“Шарль Луи Монтескьё. О духе законов

Содержание

Слайд 2

Сведения об авторе Шарль Луи́ де Секонда́, барон Ля Брэд и

Сведения об авторе

Шарль Луи́ де Секонда́, барон Ля Брэд и де

Монтескьё (18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, философ эпохи Просвещения, правовед, сторонник натуралистического подхода в изучении общества, автор доктрины о разделении властей.
Слайд 3

Сведения об авторе Замок Ла-Бред близ Бордо, где родился и работал

Сведения об авторе

Замок Ла-Бред близ Бордо, где родился и работал Монтескьё

Монтескьё

активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.
Слайд 4

Значение Монтескьё, а также Джон Локк и Жан-Жак Руссо считаются основоположниками

Значение

Монтескьё, а также Джон Локк и Жан-Жак Руссо считаются основоположниками современных

теорий представительной демократии. Монтескьё сформулировал идею разделения властей, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.
Слайд 5

Свои общественно-политические воззрения он изложил в: Романе “Персидские письма; Историческом очерке

Свои общественно-политические воззрения он изложил в:
Романе “Персидские письма;
Историческом очерке “Размышления о

причинах величия и падения римлян”;
Книге “О духе законов”

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка

Слайд 6

Работа Монтескье «О духе законов» — основное произведение французского мыслителя, итоговый

Работа Монтескье «О духе законов» — основное произведение французского мыслителя, итоговый

философский труд, где систематизировались его философские, социологические, исторические, экономические и юридические взгляды. Над ним Монтескье работал около 20 лет — с 1728 по 1748 г.

Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов». Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738—1794).


Слайд 7

Структура работы “О духе законов” I книга посвящена законам вообще; Во

Структура работы “О духе законов”

I книга посвящена законам вообще; Во II-VIII книгах

законы рассматриваются в отношении к принципам правления; IX и X книги трактуют законы в отношении к силе государств;
XII и XIII книги — в связи с проблемой свободы;
XIV и XVIII книги характеризуют законы в отношении к физическим свойствам страны;
XIX и XXV книги — к свойствам народа;
В XXVI книге уточняются границы действия каждого разряда законов;
Заключительные XXVII и XXXI книги показывают возникновение законов в связи с конкретными обстоятельствами.
Слайд 8

Анализ работы Законы должны соответствовать природе и принципам установленного/установляемого правительства. Задача

Анализ работы

Законы

должны соответствовать природе и принципам установленного/установляемого правительства. Задача политических законов:

устройство правительства; задача гражданских законов: поддержание его существования.

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли).

Законы, издаваемые законодателем, должны соответствовать принципу правления. Т.е. положительный закон должен соответствовать естественному.

Слайд 9

Виды законов: право естественное; божественное право - право религии; право церковное

Виды законов:

право естественное;
божественное право - право религии;
право церковное - каноническое -

право религиозной дисциплины;
право международное - вселенское гражданское право;
общее государственное право;
частное государственное право, имеющее в виду каждое отдельное общество;
право завоевания, которое основано на представлении, что один народ хотел, мог или должен был совершить насилие над другим народом;
Слайд 10

Образ правления республиканский монархический деспотический Чтобы обнаружить их природу, достаточно и

Образ правления

республиканский

монархический

деспотический

Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют

о них даже наименее осведомлённые люди. «Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия); монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом всё вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

СТРАХ

ЧЕСТЬ

ДОБРОДЕТЕЛЬ

аристократический

УМЕРЕННОСТЬ

Слайд 11

Соответствие законов принципу правления

Соответствие законов принципу правления

Слайд 12

Об индивидуальной свободе и свободе политической Основополагающие принципы политического либерализма, как

Об индивидуальной свободе и свободе политической

Основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет

индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, — отделение государства от гражданского общества и разделение властей.
Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.
Либерализм — общественное движение: — провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; — поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции; — поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.
Слайд 13

О войне Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание

О войне

Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей

слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу — отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу — отсюда война между отдельными лицами. Цель войны — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.
Слайд 14

Выводы 1) Монтескьё задвинул в тень человека христианина, с его нравственным

Выводы

1) Монтескьё задвинул в тень человека христианина, с его нравственным багажом,

а увлекся неким существом, стремящимся к имущественному и правовому равенству, то есть к цели, которая оказалась призраком;
И тем не менее, книга о “Духе законов” явилась в мир 18 века как абсолютно новый, неожиданный, дерзкий взгляд на общественное устройство и его бесплодную дряхлость.
2) Монтескье провозгласил идею трех ветвей власти, фактически отказав в праве на существование деспотизма;
3) Он сформулировал понятие свобода — как право делать все, что не запрещено законом;
4) Он теоретически обосновал возможность и необходимость переустройства государственных механизмов, возможность совершенствовать общественную жизнь.
Слайд 15

5) Работа “О духе законов” Ш.Л. Монтескье оказала заметное влияние на

5) Работа “О духе законов” Ш.Л. Монтескье оказала заметное влияние на

французское Просвещение;
6) Идея Монтескьё способствовали развитию общедемократического мышления, гуманизации социальной философии, выработке научного метода анализа цивилизации;
7) Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г.
Слайд 16

Монтескье внес огромный вклад в развитие учения о праве как науки,

Монтескье внес огромный вклад в развитие учения о праве как науки,

надеясь, что разрабатываемая им теория может быть вос­принята просвещенным законодателем как руководство к действию. Монтескье писал: "Если бы я мог сделать так, чтобы у тех, которые повелевают, увеличился запас сведений относительно того, что они должны предписывать, а те, которые повинуются, нашли новое удо­вольствие в повиновении, — я счел бы себя счастливейшим из смертных".

Английский философ И. Бентам позднее заметит, что Монтескье "стремился найти в хаосе законов разумные основания, которыми могли бы руководствоваться законодатели"...