Использование в проекте Delphi: списков, переключателей, строковых таблиц

Содержание

Слайд 2

Создание главного меню программы. Создай новое приложение. Положим на форму один

Создание главного меню программы.

Создай новое приложение. Положим на форму один компонент

MainMenu . Теперь посмотрим какие есть свойства у этого компонента:
• AutoHotkeys – будут ли создаваться автоматически клавиши быстрого вызова.
Если ты выберешь maAutomatic, то Delphi будет автоматически создавать клавиши. При maManual придётся это делать вручную.
• AutoMegre – автоматическое слияние с дочерними окнами.
• Images – сюда можно подключать списки картинок, которые смогут отображаться на пунктах меню.
• Items – здесь описываются пункты меню.
Слайд 3

Создание главного меню программы. Подключение списка картинок. Брось на форму компонент

Создание главного меню программы.

Подключение списка картинок. Брось на форму компонент ImageList

с закладки Win32 . Теперь дважды щёлкни по нему и перед тобой откроется окно:
Здесь нажать кнопку Add чтобы добавить картинку. Откроется стандартное окно открытия файла. Открой какую-нибудь картинку, и она добавится в список. Желательно, чтобы размер - 16х16. Именно такие габариты используются по умолчанию.
Слайд 4

Создание главного меню программы. Например, Теперь подключим наш список картинок к

Создание главного меню программы.

Например,
Теперь подключим наш список картинок к меню.
Выделим

компонент MainMenu1 и у свойства Images, в выпадающем списке выбери пункт ImageList1.
Теперь создадим само меню.
Слайд 5

Создание главного меню программы. Создадим меню на форме. Для этого нужно

Создание главного меню программы.

Создадим меню на форме. Для этого нужно
дважды

щёлкнуть по свойству
Items и откроется редактор меню:
Красным кругом выделен
уже созданный пункт.
Этот же редактор можно вызвать, если дважды щёлкнуть по компоненту MainMenu1.
В инспекторе объектов набрать
в свойстве Caption слово «Файл»,
кнопку Enter, будет создано меню
«Файл»:
Слайд 6

Создание главного меню программы. Этот же редактор можно вызвать, если дважды

Создание главного меню программы.

Этот же редактор можно вызвать, если дважды щёлкнуть

по компоненту MainMenu1.
В инспекторе объектов набрать
в свойстве Caption слово «Файл»,
кнопку Enter, будет создано меню
«Файл»:
Создадим ещё и меню «Помощь».
Щёлкни справа от созданного меню
(в рамочке обведённой пунктиром)
и снова перейди в инспектор объектов
в свойстве Caption слово «Помощь».
Слайд 7

Создание главного меню программы. Здесь, в свойстве Caption мы введём слово

Создание главного меню программы.

Здесь, в свойстве Caption мы введём
слово «О

программе», должно
получится :
Теперь, таким же образом заполним меню «Файл». Выдели его. Теперь щёлкни в
рамочке чуть ниже.
Напишем в свойстве Caption слово «Открыть»,нажмём Enter или перейдёшь на другой пункт меню в редакторе, создаться пункт «Открыть» и тут же немного ниже создаётся пустой пункт. Щёлкни по нему и введи в свойстве Caption слово «Сохранить».
Теперь снова щёлкни на новом пункте меню и у него в свойстве Caption просто тире
«-». Это заставит Delphi создать сепаратор:
Слайд 8

Создание главного меню программы. Теперь снова щёлкни на новом пункте меню

Создание главного меню программы.

Теперь снова щёлкни на новом пункте меню и

у него в свойстве Caption просто тире «-».
Это заставит Delphi создать
сепаратор:
Создадим последний пункт – «Выход». Теперь назначим каждому пункту меню картинки.
Выдели пункт «Открыть». Теперь в объектном инспекторе щёлкни по выпадающему списку
свойства «ImageIndex».
Перед тобой откроется список всех
картинок, которые мы
подключили:
Слайд 9

Создание главного меню программы. Выбери тот, что подходит, и картинка уже

Создание главного меню программы.

