Архитектура и живопись Руси в период феодальной раздробленности

Содержание

Слайд 2

ПЛАН Введение Владимиро-Суздальское княжество Каменные стены с золотыми воротами Успенский собор

ПЛАН

Введение
Владимиро-Суздальское княжество
Каменные стены с золотыми воротами
Успенский собор
Церковь Покрова на Нерли.
Дмитриевский собор.
Особенности

архитектуры Владимиро-Суздальского княжества
Владимиро-Суздальская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
«Боголюбская Богоматерь»
Спас Эммануил
«Богоматерь Максимовская»
Богоматери Оранта с медальоном Спаса Еммануила на груди
Галицко-Волынское княжество
Церковь св. Пантелеймона
Успенский собор
Особенности архитектуры Галицко-Волынского княжества
Живопись Галицко-Волынского княжества
Новгородская земля.
Новгород
Николо-Дворищенский собор
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря
Ладога
Георгиевская церковь
Особенности архитектуры Новгородского княжества
Новгородская школа древнерусской иконописи XI-XIII веков
Заключение
Библиография
Слайд 3

ВВЕДЕНИЕ Эта тема довольно актуальна для исторического сообщества, так как для

ВВЕДЕНИЕ

Эта тема довольно актуальна для исторического сообщества, так как для выстраивания

общей исторической картины периода феодальной раздробленности необходимо учитывать быт и культуру представленной эпохи.
Для меня эта тема актуальна в связи с моим интересом к истории архитектуры.
Слайд 4

Притвор

Притвор

Слайд 5

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО АРХИТЕКТУРА

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

АРХИТЕКТУРА

Слайд 6

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА ВЛАДИМИРА Архитекторы: мастера, присланные Фридрихом Барбароссой (В.Н.Татищев) Время постройки:

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА ВЛАДИМИРА

Архитекторы: мастера, присланные Фридрихом Барбароссой (В.Н.Татищев)
Время постройки: 1158 г

– 1164 г.
Задачи: военно-инженерная (оборона) и триумфальная (высокая триумфальная арка, ведущая в княжеско-аристократическую часть города) (Н.Н.Воронин)
Слайд 7

РАСПОЛОЖЕНИЕ В ГОРОДЕ I – город Мономаха (Печерний город); II –

РАСПОЛОЖЕНИЕ В ГОРОДЕ

I – город Мономаха (Печерний город);
II – Ветчаной

город;
III – Новый город;
IV – детинец;
1 – церковь Спаса;
2 – церковь Георгия;
3 – Успенский собор;
4 – Золотые ворота;
5 – Оринины ворота;
6 – Медные ворота;
7 – Серебряные ворота;
8 – Волжские ворота;
9 – Дмитриевский собор;
10 – Вознесенский монастырь;
11 – Рождественский монастырь;
12 – Успенский (Княгинин) монастырь;
13 – Торговые ворота;
14 – Ивановские ворота;
15 – ворота детинца;
16 – церковь Воздвижения на Торгу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

13

14

15

16

11

I

II

III

IV

Слайд 8

ОБЩИЙ ВИД ДО ПЕРЕСТРОЕК Золотые ворота. Реконструкция А.В.Столетова. Золотые ворота. Чертеж

ОБЩИЙ ВИД ДО ПЕРЕСТРОЕК

Золотые ворота. Реконструкция А.В.Столетова.

Золотые ворота. Чертеж фон Берка

и Гусева.

Размеры:
Высота пролета 15 м; в н. в. 13,5 м.
Ширина пролета около 5 м.
Земляной вал 9 м * 24 м.
Ров 8 м * 22 м.

Слайд 9

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК

Слайд 10

УСПЕНСКИЙ СОБОР 1158 -1160 гг Размеры: До перестройки: ширина — 17.6

УСПЕНСКИЙ СОБОР

1158 -1160 гг
Размеры:
До перестройки: ширина — 17.6 м, а

длина — 27.5 м .
После перестройки: ширина собора 31.3 м, а длина (с апсидами) — 37.8 м.
Толщина наружных стен 1.7—1.8 м.
Назначение
кафедральный храм Владимиро-Суздальского княжества
венчание на княжение владимирских и московских князей
Слайд 11

