Содержание
- 2. Рекомендуемая литература 1. Гарретт Дж. Веб-дизайн: книга Джесс Гарретта. Элементы опыта взаимодействия. – СПб.: Символ-Плюс, 2008.
- 3. Расчетно-графическое задание Терещенко П.В., Шахмаметов Р.Г. Пользовательские интерфейсы информационных систем. – Новосибирск, НГТУ, 2010 (Методические указания
- 4. Компетенции (роли) специалистов в области ИТ, необходимые для создания ПИ КИС Роль руководителя команды, осуществляющей эргономическое
- 5. Интерфейсы существуют, чтобы ими пользовались Интерфейс можно считать успешным, когда люди им пользуются. Интерфейс должен не
- 6. Введение 1.Основные понятия 2. Предмет и задачи дисциплины 3.Структура курса При установлении порядка появились имена. Поскольку
- 7. Структура деятельности: схема «треугольника» (И.Энгестрем) Средства деятельности Разделение труда Правила Субъект Объект Сообщество (организация, группа) Результат
- 8. Схема системы «моделирование» (из ОТС) Культура субъекта Субъект Объект Модель
- 9. «Пирамида» познания (Р. Акоффа ) Опыт Наблюдение Эксперимент Измерение Данные Информация Что? Кто? Когда? Где? Классификация.
- 10. Задачи курса Что вы должны делать как проектировщики и разработчики программного продукта (ИТ-приложения, корпоративной информационной системы)
- 11. Структура курса История развития ПИ Основные понятия Критерии качества ПИ Типичные проблемы ПИ Проектирование концептуальной (ментальной)
- 12. Тема 1 История ПИ Основные понятия Критерии качества Типичные проблемы ПИ
- 13. 1.История развития ПИ (в системах «Человек-ЭВМ») 1.1. Развитие до 60-х годов Надо ответить на вопрос «Кто
- 14. Среднесрочные цели: координация объединения разработчиков для проектирования и программирования больших систем; способность ЭВМ распознавать речь оператора;
- 15. 1.3.Середина 60-х годов: Появились вычислительные машины, поддерживающие большое количество пользователей, каждый из которых получал в свое
- 16. 3. Командой Дугласа Энгельбарта (Douglas C. Engelbart) разработана среда NLS (oN-LineSystem), включающая в себя: принципиально новую
- 17. 1.4.Реальность 70-х годов Взаимодействие пользователя с ЭВМ обеспечивалось за счет, так называемого, интерфейса командной строки (CLI,
- 18. 1.5.Конец 70-х – начало 80-х годов: Стало понятно, что при создании персональных компьютеров необходимо учитывать удобство
- 19. 1.6. Дисциплина Человеко-компьютерное взаимодействие Человеко-компьютерное взаимодействие (HCI, Human-Computer Interaction) – это дисциплина, имеющая дело с проектированием,
- 20. Основные понятия Информационная технология. Информационная система. Пользователь/Человек-оператор. Система «Человек-машина». Коммуникации. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс. Прикладной процесс. Интерфейс/Интерфейс
- 21. Информационные технологии – приемы, способы и методы применения средств ВТ при выполнении функций сбора, хранения, обработки,
- 22. (Обязательные элементы ИС в определении 3) 1. Информационная модель. Представляет собой совокупность правил и алгоритмов функционирования
- 23. Обязательные элементы ИС (продолжение): 6. Состав функциональных модулей ПК и регламент внесения изменений в его конфигурацию.
- 24. Определение 4. Информационная система - среда, обеспечивающая целенаправленную деятельность организации, которая включает в себя такие компоненты,
- 25. Обратите внимание! По сложившейся традиции, информационной системой зачастую называют программные комплексы (ПК), что не является корректным.
- 26. Основные корпоративные системы. Современное состояние. Вопрос. Кто пользователи этих систем и в чем различие их ментальных
- 27. Программные продукты, рассматриваемые как возможные программные составляющие АИС (корпоративной информационной системы): системы управления ресурсами предприятия (ERP
- 28. (продолжение) системы извлечения данных (data mining); системы анализа данных OLAP; системы представления данных для анализа руководством
- 29. Пользователь информации - по законодательству РФ - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением
- 30. Эргономика — междисциплинарная отрасль, использующая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания
- 31. Понятия «коммуникация» и «общения» Коммуникация (от лат. сommunico - делаю общим). Коммуникация - в широком смысле
- 32. Этапы и уровни развития ЧМ-систем ИМ ИМ1 ИМ2 Исполнит. механизм 4 ИМ3 ПМ1 ПМ2 ПМ3 Передат.
