Программирование на языке Паскаль. Часть II

Содержание

Слайд 2

Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 1. Массивы

Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 1. Массивы

Слайд 3

Массивы Массив – это группа однотипных элементов, имеющих общее имя и

Массивы

Массив – это группа однотипных элементов, имеющих общее имя и расположенных

в памяти рядом.
Особенности:
все элементы имеют один тип
весь массив имеет одно имя
все элементы расположены в памяти рядом
Примеры:
список учеников в классе
квартиры в доме
школы в городе
данные о температуре воздуха за год
Слайд 4

Массивы A массив 3 15 НОМЕР элемента массива (ИНДЕКС) A[1] A[2]

Массивы

A

массив

3

15

НОМЕР элемента массива
(ИНДЕКС)

A[1]

A[2]

A[3]

A[4]

A[5]

ЗНАЧЕНИЕ элемента массива

A[2]

НОМЕР (ИНДЕКС) элемента массива: 2

ЗНАЧЕНИЕ элемента массива:

10
Слайд 5

Объявление массивов Зачем объявлять? определить имя массива определить тип массива определить

Объявление массивов

Зачем объявлять?
определить имя массива
определить тип массива
определить число элементов
выделить место

в памяти
Массив целых чисел:
Размер через константу:

имя

начальный индекс

конечный индекс

тип
элементов
var A: array[1.. ] of integer;

const N=5;

N

var A : array[ 1 .. 5 ] of integer ;

Слайд 6

Объявление массивов Массивы других типов: Другой диапазон индексов: Индексы других типов:

Объявление массивов

Массивы других типов:
Другой диапазон индексов:
Индексы других типов:

var X,

Y: array [1..10] of real;
C: array [1..20] of char;

var Q: array [0..9] of real;
C: array [-5..13] of char;

var A: array ['A'..'Z'] of real;
B: array [False..True] of integer;
...
A['C'] := 3.14259*A['B'];
B[False] := B[False] + 1;

Слайд 7

Что неправильно? var a: array[10..1] of integer; ... A[5] := 4.5;

Что неправильно?

var a: array[10..1] of integer;
...
A[5] := 4.5;

[1..10]

var a: array

['z'..'a'] of integer;
...
A['B'] := 15;

A['b']

['a'..'z']

var a: array [0..9] of integer;
...
A[10] := 'X';

Слайд 8

Массивы Объявление: Ввод с клавиатуры: Поэлементные операции: Вывод на экран: const

Массивы

Объявление:
Ввод с клавиатуры:
Поэлементные операции:
Вывод на экран:

const N = 5;
var a:

array[1..N] of integer;
i: integer;

for i:=1 to N do begin
write('a[', i, ']=');
read ( a[i] );
end;

a[1] =
a[2] =
a[3] =
a[4] =
a[5] =

5
12
34
56
13

for i:=1 to N do a[i]:=a[i]*2;

writeln('Массив A:');
for i:=1 to N do write(a[i]:4);

Массив A:
10 24 68 112 26

Слайд 9

Задания «4»: Ввести c клавиатуры массив из 5 элементов, найти среднее

Задания

«4»: Ввести c клавиатуры массив из 5 элементов, найти среднее арифметическое

всех элементов массива.
Пример:
Введите пять чисел:
4 15 3 10 14
среднее арифметическое 9.200
«5»: Ввести c клавиатуры массив из 5 элементов, найти минимальный из них.
Пример:
Введите пять чисел:
4 15 3 10 14
минимальный элемент 3
Слайд 10

Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 2. Максимальный элемент массива

Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 2. Максимальный элемент массива

Слайд 11

Максимальный элемент Задача: найти в массиве максимальный элемент. Алгоритм: Псевдокод: {

Максимальный элемент

Задача: найти в массиве максимальный элемент.
Алгоритм:

Псевдокод:

{ считаем, что первый

элемент – максимальный }
for i:=2 to N do
if a[i] > { максимального } then
{ запомнить новый максимальный элемент a[i] }
Слайд 12

Максимальный элемент max := a[1]; { считаем, что первый – максимальный

Максимальный элемент

max := a[1]; { считаем, что первый – максимальный }
iMax

:= 1;
for i:=2 to N do { проверяем все остальные }
if a[i] > max then { нашли новый максимальный }
begin
max := a[i]; { запомнить a[i] }
iMax := i; { запомнить i }
end;

Дополнение: как найти номер максимального элемента?

По номеру элемента iMax всегда можно найти его значение a[iMax]. Поэтому везде меняем max на a[iMax] и убираем переменную max.

a[iMax]

Слайд 13

Программа program qq; const N = 5; var a: array [1..N]

Программа

program qq;
const N = 5;
var a: array [1..N] of integer;
i,

iMax: integer;
begin
{ здесь нужно ввести массив с клавиатуры }
iMax := 1; {считаем, что первый – максимальный}
for i:=2 to N do { проверяем все остальные}
if a[i] > a[iMax] then { новый максимальный}
iMax := i; { запомнить i }
writeln; {перейти на новую строку}
writeln('Максимальный элемент a[', iMax, ']=', a[iMax]);
end.

iMax := 1; {считаем, что первый – максимальный}
for i:=2 to N do { проверяем все остальные}
if a[i] > a[iMax] then { новый максимальный}
iMax := i; { запомнить i }

Слайд 14

Задания «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале

Задания

«4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10..10]

и найти в нем максимальный и минимальный элементы и их номера.
Пример:
Исходный массив:
4 -5 3 10 -4 -6 8 -10 1 0
максимальный a[4]=10
минимальный a[8]=-10
«5»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10..10] и найти в нем два максимальных элемента и их номера.
Пример:
Исходный массив:
4 -5 3 10 -4 -6 8 -10 1 0
максимальные a[4]=10, a[7]=8
Слайд 15

Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 3. Обработка массивов

Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 3. Обработка массивов

Слайд 16

Генератор случайных чисел в Паскале Целые числа в интервале [0,N): var

Генератор случайных чисел в Паскале

Целые числа в интервале [0,N):
var

x: integer;
...
x := random ( 100 ); { интервал [0,99] }
Вещественные числа в интервале [0,1)
var x: real;
...
x := random; { интервал [0,1) }
Слайд 17

Заполнение массива случайными числами const N = 5; var A: array

Заполнение массива случайными числами

const N = 5;
var A: array [1..N] of

integer;
i: integer;
begin
writeln('Исходный массив:');
for i:=1 to N do begin
A[i] := random(100) + 50;
write(A[i]:4);
end;
...

