Античная литература

Содержание

Слайд 2

Античная литература Античная литература (от лат. аntiquus - древний) — литература

Античная литература

Античная литература (от лат. аntiquus - древний) — литература

древних греков и римлян, которая развивалась на Балканском и Аппенинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях.
Слайд 3

Древнегреческая литература оказала огромное влияние на становление литературы вообще. До наших

Древнегреческая литература оказала огромное влияние на становление литературы вообще. До наших

дней дошло не очень много произведений писателей и поэтов Древней Греции. Но то, что дошло можно смело назвать «Великими произведениями», так как именно из них мы можем больше узнать о жизни и нравах того времени, об исторических событиях и выдающихся личностях.
Литература Древней Греции оказала влияние и на становление культуры того времени. Большое количество культурных памятников вызывают споры и восхищение.
Слайд 4

Основные исторические события, повлиявшие на литературу Греко-персидские войны (490 по 449

Основные исторические события, повлиявшие на литературу

Греко-персидские войны (490 по 449 г.

до н.э.).
Время расцвета и могущества Афин, «золотой век» (479 – 431 гг.).
Пелопоннесская война (431 – 404 гг. до н.э.).
Возвышение Македонии (с 342 г. до н.э.) и установление гегемонии Филиппа II над Грецией.
Время правления Александра Великого (336 – 323 гг.) и образование империи.
Наступление эпохи эллинизма, роль греческой культуры в странах этой империи.
Начало возвышения Рима (с III в. до н.э.).
Завоевание Македонии и Греции Римской империей (147 – 146 гг. до н.э.).
Слайд 5

История античной литературы Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII

История античной литературы

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII

в. до нашей эры, конец древнегреческой и древнеримской литературы относятся к V в. нашей эры
Слайд 6

Примерная структура античной литературы: Античная мифология: Древнейшие боги; Боги – олимпийцы;

Примерная структура античной литературы:

Античная мифология:
Древнейшие боги;
Боги – олимпийцы;
Герои;
Римская мифология.
Античный эпос:
Гомер;
Вергилий.
Античная лирика:
Греческая лирика;
Римская

лирика.

Античный театр:
Античная трагедия
Античная комедия
Античная проза:
Философия и история;
Античный роман.

Слайд 7

Покровителем искусства и литературы в Древней Греции был бог Апполон. Ему

Покровителем искусства и литературы в Древней Греции был бог Апполон. Ему

всегда сопутствовали богиня памяти Мнемозина и 9 муз (сестер Апполона): муза истории – Клио, муза астрономии – Урания, муза торжественного песнопения – Полигимния, муза лирической поэзии и музыки – Эвтерпа, муза любовной поэзии – Эрато, муза эпической поэзии Каллиопа, муза танца – Терпсихора, муза комедии – Талия, муза театра и трагедии – Мельпомена.
Слайд 8

Слайд 9

Периодизация литературы античности История античной литературы основывается прежде всего на культуре

Периодизация литературы античности

История античной литературы основывается прежде всего на культуре Древней

Греции. В связи с этим выделяют три периода её развития.
Слайд 10

Первый период принято называть доклассическим или архаическим. Литература представлена устным народным

Первый период принято называть доклассическим или архаическим. Литература представлена устным народным

творчеством, которое зародилось благодаря религии язычников. К нему относятся гимны, заклинания, истории о богах, плачи, пословицы и многие другие жанры, которыми представлен фольклор. Временные рамки первого периода точно определить невозможно. Устные жанры формировались на протяжении многих веков, но примерное время его окончания – первая треть I тысячелетия.
Слайд 11

Боги Олимпа

Боги Олимпа

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Античная литература второго периода занимает VII – IV в. до н.

Античная литература второго периода занимает VII – IV в. до н.

э. Её принято называть классической, так как она совпадает со временем становления в Греции классической формы рабовладения. В этот период появились многочисленные лирические и эпические произведения, а также проза, в развитие которой огромный вклад сделали ораторы, философы и историки. Отдельно нужно отметить V век до н. э., который называют Золотым. Центральное место в литературе этого периода занимал театр.
Слайд 15

Аристотель в «Поэтике» выделяет три рода литературы: эпос, лирику и драму. эпос лирика драма

Аристотель в «Поэтике» выделяет три рода литературы: эпос, лирику и драму.