- 33. Интерфейс (Interface) Интерфейс - в широком смысле - определенная стандартами граница между взаимодействующими независимыми объектами. Интерфейс
- 34. Пользовательский интерфейс 1. Пользовательский интерфейс – в самом широком смысле – способ, которым вы выполняете какую-либо
- 35. Пользовательский интерфейс (ПИ, User Interface, UI, интерфейс пользователя). ПИ объединяет в себе все элементы ИС, включая
- 36. Пользовательский интерфейс (место в ИС) Пользователь Прикладной процесс (ПП) БД Бизнес-процесс Прикладной Процесс (Удаленный) БД Пользовательский
- 37. Среда человеко-машинного интерфейса: Порождается: технико-технологическими и инженерно-психологическими решениями, в их динамическом единстве и целостности ; психофизиологической
- 38. Виртуальная реальность (виртуальная интерактивная среда) — генерируемый компьютером искусственный мир, в котором пользователь ощущает себя погруженным
- 39. Качество программного продукта Пользователи взаимодействуют с компьютерами так же как с другими предметами окружающего мира. Они
- 40. Качество программного продукта – это качество опыта применения его пользователем в своей работе, качество опыта успешной
- 41. Качество пользовательского интерфейса Проектирование программного продукта должно базироваться на опыте и ожиданиях будущих пользователей, с учетом
- 42. Три модели пользовательского интерфейса Модель проектировщика Концептуальная модель пользователя Модель программиста Принципы и методы проектирования ПИ
- 43. Критерии обеспечения качества пользовательского интерфейса Понимание пользователей Эффективность процесса проектирования Изменяемость Потребности Управляемость Эстетическое чувство Соответствие
- 44. Характеристика критериев обеспечения качества пользовательского интерфейса Понимание пользователей (мотивация, функционал) понимание группой проектировщиков потребностей и задач
- 45. Пригодность к изучению и использованию сложность продукта в использовании и обучении; организация поддержки продукта в использовании;
- 46. Типичные проблемы интерфейса отечественных ИС Мнение специалистов: в большинстве случаев специалисты сталкиваются с однотипными проблемами, вызванными
- 47. Интерфейс не адекватен особенностям пользователей Любой разработчик, начиная проектировать систему, всегда определяет аппаратные требования к системе.
- 48. Интерфейс не адекватен среде использования системы Основные составляющие среды использования: 1. Временные ограничения на выполнение действия.
- 49. Интерфейс не адекватен содержательной деятельности пользователей Это ключевая проблема, суть которой заключается в следующем: 1. Структура
- 50. Интерфейс неадекватно отображает объекты системы и связи между ними Типичные ошибки однозначности отображения объектов в интерфейсе:
- 51. Пути решения проблем Построение модели деятельности пользователя (ментальной, когнитивной, концептуальной). Использование технологии проектирования АИС: обоснование выбора
- 52. Раздел 2 Концептуальная (ментальная) модель пользователя
- 53. Концептуальная модель пользователя Необходимость построения концептуальной (ментальной) модели пользователя. Ментальные способности человека. Схема формирования опыта. Структура
- 54. Необходимость построения концептуальной (ментальной) модели пользователя Проектирование концептуальной (ментальной) модели пользователя – это понимание особенностей протекания
- 55. Когнитивность – способность к умственному восприятию (когнитивное сознательное и когнитивное бессознательное) и переработке внешней информации. Бихевиоризм
- 56. Концептуальная (ментальная) модель – это внутреннее отображение того, как пользователь понимает и взаимодействует с информационной системой.