случайные числа в интервале [50,150)

Слайд 18

Подсчет элементов Задача: заполнить массив случайными числами в интервале [-1,1] и

Подсчет элементов

Задача: заполнить массив случайными числами в интервале [-1,1] и подсчитать

количество нулевых элементов.
Идея: используем переменную-счётчик.
Решение:
записать в счётчик ноль
просмотреть все элементы массива: если очередной элемент = 0, то увеличить счётчик на 1
вывести значение счётчика
Слайд 19

Подсчет элементов начало конец нет да нет да count:= 0 i:=

Подсчет элементов

начало

конец

нет

да

нет

да

count:= 0
i:= 1

count:= count + 1

i:= i +

1

пока ни одного не нашли

начать с 1-ого

перейти к следующему

нашли еще 1

Слайд 20

Подсчет элементов program qq; const N = 5; var A: array

Подсчет элементов

program qq;
const N = 5;
var A: array [1..N] of integer;

i, count: integer;
begin
{ здесь надо заполнить массив }
count:= 0;
for i:=1 to N do
if A[i] = 0 then count:= count + 1;
writeln('Нулевых элементов: ', count);
end.

for i:=1 to N do
if A[i] = 0 then count:= count + 1;

перебираем все элементы массива

Слайд 21

Задания «4»: Заполнить массив случайными числами в интервале [20,100] и подсчитать

Задания

«4»: Заполнить массив случайными числами в интервале [20,100] и подсчитать отдельно

число чётных и нечётных элементов.
«5»: Заполнить массив случайными числами в интервале [1000,2000] и подсчитать число элементов, у которых вторая с конца цифра – четная.
Слайд 22

Сумма выбранных элементов Задача: заполнить массив случайными числами в интервале [-10,10]

Сумма выбранных элементов

Задача: заполнить массив случайными числами в интервале [-10,10] и

подсчитать сумму положительных элементов.
Идея: используем переменную S для накопления суммы.
Решение:
записать в переменную S ноль
просмотреть все элементы массива: если очередной элемент > 0, то добавить к сумме этот элемент
вывести значение суммы

S:=0

S:= A[1]

S:= A[1]+A[2]

S:= A[1]+A[2]+A[3]

S:= A[1]+A[2]+…+A[N]

S:= S+A[i]

Слайд 23

Сумма выбранных элементов начало конец нет да нет да S:= 0

Сумма выбранных элементов

начало

конец

нет

да

нет

да

S:= 0
i:= 1

S:= S + A[i]

i:= i

+ 1

пока ни одного не нашли

начать с 1-ого

перейти к следующему

нашли еще 1

Слайд 24

Сумма выбранных элементов program qq; const N = 5; var A:

Сумма выбранных элементов

program qq;
const N = 5;
var A: array [1..N] of

integer;
i, S: integer;
begin
{ здесь надо заполнить массив }
S:= 0;
for i:=1 to N do
if A[i] = 0 then count:= count + 1;
writeln('Cумма полож. элементов: ', S);
end.

for i:=1 to N do
if A[i] > 0 then S:= S + A[i];

перебираем все элементы массива

Слайд 25

Задания «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале

Задания

«4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0,100]

и подсчитать отдельно среднее значение всех элементов, которые <50, и среднее значение всех элементов, которые ≥50.
«5»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [10,12] и найти длину самой длинной последовательности стоящих рядом одинаковых элементов.

Пример:
Исходный массив:
10 10 11 12 12 12 10 11 11 12
Длина последовательности: 3

Слайд 26

Поиск в массиве Задача – найти в массиве элемент, равный X,

Поиск в массиве

Задача – найти в массиве элемент, равный X, или

установить, что его нет.
Пример: если в классе ученик с фамилией Пупкин?
Алгоритм:
начать с 1-ого элемента (i:=1)
если очередной элемент (A[i]) равен X, то закончить поиск
иначе перейти к следующему элементу:
Слайд 27

Поиск элемента, равного X начало конец нет да нет да i:=

Поиск элемента, равного X

начало

конец

нет

да

нет

да

i:= 1

i:= i + 1

начать с 1-ого

перейти к

следующему

‘Не нашли’

‘Есть!’

Слайд 28

Поиск элемента в массиве program qq; const N=5; var a:array[1..N] of

Поиск элемента в массиве

program qq;
const N=5;
var a:array[1..N] of integer;
i, X:

integer;
begin
{ здесь надо заполнить массив }
i:=1;
while A[i]<>X do
i:=i+1;
if i <= N then
writeln('A[', i, ']=', X)
else writeln('Не нашли...');
end.

(i<=N) and (A[i]<>X)

do

Слайд 29

Задания «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале

Задания

«4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..4]

и вывести номера всех элементов, равных X.
Пример:
Исходный массив:
4 0 1 2 0 1 3 4 1 0
Что ищем? 0
A[2], A[5], A[10]
«5»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..4]и определить, есть ли в нем одинаковые соседние элементы.
Пример:
Исходный массив:
4 0 1 2 0 1 3 1 1 0
Ответ: есть
Слайд 30

Реверс массива Задача: переставить элементы массива в обратном порядке. Алгоритм: поменять

Реверс массива

Задача: переставить элементы массива в обратном порядке.
Алгоритм:
поменять местами A[1] и

A[N], A[2] и A[N-1], …
Псевдокод:

for i:=1 to N do
{ поменять местами A[i] и A[N+1-i] }

сумма индексов N+1

N div 2

do

Слайд 31

Как переставить элементы? 2 3 1 Задача: поменять местами содержимое двух

Как переставить элементы?

2

3

1

Задача: поменять местами содержимое двух чашек.

Задача: поменять местами содержимое

двух ячеек памяти.

4

6

?

4

6

4

x

y

c

c := x;
x := y;
y := c;

x := y;
y := x;

3

2

1

Слайд 32

Программа program qq; const N = 10; var A: array[1..N] of

Программа

program qq;
const N = 10;
var A: array[1..N] of integer;
i, c:

integer;
begin
{ заполнить массив }
{ вывести исходный массив }
{ вывести полученный массив }
end.

for i:=1 to N div 2 do begin
c:=A[i]; A[i]:=A[N+1-i]; A[N+1-i]:=c;
end;

Слайд 33

Задания «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале

Задания

«4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10..10]

и выполнить инверсию отдельно для 1-ой и 2-ой половин массива.
Пример:
Исходный массив:
4 -5 3 10 -4 -6 8 -10 1 0
Результат:
-4 10 3 -5 4 0 1 -10 8 -6
«5»: Заполнить массив из 12 элементов случайными числами в интервале [-12..12] и выполнить инверсию для каждой трети массива.
Пример:
Исходный массив:
4 -5 3 10 -4 -6 8 -10 1 0 5 7
Результат:
10 3 -5 4 -10 8 -6 -4 7 5 0 1
Слайд 34

Циклический сдвиг Задача: сдвинуть элементы массива влево на 1 ячейку, первый

Циклический сдвиг

Задача: сдвинуть элементы массива влево на 1 ячейку, первый элемент

становится на место последнего.
Алгоритм:
A[1]:=A[2]; A[2]:=A[3];… A[N-1]:=A[N];
Цикл:

for i:=1 to N-1 do
A[i]:=A[i+1];

почему не N?