ПЛАН СОБОРА И ОБЩИЙ ВИД ДО ПЕРЕСТРОЙКИ

ПЛАН СОБОРА И ОБЩИЙ ВИД ДО ПЕРЕСТРОЙКИ

Слайд 12

ПЛАН СОБОРА И ОБЩИЙ ВИД ПОСЛЕ ПЕРЕСТРОЙКИ

ПЛАН СОБОРА И ОБЩИЙ ВИД ПОСЛЕ ПЕРЕСТРОЙКИ

Слайд 13

СОВРЕМЕННЫЙ ВИД

СОВРЕМЕННЫЙ ВИД

Слайд 14

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ 1166 г. Размеры Общая длина здания 13.5

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

1166 г.
Размеры
Общая длина здания 13.5 м, ширина 10.3

м.
Высота – 20.8 м.
Толщина стен 0.97—1.08 м
Общая глубина подземной части храма (цоколь и фундамент) – около 5.3 м.
Слайд 15

ПЛАН

ПЛАН

Слайд 16

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПО ВОРОНИНУ

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПО ВОРОНИНУ

Слайд 17

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК

Слайд 18

ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР. между 1193 и 1197 гг. Всеволод Большое Гнездо в

ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР.

между 1193 и 1197 гг.
Всеволод Большое Гнездо
в честь

великомученика Димитрия Солунского
ширина 14.8 м, общая длина 19.4 м.
Толщина стен от 1.12 до 1.23 м
Высота до верха фасадов 17.26 м,
до верха купола — 29.65 м,
высота с крестом 34.04 м
Диаметр барабана равен 6.8 м,
крест высотой 4.39 м, шириной 2.76 м
Слайд 19

Слайд 20

РЕЛЬЕФЫ Всего около 600 рельефов. улыбающиеся львы; святой Никита избивает беса;

РЕЛЬЕФЫ

Всего около 600 рельефов.

улыбающиеся львы;
святой Никита избивает беса;
царь Давид, поющий и

играющий на славянских гуслях;
грифон, терзающий зайца;
охотник (возможно, Геракл), убивающий льва;
скачущий всадник;
птица Сирин борется с барсом;
великий князь Всеволод Юрьевич со своими пятерыми сыновьями
Слайд 21

ОСОБЕННОСТИ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО ЗОДЧЕСТВА Привлечение западноевропейских мастеров. Архитектура владимиро-суздальских храмов – величественная

ОСОБЕННОСТИ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО ЗОДЧЕСТВА

Привлечение западноевропейских мастеров.
Архитектура владимиро-суздальских храмов – величественная и монументальная.
Материал:

блоки белого камня – этот строительный материал станет традиционным для зодчества владимиро-суздальской школы.
2-х ярусность владимиро-суздальских храмов
Окна только в верхней части и очень небольшие по размеру.
использование в наружном декоре мелкого изобразительного рельефа.
Стройные пропорции храмов
Широкое применение скульптурной резьбы
Слайд 22

ИКОНОПИСЬ Боголюбская богоматерь Спас Эммануил более свободная и смелая манера письма

ИКОНОПИСЬ

Боголюбская богоматерь

Спас Эммануил

более свободная и смелая манера письма и более открытый

цвет
русские черты
яркие и жизнерадостные краски
любовь к украшениям
Слайд 23

ИКОНОПИСЬ Богоматерь Максимовская Великая панагия

ИКОНОПИСЬ

Богоматерь Максимовская

Великая панагия

Слайд 24

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Слайд 25

ЦЕРКОВЬ СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА Конец XII—первое десятилетие XIII в. Длина 19.7 м,

ЦЕРКОВЬ СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА

Конец XII—первое десятилетие XIII в.
Длина 19.7 м,
Ширина 17.3

м.
Толщина стен 1.04 м.
В 1611 г. перестроена в католическую базилику и получила название Костел Станислава
Слайд 26

ЦЕРКОВЬ СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА Западный портал Апсиды

ЦЕРКОВЬ СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА

Западный портал

Апсиды

Слайд 27

УСПЕНСКИЙ СОБОР 1156 г. Длина – 34.7 м, Ширина – 20.6

УСПЕНСКИЙ СОБОР

1156 г.
Длина – 34.7 м, Ширина – 20.6 м.


