Первобытное искусство. Материальная культура

Содержание

Слайд 2

1. Каменный век. История происхождения человека характеризуется большой временной протяженностью. Благодаря

1. Каменный век.

История происхождения человека характеризуется большой временной протяженностью. Благодаря археологическим

раскопкам ученым удалось установить основные этапы эволюции человека, важнейшие изобретения и проблемы, которые были характерны для каждого периода. Палеолит – самый продолжительный этап каменного века, который для большего удобства был разделен учеными на три основные эпохи:
нижний (ранний) палеолит(ок. 2,5 млн лет до н. э. – 100 тыс. лет до н. э.) ;
средний палеолит ( 100 тыс. лет до н. э. – 40 тыс. лет до н. э. );
верхний (поздний) палеолит ( 40 тыс. лет до н. э . – 13 тыс. лет до н.э.).
Слайд 3

Нижний Палеолит Ранний палеолит Это начальная и самая длительная эпоха палеолита,

Нижний Палеолит

Ранний палеолит
Это начальная и самая длительная эпоха палеолита, которая характеризуется

появлением первого обезьяноподобного человека – архантропа. Он отличался невысоким ростом, скошенным подбородком и четко выраженными надбровными дугами.
К важнейшим достижениям данного периода относят:
начало использования самодельных каменных орудий;
использование огня – архантроп уже мог поддерживать огонь, но добывать его еще не научился.
Слайд 4

Средний Палеолит (Мустьерская эпоха) На протяжении всего среднего палеолита происходило постепенное

Средний Палеолит (Мустьерская эпоха)

На протяжении всего среднего палеолита происходило постепенное развитие

и усовершенствование способностей человека прямоходящего. В ходе эволюции появился новый вид – неандерталец, чей объем мозга был уже гораздо ближе современному человеку. Также он отличался массивным телосложением и высоким ростом
Для эпохи среднего палеолита характерны следующие черты:
самостоятельное добывание огня путем его высекания,;
появление новых видов орудий: ножей, копий, наконечников для стрел, скребков;
появления средств передвижения по воде - лодки;
зарождение первобытного искусства – появление самых первых наскальных рисунков.
Слайд 5

Верхний Палеолит Данный период ознаменовался появлением кроманьонца – древнего человека, который

Верхний Палеолит

Данный период ознаменовался появлением кроманьонца – древнего человека, который

внешне имел много общего с современным человеком. У него был высокий лоб, хорошо выраженный подбородок, развитая мелкая моторика рук
К основным достижениям Верхнего Палеолита относят:
создание осветительного устройства – факела;
плетение корзин из ивовых прутьев;
изготовление костяных игл, с помощью которых сшивали одежду.
Слайд 6

Образ жизни в Палеолите Основным средством добывания пищи была охота. Люди

Образ жизни в Палеолите

Основным средством добывания пищи была охота. Люди охотились

на самых разных животных: судя по костным остаткам, найденным на стоянках, добычей могли стать и самые крупные (мамонт, пещерный медведь, шерстистый носорог), и относительно мелкие (сайга, дикий осел, баран). В южных областях, например на Кавказе, существовало рыболовство.
Крупных поселений как таковых не было. Для того чтобы население смогло прокормиться собирательством и охотой, его плотность должна была быть очень низкой. Поселения с небольшим количеством жителей должны были стоять друг от друга на десятки километров, что лимитировалось площадями охотничьих угодий.
Такие поселения называются стоянками - археологический термин для обозначения поселений  первобытных людей (эпох палеолита, неолита и бронзового века) или мест остановки кочевников.
Слайд 7

Жилища Палеолита Стоянки располагались как в пещерах и гротах, так и

Жилища Палеолита

Стоянки располагались как в пещерах и гротах, так и на

открытых пространствах.
Наиболее характерной формой жилищ на стоянках под открытым небом были округлые или овальные наземные постройки с внутренними очагами. Основным строительным материалом для их каркаса были крупные кости животных и камень, сверху он мог покрываться шкурами, тростником, дерном, корой деревьев и др.
Несколько жилищ могли образовывать небольшой поселок, что показывает материал стоянок Добраничевка, Межиричи, Костенки 4, Мальта, Буреть. На некоторых стоянках выделяются комплексы, состоящие из жилищ и связанных с ними мастерских, где изготовлялись кремневые и костяные орудия, там же имелись очаги под открытым небом и разнообразные хозяйственные ямы. Население таких поселков, вероятно, образовывало сплоченную группу — род или общину
Слайд 8

Часто в качестве основания жилища сооружался цоколь из черепов и крупных

Часто в качестве основания жилища сооружался цоколь из черепов и крупных

костей мамонта, представлявший надежную опору для стен. В Юдинове такой цоколь состоял из 20 черепов мамонтов, а в Межиричах в строительной конструкции использованы кости 149 особей мамонта.