Слайд 35

Программа program qq; const N = 10; var A: array[1..N] of

Программа

program qq;
const N = 10;
var A: array[1..N] of integer;
i, c:

integer;
begin
{ заполнить массив }
{ вывести исходный массив }
{ вывести полученный массив }
end.

c := A[1];
for i:=1 to N-1 do A[i]:=A[i+1];
A[N] := c;

Слайд 36

Задания «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале

Задания

«4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10..10]

и выполнить циклический сдвиг ВПРАВО.
Пример:
Исходный массив:
4 -5 3 10 -4 -6 8 -10 1 0
Результат:
0 4 -5 3 10 -4 -6 8 -10 1
«5»: Заполнить массив из 12 элементов случайными числами в интервале [-12..12] и выполнить циклический сдвиг ВПРАВО на 4 элемента.
Пример:
Исходный массив:
4 -5 3 10 -4 -6 8 -10 1 0 5 7
Результат:
1 0 5 7 4 -5 3 10 -4 -6 8 -10
Слайд 37

Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 4. Сортировка массивов

Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 4. Сортировка массивов

Слайд 38

Сортировка Сортировка – это расстановка элементов массива в заданном порядке (по

Сортировка

Сортировка – это расстановка элементов массива в заданном порядке (по возрастанию,

убыванию, последней цифре, сумме делителей, …).
Задача: переставить элементы массива в порядке возрастания.
Алгоритмы:
простые и понятные, но неэффективные для больших массивов
метод пузырька
метод выбора
сложные, но эффективные
«быстрая сортировка» (Quick Sort)
сортировка «кучей» (Heap Sort)
сортировка слиянием
пирамидальная сортировка

сложность O(N2)

Слайд 39

Метод пузырька Идея – пузырек воздуха в стакане воды поднимается со

Метод пузырька

Идея – пузырек воздуха в стакане воды поднимается со дна

вверх.
Для массивов – самый маленький («легкий» элемент перемещается вверх («всплывает»).

начиная снизу, сравниваем два соседних элемента; если они стоят «неправильно», меняем их местами
за 1 проход по массиву один элемент (самый маленький) становится на свое место

1-ый проход

2-ой проход

3-ий проход

Для сортировки массива из N элементов нужен N-1 проход (достаточно поставить на свои места N-1 элементов).

Слайд 40

Программа 1-ый проход: сравниваются пары A[N-1] и A[N], A[N-2] и A[N-1]

Программа

1-ый проход:

сравниваются пары
A[N-1] и A[N], A[N-2] и A[N-1]

A[1]

и A[2]

A[j] и A[j+1]

2-ой проход

for j:=N-1 downto 2 do
if A[j] > A[j+1] then begin
c:=A[j]; A[j]:=A[j+1]; A[j+1]:=c;
end;

2

for j:=N-1 downto 1 do
if A[j] > A[j+1] then begin
c:=A[j]; A[j]:=A[j+1]; A[j+1]:=c;
end;

1

i-ый проход

for j:=N-1 downto i do
...

i

Слайд 41

Программа program qq; const N = 10; var A: array[1..N] of

Программа

program qq;
const N = 10;
var A: array[1..N] of integer;
i, j,

c: integer;
begin
{ заполнить массив }
{ вывести исходный массив }
{ вывести полученный массив }
end.

for i:=1 to N-1 do begin
for j:=N-1 downto i do
if A[j] > A[j+1] then begin
с := A[j];
A[j] := A[j+1];
A[j+1] := с;
end;
end;

i

элементы выше A[i] уже поставлены

Слайд 42

Задания «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале

Задания

«4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..100]

и отсортировать его по последней цифре.
Пример:
Исходный массив:
14 25 13 30 76 58 32 11 41 97
Результат:
30 11 41 32 13 14 25 76 97 58
«5»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..100] и отсортировать первую половину по возрастанию, а вторую – по убыванию.
Пример:
Исходный массив:
14 25 13 30 76 58 32 11 41 97
Результат:
13 14 25 30 76 97 58 41 32 11
Слайд 43

Метод пузырька с флажком Идея – если при выполнении метода пузырька

Метод пузырька с флажком

Идея – если при выполнении метода пузырька не

было обменов, массив уже отсортирован и остальные проходы не нужны.
Реализация: переменная-флаг, показывающая, был ли обмен; если она равна False, то выход.

repeat
flag := False; { сбросить флаг }
for j:=N-1 downto 1 do
if A[j] > A[j+1] then begin
с := A[j];
A[j] := A[j+1];
A[j+1] := с;
flag := True; { поднять флаг }
end;
until not flag; { выход при flag=False }

flag := False;

flag := True;

not flag;

var flag: boolean;

Слайд 44

Метод пузырька с флажком i := 0; repeat i := i

Метод пузырька с флажком

i := 0;
repeat
i := i + 1;

flag := False; { сбросить флаг }
for j:=N-1 downto 1 do
if A[j] > A[j+1] then begin
с := A[j];
A[j] := A[j+1];
A[j+1] := с;
flag := True; { поднять флаг }
end;
until not flag; { выход при flag=False }

i := 0;

i

i := i + 1;

Слайд 45

Метод выбора Идея: найти минимальный элемент и поставить на первое место

Метод выбора

Идея:
найти минимальный элемент и поставить на первое место (поменять местами

с A[1])
из оставшихся найти минимальный элемент и поставить на второе место (поменять местами с A[2]), и т.д.
Слайд 46

Метод выбора for i := 1 to N-1 do begin nMin:=

Метод выбора

for i := 1 to N-1 do begin
nMin:= i

;
for j:= i+1 to N do
if A[j] < A[nMin] then nMin:=j;
if nMin <> i then begin
c:=A[i];
A[i]:=A[nMin];
A[nMin]:=c;
end;
end;

N-1

N

нужно N-1 проходов

поиск минимального от A[i] до A[N]

если нужно, переставляем

i+1

i

Слайд 47

Задания «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале

Задания

«4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..99]

и отсортировать его по возрастанию суммы цифр.
Пример:
Исходный массив:
14 25 13 12 76 58 21 87 10 98
Результат:
10 21 12 13 14 25 76 58 87 98
«5»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..100] и отсортировать первую половину по возрастанию, а вторую – по убыванию.
Пример:
Исходный массив:
14 25 13 30 76 58 32 11 41 97
Результат:
13 14 25 30 76 97 58 41 32 11
Слайд 48

«Быстрая сортировка» (Quick Sort) Идея – более эффективно переставлять элементы, расположенные

«Быстрая сортировка» (Quick Sort)

Идея – более эффективно переставлять элементы, расположенные дальше

друг от друга.

N div 2

2 шаг: переставить элементы так:
при сортировке элементы не покидают « свою область»!

1 шаг: выбрать некоторый элемент массива X

3 шаг: так же отсортировать две получившиеся области

Разделяй и властвуй (англ. divide and conquer)

Слайд 49

«Быстрая сортировка» (Quick Sort) Медиана – такое значение X, что слева

«Быстрая сортировка» (Quick Sort)

Медиана – такое значение X, что слева и

справа от него в отсортированном массиве стоит одинаковое число элементов (для этого надо отсортировать массив…).

Разделение:
выбрать средний элемент массива (X=67)
установить L:=1, R:=N
увеличивая L, найти первый элемент A[L], который >= X (должен стоять справа)
уменьшая R, найти первый элемент A[R], который <= X (должен стоять слева)
если L<=R, поменять местами A[L] и A[R] и перейти к п. 3

Слайд 50

«Быстрая сортировка» (Quick Sort)

«Быстрая сортировка» (Quick Sort)

Слайд 51

«Быстрая сортировка» (Quick Sort) procedure QSort ( first, last: integer); var

«Быстрая сортировка» (Quick Sort)

procedure QSort ( first, last: integer);
var L, R,

c, X: integer;
begin
if first < last then begin
X:= A[(first + last) div 2];
L:= first; R:= last;
QSort(first, R); QSort(L, last);
end;
end.

