День Марийской письменности

Содержание

Слайд 2

10 декабря в Республике Марий Эл отмечают День марийской письменности -

10 декабря в Республике Марий Эл отмечают День марийской письменности -

Марий тиште кече. Праздник начали отмечать с 1990 года. За период своего существования марийская письменность прошла большой и сложный путь развития.
Слайд 3

Девичья труба – ÿдыр пуч В старину для передачи информации использовались

Девичья труба – ÿдыр пуч

В старину для передачи информации использовались сигнальные

трубы. Девичья труба является разновидностью одной из таких труб.
Слайд 4

Врезанное письмо До возникновения марийской грамматики существовали различные способы передачи информации

Врезанное письмо

До возникновения марийской грамматики существовали различные способы передачи информации

– врезанное письмо, числовые обозначения, пиктография (картинное письмо)
Слайд 5

Знаки тамга Одним из видов письменности были знаки тамга. Знак тамга обозначал одно слово или словосочетание

Знаки тамга

Одним из видов письменности были знаки тамга. Знак тамга обозначал

одно слово или словосочетание
Слайд 6

Знаки тамга ставили на предметах хозяйственного назначения, обрядовой посуде.

Знаки тамга ставили на предметах хозяйственного назначения, обрядовой посуде.

Слайд 7

Знак тамга на ручке ковша

Знак тамга на ручке ковша

Слайд 8

Знак тамга на ручке большой ложки

Знак тамга на ручке большой ложки

Слайд 9

Знак тамга на крышке сундука

Знак тамга на крышке сундука

Слайд 10

Родовой знак на мешке

Родовой знак на мешке

Слайд 11

Знаки тамга встречаются и в вышивке.

Знаки тамга встречаются и в вышивке.

Слайд 12

1775 г. Российской академией наук в Санкт-Петербурге были изданы “Сочинения, принадлежащия

1775 г. Российской академией наук в Санкт-Петербурге были изданы “Сочинения, принадлежащия

к грамматике черемисскаго языка”, составителем которых является казанский архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович. Грамматика 1775 г. сыграла особую роль в развитии марийской письменности.
Слайд 13

В 1867 году в Казани создаётся братство святителя Гурия, а при

В 1867 году в Казани создаётся братство святителя Гурия, а при

нем – Переводческая комиссия для издания книг на языках поволжских народностей. Руководителем комиссии стал профессор из Казани Николай Иванович Ильминский.

Николай Иванович Ильминский
(1822-1891)

Книги, выпущенные переводческой
комиссией Братства св. Гурия

Слайд 14

Всего за период выхода «Сочинения, принадлежащия к грамматике черемисскаго языка» 1775

Всего за период выхода «Сочинения, принадлежащия к грамматике черемисскаго языка» 1775

г. и до Октябрьской революции было издано книг на марийском языке горного и лугового наречий более 250 наименований. Среди авторов этих книг были Павел Петрович Глезденев, Валериан Михайлович, Гурий Гаврилович Карамзин – известные марийские просветители, внесшие огромный вклад в развитие марийского литературного языка и марийской письменности.
Слайд 15

Литературный язык народа мари начинается со стихотворения под названием «Ото» («Роща),

Литературный язык народа мари начинается со стихотворения под названием «Ото» («Роща),

(1905 год)
Ото
Ик тымык ото уло мемнан элыште, Шога тудо ото кугу ер серыште. Тушто ладыра деч ладыра пушеҥге кушкеш, Тушто мотор деч мотор саска шочеш, Тушто, ужар лышташ лоҥгаште, шӱшпык мура, Тудо ото гыч ерышке яндар памаш йога. Тушто шудыжат ужаргырак, Тушто пеледышат сылнырак. Тудо отым мый йӧратем, Тушто пушеҥге руышым мый вурсем.
5 декабря, 1905 г.
Слайд 16

Важным шагом в развитии марийской литературы был первый марийский журнал «Марла

Важным шагом в развитии марийской литературы был первый марийский журнал «Марла

календарь» изданный в 1907-1913 гг. Авторами и составителями календаря являлись П. Глезденев и В.М. Васильев. Календарь по праву считается первым марийским периодическим изданием. Он является колыбелью марийской художественной литературы. На его страницах печатали свои произведения первые марийские литераторы С.Г. Чавайн, В. Васильев, Г.Г. Карамзин, Т.Е. Ефремов, Ф.А. Букетов, Ф.Е. Егоров.
Слайд 17

С 1915 года выходит газета «Война увер», («Военные вести») на марийском,

С 1915 года выходит газета «Война увер», («Военные вести») на марийском,

«Войнаысь ивор» на удмуртском, «Сургыш хабарляре» на татарском языках. По решению Бирского Съезда народа мари с 25 августа 1917 года в Казани начала выходить газета «Ÿжара», редактором которой являлся В. Васильев. Преемницей газеты «Ужара» стала газета «Йошкар кече» которая начала издаваться с 24 сентября 1918 года.
Слайд 18

Газета «Марий Эл» начала выходить с 1917 г. Газета распространяется во

Газета «Марий Эл» начала выходить с 1917 г. Газета распространяется во

всех районах республики и за ее пределами, широко освещает политическую и экономическую жизнь Марий Эл.

«Ончыко» - ежемесячный литературно-художественный журнал. Начал издаваться с 1926 г. под названием «У вий». В 1938-1954 г.г. выходил под названиями «Пиалан илыш», «Родина верч», «Марла альманах». С 1954 г. в России известен под названием «Ончыко».

Слайд 19

В период развернувшейся в начале 90-х годов суверенизации национальных республик и

В период развернувшейся в начале 90-х годов суверенизации национальных республик и

осуществлении целого ряда мероприятий, направленных на повышение престижа национальных языков, были заложены основы для двуязычия, во всех русскоязычных школах был введен обязательный предмет «марийский язык как государственный». С 2001 года откорректирован Базисный учебный план общеобразовательных школ РМЭ.
Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23