Палеолитическое жилище в Межиричах (Киевская область, Украина). 6-12 тыс. лет до н.э.

Слайд 9

Реконструкция жилища на стоянке Молодово 1 (Украина). Первое мустьерское жилище овальной

Реконструкция жилища на стоянке Молодово 1 (Украина). Первое мустьерское жилище овальной

формы размером 7×10 м. Обложено костями мамонта
Слайд 10

Орудия каменного века: а — эолит, б — палка-копалка, в —

Орудия каменного века:
а — эолит,
б — палка-копалка,
в

— дубинка,
г — рубило,
д — скребло,
е —остроконечники,
ж — каменный топор, з — копье с каменным наконечником,
и — гарпун с костяным наконечником.
Слайд 11

Духовная культура в Палеолите Духовная жизнь палеолитического человека развивалась в непосредственной

Духовная культура в Палеолите

Духовная жизнь палеолитического человека развивалась в непосредственной связи

с дальнейшим освоением мира и развитием материальной культуры. Первобытные верования являются отражением определенных выводов, представлений и понятий, возникших в результате длительных наблюдений за явлениями природы и накопленного жизненного опыта. 
Не отделяя своего существования от окружающего мира и наблюдая различные природные явления, первобытные люди приписывали себе способность вызывать или творить те же явления и, с другой стороны, приписывали силам природы, животным и неодушевленным предметам различные способности и возможности, присущие только человеку. Этот комплекс представлений получил название анимизма.
Слайд 12

Духовная культура в Палеолите Убеждение в существование связи человека с каким-либо

Духовная культура в Палеолите

Убеждение в существование связи человека с каким-либо животным

или растением привело к возникновению еще одного направления первобытных верований —тотемизма.
Также существовала магия ( вера в колдовство) по средством нее совершались приемы, с помощью которых можно воздействовать на природу и людей.
И фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например: пещер, камней, деревьев, предметов обихода или орудий труда (добычливое копье)
Слайд 13

Скульптура Палеолита Овладев в предшествующие периоды навыками создания примитивных инструментов, человек

Скульптура Палеолита

Овладев в предшествующие периоды навыками создания примитивных инструментов, человек позднего

палеолита постепенно их совершенствовал, он уже научился определенным ремеслам, умению строить примитивные жилища, выделке шкур животных, начала складываться родовая организация. Необходимо отметить, что еще в эпоху среднего палеолита человек начал создавать первые предметы, связанные с духовными потребностями.
Слайд 14

Бизон из бивня мамонта. Зарайская стоянка 22 тыс. лет до н. э.

Бизон из бивня мамонта. Зарайская стоянка
22 тыс. лет до н. э.

Слайд 15

Скульптура Палеолита В начале позднего палеолита появляется круглая скульптура небольших размеров

Скульптура Палеолита

В начале позднего палеолита появляется круглая скульптура небольших размеров (от

5 до 10 см), созданная из мягких пород камня, рога, кости, глины, то есть тех материалов, которые доступны обработке. Условно к скульптуре позднего палеолита можно отнести рельефы, вырезанные на стенах пещер. Сюжеты все относятся к изображениям животных, на которых человек охотился. По всей видимости, они имели магическое значение, служили элементом магических ритуалов в позднем палеолите. Особенно распространена мелкая пластика в Восточной Европе и Сибири
Слайд 16

Пещера Фурно-де-дьябль, Франция ок. 16 – 15 тыс. лет до н. э.

Пещера Фурно-де-дьябль, Франция
ок. 16 – 15 тыс. лет до н. э.