ограничение рекурсии

while L <= R do begin
while A[L] < X do L:= L + 1;
while A[R] > X do R:= R - 1;
if L <= R then begin
c:= A[L]; A[L]:= A[R]; A[R]:= c;
L:= L + 1; R:= R - 1;
end;
end;

разделение

обмен

двигаемся дальше

сортируем две части

Слайд 52

«Быстрая сортировка» (Quick Sort) program qq; const N = 10; var

«Быстрая сортировка» (Quick Sort)

program qq;
const N = 10;
var A: array[1..N] of

integer;
begin
{ заполнить массив }
{ вывести исходный массив на экран }
Qsort ( 1, N ); { сортировка }
{ вывести результат }
end.

procedure QSort ( first, last: integer);
...

Слайд 53

Количество перестановок (случайные данные)

Количество перестановок

(случайные данные)

Слайд 54

Задания «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале

Задания

«4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-50..50]

и отсортировать его по убыванию с помощью алгоритма быстрой сортировки.
«5»: Заполнить массив из 500 элементов случайными числами в интервале [0..100]. Отсортировать его по возрастанию двумя способами – методом «пузырька» и методом «быстрой сортировки» . Вывести на экран число перестановок элементов массива в том и в другом случае. Массив выводить на экран не нужно.
Слайд 55

Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 5. Двоичный поиск

Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 5. Двоичный поиск

Слайд 56

Поиск в массиве Задача – найти в массиве элемент, равный X,

Поиск в массиве

Задача – найти в массиве элемент, равный X, или

установить, что его нет.
Решение: для произвольного массива: линейный поиск (перебор)
недостаток: низкая скорость
Как ускорить? – заранее подготовить массив для поиска
как именно подготовить?
как использовать «подготовленный массив»?
Слайд 57

Двоичный поиск X = 7 X 8 4 X > 4

Двоичный поиск

X = 7

X < 8

8

4

X > 4

6

X > 6

Выбрать средний

элемент A[c] и сравнить с X.
Если X = A[c], нашли (выход).
Если X < A[c], искать дальше в первой половине.
Если X > A[c], искать дальше во второй половине.
Слайд 58

Двоичный поиск nX := 0; L := 1; R := N;

Двоичный поиск

nX := 0;
L := 1; R :=

N; {границы: ищем от A[1] до A[N] }
if nX < 1 then writeln('Не нашли...')
else writeln('A[', nX, ']=', X);

while R >= L do begin
c := (R + L) div 2;
if X < A[c] then R := c - 1;
if X > A[c] then L := c + 1;
end;

номер среднего элемента

if X = A[c] then begin
nX := c;
R := L - 1; { break; }
end;

нашли

выйти из цикла

сдвигаем границы

Слайд 59

Сравнение методов поиска

Сравнение методов поиска

Слайд 60

Задания «4»: Написать программу, которая сортирует массив ПО УБЫВАНИЮ и ищет

Задания

«4»: Написать программу, которая сортирует массив ПО УБЫВАНИЮ и ищет в

нем элемент, равный X (это число вводится с клавиатуры). Использовать двоичный поиск.
«5»: Написать программу, которая считает среднее число шагов в двоичном поиске для массива из 32 элементов в интервале [0,100]. Для поиска использовать 1000 случайных чисел в этом же интервале.
Слайд 61

Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 6. Символьные строки

Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 6. Символьные строки

Слайд 62

Чем плох массив символов? var B: array[1..N] of char; Это массив

Чем плох массив символов?

var B: array[1..N] of char;

Это массив символов:

каждый символ

– отдельный объект;
массив имеет длину N, которая задана при объявлении

Что нужно:
обрабатывать последовательность символов как единое целое
строка должна иметь переменную длину

Слайд 63

Символьные строки длина строки рабочая часть s[1] s[2] s[3] s[4] var

Символьные строки

длина строки

рабочая часть

s[1]

s[2]

s[3]

s[4]

var s: string;

var s: string[20];

Длина строки:

n := length

( s );

var n: integer;

Слайд 64

Символьные строки Задача: ввести строку с клавиатуры и заменить все буквы

Символьные строки

Задача: ввести строку с клавиатуры и заменить все буквы «а»

на буквы «б».

program qq;
var s: string;
i: integer;
begin
writeln('Введите строку');
readln(s);
for i:=1 to Length(s) do
if s[i] = 'а' then s[i] := 'б';
writeln(s);
end.

readln(s);

writeln(s);

Length(s)

ввод строки

длина строки

вывод строки

Слайд 65

Задания «3»: Ввести символьную строку и заменить все буквы «а» на

Задания

«3»: Ввести символьную строку и заменить все буквы «а» на буквы

«б», как заглавные, так и строчные.
Пример:
Введите строку:
ааббссААББСС
Результат:
ббббссББББСС
«4»: Ввести символьную строку и заменить все буквы «а» на буквы «б» и наоборот, как заглавные, так и строчные.
Пример:
Введите строку:
ааббссААББСС
Результат:
ббаассББААСС
Слайд 66

Задания «5»: Ввести символьную строку и проверить, является ли она палиндромом

Задания

«5»: Ввести символьную строку и проверить, является ли она палиндромом (палиндром

читается одинаково в обоих направлениях).
Пример: Пример:
Введите строку: Введите строку:
АБВГДЕ КАЗАК
Результат: Результат:
Не палиндром. Палиндром.
Слайд 67

Операции со строками Объединение: добавить одну строку в конец другой. Запись

Операции со строками

Объединение: добавить одну строку в конец другой.

Запись нового значения:

var

s, s1, s2: string;

s := 'Вася';

s1 := 'Привет';
s2 := 'Вася';
s := s1 + ', ' + s2 + '!';

'Привет, Вася!'

Подстрока: выделить часть строки в другую строку.

s := '123456789';
s1 := Copy ( s, 3, 6 );
s2 := Copy ( s1, 2, 3 );

'345678'

'456'

с 3-его символа

6 штук

Слайд 68

Удаление и вставка Удаление части строки: Вставка в строку: s :=

Удаление и вставка

Удаление части строки:

Вставка в строку:

s := '123456789';
Delete ( s,

3, 6 );

с 3-его символа

6 штук

строка
меняется!

'123456789'

'129'

s := '123456789';
Insert ( 'ABC', s, 3 );
Insert ( 'Q', s, 5 );

куда вставляем

что вставляем

начиная с 3-его символа

'12ABC3456789'

'12ABQC3456789'

Слайд 69

Поиск в строке Поиск в строке: s := 'Здесь был Вася.';

Поиск в строке

Поиск в строке:

s := 'Здесь был Вася.';
n := Pos

( 'е', s );
if n > 0 then
writeln('Буква е – это s[', n, ']')
else writeln('Не нашли');
n := Pos ( 'Вася', s );
s1 := Copy ( s, n, 4 );

s[3]

3

n = 11

Особенности:
функция возвращает номер символа, с которого начинается образец в строке
если слова нет, возвращается 0
поиск с начала (находится первое слово)

var n: integer;

Слайд 70

Примеры s := 'Вася Петя Митя'; n := Pos ( 'Петя',

Примеры

s := 'Вася Петя Митя';
n := Pos ( 'Петя', s );
Delete

( s, n, 4 );
Insert ( 'Лена', s, n );

'Вася Лена Митя'

s := 'Вася Петя Митя';
n := length ( s );
s1 := Copy ( s, 1, 4 );
s2 := Copy ( s, 11, 4 );
s3 := Copy ( s, 6, 4 );
s := s3 + s1 + s2;
n := length ( s );

'Вася Митя'

14

'Вася'

'Митя'

'Петя'

'ПетяВасяМитя'

12

6

Слайд 71

Пример решения задачи Задача: Ввести имя, отчество и фамилию. Преобразовать их

Пример решения задачи

Задача: Ввести имя, отчество и фамилию. Преобразовать их к

формату «фамилия-инициалы».
Пример:
Введите имя, фамилию и отчество:
Василий Алибабаевич Хрюндиков
Результат:
Хрюндиков В.А.