Выбери тот, что подходит, и картинка уже подключена.
Теперь

создадим обработчик события нажатия по пункту меню. Для этого выбери в дизайнере меню пункт «Выход» и щёлкни по нему дважды или перейди на закладку Events
и дважды щёлкни по событию OnClick.
Эти действия заставят Delphi создать обработчик
события по нажатию меню. В этом обработчике напишем следующее:
procedure TForm1.N7Click(Sender: TObject);
begin
Close;
end;
Слайд 10

Создание главного меню программы. Здесь мы используем метод формы Close -

Создание главного меню программы.

Здесь мы используем метод формы Close - этот

метод закрывает форму.
Если мы закрываем главную форму, то закроется всё приложение.
Слайд 11

Создание дочерних окон Создадим новую форму (дочернюю). Для этого, из меню

Создание дочерних окон

Создадим новую форму (дочернюю). Для этого, из меню File

выбери пункт New, а затем выбери пункт Form, как показано на рисунке ниже.
Delphi должен создать новую
чистую форму. Открой менеджер
проектов (View ->Project Manager). Посмотри на его
содержимое и убедись, что
в твоём проекте Project1.exe
теперь есть две формы:
Unit1 и Unit2:
Слайд 12

Создание дочерних окон Сразу сохраним новую форму. Для этого при выделенной

Создание дочерних окон

Сразу сохраним новую форму. Для этого при выделенной

новой форме нажмем Ctrl+S. Появится окно для ввода имени формы.
Это окно у нас будет показывать информацию о программе, поэтому назовем его AboutUnit.pas.
Модуль главной формы назовем - MainUnit.pas.
Сохранили. Теперь изменим заголовок формы на «О программе». Внутри формы можно написать любую информацию.
Слайд 13

Создание дочерних окон Теперь нужно показать это окно. Создадим обработчик события

Создание дочерних окон

Теперь нужно показать это окно.
Создадим обработчик события
OnClick

для пункта меню «О программе»
у нашей главной формы.
procedure TForm1.AboutClick(Sender: TObject);
begin
AboutForm.ShowModal;
end;
Слайд 14

Создание дочерних окон В этом коде вызывается метод ShowModal окна AboutForm.

Создание дочерних окон

В этом коде вызывается метод ShowModal окна AboutForm.
Этот

метод показывает форму в режиме Modal. В этом режиме окно получает полное управление, и пока оно не закроется, главная форма не будет работать.
Если сейчас откомпилировать код, то получим ошибку, что AboutForm не найдена. Это потому, что эта форма описана в нашем модуле AboutUnit, а мы используем её в MainUnit.
Чтобы MainUnit смог увидеть форму, описанную в AboutUnit, нужно её подключить. Для этого перейди в модуль MainUnit и запиши в раздел реализации
var
Form1: TForm1;
implementation
uses AboutUnit;
{$R *.dfm}
Слайд 15

Модальные и не модальные окна. Создадим ещё одну форму. Сразу переименуем

Модальные и не модальные окна.

Создадим ещё одну форму. Сразу переименуем её

свойство Name в NonModalForm. Положим на нее только одну кнопку, с помощью которой можно будет закрыть это окно:
Сохраним новую форму под
именем NonModalUnit.pas.
Теперь вернёмся в главную форму и допишем в раздел uses имя модуля NonModalUnit:
uses AboutUnit, NonModalUnit;
Mодуль подключён, теперь можно его использовать. Создадим обработчик события для пункта меню «Сохранить» и напишем в нём следующее:
Слайд 16

Модальные и не модальные окна. procedure TForm1.SaveClick(Sender: TObject); begin NonModalForm.Show; end;

Модальные и не модальные окна.

procedure TForm1.SaveClick(Sender: TObject);
begin
NonModalForm.Show;
end;
Здесь форма NonModalForm как немодальное

окно. Это значит, что если запустить программу и выбрать из меню пункт «Сохранить», то увидим окно новой формы и можно спокойно переключатся между главной формой и NonModalForm без каких-либо проблем.
Слайд 17

Обмен данными между формами. мы создали немодальное окно для пункта меню

Обмен данными между формами.

