Содержание
- 2. ФИЛОСОФИЯ: ТЕХНОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ МОДУЛЬ 2. МОДУЛЬ 1. МОДУЛЬ 3. МЫШЛЕНИЕ ТЕЛО ЯЗЫК ЛЮДИ НЕ-ЛЮДИ КОЛЛЕКТИВЫ ОБЩЕСТВО
- 3. Философия: историческая справка «философия» - это любовь к мудрости. (phileo – люблю, sophia – мудрость) ПИФАГОР
- 4. Философия: историческая справка «Философия есть поистине величайшее и ценнейшее в глазах Бога сокровище; она одна приводит
- 5. Философия: определение первое и последнее, которое, конечно, нужно ставить под сомнение Философия – особая форма познания
- 7. ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК „На Больших Антильских островах несколько лет спустя после открытия Америки, в то время
- 8. РЕШЕНИЕ: Европейцы мыслили мир на основании сведения к телесному, им казалось очевидным, что единство мира покоится
- 9. MIND — BODY проблема Проблема соотношения: души и тела, мышления и мозга, мышления и бытия Онтологический
- 10. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА Мы можем иметь два типа доступа к знанию о себе, о своем мышлении
- 11. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КАКОЙ ЛИБО ИЗ ЭТИХ СПОСОБОВ ДОСТУПА К СЕБЕ ПРИВЕЛИГИРОВАННЫМ? Знание начинается с самосознания. Такова
- 12. Трансцендентальная феноменология Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938гг.) Философия должна стать строгой наукой. «Назад к самим вещам!»
- 13. Платоник или средневековый реалист счел бы что да, красное как идея, или универсалия объективно существует Физикалист
- 14. Феноменология тела Морис Мерло-Понти (1908 - 1961гг.) Тело и мысль невозможно разделить в картезианском духе. Источником
- 15. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КАКОЙ ЛИБО ИЗ ЭТИХ СПОСОБОВ ДОСТУПА К СЕБЕ ПРИВЕЛИГИРОВАННЫМ? Вариант 2. Да, и это
- 16. КОМНАТА МАРИИ (Ф.Джексон) Получит ли Мэри новое знание? ВАШИ ВАРИАНТЫ?
- 17. Дэниел Деннет (1942-…) Теория сознания базируется на объективных суждениях и эмпирических данных. Квалиа – ненужная гипотеза,
- 18. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КАКОЙ ЛИБО ИЗ ЭТИХ СПОСОБОВ ДОСТУПА К СЕБЕ ПРИВЕЛИГИРОВАННЫМ? Вариант 3. Нет, оба способа
- 19. Вариант 4. Описание от «нулевого лица» Грэм Харман (1968-...) Ни объекты физической реальности, ни ментальные объекты
- 21. Скачать презентацию
ФИЛОСОФИЯ: ТЕХНОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ
МОДУЛЬ 2.
МОДУЛЬ 1.
МОДУЛЬ 3.
МЫШЛЕНИЕ
ТЕЛО
ЯЗЫК
ЛЮДИ
НЕ-ЛЮДИ
КОЛЛЕКТИВЫ
ОБЩЕСТВО
ТЕХНИКА,ВЛАСТЬ
ЭТИКА
ФИЛОСОФИЯ: ТЕХНОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ
МОДУЛЬ 2.
МОДУЛЬ 1.
МОДУЛЬ 3.
МЫШЛЕНИЕ
ТЕЛО
ЯЗЫК
ЛЮДИ
НЕ-ЛЮДИ
КОЛЛЕКТИВЫ
ОБЩЕСТВО
ТЕХНИКА,ВЛАСТЬ
ЭТИКА
Философия: историческая справка
«философия» - это любовь к мудрости.
(phileo –
Философия: историческая справка
«философия» - это любовь к мудрости.
(phileo –
ПИФАГОР (конец 6 в. до н.э.)
«философия» - это наука о том, что есть общего во всех вещах. Выводы философии значимы для каждой науки, так как философия отвечает на главные вопросы (что есть первоначала и первопричины). Таким образом, философия это фундамент всех наук.
АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 гг до н.э.)
Философия: историческая справка
«Философия есть поистине величайшее и ценнейшее в глазах Бога
Философия: историческая справка
«Философия есть поистине величайшее и ценнейшее в глазах Бога
ЮСТИН ФИЛОСОФ (2 в. н.э.)