Слайд 17

Скульптура Палеолита Отдельно можно рассмотреть как образец пластики – фигурки женщин,

Скульптура Палеолита

Отдельно можно рассмотреть как образец пластики – фигурки женщин, созданных

по одному и тому же принципу. Конечности у таких фигурок едва намечены, черты лица отсутствуют, но в то же время гипертрофированно подчеркнуты признаки женщины-матери. Это связано, вероятнее всего с образом прародительницы и зачатками культа плодородия. Подобные статуэтки часто встречаются в позднем палеолите. Самой известной из них является Венера Виллендорфская. Черты лица просто не важны художнику. При необходимости мастера палеолита достаточно хорошо и выразительно умели передавать облик человека. Это хорошо заметно в голове из Брассемпуй. А в изображении головы из Дольних Вестониц – это не обобщенное лицо, а конкретный облик человека, молодой девушки, обладающий индивидуальностью.
Слайд 18

Венера Виллендорфская, высота 11 см, возраст 29,5 тысяч лет, из известняка,

Венера Виллендорфская, высота 11 см, возраст 29,5 тысяч лет, из известняка,

Австрия. Экспонируется в венском Музее естествознания.
Слайд 19

Венера Брассемпуйская. 25-е тысячелетие до н. э. Слоновая костьМузей национальной археологии

Венера Брассемпуйская.
25-е тысячелетие до н. э.
Слоновая костьМузей национальной археологии

Голова мужчины

из Дольни Вестонице.
Моравский музей города Брно, Чехия
Слайд 20

Вестоницкая Венера ок. 29 – 25 тыс. лет до н. э. Моравский музей города Брно, Чехия.

Вестоницкая Венера ок. 29 – 25 тыс. лет до н. э.
Моравский музей

города Брно, Чехия.
Слайд 21

Венера из Ложери-Бас, высота 8 см, возраст 15 тыс.лет, из слоновой

Венера из Ложери-Бас, высота 8 см, возраст 15 тыс.лет, из слоновой

кости, Франция

Венера из Холе-Фельс, высота 6 см, возраст 35- 40 тыс.лет, из бивня мамонта, Германия. Хранится в Музее доисторической культуры в Блаубойрене.

Слайд 22

Венера Мораванская, высота 7,6 см, возраст 23-22 тысяч лет, из бивня

Венера Мораванская, высота 7,6 см, возраст 23-22 тысяч лет, из бивня

мамонта, Словакия. Хранится в Словацком народном музее в Братиславе.

Венера Леспюгская, высота 15 см, возраст 28-26 тысяч лет, из слоновой кости, Франция. Экспонируется в парижском музее человека.

Слайд 23

Венера Елисеевичская, высота 15 см, возраст 15 тысяч лет, из кости

Венера Елисеевичская, высота 15 см, возраст 15 тысяч лет, из кости

мамонта, Россия.

Венера Петрковская, высота 4,5 см, возраст 25-23 тысяч лет, из гематита, Чехия. Находится в Археологическом институте города Брно.

Слайд 24

Венеры Гагаринские, высота фигурки слева около 5 см, справа около 12

Венеры Гагаринские, высота фигурки слева около 5 см, справа около 12

см, возраст 22-20 тысяч лет, из бивня мамонта, Россия
Слайд 25

Венеры Костёнковские, возраст 23-21 тысяч лет, фигурка слева около 7 см

Венеры Костёнковские, возраст 23-21 тысяч лет, фигурка слева около 7 см

из мергеля, фигурка справа около 12 см из бивня мамонта, Россия.
Слайд 26

Голова лошади из пещеры Мас д'Азиль (Франдия, департамент Арьеж). Рог северного

Голова лошади из пещеры Мас д'Азиль (Франдия, департамент Арьеж).
Рог

северного оленя. Длина 5,7 см. Верх- ний палеолит. Собр. Э. Пьетт (Франция).
Слайд 27

Женщина с рогом. Охотник. Рельефы из Лосселя (Франция, департамент Дор-донь). Известняк.

Женщина с рогом. Охотник. Рельефы из Лосселя (Франция, департамент Дор-донь). Известняк.