мы создали немодальное окно для пункта меню «Сохранить»,

изменим это окно, добавив на него строку ввода:
Теперь посмотрим на свойство кнопки «Закрыть» - ModalResult. В этом свойстве мы можем задавать значение, возвращаемое при закрытии окна. Выберем здесь «mrOk». Теперь если мы покажем окно как модальное и потом закроем его кнопкой «Закрыть», то функция ShowModal вернёт нам значение mrOk.
Слайд 18

Обмен данными между формами. Добавим на форму кнопку «Отмена», у которой

Обмен данными между формами.

Добавим на форму кнопку «Отмена», у которой свойство

ModalResult установим в mrCancel. Нужно очистить обработчики событий OnClick, для кнопок. Когда мы указали в свойстве ModalResult возвращаемое значение, кнопка уже автоматически умеет закрывать окно и не нужно создавать для неё обработчик OnClick и в нём писать метод Close. В связи с этим, изменим обработчик события OnClick для пункта меню «Сохранить»:
procedure TForm1.SaveClick(Sender: TObject);
begin
if NonModalForm.ShowModal=mrOK then
Application.MessageBox(PChar(NonModalForm.Edit1.Text),
'Ты ввёл:', MB_OKCANCEL)
end;
Слайд 19

Обмен данными между формами. В первой строке вызываем модальное окно и

Обмен данными между формами.

В первой строке вызываем модальное окно и сразу

проверяем возвращаемое значение. Если оно равно mrOK то выполняю следующее действие
(if NonModalForm.ShowModal=mrOK then).
Вторая строка показывает стандартное окно диалога. MessageBox объекта Application. У этого метода три параметра:
1) Строка, которая будет показана внутри окна.
2) Строка заголовка окна.
3) Кнопки, которые будут на окне.
• MB_OK – кнопка «ОК».
• MB_OKCANCEL – кнопки «ОК» и «Отмена».
Слайд 20

Обмен данными между формами. • MB_RETRYCANCEL – кнопки «Повторить» и «Отмена».

Обмен данными между формами.

• MB_RETRYCANCEL – кнопки «Повторить» и «Отмена».
• MB_YESNO

– кнопки «Да» и «Нет».
• MB_YESNOCANCEL – кнопки «Да», «Нет» и «Отмена».
В качестве текста сообщения в окне выводится текст, введённый в строку ввода нашего модального окна (NonModalForm.Edit1.Text).
Теперь если пользователь нажмёт кнопку «Закрыть» в модальном окне, то появится окно с введённым текстом. Иначе ничего не произойдёт
Слайд 21

окна.

окна.

Слайд 22

окна.

окна.

Слайд 23

Работа со списками На вкладке standart панели компонент есть два компонента,

Работа со списками

На вкладке standart панели компонент есть два компонента, соответствующих

спискам.
Listbox – обычный список, Combobox – раскрывающийся список. Независимо от вида списка, принципы работы одинаковы. Рассмотрим основные свойства и режимы работы с ними.
Слайд 24

Работа со списками Рассмотрим основные свойства и режимы работы с ними.

Работа со списками

Рассмотрим основные свойства и режимы работы с ними.
name

– имя, используемое в программе listbox1или combobox1 соответственно.
items (элементы списка) – может использоваться как в программе, так и инспекторе объектов. Определяет значения элементов списка. При создании через инспектор объектов открывается дополнительное окно, в котором вводятся значения элементов, причем каждое значение с новой строки.
Itemindex - номер выбранного элемента списка. Номер первого элемента списка равен 0, если не выбран ни один элемент номер равен –1. Может использоваться только в программе. Нумерация элементов списка начинается с нуля.
Слайд 25

Работа со списками Например, Case listbox1.itemindex of 0: команда; 1: команда;

Работа со списками

Например, Case listbox1.itemindex of
0: команда;
1: команда;
2:

и т.д.;
end;
listbox1.items[n]:=<выражение>; //присваивает значение элементу с номером n.
listbox1.items.count //количество элементов в списке, может использоваться только в программе.
Слайд 26

Работа со списками //добавляет элемент в список combobox1.items.add(‘строковое выражение’); // удаляет

Работа со списками

//добавляет элемент в список
combobox1.items.add(‘строковое выражение’);
// удаляет 5 по