SCIENTIA
ФИЛОСОФИЯ
ТЕОЛОГИЯ
ОТКРОВЕНИЕ
Философия: определение первое и последнее, которое, конечно, нужно ставить под сомнение
Философия
Философия: определение первое и последнее, которое, конечно, нужно ставить под сомнение
Философия
ВОПРОС: Что сомнительного вы видите в этом определении?
ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК
„На Больших Антильских островах несколько лет спустя после открытия
ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК
„На Больших Антильских островах несколько лет спустя после открытия
ВОПРОС: В чем тут проблема? Ваши варианты?
РЕШЕНИЕ:
Европейцы мыслили мир на основании сведения к телесному, им казалось
очевидным,
РЕШЕНИЕ:
Европейцы мыслили мир на основании сведения к телесному, им казалось
очевидным,
единообразно – состоят из вещества (плоти), имеют форму, подчиняются в своем
существовании природной целесообразности, заложенной в мир Богом и возникают
по причинам, имеющим естественный характер. То есть европейцы воспроизводили
концепцию 4 причин Аристотеля: любая вещь 1) материальна, 2) оформлена, 3) имеет
причину, 4) целесообразна. Любое живое тело таково. Поэтому то, что индейцы имеют
сходную телесность не вызывало сомнений. Но вот имеют ли они бессмертную, данную
Богом душу? Или это просто животные? Во-втором случае, разумеется нет смысла жечь
их на кострах за неприятие истинной веры.
Индейцы мыслили мир на основе принципов 1) „анимизма“ - все одушевлено,
2) тотемизма – души людей и не-людей (животных, растений, камней) не разделены,
но связаны. Любое тело одушевлено (вернее душа может быть телесна), это не
проблема – проблема в специфике Телесности. Каково тело испанца? Как у рыбы
или как у черепахи? Оно дышит в воде? А огня боится? Или испанец больше
камень (в его-то доспехах) чем животное?
Разные идеи соотнесения „тела“ и „души“ организуют разный опыт, как мы видим, и
ставят вопрос: а откуда мы вообще можем что-то знать об этом? Душа индейца
неочевидна испанцу, как и тело испанца индейцу.
MIND — BODY проблема
Проблема соотношения: души и тела, мышления и мозга,
MIND — BODY проблема
Проблема соотношения: души и тела, мышления и мозга,
Онтологический аспект: в каком смысле они существуют?
Гносеологический аспект: как они познаются?
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА: ЧТО ПЕРВИЧНО?
МОНИЗМ
ИДЕАЛИЗМ
МАТЕРИАЛИЗМ
ОБЪЕКТИВНЫЙ
СУБЪЕКТИВНЫЙ
ДУАЛИЗМ
СУБСТАНЦИАЛЬНЫЙ
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
ФИЗИКАЛИЗМ
ЭМЕРДЖЕНТИЗМ
ПАНПСИХИЗМ
ТЕОРИЯ ДВУХ АСПЕКТОВ
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
Мы можем иметь два типа доступа к знанию о
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА Мы можем иметь два типа доступа к знанию о
От „первого лица“
Доступ к „ментальному“.
Это наш непосредственно переживаемый субъективный опыт (пусть будет „внутренний“ - хотя это неудачный термин) – я мыслю, переживаю, хочу, боюсь, чувстую боль, тепло, холод, страсть. Мир и я сам дан мне самому как совокупность психических и телесных феноменов. Я могу чувствовать, что мне сейчас холодно, или я ощущаю влюбленность или ее предчувствие.
Способ интеллектуальной работы на уровне „доступа от первого лица“ - рефлексия, то есть осознание самого сознания, мышление о мышлении – я не только сознаю нечто, но и сознаю себя сознающим.
Рефлексия есть основа самоконтроля – если я сознаю себя „взбешенным“, я могу отойти мысленно в сторону от самого аффекта „бешенства“ - уже не „я взбешен“ - но я осознаю, что испытываю бешенство, разотождествляюсь со своим состоянием.
Содержание нашего знания (?) от первого лица порой именуется термином „квалиа“ (качество), – предполагается, что в субъективном опыте нам даны качества, которые иначе испытать невозможно. Но существуют ли они?
От „третьего лица“
Доступ к „физическому“.
Это тот опыт, который мы получаем об объектах, не принимая во внимание субъективный опыт этих объектов „изнутри“. Наука может выстроить теорию атома, но не имеет (и не планирует иметь) опыта того, каково это – чувствовать себя атомом. Наука, изучающая „мышление“ и „тело“ берет их приступом от „третьего лица“.
