Средневековая теологическая философия. (Лекция 3.1)

Содержание

Слайд 2

Литература Обязательная: Васильев В.В. Философия: учебник. –М., 2012. Зотов А.Ф.,Миронов В.В.,Разин

Литература
Обязательная:

Васильев В.В. Философия: учебник. –М., 2012.

Зотов А.Ф.,Миронов В.В.,Разин А.В. Философия:

учебник.
– М., 2012.

Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для
бакалавров. –М., 2012.

Миронов В.В. Философия: учебник. – М., 2011.

Подопригора С.Я. Философский словарь. –
Ростов-на-Дону, 2013.

Философия: учебник /под ред. Проф. Каверина Б.И. - М.,
Воен.ун-т., 2011.

1

2

3

4

5

6

Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Лавриненко, А.Ратникова. - М., 2010.

7

Слайд 3

Вопрос лекции: 1 Средневековая философия как тип мышления

Вопрос лекции:

1
Средневековая философия как тип мышления

Слайд 4

господство религиозной идеологии, христианство провозглашено государственной религией признание всемогущего Бога в


господство религиозной идеологии, христианство
провозглашено государственной религией

признание всемогущего

Бога в качестве высшего
начала, а весь окружающий мир – его творением

господство католической церкви над государством,
а папы – над монархами

общекультурная роль церкви как хранительницы
письменности, произведений культуры

борьба с противниками христианского вероучения в
обществе, школах и университетах

монополия на интеллектуальное
образование со стороны церкви и ее институтов

Слайд 5

Замкнутость на самой себе, традиционность, обращенность в прошлое Оторванность от реального

Замкнутость на самой себе, традиционность,
обращенность в прошлое
Оторванность от

реального мира, догматизм и
назидательность
Оптимистический характер в отношении победы
добра над злом, торжества справедливости

Зарождается в Римской империи в I – V вв. н.э. на
основе раннего христианства и античной
философии

Средневековая философия – совокупность философских
направлений, возникших и развивавшихся в Европе в V-X1V вв., которые объединяли церковная и схоластическая направленность, устремленность к богу, вера в его безграничные возможности

Слайд 6

Основные черты Средневековая философия зависимость философии от теологии сглаживание противоречий между

Основные черты
Средневековая философия
зависимость философии от теологии
сглаживание противоречий между
материализмом и

идеализмом


разработка формально-логической проблематики


особое внимание к символике слов, текстов
священных писаний

нацеленность на познание духовного мира человека

религиозное объяснение развития человеческой
истории


обоснование религиозного смысла жизни

Слайд 7

Вопрос лекции: 2 2. Патристика и схоластика: роль и место в истории философии

Вопрос лекции:

2

2. Патристика и схоластика: роль и место в

истории философии
Слайд 8

Бог –центр мироздания, причина всего сущего Природа вторична по отношению к

Бог –центр мироздания, причина всего сущего

Природа вторична по отношению

к Богу
Человек выделяется из природы и объявляется
творением Бога
В мире установлен незыблемый иерархический порядок
Средневековая
теологическая философия

Собственно христианская традиция:
Христианской
Философской

Синтез традиций

Слайд 9

Роль средневековой философии: Философская традиция систематизация и рациональное, идеалистическое обоснование теологии

Роль средневековой философии:
Философская традиция


систематизация и рациональное, идеалистическое
обоснование теологии

разработка формально-логической проблематики в
интересах христианского вероучения
разработка нравственной проблематики, решение
проблемы добра и зла
философское обоснование религиозных
догматов и веры (творения и откровения)
Слайд 10

Средневековая патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих христианство и

Средневековая патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих христианство и

его учение
Цели:

защита христианского мировоззрения
от ее противников, обращение их в
христианскую веру


систематизация христианского вероучения
для борьбы с еретическими учениями

философия - инструмент объяснения
«истин» догматики, принятых официальной
церковью

Средневековая патристика
Временные
рамки:

1

2

3

аппологетика (I-III вв.)

классическая патристика (IV-V вв.)

заключительный период (VI-VIII вв.)

