Социальный утопизм и социальный реализм: общество как идеал (утопия) и общество
как данность
Утопия (с греч. «место, которого нет»). Теория идеального государства Платона (427-347 до н.э.): общество как воплощение идей справедливости возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей. Управляют государством философы. Запрет на частную собственность, общность имущества.
«В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети – тоже, да и все их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле»
При ближайшем рассмотрении практически любая утопия (Н.Кампанелла, Т.Мор и т.д.) оборачивается дистопией
Идеальное государство Аристотеля (384-322 до н.э.) . В своих представлениях об обществе он также исходил из необходимости построения справедливого общества. Человек, по Аристотелю, это существо политическое, несущее в себе инстинктивное стремление к совместной жизни, а общество – это объединение людей в целях всестороннего обеспечения жизни. Государство должно приносить людям благо – что означает счастье, а оно заключается в совершенной деятельности и применении добродетели. Сказанное не относилось к рабам, которых Аристотель считал «говорящими орудиями».