эпос
лирика
драма


Слайд 16

Э П О С

Э
П
О
С

Слайд 17

Архаика Гомер Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением «Илиады» и

Архаика

Гомер

Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением «Илиады» и «Одиссеи»

Гомера
(8 - 7 век до н.э.). Развитие литературы в это время сосредоточено на ионийском побережье Малой Азии.
Слайд 18

Гомер Имя «Гомер» впервые встречается в VII веке до н. э.,

Гомер

Имя «Гомер» впервые встречается в VII веке до н. э., предлагались

варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“ .
Слайд 19

«ИЛИАДА» и «ОДИССЕЯ» Троянский цикл сказаний о походе на Трою. О

«ИЛИАДА» и «ОДИССЕЯ»

Троянский цикл сказаний о походе на Трою. О

десятилетней осаде города, победе над троянцами и возвращении греков на родину.
Слайд 20

«ИЛИАДА» Посвящается событиям последнего года войны до гибели троянца Гектора. «ОДИССЕЯ»

«ИЛИАДА»
Посвящается событиям последнего года войны до гибели троянца Гектора.

«ОДИССЕЯ»
Посвящается приключениям Одиссея, возвращающегося с войны, от стен разрушенного Илиона в родную Итаку.
Слайд 21

Илиада Илиа́да (др.-греч. Ἰλιάς) — эпическая поэма в 15 700 гекзаметров,

Илиада

Илиа́да (др.-греч. Ἰλιάς) — эпическая поэма в 15 700 гекзаметров,

древнейший из сохранившихся памятников греческой литературы. Основой для неё послужили многочисленные сказания Древней Греции о подвигах древних героев.
Слайд 22

Действие отнесено к десятому году осады Трои (Илиона) соединённым ополчением греческих

Действие отнесено к десятому году осады Трои (Илиона) соединённым ополчением греческих

вождей. Сказания о предшествующих событиях — похищение Елены Парисом, выступление греков (ахейцев) под верховным начальством Агамемнона, фигуры главных вождей (Агамемнон, Менелай, Ахиллес, Одиссей, Нестор, Диомед, Аякс Малый, Аякс Великий, Идоменей и др., троянский царь Приам, его сыновья Гектор, Парис и т. д.), равно как и исход войны (гибель Трои), предполагаются в Илиаде известными. Илиада охватывает незначительный промежуток времени, основой сюжета является гнев Ахиллеса.
Слайд 23

Одиссея «Одиссе́я» (др.-греч. Ὀδυσσεία) — вторая (после «Илиады») классическая поэмаГомера. Создана,

Одиссея

«Одиссе́я» (др.-греч. Ὀδυσσεία) — вторая (после «Илиады») классическая поэмаГомера. Создана,

вероятно, в VIII веке до н. э. или несколько позже.
Слайд 24

Путешествие Одиссея от стен, захваченной по его совету Трои, до острова

Путешествие Одиссея от стен, захваченной по его совету Трои, до

острова Итаки занимают 10 лет. Хотя поэма - героическая, в образе главного героя героические черты - не главное. Они отступают на задний план по сравнению с такими качествами, как ум, хитрость, изобретательность и расчётливость. Основная черта Одиссея - непреодолимое желание вернуться домой, к семье.
Слайд 25

Судя по обеим гомеровским поэмам, Одиссей - подлинно эпический герой и

Судя по обеим гомеровским поэмам, Одиссей - подлинно эпический герой и

вместе с тем то, что называют «всесторонне развитой личностью»: храбрый воин и умный военачальник, опытный разведчик, первый в кулачном бою и беге атлет, отважный мореход, искусный плотник, охотник, торговец, рачительный хозяин, сказитель.
На протяжении десяти лет возвращения домой он предстаёт мореплавателем, разбойником, шаманом, вызывающим души мёртвых (сцены в Аиде), жертвой кораблекрушения, нищим стариком и т. д.
Слайд 26

«ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» БЫЛИ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ. В КОНЦЕ

«ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» БЫЛИ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ. В

КОНЦЕ XIX ВЕКА АРХЕОЛОГ ШЛИМАН ОБНАРУЖИЛ ПРИ РАСКОПКАХ ОСТАТКИ ГОРОДА ТРОИ (ИЛИОНА), КОТОРЫЙ СЧИТАЛСЯ ВЫМЫШЛЕННЫМ
Слайд 27

Слайд 28

Эзоп

Эзоп

Слайд 29

Классика Архилох Солон Семонид Эсхил Софокл Аристофан Геродот Гераклит Лисий Начальный

Классика

Архилох Солон Семонид
Эсхил Софокл Аристофан
Геродот Гераклит Лисий

Начальный этап периода классики -

ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии (Феогнид, Архилох, Солон, Семонид, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид), центром которой становятся острова ионийской Греции (7 - 6 век до н.э.).
Высокая классика представлена жанрами трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан), а также нелитературной прозой (историография - Геродот, Фукидид, Ксенофонт; философия - Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель; красноречие - Демосфен, Лисий, Исократ). Ее центром становятся Афины, что связано с подъемом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданы на аттическом диалекте (5 век до н.э.).
Поздняя классика представлена произведениями философии, историософии, театр же теряет свое значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой (4 века до н.э.).
Слайд 30

Традиционность За эталон брались произведения основоположников жанра, давших ему совершенный образ:

Традиционность

За эталон брались произведения основоположников жанра, давших ему совершенный образ:

Гомер для эпоса, Архилох для ямба, Пиндар и Анакреонт для лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид для трагедий и т.д.
Чем ближе к эталонному произведению были молодые авторы и последователи, тем совершеннее считалось их произведение
Слайд 31

Третий, эллинистический период в истории античной литературы связывают с развитием рабовладения.

Третий, эллинистический период в истории античной литературы связывают с развитием рабовладения.

С появлением военно-монархической формы организации власти происходит резкая дифференциация жизни человека, которая в корне отличалась от простоты классического периода.
Это время часто трактуется как период деградации литературы. В нём выделяют ступень раннего и позднего эллинизма, которые занимают промежуток времени с III века до н. э. до V века н. э. В этот период впервые заявила о себе римская античная литература.
Слайд 32

Эллинизм Александр Македонский Каллимах Феокрит Аполлоний Менендр Начало этого культурно-исторического периода

Эллинизм

Александр Македонский
Каллимах Феокрит Аполлоний
Менендр

Начало этого культурно-исторического периода связан с деятельностью Александра

Македонского. В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в это время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки (3 век до н.э. - 1 век н.э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики (Каллимах, Феокрит, Аполлоний) и творчеством Менандра.
Слайд 33

Жанры античной литературы Лирическая поэзия: Сапфо, Тиртей, Алкей, Феогнид, Солон, Анакреонт

Жанры античной литературы

Лирическая поэзия: Сапфо, Тиртей, Алкей, Феогнид, Солон, Анакреонт
Басня: Эзоп
Проза:

Гомер, Гесиод,
Драма (комедии, трагедии): Эсхил, Софокл, Еврипид
Философские труды: Аристотель, Платон
Слайд 34

Особенности античной литературы Особенности античной литературы : мифологичность, публичногсть, музыкальность, стихотворная форма жанровость

Особенности античной литературы

Особенности античной литературы : мифологичность, публичногсть, музыкальность, стихотворная форма

жанровость
Слайд 35

Мифологичность Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом.

Мифологичность

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом.


Слайд 36

Музыкальность Античная литература была тесно связана с музыкой. Поэмы Гомера и

Музыкальность


Античная литература была тесно связана с музыкой. Поэмы Гомера

и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений.
Слайд 37

Жанровость Жанры делились на более древние (эпос и трагедия) и новые

Жанровость

Жанры делились на более древние (эпос и трагедия) и новые

(идиллия и сатира). Жанры делились на высокие и низкие. Высокие - героический эпос и трагедия.
Низкие – сатира и комедия.
Слайд 38

Стихотворная форма Во всей античной литературе царила стихотворной формы. Эпос произвел

