Экспедиция в прошлое

Слайд 2

Особую роль в жизни карел играл лес. Он был источником всего

Особую роль в жизни карел играл лес. Он был источником всего

необходимого. Из дерева изготавливались предметы быта, дома, инструменты, лодки и многое другое. Карелы и вепсы верили, что деревья обладают душой и могут покровительствовать живущим возле лесов людям. Неправильно срубленное дерево могло отомстить человеку: причинить вред или даже убить. Поэтому рубили (а рубить всё равно приходилось) по особому ритуалу. С лесом (и деревом) у карела было связано много обрядов и условностей. Даже самый простой костёр жёгся по определённым правилам.
Слайд 3

В берёзовом лесу веселиться, в сосновом – молиться, в еловом –

В берёзовом лесу веселиться, в сосновом – молиться, в еловом –

удавиться (пословица).

Почему так говорят ?

Слайд 4

Береза относились к «святым» деревьям у карел и финнов только в

Береза относились к «святым» деревьям у карел и финнов только в

древнюю эпоху. Именно из карельской березы, согласно древнему эпосу, Вяйнемяйнен сделал свое второе кантеле, взамен утраченного кантеле из челюстей щуки. В XIX — начале XX в. береза у народов Карелии считалась деревом с ярко выраженными положительными качествами. Способность противостоять колдовской порче однозначно приписывалась только березовой коре, и скорее всего из-за ее устойчивости к гниению. «Благорасположенность» березы к человеку, видимо, в немалой степени содействовала тому, что именно ее высаживали народы Карелии перед своими домами, чтобы она своей кроной оберегала их от бурь, грозящих сорвать кровлю с жилища. Березовые рощи необыкновенно красивы. Стройные ряды березок вызывают позитив, поднимают настроение. Потому и считалось, что среди берез только веселиться, хороводы водить.
Слайд 5

Гаврила Державин, первый губернатор Олонецкой губернии, писал: «Сосна [карела] греет, сосна

Гаврила Державин, первый губернатор Олонецкой губернии, писал: «Сосна [карела] греет, сосна

питает, сосна и веселит». Греет — понятно: дом и дрова. Питает? У того же Державина читаем: «Лопляне убогие едят хлеб, деланный из сосновой коры или из соломы, и питающиеся оным пухнут и кажутся дородными, в самом же деле слабосильные. Хлеб из сосновой коры следующим образом приготовляется: по снятии коры очищают оной поверхность, сушат на воздухе, жарят в печи, толкут и прибавляют муки, замешивают тесто и пекут хлеб». Но как сосна «веселила» карела? Речь о кантеле, конечно: «Некоторые… забавляются игрою на гуслях пятиструнных», писал Гаврила Романович.
Слайд 6

Деревьями-часовнями с устроенными в нишах ствола иконами, складнями, распятиями или деревянными

Деревьями-часовнями с устроенными в нишах ствола иконами, складнями, распятиями или деревянными

никатрионами в Карелии были исключительно сосны. Культовыми деревьями «карсикко» у карел и вепсов тоже чаще всего были сосны. «Колдовскими» деревьями, к которым колдуны Карелии регулярно приходили, чтобы набраться сил для управления подвластной им нечистой силой, у карел почти всегда являлись сосны. В сосновом лесу, воздух чистый и прозрачный и конечно все настраивает на раздумья, можно и Богу помолиться.
Слайд 7

Еловый бор – «священная роща» и кладбище выступают как особый локус,

Еловый бор – «священная роща» и кладбище выступают как особый локус,

как мир предков, который определяет свои законы поведения. В нем все принадлежит предкам, здесь нельзя смеяться, шуметь, собирать ягоды, грибы, дрова, рубить деревья. Он может выполнять лечебные функции.