Здесь мы работаем на уровне приведения к фактам, то есть к устойчивым, повторяющимся, наблюдаемым многократно явлениям (наблюдение и эксперимент). Непосредственный субъективный опыт не может быть описан от „третьего лица“, он лишь предположителен.
Познавать себя, мышление и тело на этом уровне – значит иметь знание о себе, как об объекте, описываемом научной теорией.
„Тело“ здесь это тело геометрии, физики, биологии, физической антропологии.
„Мышление“ здесь – это совокупность процессов, которые можно свести к эмпирически наблюдаемому: функционирование головного мозга и поведение.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КАКОЙ ЛИБО ИЗ ЭТИХ СПОСОБОВ ДОСТУПА К СЕБЕ ПРИВЕЛИГИРОВАННЫМ?
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КАКОЙ ЛИБО ИЗ ЭТИХ СПОСОБОВ ДОСТУПА К СЕБЕ ПРИВЕЛИГИРОВАННЫМ?
Знание начинается с самосознания. Такова концепция Рене Декарта. Мне дан мой опыт сознания: я мыслю, следовательно, я существую.В мышлении, - одновременно с ним, - есть „врожденные идеи“ - я есть, Бог есть, тела протяженны. Рефлексирующий разум оказывается в силах установить правила не только для себя, но и для познания мира. Декарт исходит из того, что опыт самосознания достоверен и может быть выражен в языке.
Концепция Декарта приводит к дуализму „тела“ и „мышления“. Самосознание устанавливает-обнаруживает сущность тел (их протяженность, фигуру, движение, величину) и их подчиненность принципу механической причинности. Одновременно самосознание устанавливает принципиальную несводимость „мысли“ к „телу“.
„Тело“ у Декарта это „механизм“, подчиненный законам природы. „Мышление“ принципиально несводимый с природе, свободный акт самодетерминации. „Тела“ действуют „потому-что“, а „душа“ - „для того чтобы“ (телеологизм*)
Платонизм (объективный идеализм)
Концепция Гегеля (спекулятивный идеализм)
Дж.Беркли (субъективный идеализм)
Феноменология
Вариант 1. Да, и это опыт рефлексии
Трансцендентальная феноменология
Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938гг.)
Философия должна стать строгой наукой.
«Назад
Трансцендентальная феноменология
Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938гг.)
Философия должна стать строгой наукой.
«Назад
Но что такое «сами вещи»? Мы полагаем, что «сами вещи» это либо физические объекты (предрассудок физикализма) либо психические конструкции (предрассудок психологизма). Оба этих предрассудка должны быть отброшены.
Должен быть отброшен и «платонизм», придающий вещам мыслимым объективное существование.
«Сами вещи» - это феномены, переживаемые нами смыслы и значения во всем их многообразии.
Платоник или
средневековый
реалист счел бы
что да, красное
как идея,
или универсалия
объективно
существует
Физикалист
счел бы
Платоник или
средневековый
реалист счел бы
что да, красное
как идея,
или универсалия
объективно
существует
Физикалист
счел бы
«красное» есть
лишь
в восприятии, в
психике, как
иллюзия
Существует ли
«КРАСНОЕ»?
Но «красное» как переживаемый нами феномен сознается по одной схеме, вне
зависимости от того, считаем ли мы его объективно существующим или нет.
Мы должны описывать «феномены» так, как они даны сознанию, а не
примысливать к ним какие то излишние мнения и оценки. Вопрос об «объективном
бытии» феноменов не имеет смысла, так как то, что вне сознания — недоступно
опыту.
Феноменология тела
Морис Мерло-Понти (1908 - 1961гг.)
Тело и мысль невозможно разделить в
Феноменология тела
Морис Мерло-Понти (1908 - 1961гг.)
Тело и мысль невозможно разделить в
Тело это не „объект науки“ - оно может им стать, но это просто часть научного способа зрения.
„... собственное тело ускользает - в той же науке, от режима, который ему хотят навязать“
„...тело это объект, который меня не покидает. Но является ли оно объектом после этого?“
Тело не принадлежит к миру объектов (оно всегда мое), но не сводится и к тому знанию, которое может иметь о нем рефлексия (его невозможно подчинить мысли). Тело противоречиво, это двусмысленное существование. В опыте тела рефлексия обнаруживает свой предел.