- 57. Основа ментальной модели - все взаимоотношения между пользователем и их компьютерами, поэтому она является основой выработки
- 58. Свойства человека Необходимо исследовать Есть научные знания для моделирования Уникальные Типические Стабиль- ные Перемен- ные Репертуарные
- 59. Ментальные способности человека Мы не можем перестроить внутренние механизмы сознания людей. Но! Мы создаем программные продукты
- 60. Свойства когнитивного сознательного и бессознательного
- 62. Ментальные способности человека (продолжение) 3. Можно представить сознательное и бессознательное как некие два отдела: в них
- 63. 8. Человек может, в определенной мере, контролировать превращение бессознательных мыслей в сознательные. Но он не может
- 64. 12. При постоянном использовании интерфейса у человека всегда формируются привычки, которые в дальнейшем трудно преодолеть. Задача
- 65. Схема формирования опыта Действующий субъект Опыт Видение предмета деятельности Ожидания Результат деятельности Приоритеты текущей деятельности Опред.
- 66. Структура работы ОПЫТ Модели Компетенции ЗНАНИЯ Ценности цели/средства Стиль поведения В управленческой деятельности В операторской деятельности
- 67. Пример: Управленческое мышление Деятельность руководителя связана с решением множества задач — от «архитектурных», касающихся создания организации
- 68. Характеристика контекста управленческой деятельности Граница системы Граница организации Действующий субъект
- 69. Схема уровней осуществления действия в управленческой деятельности Границы системы Действующий субъект
- 70. Три уровня осуществления действия в управленческой деятельности Первый уровень, - это уровень управления непосредственным действием. Второй
- 71. От менеджера зависит, какой именно уровень деятельности он выберет. Но при этом он знает и о
- 72. Стереотипы относительно использования информационных ресурсов, характеризующие корпоративную культуру «Руководитель нуждается в абсолютно полной информации» Руководителю нужна
- 73. 2. «Чем больше информации, тем лучше» При наличии многоуровневой системы и плохой организации управления множество несогласованных
- 74. 3. «К моему бизнесу нельзя подходить с обычными мерками!» Руководители таких компаний: всячески стараются индивидуализировать свои
- 75. 4. "Предприятие, обеспеченное первоклассной информацией и соответствующими технологиями, может и должно работать как часы» Этот стереотип
- 76. 5."Неважно, кому подчиняется ИТ- служба" В таких компаниях ИТ-служба подчиняется кому угодно, только не первому лицу.
- 77. Компоненты управленческой деятельности Внешняя среда Условия Нормы Принципы Потребность Мотив ЦЕЛЬ Задачи Технология (методы, средства) Действие
- 78. Информационно-технологическая модель ППР Этап 1 Подготовка и анализ данных Этап 2 Подготовка задачи Этап 3 Разработка
- 79. Логика процесса выбора ЛПР Представления об альтернативах Декларативное знание Представления о действиях Процедуральное знание Представления о
- 80. Исследование пользователей Функциональные, нефункциональные требования. Источники требований. Стратегии выявления требований. Маркетинговые исследования. Исследование контекста. Метод карточной
- 81. Определение понятия требования 1. В русской редакции нотации RUP (Rational Unified Process) приводится следующее определение: "Требование
- 82. Требования к продукту и процессу Требования к продукту (каким должен быть продукт?). В своей основе требования
- 83. Функциональные, нефункциональные требования Функциональные требования регламентируют функционирование или поведение системы (behavioral requirements). Функциональные требования отвечают на
- 84. Нефункциональные требования регламентируют внутренние и внешние условия или атрибуты функционирования системы. Выделяют следующие основные группы нефункциональных
- 85. Источники требований Основным источником требований к информационной системе являются соображения, высказанные представителями Заказчика. Данная информация структурируется
- 86. 2. Наряду с требованиями, высказанными Заказчиком, целесообразно собирать и требования от других совладельцев системы: сотрудников аналитической
- 87. 3. Важным источником информации, помимо выявления требований, являются артефакты, описывающие предметную область, так как модель создаваемой
- 88. 4. Еще одна альтернатива, используемая при выявлении требований - так называемые "лучшие практики", широко используемые в
- 89. Стратегии выявления требований Интервью (Использование техники интервью) Ключевой стратегией выявления требований было и остается интервью с
- 90. Классификация методов интервью Свобода выбора ответа Свобода формулировки вопроса min max max 1 2 3 4
- 91. Анкетирование Анкетирование - самый малозатратный для аналитика способ извлечения информации, он же - и наименее эффективный.