счету строку
combobox1.items.delete(4);
combobox1.items.clear; //Очищает список
//загружает данные из текстового файла
combobox1.items.loadfromfile(‘имя’);
// сохраняет элементы списка в текстовом файле
combobox1.items.savetofile(‘имя’);
combobox1.text // значение элемента, который выбран в списке.
Слайд 27

пример Разделить число 10 на число от -3 до 3 включительно,

пример

Разделить число 10 на число от -3 до 3 включительно, и

результат вывести в ListBox.
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var i, r : Integer;
Begin
for i := -3 to 3 do begin
if i = 0 then begin
ListBox1.Items.Add('На ноль делить нельзя!');
Continue;
end;
r := Round(10/i);
ListBox1.Items.Add('10/ '+ IntToStr(i) +'= '+ IntToStr(r));
end;
end;
Слайд 28

Компонент – memo Вкладка standart. Основные свойства и методы. Name –

Компонент – memo

Вкладка standart. Основные свойства и методы.
Name –

имя, используемое в программе (memo).
Text – все содержимое компонента независимо от количества заполненных строк. Может использоваться только в программе.
Lines – отдельные строки компонента. Свойство можно задавать через инспектор объектов или через программу. Все строки нумеруются, начиная с нуля.
Memo1.lines[3]:=<выражение>; //присваивает значение четвертому по счету элементу.
Memo1.lines.clear; //очищает весь компонент.
Memo1.lines.add(‘строка’); //добавляет новую строку в компонент.
Memo1.lines.loadfromfile(‘имя’); // загружает данные из файла.
Memo1.lines.savetofile(‘имя’); //сохраняет данные из компонента в текстовом файле.
Слайд 29

Работа с переключателями На вкладке standart есть два компонента, соответствующие переключателям.

Работа с переключателями

На вкладке standart есть два компонента, соответствующие переключателям.

Слайд 30

Основные свойства компонента -флажок (Сheckbox)

Основные свойства компонента -флажок (Сheckbox)

Слайд 31

Основные свойства компонента -флажок (checkbox)

Основные свойства компонента -флажок (checkbox)

Слайд 32

приложение Например, при включенном переключатели, вывести максимальное значение элемента массива. If

приложение

Например, при включенном переключатели, вывести максимальное значение элемента массива.
If checkbox1.checked then


label2.caption:=’ максимальный элемент ‘ +inttostr(max);
Можно вместо одного переключателя, использовать группу переключателей – Radiogroup.
Слайд 33

Основные свойства компонента Radiogroup

Основные свойства компонента Radiogroup

Слайд 34

Форма проекта

Форма проекта

Слайд 35

Обработчик события procedure TfMain.Button1Click(Sender: TObject); begin //обрабатываем компонент BorderIcons if CheckBox1.Checked

Обработчик события

procedure TfMain.Button1Click(Sender: TObject);
begin //обрабатываем компонент BorderIcons
if CheckBox1.Checked then fMain.BorderIcons

:= fMain.BorderIcons + [biSystemMenu]
else fMain.BorderIcons := fMain.BorderIcons - [biSystemMenu];
if CheckBox2.Checked then fMain.BorderIcons := fMain.BorderIcons + [biMinimize]
else fMain.BorderIcons := fMain.BorderIcons - [biMinimize];
if CheckBox3.Checked then fMain.BorderIcons := fMain.BorderIcons + [biMaximize]
else fMain.BorderIcons := fMain.BorderIcons - [biMaximize];
Слайд 36

продолжение if CheckBox4.Checked then fMain.BorderIcons := fMain.BorderIcons + [biHelp] else fMain.BorderIcons

продолжение

if CheckBox4.Checked then fMain.BorderIcons := fMain.BorderIcons + [biHelp]
else fMain.BorderIcons :=

fMain.BorderIcons - [biHelp];
//обрабатываем компонент BorderStyle
case RadioGroup1.ItemIndex of
0 : fMain.BorderStyle := bsSizeable;
1 : fMain.BorderStyle := bsDialog;
2 : fMain.BorderStyle := bsNone;
3 : fMain.BorderStyle := bsSingle;
4 : fMain.BorderStyle := bsSizeToolWin;
5 : fMain.BorderStyle := bsToolWindow;
end;
end;
Слайд 37