„Тело – это наш общий способ обладания миром“ (через движение-овладение пространством, что обеспечивает выживание; через жесты, имитирующие и обыгрывающие первичные движения – танец; через создание орудий и проектирование уже мира культуры)
Язык – это телесное выражение.
„Тело можно сравнить не с физическим объектом, а, скорее, с
произведением искусства“
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КАКОЙ ЛИБО ИЗ ЭТИХ СПОСОБОВ ДОСТУПА К СЕБЕ ПРИВЕЛИГИРОВАННЫМ?
Вариант
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КАКОЙ ЛИБО ИЗ ЭТИХ СПОСОБОВ ДОСТУПА К СЕБЕ ПРИВЕЛИГИРОВАННЫМ? Вариант
„Жук“ Витгенштейна
Гилберт Райл
Субъективное знание – невозможно. Сознание как отдельная от тела сущность, или имеющее свою качественную специфику свойство – иллюзия. Все знания, которые мы способны иметь – это знания „от третьего лица“. Знание о нашем мышлении полностью сводится к научному, объективному знанию.
Слова, описывающие субъективные состояния - „больно“, „холодно“, „хочу“ и т.п. - на деле описывают некоторые действия, которые мы осуществляем.
Предположение о том, что в нас может быть некое качество, или субстанция, которая по своей природе отлична от материального, - это допущение «духа в машине». Но в нем нет смысла.
У нас нет и не может быть языка для выражения „приватного сознания“. „Жук“ - это слово, имеющее общее значение для всех участников коммуникации. Из этого следует, что либо „ПС“ не существует, либо существует, но принципиально о нем нечего сказать.
КОМНАТА МАРИИ
(Ф.Джексон)
Получит ли Мэри новое знание?
ВАШИ ВАРИАНТЫ?
КОМНАТА МАРИИ
(Ф.Джексон)
Получит ли Мэри новое знание?
ВАШИ ВАРИАНТЫ?
Дэниел Деннет (1942-…)
Теория сознания базируется на объективных суждениях и эмпирических данных.
Дэниел Деннет (1942-…)
Теория сознания базируется на объективных суждениях и эмпирических данных.
Квалиа – ненужная гипотеза, которая не дает никакого преимущества в объяснении.
Предложил гетерофеноменологию: анализ самоописания субъекта с точки зрения нашего понимания его состояния.
Отрицание существования Я. Сознание состоит из множества информационных потоков, которые конкурируют за доступ к мозгу.
Концепция Д. Деннета наследует традиции нововременного эмпиризма и некоторыми исследователями сравнивается с бихевиоризмом.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КАКОЙ ЛИБО ИЗ ЭТИХ СПОСОБОВ ДОСТУПА К СЕБЕ ПРИВЕЛИГИРОВАННЫМ?
Вариант
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КАКОЙ ЛИБО ИЗ ЭТИХ СПОСОБОВ ДОСТУПА К СЕБЕ ПРИВЕЛИГИРОВАННЫМ? Вариант
Дж.Сёрль (1932 -...)
Д.Чалмерс (1966 - ...)
Эмерджентизм.
Онтологически сознание — функция
мозга (материализм). Но сознание
обладает свойством интенциональности,
которого нет у физических систем.
Поэтому мышление несводимо
к физикалистскому описанию.
Натуралистический дуализм.
Физикализм не в силах объяснить
возникновение субъективного опыта.
Это «трудная проблема сознания».
Имеет смысл допустить наличие
«протопсихической жизни» у всех
объектов (панпсихизм). Оба доступа
нужны, но оба недостаточны. Есть одна
реальность, данная нам двумя несовершенными
способами (теория двух аспектов)
Вариант 4. Описание от «нулевого лица»
Грэм Харман (1968-...)
Ни объекты физической
Вариант 4. Описание от «нулевого лица»
Грэм Харман (1968-...)
Ни объекты физической
Описание от первого лица сводит объект к тому, что можно о нем помыслить, а описание от третьего лица — к тому ,что о нем может сказать наука.
Объект всегда ускользает и у нас нет языка для его описания: это либо язык науки, либо язык «ментального словаря».
Как дать объекту возможность говорить на своем языке?
Описание «от нулевого лица» имеет отношение не к теоретическому, но эстетическому опыту. Объект нельзя рассматривать напрямую, но косвенно.
ВОПРОС: Может ли наш опыт собственного тела быть таким опытом «от нулевого лица»?