляется? На что должна быть нацелена «любовь к мудрости»?
– Сравните платоновский подход к предмету философии с мнением на этот счет Ортеги-и-Гассета.
Слайд 4

Практикум по философии 4. ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ Философствование понимается как деятельность

Практикум по философии

4. ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ
Философствование понимается как деятельность сознания по

определению своих предметов. Поскольку процесс определения требует взаимодействия некоторого ряда механизмов сознания, философствование реализуется как искусство, а теория философствования – как наука об искусстве давать определения. Философия как теория философствования может быть определена как теория самоописания сознания или «рефлексивная метамировоззренческая теория». Такая точка зрения на философию определяет ее как не сводимое к любым другим способам духовной деятельности людей и никоим образом из них не выводимое «философствование», т. е. глубоко личностное размышление человека о неповторимости его присутствия в мире. Подобный взгляд на философию возникает еще в античности и в конце ХХ века становится общепринятым.
Литература:
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 327–333.
Вопросы и задания:
– Найдите в указанном отрывке определение философии в ее сравнении с наукой и мировоззрением.
– Как вы понимаете выражение «философия есть философствование»?
– Что такое, по вашему мнению, «конечность» человека у Хайдеггера? Каким образом она обуславливает личностный характер философского размышления? В чем, с точки зрения Хайдеггера, проявляется такая принципиальная черта философствования как его рефлексивность?