Алгоритм:
найти первый пробел и выделить имя
удалить имя с пробелом из основной строки
найти первый пробел и выделить отчество
удалить отчество с пробелом из основной строки
«сцепить» фамилию, первые буквы имени и фамилии, точки, пробелы…

Слайд 72

Программа program qq; var s, name, otch: string; n: integer; begin

Программа

program qq;
var s, name, otch: string;
n: integer;
begin
writeln('Введите имя, отчество

и фамилию');
readln(s);
n := Pos(' ', s);
name := Copy(s, 1, n-1); { вырезать имя }
Delete(s, 1, n);
n := Pos(' ', s);
otch := Copy(s, 1, n-1); { вырезать отчество }
Delete(s, 1, n); { осталась фамилия }
s := s + ' ' + name[1] + '.' + otch[1] + '.';
writeln(s);
end.
Слайд 73

Задания «3»: Ввести в одну строку фамилию, имя и отчество, разделив

Задания

«3»: Ввести в одну строку фамилию, имя и отчество, разделив их

пробелом. Вывести фамилию и инициалы.
Пример:
Введите фамилию, имя и отчество:
Иванов Петр Семёнович
Результат:
Иванов П.С.
«4»: Ввести имя файла (возможно, без расширения) и изменить его расширение на «.exe».
Пример:
Введите имя файла: Введите имя файла:
qqq qqq.com
Результат: Результат:
qqq.exe qqq.exe
Слайд 74

Задания «5»: Ввести путь к файлу и «разобрать» его, выводя каждую

Задания

«5»: Ввести путь к файлу и «разобрать» его, выводя каждую вложенную

папку с новой строки
Пример:
Введите путь к файлу:
C:\Мои документы\10-Б\Вася\qq.exe
Результат:
C:
Мои документы
10-Б
Вася
qq.exe
Слайд 75

Преобразования «строка»-«число» Из строки в число: s := '123'; Val (

Преобразования «строка»-«число»

Из строки в число:

s := '123';
Val ( s, N, r

); { N = 123 }
{ r = 0, если ошибки не было
r – номер ошибочного символа}
s := '123.456';
Val ( s, X, r ); { X = 123.456 }

Из числа в строку:

N := 123;
Str ( N, s ); { '123' }
X := 123.456;
Str ( X, s ); { '1.234560E+002' }
Str ( X:10:3, s ); { ' 123.456' }

var N, r: integer;
X: real;
s: string;

Слайд 76

Посимвольный ввод Задача: с клавиатуры вводится число N, обозначающее количество футболистов

Посимвольный ввод

Задача: с клавиатуры вводится число N, обозначающее количество футболистов команды

«Шайба», а затем – N строк, в каждой из которых – информация об одном футболисте таком формате:
<Фамилия> <Имя> <год рождения> <голы>
Все данные разделяются одним пробелом. Нужно подсчитать, сколько футболистов, родившихся в период с 1988 по1990 год, не забили мячей вообще.

Алгоритм:

for i:=1 to N do begin
{ пропускаем фамилию и имя }
{ читаем год рождения Year и число голов Gol }
if (1988 <= Year) and (Year <=1990) and
(Gol = 0) then { увеличиваем счетчик }
end;

Слайд 77

Посимвольный ввод Пропуск фамилии: repeat read(c); until c = ' ';

Посимвольный ввод

Пропуск фамилии:

repeat
read(c);
until c = ' '; { пока не

встретим пробел }

var c: char;

Пропуск имени:

repeat read(c); until c = ' ';

Ввод года рождения:

read(Year); { из той же введенной строки }

var Year: integer;

Ввод числа голов и переход к следующей строке:

readln(Gol); { читать все до конца строки }

var Gol: integer;

Слайд 78

Программа program qq; var c: char; i, N, count, Year, Gol:

Программа

program qq;
var c: char;
i, N, count, Year, Gol: integer;
begin
writeln('Количество

футболистов');
readln(N);
count := 0;
for i:=1 to N do begin
repeat read(c); until c = ' ';
repeat read(c); until c = ' ';
read(Year);
readln(Gol);
if (1988 <= Year) and (year <= 1990) and
(Gol = 0) then count := count + 1;
end;
writeln(count);
end.

repeat read(c); until c = ' ';
repeat read(c); until c = ' ';
read(Year);
readln(Gol);

Слайд 79

Посимвольный ввод Если фамилия нужна: fam := ''; { пустая строка

Посимвольный ввод

Если фамилия нужна:

fam := ''; { пустая строка }
repeat

read(c); { прочитать символ }
fam := fam + c; { прицепить к фамилии }
until c = ' ';

Вместо read(Year):

s := ''; { пустая строка }
repeat
read(c); { прочитать символ }
s := s + c; { прицепить к фамилии }
until c = ' ';
Val(s, Year, r); { строку – в число }

var fam: string;

var s: string;

Слайд 80

Посимвольный ввод Если нужно хранить все фамилии: const MAX = 100;

Посимвольный ввод

Если нужно хранить все фамилии:

const MAX = 100;
var fam: array[1..MAX]

of string;
...
fam[i] := ''; { пустая строка }
repeat
read(c); { прочитать символ }
fam[i] := fam[i] + c;
until c = ' ';

массив символьных строк

Слайд 81

Задания «4»: Вывести фамилию и имя футболиста, забившего наибольшее число голов,

Задания

«4»: Вывести фамилию и имя футболиста, забившего наибольшее число голов, и

количество забитых им голов.
Пример:
Иванов Василий 25
«5»: Вывести в алфавитном порядке фамилии и имена всех футболистов, которые забили хотя бы один гол. В списке не более 100 футболистов.
Пример:
Васильев Иван
Иванов Василий
Кутузов Михаил
Пупкин Василий

Информация о футболистах вводится так же, как и для приведенной задачи (сначала N, потом N строк с данными).

Слайд 82

Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 7. Рекурсивный перебор

Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 7. Рекурсивный перебор

Слайд 83

Рекурсивный перебор Задача: Алфавит языка племени «тумба-юмба» состоит из букв Ы,

Рекурсивный перебор

Задача: Алфавит языка племени «тумба-юмба» состоит из букв Ы, Ц,

Щ и О. Вывести на экран все слова из К букв, которые можно составить в этом языке, и подсчитать их количество. Число K вводится с клавиатуры.

1

K

в каждой ячейке может быть любая из 4-х букв

4 варианта

4 варианта

4 варианта

4 варианта

Количество вариантов:

Слайд 84

Рекурсивный перебор 1 K Рекурсия: Решения задачи для слов из К

Рекурсивный перебор

1

K

Рекурсия: Решения задачи для слов из К букв сводится к

4-м задачам для слов из K-1 букв.