Работа со строковыми таблицами Элемент StringGrid (строковая таблица) находится на дополнительной

Работа со строковыми таблицами


Элемент StringGrid (строковая таблица) находится на дополнительной (Additional)

странице палитры компонентов.
Этот компонент представляет собой двумерный строковый массив.
Слайд 38

Основные свойства объекта:StringGrid

Основные свойства объекта:StringGrid

Слайд 39

Свойства StringGrid

Свойства StringGrid


Слайд 40

StringGrid

StringGrid


Слайд 41

Свойства StringGrid

Свойства StringGrid

Слайд 42

Примеры программ: Добавление новой строки вниз таблицы. Begin Sg.rowcount:=sg.rowcount+1; Sg.rows[sg.rowcount-1].clear; //очистка добавленной строки End;

Примеры программ:

Добавление новой строки вниз таблицы.
Begin
Sg.rowcount:=sg.rowcount+1;
Sg.rows[sg.rowcount-1].clear; //очистка добавленной строки
End;

Слайд 43

пример Удаление текущей строки (на которой стоит курсор) из таблицы. В

пример

Удаление текущей строки (на которой стоит курсор) из таблицы. В результате

выполнения процедуры все строки, начиная с текущей сдвигаются вверх, последняя строка удаляется. Удаление выполняется, если в таблице более двух строк.
var n: integer;
Begin if sg.rowcount=2 then exit;
for n:=sg.row to sg.rowcount-2 do sg.rows[n]:=sg.rows[n+1]; sg.rowcount:=sg.rowcount-1;
end;
sg.row – текущая строка.
sg.rows[n] – строка с номером n.
Listbox1.items.assign(sg.cols[3]); //запись данных из столбца с номером 3 в список.
Слайд 44

пример Фрагмент процедуры, которая суммирует значения третьего столбца таблицы. Sg –

пример

Фрагмент процедуры, которая суммирует значения третьего столбца таблицы. Sg – значение

свойства name таблицы Stringgrid.
Var
i,s:integer;
begin
s:=0;
for i:=1 to sg.rowcount-1 do
s:=s+strtoint(sg.cells[3,i]);
end;
Слайд 45

Нахождение индекса в массиве случайных чисел Вид проекта по действиям:

Нахождение индекса в массиве случайных чисел

Вид проекта по действиям:

Слайд 46

Нахождение индекса в массиве случайных чисел Описание плана разработки программы 1.

Нахождение индекса в массиве случайных чисел

Описание плана разработки программы
1. Открыть новый

проект.
2. Разместить на форме экземпляры компонентов: Button, Edit, Label.
3. Выполнить следующие действия:
Слайд 47

пример

пример

Слайд 48

пример 4. Опишите переменные ik, k, i : integer; s :

пример

4. Опишите переменные ik, k, i : integer;
s : string;

a : array [1..15] of integer.
Листинг программы
procedure Tform1.FormCreate(Sender: Tobject);
begin Edit1.Text := ''; Edit2.Text := ''; Edit3.Text := ''; end;
procedure Tform1.Button1Click(Sender: Tobject);
begin Edit1.Text := ''; Edit2.Text := ''; Edit3.Text := ''; end;
procedure Tform1.Button2Click(Sender: Tobject);
begin close; end;
Слайд 49

пример procedure Tform1.Button3Click(Sender: Tobject); begin k := StrToInt (Edit2.Text); For i:=

пример

procedure Tform1.Button3Click(Sender: Tobject);
begin k := StrToInt (Edit2.Text);
For i:= 1

to 15 do
if k = a[i] then ik := i;
if ik = 0 then Edit3.Text := 'number ubsent'
else Edit3.Text := IntToStr (ik);
end;
procedure Tform1.Button4Click(Sender: Tobject);
Begin randomize; s := '';
For i := 1 to 15 do begin a[i] := random (26);
s := concat (s, IntToStr (a[i]), #32); end; Edit1.Text := s;
end; end.