Древнерусское искусство

Содержание

Слайд 2

Русское искусство эпохи Средневековья начиная с Х в. и вплоть до

Русское искусство эпохи Средневековья начиная с Х в. и вплоть до

конца XVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православной. Образование древнерусского государства во главе столицы Киева. Введение единой государственной религии – христианства. Начинается формирование русской культуры.
Слайд 3

Архитектура Древней Руси

Архитектура Древней Руси

Слайд 4

Крестово-купольный храм (купол, барабан, закомара, аркатурно-колончатый поясок, апсида, парус, лопатка, портал,

Крестово-купольный храм (купол, барабан, закомара, аркатурно-колончатый поясок, апсида, парус, лопатка, портал,

хоры, алтарь, нартекс, средокрестие, боковой неф, центральный неф) – классический тип построения храма. Возведение храмов, украшенных мозаикой, росписями (фресками) и иконами.
XI в. в древнерусской архитектуре – эпоха «трех Софий» – София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая.
Слайд 5

Собор Святой Софии (реконструкция), Киев

Собор Святой Софии (реконструкция), Киев

Слайд 6

Собор Святой Софии, Киев

Собор Святой Софии, Киев

Слайд 7

Собор Святой Софии, Киев

Собор Святой Софии, Киев

Слайд 8

Собор Святой Софии, Новгород

Собор Святой Софии, Новгород

Слайд 9

Слайд 10

Собор Святой Софии (макет первоначального облика), Полоцк

Собор Святой Софии (макет первоначального облика), Полоцк

Слайд 11

Собор Святой Софии, Полоцк

Собор Святой Софии, Полоцк

Слайд 12

Собор Святой Софии, Полоцк

Собор Святой Софии, Полоцк

Слайд 13

Церковь Покрова на Нерли, Боголюбово

Церковь Покрова на Нерли, Боголюбово

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Дмитриевский собор, Владимир

Дмитриевский собор, Владимир

Слайд 17

Слайд 18

Успенский собор, Владимир

Успенский собор, Владимир

Слайд 19

Шатровое зодчество Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший

Шатровое зодчество

Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом

зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром.
Шатровые храмы бывают:
деревянными,
каменными.
Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI в. и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Слайд 20

Воскресенская церковь из с. Потакино (Музей деревянного зодчества в Суздале). 1776 г.

Воскресенская церковь из с. Потакино (Музей деревянного зодчества в Суздале). 1776 г.

Слайд 21

Церковь Вознесения Господня в Коломенском (Москва), 1528-1532 гг.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском (Москва), 1528-1532 гг.

Слайд 22

Москва, Соборная площадь

Москва, Соборная площадь

Слайд 23

Успенский собор, 1475–1479 гг. (зодчий – Альберти Фиораванти – Аристотель)

Успенский собор, 1475–1479 гг. (зодчий – Альберти Фиораванти – Аристотель)

Слайд 24

Благовещенский собор, 1484–1489 гг. (псковские мастера Кривцов и Мышкин)

Благовещенский собор, 1484–1489 гг. (псковские мастера Кривцов и Мышкин)

Слайд 25

Церковь Ризположения, 1484–1485 гг. (псковские мастера)

Церковь Ризположения, 1484–1485 гг. (псковские мастера)

Слайд 26

Архангельский собор, 1505–1508 гг. (архитектор – Алевиз Фрязин)

Архангельский собор, 1505–1508 гг. (архитектор – Алевиз Фрязин)

Слайд 27

Колокольня Ивана Великого, 1505–1508 гг. (зодчий – Бон Фрязин)

Колокольня Ивана Великого, 1505–1508 гг. (зодчий – Бон Фрязин)

Слайд 28

Москва, Красная площадь

Москва, Красная площадь

Слайд 29

Собор Василия Блаженного, 1555–1561 гг. (зодчие – Барма и Постник Яковлев)

Собор Василия Блаженного, 1555–1561 гг. (зодчие – Барма и Постник Яковлев)

Слайд 30

Деревянное народное русское зодчество

Деревянное народное русское зодчество

Слайд 31

Кижи, Покровский собор

Кижи, Покровский собор

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Кижи – памятник деревянного зодчества: церкви, купеческие дома, избы, хозяйственные постройки.

Кижи – памятник деревянного зодчества: церкви, купеческие дома, избы, хозяйственные постройки.


Слайд 42

Живопись Древней Руси Монументальная (фреска, мозаика); Станковая (икона).

Живопись Древней Руси

Монументальная (фреска, мозаика);
Станковая (икона).

Слайд 43

Каноны написания икон: Декоративное решение, плоскостное; Пейзаж условный, с обратной перспективой;

Каноны написания икон:

Декоративное решение, плоскостное;
Пейзаж условный, с обратной перспективой;
Используется закон ритма

(линии, фигуры, движения);
Изображение величавое, монументальное;
Фигуры диспропорциональные (непропорциональные).
Глаза – главное передачи души.
Слайд 44

Иконописные школы: византийская; новгородская; псковская.

Иконописные школы:

византийская;
новгородская;
псковская.

Слайд 45

Византийская школа иконописи Распространена в России в XI–XII вв., оказала большое

Византийская школа иконописи

Распространена в России в XI–XII вв., оказала большое влияние

на русскую иконопись. Суровая, сдержанная, эмоции нежизнерадостные, строгая. Краски преобладают коричневые. Лица похожи на греков.
Слайд 46

Новгородская школа иконописи Эмоциональная, динамичная, приветливо радостная, немного простодушная, малоконтрастная, иногда

Новгородская школа иконописи

Эмоциональная, динамичная, приветливо радостная, немного простодушная, малоконтрастная, иногда лиричная,

мягкая по цвету, простая по композиции. Цвет яркий, часто красный. Поздняя новгородская живопись была парадной, фольклорной, праздничной.
Слайд 47

Псковская школа иконописи Фигура тяжелая, неподвижная. Цвет темно-коричневый. У святых носы не прямые, а – «башмачками».

Псковская школа иконописи

Фигура тяжелая, неподвижная. Цвет темно-коричневый. У святых носы не

прямые, а – «башмачками».
Слайд 48

Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430)

Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430)

Слайд 49

«Архангел Михаил»

«Архангел Михаил»

Слайд 50

«Спас»

«Спас»

Слайд 51

«Троица»

«Троица»

Слайд 52

«Апостол Павел»

«Апостол Павел»