Стихотворная форма

Во всей античной литературе царила стихотворной формы. Эпос произвел

традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала

Софокл

Слайд 39

Гекза́метр - дактило-хореический размер, шестеромерный стих Определенной связью с магией можно

Гекза́метр - дактило-хореический размер, шестеромерный стих 

Определенной связью с магией можно объяснить

чрезвычайную распространенность стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвел традиционный неторопливый размер гекзаметр
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,  Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным  Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), — С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедича)
Большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра
Слайд 40

Л И Р И К А

Л
И
Р
И
К
А

Слайд 41

Жанры лирики

Жанры лирики

Слайд 42

Сапфо

Сапфо

Слайд 43

Греки создали и развили почти все литературные формы последующей европейской литературы

Греки создали и развили почти все литературные формы последующей европейской литературы

и благодаря присущему им чувству симметрии и пропорции создали совершенные художественные формы. Большинство произведений классического периода были рассчитаны не на чтение, а на устное исполнение, поэтому они передают дух частной и общественной жизни греков с живой непосредственностью, какой лишены другие высокоразвитые литературы. У греков не было жреческой касты, которая бы имела монополию на мысль и слово, и религиозными и этическими проблемами занималась светская поэзия. Большое значение для литературы имел и сам греческий язык – мелодичный и гибкий, способный передавать тончайшие смысловые оттенки.
Слайд 44

Традиционность Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти

Традиционность

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти

путем предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямба, Пиндар или Анакреонт - для лирических жанров.

Анакреонт

Слайд 45

Традиционность Эсхил, Софокл и Еврипид дали образцы трагедии. Степень совершенства каждого

Традиционность

Эсхил, Софокл и Еврипид дали образцы трагедии. Степень совершенства каждого

нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Еврипид

Слайд 46

Д Р А М А

Д
Р
А
М
А

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Эсхил

Эсхил

Слайд 50

Софокл

Софокл

Слайд 51

Еврипид

Еврипид

Слайд 52

Аристофан

Аристофан

Слайд 53

Античная проза Как почти всякая другая, греческая литература в первые века

Античная проза

Как почти всякая другая, греческая литература в первые века

своего развития существовала в форме поэзии. Но в 6 в. до н.э. появились писатели, которые излагали греческие предания прозой. Развитию прозы способствовал рост демократии в 5 в. до н.э., сопровождавшийся расцветом ораторского искусства.
О первых историках не известно почти ничего, кроме их имен; их сочинения состояли из пересказа преданий и не имели определенной исторической концепции. Гекатей из Милета (ок. 500) был, вероятно, первым, кто взглянул с позиций разума и логики на материал греческих легенд, в том время считавшийся историей, который он назвал собранием «нелепостей». Повествование Геродота (ок. 484 – ок. 424) о греко-персидских войнах обладает всеми признаками исторического сочинения – в них есть и критический дух, и философия истории (т.е. стремление найти в событиях прошлого общезначимый смысл), и художественный стиль, и композиционное построение. Но, хотя Геродот по праву зовется «отцом истории», величайший историк античности – Фукидид Афинский (ок. 460 – ок. 400 гг.), чье тонкое и критическое описание Пелопоннеской войны до сих пор не потеряло своего значения как образец исторического мышления и литературный шедевр.
Слайд 54

Слайд 55

Историческая проза: Геродот, Фукидид, Ксенофонт Философская проза: Платон, Аристотель Риторическая проза: Лисий, Исократ, Демосфен

Историческая проза: Геродот, Фукидид, Ксенофонт Философская проза: Платон, Аристотель Риторическая проза: Лисий, Исократ,

Демосфен
Слайд 56

«На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние

«На почве Греции и Рима выросло новейшее  человечество.  Без них средние века

ничего не сделали бы…

Обаятелен мир древности. В  его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни - гордость личности, неприкосновенность личного достоинства».
В.Г.Белинский

Обаятелен мир древности

Слайд 57

Духовные ценности К таким ценностям относятся идеал активного, деятельного, влюбленного в

Духовные ценности

К таким ценностям относятся идеал активного, деятельного, влюбленного в

жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры