Проблема человека в истории философии

Содержание

Слайд 2

Проблема бытия человека принадлежит к разряду «вечных» философских проблем. Это вопросы

Проблема бытия человека принадлежит к разряду «вечных» философских проблем. Это вопросы

о сущности человека, его происхождении, предназначении и месте в мире, о его ценностях, смерти и бессмертии, о смысле человеческой жизни… Проблемы эти вечные, но и вечно новые, поскольку изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек.
Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.
Слайд 3

Вопрос 1. Проблема человека в истории философии. Древнеиндийская и древнекитайская философия:

Вопрос 1. Проблема человека в истории философии.

Древнеиндийская и древнекитайская философия:

человек – микрокосм, частица Макрокосмоса (космоцентризм).
Антропологический подход к человеку – в древнегреческой философии
Сократ: «Познай самого себя», Протагор: «Человек –мера всех вещей»
Аристотель: человек – живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни («общественное животное»).
Слайд 4

Проблема человека в истории философии. В Средневековой философии проблема человека носила теоцентрический характер.

Проблема человека в истории философии.

В Средневековой философии проблема человека носила теоцентрический

характер.
Слайд 5

Проблема человека в истории философии. В эпоху Возрождения - антропологические идеи

Проблема человека в истории философии.

В эпоху Возрождения - антропологические идеи античности,

гуманизм.
Д.Бруно, Н.Кузанский, Л. да Винчи рассматривали человека как единство природной и духовной субстанции, как целостную индивидуальность, находящуюся в тесной связи со Вселенной.
Слайд 6

Проблема человека в истории философии. Ф. Рабле: человек – животное, которое смеется.

Проблема человека в истории философии.

Ф. Рабле: человек – животное, которое смеется.


Слайд 7

Р. Декарт: специфическая особенность человека – в его разуме: «мыслю, следовательно, существую».

Р. Декарт: специфическая особенность человека – в его разуме: «мыслю, следовательно,

существую».
Слайд 8

Б. Франклин: человек – животное, производящее орудия.

Б. Франклин: человек – животное, производящее орудия.

Слайд 9

Проблема человека в истории философии. Французские философы эпохи Просвещения подчёркивали связь

Проблема человека в истории философии.

Французские философы эпохи Просвещения подчёркивали связь человека

с природой. Дидро и Ламетри писали, что человек – высшее творение природы, зависимое от её законов.
Гольбах считал, что человек зависит от общества и воспитания, поэтому не должен считать себя привилегированным существом природы.
Слайд 10

Проблема человека в истории философии. Немецкая классическая философия: человек – субъект

Проблема человека в истории философии.

Немецкая классическая философия: человек – субъект духовной

деятельности, созидающий мир культуры, он - носитель общечеловеческого сознания.
Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости (т.е. что делает из человека природа) и нравственной свободы (т.е.что человек делает из себя сам).
Слайд 11

Проблема человека в истории философии. Гегель: человек – родовое существо. Являясь

Проблема человека в истории философии.

Гегель: человек – родовое существо. Являясь воплощением

Абсолютного духа, обладает относительной самостоятельностью и свободой потому, что наделён разумом и способностью к трудовой деятельности.
Слайд 12

Проблема человека в истории философии. Фейербах: человек - «высшее существо природы»,

Проблема человека в истории философии.

Фейербах: человек - «высшее существо природы», поэтому

философия должна исходить из биологической сущности человека. Вторым элементом сущности человека является отношения между людьми, третьим – мышление, чувства.
Слайд 13

Проблема человека в истории философии. А. Шопенгауэр: человек — это трагическое

Проблема человека в истории философии.

А. Шопенгауэр: человек — это трагическое животное,

наделенное разумным познанием и инстинктом, правда, недостаточным для уверенных и безошибочных действий.
Слайд 14

Ф. Ницше: человек — это не его сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.

Ф. Ницше: человек — это не его сознание и разум, а

игра жизненных сил и влечений.
Слайд 15

Марксистская философия: человек есть продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Становление человека

Марксистская философия: человек есть продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Становление человека

происходит через механизмы биологической и социальной наследственности, через приобщение к культурным, историческим традициям.
Слайд 16

Проблема человека в истории философии. С середины XIX века распространение получил

Проблема человека в истории философии.

С середины XIX века распространение получил социоцентризм

– «каково общество, таков и человек», на основе которого возникает наука социология.
В философии XX века: человек это целый мир, он индивидуален и субъективен по отношении к миру.
Человеческую реальность надо объяснять из неё самой, а не как подчиненную объективному бытию.