Толщина стен:
1.5—1.7 м.
Высота фасада храма – 18.5 м.
Вместе с куполом - более 35 метров
Слайд 28

ПЛАН

ПЛАН

Слайд 29

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК

Слайд 30

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОГО КНЯЖЕСТВА Заимствования из романского стиля. Строительный материал -

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОГО КНЯЖЕСТВА

Заимствования из романского стиля.
Строительный материал - местный камень

(различные породы алебастра и известняка)
Облицовка стен керамическими рельефными плитками
Статичная уравновешенная композиция с одной массивной главой.
Храмы имели очень строгий характер и чрезвычайно ограниченное количество декоративных элементов - лишь поясок каменной резьбы по верху барабана и апсид.
Слайд 31

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСЬ

Слайд 32

НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ

НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ

Слайд 33

НИКОЛО-ДВОРИЩЕНСКИЙ СОБОР 1113—1136 гг. [НПЛ]. Строитель: мастер Пётр Основатель: Мстислав I

НИКОЛО-ДВОРИЩЕНСКИЙ СОБОР

1113—1136 гг. [НПЛ].
Строитель:
мастер Пётр
Основатель:
Мстислав I Владимирович
Длина храма

23.65 м,
Ширина 15.35 м,
Толщина стен 1.2 м.
Глубина фундамента 1.9 м.
Назначение: главный вечевой храм Новгорода.
Слайд 34

ПЛАН

ПЛАН

Слайд 35

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК

Слайд 36

СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ АНТОНИЕВА МОНАСТЫРЯ Время постройки: 1117 - 1119 г.

СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ АНТОНИЕВА МОНАСТЫРЯ

Время постройки:
1117 - 1119 г. [НПЛ].
Роспись -

1125 г.
Его длина 19.2 м
ширина 12.7 м,
толщина стен 1.1—1.2 м.
Формат кирпичей 22.5 см при толщине 7.5 см. В кладке встречаются узкие кирпичи.
Слайд 37

ПЛАН Реконструкция Г. М. Штендера и В. А. Дружинина

ПЛАН

Реконструкция
Г. М. Штендера и В. А. Дружинина

Слайд 38

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК

Слайд 39

РОСПИСИ

РОСПИСИ

Слайд 40

ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1165—1166 гг. Размер церкви: длина 11.2 мширина 10.3 м.

ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

1165—1166 гг.
Размер церкви:
длина 11.2 мширина 10.3 м.
Толщина стен

0.8—1 м, западной — 1.1 —1.5 м.
Высота храма до купола 14.4 м.
Глубина фундамента 0.8 м.
Слайд 41

ПЛАН

ПЛАН

Слайд 42

ОБЛИК

ОБЛИК

Слайд 43

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ НОВГОРОДСКОГО КНЯЖЕСТВА Самобытность традиций, связанная с возможностью развития в

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ НОВГОРОДСКОГО КНЯЖЕСТВА

Самобытность традиций, связанная с возможностью развития в стороне

от других княжеств, в дальнейшем способствовавшая сохранению раздробленности Руси.
Влияние готики: высокие щипцовые крыши, вытянутые луковицы, стремление расширить внутренний объем здания.
Фасады храмов почти полностью лишены декоративных элементов => "Северная" сдержанность во внешнем и внутреннем облике.
Применение традиционных народных приемов; наличие элементов русской деревянной резьбы в камне - мережка, камень в рубец и т. П
В связи с грубой формой применяемого для строительства местного камня, почти все сооружения штукатурились и белились.
Небольшие размеры сооружений.
мягкость форм, строения, вылепленные руками,
Слайд 44

ИКОНОПИСЬ «Николай Чудотворец» «Мученица Ульяна»

ИКОНОПИСЬ

«Николай Чудотворец»

«Мученица Ульяна»

Слайд 45

ИКОНОПИСЬ «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» «Никола Липенский»

ИКОНОПИСЬ

«Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»

«Никола Липенский»

Слайд 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В разных климатических, культурных и политических центрах сложились собственные школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В разных климатических, культурных и политических центрах сложились собственные школы русского

зодчества и иконописи. Некоторые из их строений известны (такие как Церковь Покрова на Нерли и Успенский собор во Владимире), некоторые являются лишь местными достопримечательностями, но они сыграли значительную роль в становлении архитектуры и живописи на Руси.
Слайд 47

БИБЛИОГРАФИЯ Зодчество Древней Руси [Текст] / П. А. Раппопорт; АН СССР.

БИБЛИОГРАФИЯ

Зодчество Древней Руси [Текст] / П. А. Раппопорт; АН СССР. -

Л. : Наука, 1986. - 158, [2] с.: ил. : ил. - (Из истории мировой культуры). - Библиогр.: с. 157-159. - Б. ц. http://www.russiancity.ru/books/b57.htm#c3
Древнерусская архитектура / П. А. Раппопорт. - Санкт-Петербург : Стройиздат, 1993. - 288 с. - Б. ц. http://www.rusarch.ru/rappoport8.htm
К уточнению реконструкции золотых ворот во Владимире / С.В. Заграевский - Москва, 2008 г. http://zagraevsky.com/goldengates.htm