Слайд 11

Значение термина схоластика тип философии, основанной на cоединении религиозной догматики и

Значение термина
схоластика

тип философии, основанной на cоединении религиозной догматики и ее рационального

обоснования

синоним науки, оторванной от жизни, основанной на некритичном cледовании авторитетам

тип философии, преподаваемой в
школах, в последствии –
в университетах

1

2

3
Средневековая схоластика - тип религиозной философии, основанной на соединении религиозной догматики и ее рационального обоснования

Слайд 12

Цели схоластики с помощью разума проникнуть в истины веры, приблизить их

Цели
схоластики


с помощью разума проникнуть в истины
веры, приблизить их

содержание к
мыслящему духу человека


придание религиозной истине
систематической формы при помощи
философской методологии

используя философские аргументы,
исключить критику святых истин
Временные
рамки:

ранняя
схоластика
(IХ-XII вв.)

период
расцвета
(XIII в.)

поздняя
схоластика
(XIV в.)

1

3

2

Слайд 13

Теологические взгляды А. Августина (354 – 430 гг.) вся материя и

Теологические взгляды А. Августина (354 – 430 гг.)

вся материя и

душа является творениями
всемогущего Бога, он есть высшее бытие

Бог сотворил мир из ничего по своей доброй
воле, а не по необходимости

в Боге пребывают вечные идеи,
обусловливающие существующий в мире порядок

Бог не только сотворил мир, но и продолжает
творить его и в будущем

высшее, неопровержимое знание достигается
только при познании Бога

доказательство существования Бога –
его присутствие во всем

Заложил основы католицизма и средневековой патристики
Основатель ранней схоластики
Обосновал идею господства церкви над государством

Взгляды

Слайд 14

Религиозно-философские взгляды Августина ход истории, жизнь общества – борьба двух противоположных

Религиозно-философские взгляды Августина


ход истории, жизнь общества – борьба

двух
противоположных царств – Земного и Божественного


земное царство, воплощенное в государстве, его
учреждениях, божественное представлено
священнослужителями


в силу несовершенства и греховности людей и
удаленности их от Бога светская власть должна
быть подчинена духовной власти


короли и императоры должны выражать волю
христианской церкви и подчинятся
непосредственно папе
смирение с бедностью, властью, терпение и
надежда в жизни угодны Богу


счастье человека, как высшее блаженство, понимается как
углубление в себя, постижение божественной истины

Взгляды

Слайд 15

Реализм Номинализм универсалии (общие понятия) существуют до единичных вещей и вне

Реализм
Номинализм

универсалии (общие понятия)
существуют до единичных вещей и вне их

универсалии существуют реально независимо от человеческой мысли
и речи

Фома Аквинский,
Иоанн Скот Эриугена,
Ансельм Кентерберийский

универсалии не существуют
реально, независимо от человека

реально лишь единичное

универсалии есть не что иное
как общие имена (ноумены)
Иоанн Росцелин,
Уильям Оккам
Спор реализма и номинализма

Слайд 16

Религиозно-философские взгляды Ф.Аквинского (1225/1226-1274 гг.) вера и разум одновременно участвуют в

Религиозно-философские взгляды Ф.Аквинского
(1225/1226-1274 гг.)


вера и разум одновременно участвуют

в процессе
познания факта существования Бога


если человеческий разум противоречит вере, то он
дает неистинное знание


все в мире делится на то, что можно познать
рационально и то, что разумно непознаваемо


лишь через Божественное откровение может
быть познана проблема сотворения мира
вера обладает большей достоверностью чем знания


человек по своей природе существо общественное

Взгляды


главной целью государственной власти – сохранение в
обществе мира и справедливости, способствовать тому,
чтобы подданные вели добродетельный образ жизни

Слайд 17

Фома Аквинский христианская позиция: Философия Теология Соотношение предметом философии являются истины

Фома Аквинский

христианская позиция:
Философия

Теология

Соотношение

предметом философии являются истины разума, так как
она

может объяснить лишь то, что познаваемо разумом

предметом теологии являются истины откровения
теология выше философии, так как она прибегает к ней ради
большей доходчивости своих положений
ограниченность человеческого разума в отличие от
божественного, чтобы постигнуть всю глубину мироздания