Архитектура Великого княжества Киевского. Периодизация и классификация

Содержание

Слайд 2

Собор Святой Софии. Киев. 1036г. Сохранность постройки относительно высокая. В начале

Собор Святой Софии. Киев. 1036г.

Сохранность постройки относительно высокая. В начале XVII

века разрушена западная часть стен и галерей храма. Внешний вид изменён в XVII—XVIII веках. В интерьере сохранились мозаики и фрески XI века, граффити  XI—XII веков.
Слайд 3

Золотые ворота. Киев. 1037г. Степень сохранности крайне низкая. Уцелели нижние части

Золотые ворота. Киев. 1037г.

Степень сохранности крайне низкая. Уцелели нижние части стен

XI века. Надвратная церковь Благовещения разрушена в древности.
Слайд 4

Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Киев. 1073-1089г. Взорван в 1941 году. Восстановлен

Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Киев. 1073-1089г.

Взорван в 1941 году. Восстановлен не

по научной реконструкции первоначального вида, а с поздними пристройками и отделкой в стиле украинского барокко. Сохранились некоторые подлинные части здания XI века — главным образом в алтарной части.
Слайд 5

Собор архангела Михаила. Киев. 1108-1113г. Полностью уничтожен в 1936 году. Сохранилась

Собор архангела Михаила. Киев. 1108-1113г.

Полностью уничтожен в 1936 году. Сохранилась крещальня

XII века. Восстановлен не по научной реконструкции первоначального вида, а с поздними пристройками и отделкой в стиле украинского барокко. Часть мозаик и фресок уцелела в музеях, уцелевшие до XX века фрески почти целиком погибли.
Слайд 6

Троицко-надвратная церковь. Киев. 1106г. Данная постройка сохранилась относительно хорошо. Облик искажён

Троицко-надвратная церковь. Киев. 1106г.

Данная постройка сохранилась относительно хорошо. Облик искажён отделкой

фасадов и интерьера в стиле украинского барокко.
Слайд 7

Церковь Архангела Михаила Выдубицкого монастыря. Киев. 1070-1088г. Миха́йловский собо́р, храм во

Церковь Архангела Михаила Выдубицкого монастыря. Киев. 1070-1088г.

Миха́йловский собо́р, храм во и́мя Архистрати́га

Михаи́ла — одна из древнейших построек и памятник архитектуры XI—XVIII веков в ансамбле Выдубицкого монастыря. Собор был сооружён в 1070—1088 годах Всеволодо Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого. Сохранилась западная половина: нартекс с хорами и западные столбы наоса, без сводов, включённые в церковь 1766—1769 гг.
Слайд 8

Церковь Спаса на Берестове. Киев. Конец XI—начало XII века. Це́рковь Спа́са

Церковь Спаса на Берестове. Киев. Конец XI—начало XII века.

Це́рковь Спа́са на

Бе́рестове (укр. Церква Спаса на Берестові) — древняя церковь в Киеве, примыкающая с севера к Киево-Печерской лавре. Несмотря на то, что она находится вне стен лавры, церковь Спаса на Берестове считается частью всего исторического комплекса, относящегося ко Всемирному наследию.
Слайд 9

Церковь Успения на Подоле («Пирогоща»). Киев. 1131-1136г. Православный храм, неоднократно возводился

Церковь Успения на Подоле («Пирогоща»). Киев. 1131-1136г.

Православный храм, неоднократно возводился заново и

перестраивался, в 1935 году был разрушен большевиками. В 1998 году на историческом месте храм был восстановлен в предполагаемом первоначальном облике.
Слайд 10

Церковь Кирилла Александрийского. Киев. ок.1140-1146г. Не сохранились верх главы и большая

Церковь Кирилла Александрийского. Киев. ок.1140-1146г.

Не сохранились верх главы и большая часть

сводов. На рубеже XVII—XVIII веков переделана в стиле украинского барокко. Уцелели значительные фрагменты фресок XII века, частично переписанных в 1880-е гг.
Слайд 11

Церковь Василия Великого. Овруч. ок.1190г. Васильевская церковь — самый древний храм

Церковь Василия Великого. Овруч. ок.1190г.

Васильевская церковь — самый древний храм города Овруча. Входит

в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря, памятник архитектуры национального значения. В 1321 году церковь была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 1907—1909 годах архитектором Алексеем Щусевым.
Слайд 12

Общая планировка архитектурного ансамбля.

Общая планировка архитектурного ансамбля.

Слайд 13

Общие особенности храмовой архитектуры. Крестово-купольная система храма (основу ее составляет квадрат,

Общие особенности храмовой архитектуры.

Крестово-купольная система храма (основу ее составляет квадрат, расчлененный

четырьмя опорами на 3 нефа и заканчивающийся на востоке апсидой);

Наличие вместительного притвора(помещение для готовящихся к крещению);

Галерея-гульбище;

Фасад разделяется лопатками (вертикальный плоский выступ стены) на отдельные вертикальные части (прясла), которые завершались закомарами (закругление наружного участка стены);

Храмы украшены мозаиками и фресками;

Слайд 14

Великие церкви Киевской Руси, построенные после принятия христианства в 988 году,

Великие церкви Киевской Руси, построенные после принятия христианства в 988 году,

стали первыми примерами монументальной архитектуры на восточнославянских землях. Архитектурный стиль киевского государства, который быстро утвердился, сильно зависел от византийцев. Ранние восточные православные церкви были в основном сделаны из дерева, причем простейшая форма церкви стала известной как церковная церковь. В крупных соборах часто присутствовали десятки маленьких куполов, которые заставляли некоторых искусствоведов воспринимать это как указание на то, как выглядели языческие славянские храмы. Храм Десятинной церкви 10-го века в Киеве был первым культовым сооружением из камня. Самые ранние киевские церкви были построены и украшены византийскими мастерами фресками и мозаиками.

Общая характеристика течения архитектуры Киевского Княжества.

Слайд 15

XI–XII века – время бурного храмового строительства на Руси. Киев становится

XI–XII века – время бурного храмового строительства на Руси. Киев становится

главным художественным центром, влияние киевской художественной школы прослеживается во всех городах. Особого расцвета Киев достигает при Ярославе Мудром, превращается в один из крупнейших городов Европы, соперничает с Константинополем. По до­шедшим свидетельствам, здесь было построено около четырехсот церквей, восемь рынков, Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Совершенно заслуженно мудрого князя называли, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении царя нашего».
Слайд 16

Список источников. 1.Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.: «Наука»,

Список источников. 1.Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1986. 2.Раппопорт П.

А. Русская архитектура X–XIII вв. Каталог памятников. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1982. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). — Новгород: Дмитрий Буланин, 1999. — ISBN 5-186007-184-1. 3.Штендер Г. М. К вопросу о галереях Софии Новгородской (по материалам археологического исследования северо-западной части здания)// Реставрация и исследования памятников культуры / Всесоюз. специализ. реставрац. производств. объединение «Союзреставрация»; Редкол. Б. Л. Альтшуллер и др. — Вып. 2. — М.: Стройиздат, 1982. — С. 6—27. — 252 с. — 2000 экз. — ISBN 0131-8616.