- 92. Наблюдение Наблюдение за работой моделируемой организационной системы (ОС) - полезная стратегия получения информации, но по результатам
- 93. Самостоятельное описание требований Документы - хороший источник информации, потому что они чаще всего доступны и их
- 94. Совместные семинары Это стратегия, предполагающая широкое участие представителей Заказчика и Исполнителя. Мозговой штурм – заключается в
- 95. Прототипирование Создание прототипов – создание скелета системы – прототипа, который позволяет предметно обсуждать с пользователем требования
- 96. Сценарии и ролевые игры Метод заключается в создании легко модифицируемого схематичного сценария работы системы (не прототипа),
- 97. Маркетинговые исследования (4Р: продукт, цена, место, продвижение) Эти методы особенно эффективны, если вы чётко понимаете -
- 98. Исследование контекста Контекстуальное исследование - это набор методов по изучению контекста возникающего в жизни пользователя. (Контекст
- 99. Анализ рабочих заданий Анализ рабочих заданий - набор методов, использующих анкетирование или интервью для формирования детального
- 100. Сегментирование пользовательской аудитории Существует множество способов сегментирования целевой аудитории. Выбор способа зависит от целевой аудитории, особенностей
- 101. Метод персонажей (метод вербализованных представителей) Персонажи - модели пользователей, создаваемые посредством описания некоторых вымышленных представителей, наиболее
- 102. Персонажи - не реальные люди, но они представляют реальных людей в процессе проектирования. Это гипотетические архетипы
- 103. «Матери» нужна безопасная, надежная машина, просторная, с большими дверями, для перевозки детей, собаки, пакетов с покупками
- 104. Проектируем для одного персонажа Выполнить запросы каждой категории пользователей. Люди с аналогичными целями так же будут
- 105. Контрольные листы (Checklists) Контрольные листы помогают удостовериться в том, что веб-сайт выполнен с учетом принципов функциональности
- 106. Плюралистическая проработка (Pluralistic Walkthroughs) Плюралистическая проработка проводится большой по размеру группой, в которую входят: эксперты в
- 107. Протоколы самоотчета (Self-Reporting Logs) Протоколы самоотчета это бланки типа «карандаш-бумага», в которых пользователи фиксируют все свои
- 108. Фиксация «мыслей вслух» (Thinking Aloud Protocol) Это одна из самых популярных техник при оценке функциональности веб-сайта.
- 109. Фокус-группы (Focus Groups) Метод фокус-групп заключается в опросе специально отобранной группы пользователей. В исследование, которое обычно
- 110. Эвристическое исследование (Heuristic Evaluation) Эвристическое исследование проводится группой из 4-6 профессионалов в области экспертных оценок веб-продукции
- 111. Экспертиза компонентов (Feature Inspection) Экспертиза компонентов предназначена для анализа конкретного набора признаков веб-сайта, с которыми взаимодействует
- 112. Экспертиза – это система организационных, логических, математико-статистических процедур, направленных на получение от специалистов информации и ее
- 113. Подходы, основанные на экспертных оценках, применяются при отсутствии дискретных эмпирических данных. Характеристики метода: решение задачи основано
- 114. Групповая экспертиза Метод основывается на следующих предположениях: эксперт обладает большим объемом рационально обработанной информации, и потому
- 115. Приборная концепция экспертизы Оценка эксперта понимается как результат измерения конкретным прибором. Проблемы: Качество прибора. Выбор подходящего
- 116. Модельная концепция экспертизы Эксперт рассматривается как модель исследуемого явления (объекта). По-определению: «А» является моделью «В», если
- 118. Задачи экспертизы Нетрадиционные задачи экспертизы. Они предполагают: Написание сценариев будущих явлений. Создание новых объектов. Построение «дерева
- 119. Подбор экспертной группы Выявление множества специалистов – кандидатов в эксперты. Использование метода «снежного кома». Оценка компетентности
- 120. Требования к экспертам Компетентность. Характеризуется источниками информации (знаний) эксперта: собственный опыт, чужой опыт, теоретические знания. Креативность
- 121. Классификатор процедур получения экспертной информации (экспертный опрос)
- 122. Метод Дельфи
- 123. Анализ экспертной информации Этап 1. Анализ индивидуальных суждений экспертов. Противоречивость суждений (транзитивность). Не все суждения можно
- 124. Опрос Опрос – это вопросно-ответный способ сбора данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение, формулируемое
- 126. Скачать презентацию