Архитектура Древней Руси

Содержание

Слайд 2

Софийский Собор 1045-1052 Был построен в Новгороде князем Владимиром, сыном Ярослава

Софийский Собор 1045-1052

Был построен в Новгороде князем Владимиром, сыном Ярослава мудрого. Был освящен епископом Лукой.

Выполнен в византийском стиле. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм.
Слайд 3

Софийский собор — пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме

Софийский собор — пятинефный трехапсидный десятистолпный храм.
С трех сторон (кроме восточной)

к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. 
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. 
Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг — Остромирово Евангелие.
Слайд 4

Дмитриевский собор 1194-1197 Построен во Владимире великим князем владимирским Всеволодом Большое

Дмитриевский собор 1194-1197

Построен во Владимире великим князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо в честь

своего небесного покровителя Дмитрия Солунского. Выполнен в византийском стиле.
Слайд 5

Дмитриевский собор во Владимире является храмом с четырьмя столпами и тремя

Дмитриевский собор во Владимире является храмом с четырьмя столпами и тремя

полукруглыми апсидами.
Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя.
Техника кладки, декоративные ложные арки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры.
На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон.
Слайд 6

Церковь покрова на Нерли 1165 Была построена при Андрее Боголюбском на

Церковь покрова на Нерли 1165

Была построена при Андрее Боголюбском на перекрестке двух рек — Нерли

и Клязьмы. Выполнена в романском стиле.
Слайд 7

Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными

 Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены

церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крещатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создаёт дополнительное ощущение «высотности» интерьера.
Слайд 8

Спасо-Преображенский собор 1148 Воздвигнут по заказу новгородского архиепископа Нифонта Выполнен в стиле псковского зодчества

Спасо-Преображенский собор 1148

Воздвигнут по заказу новгородского архиепископа Нифонта
Выполнен в стиле псковского зодчества

Слайд 9

Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный

Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный

объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами.
Слайд 10

Успенский собор 1158 Был построен во Владимире при Андрее Боголюбском. Выполнен

Успенский собор 1158

Был построен во Владимире при Андрее Боголюбском. 
Выполнен в стиле белокаменного

зодчества 
Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня.
Слайд 11

Георгиевский собор Юрьев-польский 1230-1254 Построен во Владимире . Основателем является Свтятослав

Георгиевский собор Юрьев-польский
1230-1254

Построен во Владимире .
Основателем является Свтятослав Всеволодович .
Выполнен в стиле Владимиро-суздальской

архитектуры 
Слайд 12

Георгиевский собор Юрьева-Польского представлял собой одноглавый четырехстолпный крестовокупольный храм с повышенными

Георгиевский собор Юрьева-Польского представлял собой одноглавый четырехстолпный крестовокупольный храм с повышенными пропорциями.

К северному, западному и южному фасадам собора примыкали высокие притворы. Западный притвор был выше боковых, так как в его втором ярусе располагались княжеские хоры.
Фасады Георгиевского собора, разделенные на прясла, завершались килевидными закомарами. Килевидную форму имели своды притворов. Углы четверика были отмечены колонками с необычными трехгранными капителями. В центральной грани капители располагался фронтально изображенный лик святого, в боковых — профильные изображения других святых.
Слайд 13

Церковь Николы на Липне 1292 Построен по заказу архиепископа Климента на

Церковь Николы на Липне 1292

Построен по заказу архиепископа Климента на острове

Липно, в стиле кирпичного зодчества.  Интерьер церкви имеет ряд особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, поддерживающих подпружные арки, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху и прямоугольное внизу, удобное для установки иконостаса. На хоры из юго-западного угла вела открытая лестница (ранее их делали внутристенными).
Слайд 14

Церковь Феодора Стратилата на Ручью 1360-1361 Построена посадником Семеном Андреевичемв Великом

Церковь Феодора Стратилата на Ручью 1360-1361

Построена посадником Семеном Андреевичемв Великом Новгороде, является выдающимся

памятником новгородского зодчества. 
Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в 17 веке.
Слайд 15

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице 1374 Храм был построен жителями

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице 1374

Храм был построен жителями

улицы, а расписан Феофаном Греком в 1378 г.
Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.
Слайд 16

Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для

Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для

росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем.
Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».