1

K

1

K

1

K

перебрать все варианты

перебрать все варианты

перебрать все варианты

перебрать все варианты

Слайд 85

Процедура procedure Rec(p: integer); begin if p > K then begin

Процедура

procedure Rec(p: integer);
begin
if p > K then begin
writeln(s);
count

:= count+1;
end
else begin
s[p]:='Ы'; Rec ( p+1 );
s[p]:='Ц'; Rec ( p+1 );
s[p]:='Щ'; Rec ( p+1 );
s[p]:='О'; Rec ( p+1 );
end;
end;

1

K

p

s

p+1

рекурсивные вызовы

окончание рекурсии

Глобальные переменные:
var s: string;
count, K: integer;

Слайд 86

Процедура procedure Rec(p: integer); const letters = 'ЫЦЩО'; var i: integer;

Процедура

procedure Rec(p: integer);
const letters = 'ЫЦЩО';
var i: integer;

begin
if p > k then begin
writeln(s);
count := count+1;
end
else begin
for i:=1 to length(letters) do begin
s[p] := letters[i];
Rec(p+1);
end;
end;
end;

const letters = 'ЫЦЩО';

for i:=1 to length(letters) do begin
s[p] := letters[i];
Rec(p+1);
end;

все буквы

цикл по всем буквам

локальная переменная

Слайд 87

Программа program qq; var s: string; K, i, count: integer; begin

Программа

program qq;
var s: string;
K, i, count: integer;
begin
writeln('Введите длину слов:');

read ( K );
s := '';
for i:=1 to K do s := s + ' ';
count := 0;
Rec ( 1 );
writeln('Всего ', count, ' слов');
end.

procedure Rec(p: integer);
...
end;

процедура

s := '';
for i:=1 to K do s := s + ' ';

строка из K пробелов

глобальные переменные

Слайд 88

Задания Алфавит языка племени «тумба-юмба» состоит из букв Ы, Ц, Щ

Задания

Алфавит языка племени «тумба-юмба» состоит из букв Ы, Ц, Щ и

О. Число K вводится с клавиатуры.

«4»: Вывести на экран все слова из К букв, в которых буква Ы встречается более 1 раза, и подсчитать их количество.
«5»: Вывести на экран все слова из К букв, в которых есть одинаковые буквы, стоящие рядом (например, ЫЩЩО), и подсчитать их количество.

Слайд 89

Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 8. Матрицы

Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 8. Матрицы

Слайд 90

Матрицы Задача: запомнить положение фигур на шахматной доске. 1 2 3 4 5 6 c6 A[6,3]

Матрицы

Задача: запомнить положение фигур на шахматной доске.

1

2

3

4

5

6

c6

A[6,3]

Слайд 91

Матрицы Матрица – это прямоугольная таблица чисел (или других элементов одного

Матрицы

Матрица – это прямоугольная таблица чисел (или других элементов одного типа).
Матрица

– это массив, в котором каждый элемент имеет два индекса (номер строки и номер столбца).

A

строка 2

столбец 3

ячейка A[3,4]

Слайд 92

Матрицы Объявление: const N = 3; M = 4; var A:

Матрицы

Объявление:

const N = 3;
M = 4;
var A: array[1..N,1..M] of integer;

B: array[-3..0,-8..M] of integer;
Q: array['a'..'d',False..True] of real;

Ввод с клавиатуры:

for i:=1 to N do
for j:=1 to M do begin
write('A[',i,',',j,']=');
read ( A[i,j] );
end;

A[1,1]=

25

A[1,2]=

14

A[1,3]=

14

...

A[3,4]=

54

i

j

for j:=1 to M do
for i:=1 to N do begin

Слайд 93

Матрицы Заполнение случайными числами for i:=1 to N do for j:=1

Матрицы

Заполнение случайными числами

for i:=1 to N do
for j:=1 to M

do
A[i,j] := random(25) - 10;

цикл по строкам

цикл по столбцам

Вывод на экран

for i:=1 to N do begin
writeln;
end;

перейти на новую строку

for j:=1 to M do
write ( A[i,j]:5 );

вывод строки

в той же строке

Слайд 94

Обработка всех элементов матрицы Задача: заполнить матрицу из 3 строк и

Обработка всех элементов матрицы

Задача: заполнить матрицу из 3 строк и 4

столбцов случайными числами и вывести ее на экран. Найти сумму элементов матрицы.

program qq;
const N = 3; M = 4;
var A: array[1..N,1..M] of integer;
i, j, S: integer;
begin
{ заполнение матрицы и вывод на экран}
S := 0;
writeln('Сумма элементов матрицы ', S);
end.

for i:=1 to N do
for j:=1 to M do
S := S + A[i,j];

Слайд 95

Задания Заполнить матрицу из 8 строк и 5 столбцов случайными числами

Задания

Заполнить матрицу из 8 строк и 5 столбцов случайными числами в

интервале [-10,10] и вывести ее на экран.

«4»: Найти минимальный и максимальный элементы в матрице их номера. Формат вывода:
Минимальный элемент A[3,4]=-6
Максимальный элемент A[2,2]=10
«5»: Вывести на экран строку, сумма элементов которой максимальна. Формат вывода:
Строка 2: 3 5 8 9 8

Слайд 96

Операции с матрицами Задача 1. Вывести на экран главную диагональ квадратной

Операции с матрицами

Задача 1. Вывести на экран главную диагональ квадратной матрицы

из N строк и N столбцов.

A[1,N]

A[2,2]

A[3,3]

A[N,N]

for i:=1 to N do
write ( A[i,i]:5 );

Задача 2. Вывести на экран вторую диагональ.

A[N,1]

A[N-1,2]

A[2,N-1]

for i:=1 to N do
write ( A[i, ]:5 );

N+1-i

сумма номеров строки и столбца N+1

A[1,1]

Слайд 97

Операции с матрицами Задача 3. Найти сумму элементов, стоящих на главной

Операции с матрицами

Задача 3. Найти сумму элементов, стоящих на главной диагонали

и ниже ее.

строка 1: A[1,1]
строка 2: A[2,1]+A[2,2]
...
строка N: A[N,1]+A[N,2]+...+A[N,N]

S := 0;
for i:= 1 to N do

цикл по всем строкам

for j:= 1 to i do
S := S + A[i,j];

складываем нужные элементы строки i

Слайд 98

Операции с матрицами Задача 4. Перестановка строк или столбцов. В матрице

Операции с матрицами

Задача 4. Перестановка строк или столбцов. В матрице из

N строк и M столбцов переставить 2-ую и 4-ую строки.

2

4

j

A[2,j]

A[4,j]

for j:=1 to M do begin
c := A[2,j];
A[2,j] := A[4,j];
A[4,j] := c;
end;

Задача 5. К третьему столбцу добавить шестой.

for i:=1 to N do
A[i,3] := A[i,3] + A[i,6];

Слайд 99

Задания Заполнить матрицу из 7 строк и 7 столбцов случайными числами

Задания

Заполнить матрицу из 7 строк и 7 столбцов случайными числами в

интервале [-10,10] и вывести ее на экран. Обнулить элементы, отмеченные зеленым фоном, и вывести полученную матрицу на экран.

«4»: «5»:

Слайд 100

Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 9. Файлы

Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 9. Файлы

Слайд 101

Файлы Файл – это область на диске, имеющая имя. Файлы только

Файлы

Файл – это область на диске, имеющая имя.

Файлы

только текст без оформления, не

содержат управляющих символов (с кодами < 32)

ACSII (1 байт на символ)
UNICODE (2 байта на символ)

*.txt, *.log,
*.htm, *.html

могут содержать любые символы кодовой таблицы

*.doc, *.exe,
*.bmp, *.jpg,
*.wav, *.mp3,
*.avi, *.mpg

Текстовые

Двоичные

Папки (каталоги)

Слайд 102

Принцип сэндвича I этап. открыть файл : связать переменную f с

Принцип сэндвича

I этап. открыть файл :
связать переменную f с файлом
открыть файл

(сделать его активным, приготовить к работе)

assign(f, 'qq.txt');

reset(f); {для чтения}

rewrite(f); {для записи}

II этап: работа с файлом

Переменная типа «текстовый файл»: var f: text;

III этап: закрыть файл

close(f);

read ( f, n ); { ввести значение n }

write ( f, n ); { записать значение n }
writeln ( f, n );{c переходом на нов.строку }

Слайд 103

Работа с файлами Особенности: имя файла упоминается только в команде assign,

Работа с файлами

Особенности:
имя файла упоминается только в команде assign, обращение к

файлу идет через файловую переменную
файл, который открывается на чтение, должен существовать
если файл, который открывается на запись, существует, старое содержимое уничтожается
данные записываются в файл в текстовом виде
при завершении программы все файлы закрываются автоматически
после закрытия файла переменную f можно использовать еще раз для работы с другим файлом
Слайд 104

Последовательный доступ при открытии файла курсор устанавливается в начало чтение выполняется

Последовательный доступ

при открытии файла курсор устанавливается в начало
чтение выполняется с той

позиции, где стоит курсор
после чтения курсор сдвигается на первый непрочитанный символ

12 5 45 67 56●

конец файла
(end of file, EOF)

12 5 45 67 56●

assign ( f, 'qq.txt' );
reset ( f );

read ( f, x );

Слайд 105

Последовательный доступ чтение до конца строки как вернуться назад? close (

Последовательный доступ

чтение до конца строки
как вернуться назад?

close ( f );
reset

( f ); { начать с начала }

readln ( f, x );

12 5 45¤ 36 67¤ 56●

конец строки
(end of line, EOL)

Слайд 106

Пример Задача: в файле input.txt записаны числа (в столбик), сколько их

Пример

Задача: в файле input.txt записаны числа (в столбик), сколько их –

неизвестно. Записать в файл output.txt их сумму.
Алгоритм:
Открыть файл input.txt для чтения.
S := 0;
Если чисел не осталось, перейти к шагу 7.
Прочитать очередное число в переменную x.
S := S + x;
Перейти к шагу 3.
Закрыть файл input.txt.
Открыть файл output.txt для записи.
Записать в файл значение S.
Закрыть файл output.txt.

цикл с условием «пока есть данные»

Слайд 107

Программа program qq; var s, x: integer; f: text; begin assign(f,

Программа

program qq;
var s, x: integer;
f: text;
begin
assign(f, 'input.txt');
reset(f);

s := 0;
close(f);
end.

while not eof(f) do begin
readln(f, x);
s := s + x;
end;

f: text;

eof(f)

логическая функция, возвращает True, если достигнут конец файла

assign(f, 'output.txt');
rewrite(f);
writeln(f, 'Сумма чисел ', s);
close(f);

запись результата в файл output.txt

Слайд 108

Задания В файле data.txt записаны числа, сколько их – неизвестно. «3»:

Задания

В файле data.txt записаны числа, сколько их – неизвестно.

«3»: Найти

сумму чётных чисел и записать её в файл output.txt.
«4»: Найти минимальное и максимальное из четных чисел и записать их в файл output.txt.
«5»: Найти длину самой длинной цепочки одинаковых чисел, идущих подряд, и записать её в файл output.txt.
Слайд 109

Обработка массивов Задача: в файле input.txt записаны числа (в столбик), сколько

Обработка массивов

Задача: в файле input.txt записаны числа (в столбик), сколько их

– неизвестно, но не более 100. Переставить их в порядке возрастания и записать в файл output.txt.
Проблемы:
для сортировки надо удерживать в памяти все числа сразу (массив);
сколько чисел – неизвестно.
Решение:
выделяем в памяти массив из 100 элементов;
записываем прочитанные числа в массив и считаем их в переменной N;
сортируем первые N элементов массива;
записываем их в файл.
Слайд 110

Чтение данных в массив var A: array[1..100] of integer; f: text;

Чтение данных в массив

var A: array[1..100] of integer;
f: text;

function

ReadArray: integer;
var i: integer;
begin
assign(f, 'input.txt');
reset(f);
i := 0;
close(f);
ReadArray := i;
end;

Глобальные переменные:

Функция: ввод массива, возвращает число элементов

while (not eof(f)) and (i < 100) do begin
i := i + 1;
readln(f, A[i]);
end;

ReadArray := i;

цикл заканчивается, если достигнут конец файла или прочитали 100 чисел

Слайд 111

Программа program qq; var A: array[1..100] of integer; f: text; N,

Программа

program qq;
var A: array[1..100] of integer;
f: text; N, i: integer;
Begin

N := ReadArray;
{ сортировка первых N элементов }
end.

function ReadArray: integer;
...
end;

assign(f, 'output.txt');
rewrite(f);
for i:=1 to N do
writeln(f, A[i]);
close(f);

вывод отсортированного массива в файл

Слайд 112

Задания В файле input.txt записаны числа (в столбик), известно, что их

Задания

В файле input.txt записаны числа (в столбик), известно, что их не

более 100.

«4»: Отсортировать массив по убыванию последней цифры и записать его в файл output.txt.
«5»: Отсортировать массив по возрастанию суммы цифр и записать его в файл output.txt.

Слайд 113

Обработка текстовых данных Задача: в файле input.txt записаны строки, в которых

Обработка текстовых данных

Задача: в файле input.txt записаны строки, в которых есть

слово-паразит «короче». Очистить текст от мусора и записать в файл output.txt.
Файл input.txt :
Мама, короче, мыла, короче, раму.
Декан, короче, пропил, короче, бутан.
А роза, короче, упала на лапу, короче, Азора.
Каждый, короче, охотник желает, короче, знать, где ...
Результат - файл output.txt :
Мама мыла раму.
Декан пропил бутан.
А роза упала на лапу Азора.
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Слайд 114

Обработка текстовых данных Алгоритм: Прочитать строку из файла (readln). Удалить все

Обработка текстовых данных

Алгоритм:
Прочитать строку из файла (readln).
Удалить все сочетания

", короче," (Pos, Delete).
Записать строку в другой файл.
Перейти к шагу 1.
Обработка строки s:
Особенность:
надо одновременно держать открытыми два файла (один в режиме чтения, второй – в режиме записи).

пока не кончились данные

repeat
i := Pos(', короче,', s);
if i <> 0 then Delete(s, i, 9);
until i = 0;

искать «, короче,»

удалить 9 символов

Слайд 115

Работа с двумя файлами одновременно program qq; var s: string; i:

Работа с двумя файлами одновременно

program qq;
var s: string;
i:

integer;
fIn, fOut: text;
begin
assign(fIn, 'input.txt');
reset(fIn);
assign(fOut, 'output.txt');
rewrite(fOut);
{ обработать файл }
close(fIn);
close(fOut);
end.

fIn, fOut: text;

файловые переменные

открыть файл для чтения

открыть файл для записи

Слайд 116

Полный цикл обработки файла while not eof(fIn) do begin readln(fIn, s);

Полный цикл обработки файла

while not eof(fIn) do begin
readln(fIn,

s);
writeln(fOut, s);
end;

repeat
i := Pos(', короче,', s);
if i <> 0 then
Delete(s, i, 9);
until i = 0;

пока не достигнут конец файла

обработка строки

запись «очищенной» строки

Слайд 117

Задания В файле input.txt записаны строки, сколько их – неизвестно. «3»:

Задания

В файле input.txt записаны строки, сколько их – неизвестно.

«3»: Заменить

все слова «короче» на «в общем» и записать результат в файл output.txt.
«4»: Вывести в файл output.txt только те строки, в которых есть слово «пароход». В этих строках заменить все слова «короче» на «в общем».
«5»: Вывести в файл output.txt только те строки, в которых больше 5 слов (слова могут быть разделены несколькими пробелами).
Слайд 118

Сортировка списков Задача: в файле list.txt записаны фамилии и имена пользователей

Сортировка списков

Задача: в файле list.txt записаны фамилии и имена пользователей сайта

(не более 100). Вывести их в алфавитном порядке в файл sort.txt.
Файл list.txt :
Федоров Иван
Иванов Федор
Анисимов Никита
Никитин Николай
Результат – файл sort.txt :
Анисимов Никита
Иванов Федор
Никитин Николай
Федоров Иван
Слайд 119

Сортировка списков Алгоритм: прочитать строки из файла в массив строк, подсчитать

Сортировка списков

Алгоритм:
прочитать строки из файла в массив строк, подсчитать их

в переменной N
отсортировать первые N строк массива по алфавиту
вывести первые N строк массива в файл

Объявление массива (с запасом):

const MAX = 100;
var s: array[1..MAX] of string;

Слайд 120

Сортировка списков Ввод массива строк из файла: assign(f, 'list.txt'); reset(f); N:=

Сортировка списков

Ввод массива строк из файла:

assign(f, 'list.txt');
reset(f);
N:= 0;
while not eof(f)

do begin
N:= N + 1;
readln(f, s[N]);
end;
close(f);

var f:Text;
N: integer;

Слайд 121

Сортировка списков Сортировка первых N элементов массива: for i:=1 to N-1

Сортировка списков

Сортировка первых N элементов массива:

for i:=1 to N-1 do

begin
nMin:= i;
for j:=i+1 to N do
if s[j] < s[nMin] then nMin:= j;
if i <> nMin then begin
c:= s[i];
s[i]:= s[nMin];
s[nMin]:= c;
end;
end;

var i, j, nMin: integer;
c: string;

Слайд 122

Сортировка списков Вывод первых N строк массива в файл: assign(f, 'sort.txt');

Сортировка списков

Вывод первых N строк массива в файл:

assign(f, 'sort.txt');
rewrite(f);
for i:=1

to N do
writeln(f, s[i]);
close(f);

var f:Text;
i, N: integer;

Слайд 123

Сортировка списков Как сравниваются строки: || || || || s1 s2

Сортировка списков

Как сравниваются строки:

||

||

||

||

s1

s2

Кодовая таблица:

Win

UNICODE

245

226

код('х') > код('в')

'х' > 'в'

'Пароход'

> 'Паровоз'
Слайд 124

Сортировка списков Как сравниваются строки: || || || ? s1 s2

Сортировка списков

Как сравниваются строки:

||

||

||

?

s1

s2

'х' > ¤

'Пароход' > 'Пар'

Слайд 125

Сортировка списков Работа с отдельной строкой массива: var s: array[1..MAX] of

Сортировка списков

Работа с отдельной строкой массива:

var s: array[1..MAX] of string;

c: string; {вспомогательная строка}
...
for i:=1 to N do begin
с:= s[i];
{ работаем со строкой c, меняем ее }
s[i]:= c;
end;
Слайд 126

Задания «3»: Добавить к списку нумерацию: 1) Анисимов Никита 2) Иванов

Задания

«3»: Добавить к списку нумерацию:
1) Анисимов Никита
2) Иванов Федор
«4»:

Выполнить задачу на «3» и сократить имя до первой буквы:
1) Анисимов Н.
2) Иванов Ф.
«5»: Выполнить задачу на «4», но при выводе начинать с имени:
1) Н. Анисимов
2) Ф. Иванов
Слайд 127

Списки с числовыми данными Задача: в файле marks.txt записаны фамилии и

Списки с числовыми данными

Задача: в файле marks.txt записаны фамилии и имена

школьников и баллы, полученные ими на экзамене (0-100). В файле не более 100 строк. Вывести в файл best.txt список тех, кто получил более 75 баллов.
Файл marks.txt :
Федоров Иван 78
Иванов Федор 63
Анисимов Никита 90
Никитин Николай 55
Результат – файл best.txt :
Федоров Иван 78
Анисимов Никита 90
Слайд 128

Работа с двумя файлами одновременно var fIn, fOut: Text; ... assign(fIn,

Работа с двумя файлами одновременно

var fIn, fOut: Text;
...
assign(fIn, 'marks.txt');
reset(fIn);
assign(fOut, 'best.txt');
rewrite(fOut);
while

not eof(fIn) do begin
{ обработка строк из файла }
end;
close(fIn);
close(fOut);
Слайд 129

Цикл обработки файла var ball: integer; ... while not eof(fIn) do

Цикл обработки файла

var ball: integer;
...
while not eof(fIn) do begin
readln(fIn, s);

{ обработка строки s }
{ ball:= результат на экзамене }
if ball > 75 then
writeln(fOut, s);
end;
Слайд 130

Преобразования «строка»-«число» Из строки в число: s := '123'; Val (

Преобразования «строка»-«число»

Из строки в число:

s := '123';
Val ( s, N, r

); { N = 123 }
{ r = 0, если ошибки не было
r – номер ошибочного символа}
s := '123.456';
Val ( s, X, r ); { X = 123.456 }

Из числа в строку:

N := 123;
Str ( N, s ); { '123' }
X := 123.456;
Str ( X, s ); { '1.234560E+002' }
Str ( X:10:3, s ); { ' 123.456' }

var N, r: integer;
X: real;
s: string;

Слайд 131

Обработка строки n:= Pos(' ', s); { n:= 7; } fam:=

Обработка строки

n:= Pos(' ', s); { n:= 7; }
fam:= Copy(s,1,n-1); {

fam:= 'Пупкин'; }
Delete(s, 1, n); { s:= 'Вася 82'; }
n:= Pos(' ', s); { n:= 5; }
name:= Copy(s,1,n-1); { name:= 'Вася'; }
Delete(s, 1, n); { s:= '82'; }
Val(s, ball, r); { ball:= 82; }

var n, r: integer;
s, fam, name: string;

s:

n

1

n

1

Слайд 132

Задания «3»: Добавить к списку нумерацию: 1) Федоров Иван 78 2)

Задания

«3»: Добавить к списку нумерацию:
1) Федоров Иван 78
2) Анисимов Никита

90
«4»: Выполнить задачу на «3» и сократить имя до первой буквы:
1) Федоров И. 78
2) Анисимов Н. 90
«5»: Выполнить задачу на «4», но отсортировать список по алфавиту.
1) Анисимов Н. 90
2) Федоров И. 78
«6»: Выполнить задачу на «4», но отсортировать список по убыванию отметки (балла).