Высота ок. 0,5 м. Верхний палеолит, Ориньякское время
Слайд 28

Скульптура Палеолита Заканчивая обзор скульптуры палеолита, можно сказать, что основная его

Скульптура Палеолита

Заканчивая обзор скульптуры палеолита, можно сказать, что основная его черта

– умение выбрать главное, выделить основную черту изображаемого, постепенное усложнение форм, применение, пусть и упрощенных, но очень выразительных приемов на практике. Первобытный человек уже может создавать нужную ему форму, придать ей выразительность, чувствует специфические выразительные возможности материала
Слайд 29

Живопись Палеолита Рисуя фигуру животного, человек в известном смысле действительно «овладевал»

Живопись Палеолита

Рисуя фигуру животного, человек в известном смысле действительно «овладевал» животным,

поскольку он познавал его, а познание — источник господства над природой. Жизненная необходимость образного познания и была причиной возникновения искусства. Но наш предок понимал это «овладение» в буквальном смысле и производил вокруг сделанного им рисунка магические обряды, чтобы обеспечить успех охоты.
Правда, весьма вероятно, что далеко не всегда изобразительное творчество имело ритуальное назначение; тут, очевидно, участвовали и другие побуждения: потребность в обмене сведениями и др. Но, во всяком случае, едва ли можно отрицать, что большинство живописных и скульптурных произведений служило и магическим целям.
Слайд 30

Живопись Палеолита Самые древние изображения относятся к позднему палеолиту, т. е.

Живопись Палеолита

Самые древние изображения относятся к позднему палеолиту, т. е. созданы

людьми примерно за 40-30 тысячелетий до н. э. Это т. н. макароны и меандры — отпечатки человеческой руки и пересекающиеся волнистые линии, выдавленные в сырой глине.
Возможно, человек видел в «следах», оставленных своей рукой, подобие следов лап и когтей животного и хотел своими «следами» символически утвердить свою способность победить зверя, поэтому отпечатки рук человек не перестал наносить и в дальнейшем, когда уже научился создавать изображения животных.
Слайд 31

Резная скала с ногами четвероногого животного, а также очертаниями вульвы и

Резная скала с ногами четвероногого животного, а также очертаниями вульвы и

множеством чашечек из Феррази. пещера Ля-Фераси во Франции.
Слайд 32

Пещера Альтемира, Испания. 35 – 13 тыс. лет до н. э.

Пещера Альтемира, Испания.
35 – 13 тыс. лет до н. э.

Слайд 33

Пещера Эль-Кастильо Пуэнте-Вьесго (Кантабрия, Испания) ок. 37 тыс. лет до н. э.

Пещера Эль-Кастильо Пуэнте-Вьесго (Кантабрия, Испания)
ок. 37 тыс. лет до н. э.

Слайд 34

Юг Аргентины, пещера Куэва-де-лас-Манос. Ее название переводится на русский как «пещера

Юг Аргентины, пещера Куэва-де-лас-Манос.
Ее название переводится на русский как «пещера

рук».
13 – 9 тыс. лет до н. э.
Слайд 35

Живопись Палеолита Большинство рисунков этого времени, найденных археологами, процарапаны резцом на

Живопись Палеолита

Большинство рисунков этого времени, найденных археологами, процарапаны резцом на поверхности

скалы. Часть из них, как, например, изображения животных в пещере Альтамира, открытой Марселино де Саутуолой в 1879 г., и в пещере Ласко, покрывались краской. Художники использовали не только черную краску (вероятно, ее заменял древесный уголь) , но и желтую, и красную, которые получали, растирая в порошок охру и другие минералы.
Затем порошок смешивался с водой или жиром. Краска наносилась на стены с помощью палочки или кисточки, изготовленной из меха животных. Возможно, применялся и такой способ: художник выдувал порошок на влажную стену с помощью импровизированной трубки — полой кости, и краска, застывая, сохраняла свой цвет на многие тысячелетия.
Слайд 36

Пещера Ласко. Франция ок. 18 - 15 тыс. лет до н. э.

Пещера Ласко. Франция
ок. 18 - 15 тыс. лет до н. э.

Слайд 37

Пещера Альтемира, Испания. 35 – 13 тыс. лет до н. э.

Пещера Альтемира, Испания.
35 – 13 тыс. лет до н. э.

Слайд 38

Живопись Палеолита Главными героями сюжетов для древних мастеров были животные и

Живопись Палеолита

Главными героями сюжетов для древних мастеров были животные и человек,

причем зверь, являвшийся источником существования для людей, объектом охоты и почитаемым тотемом, занимал основное место в росписях.
Рисунки восхищают зрителя мастерством исполнения и своей достоверностью. Древние художники очень реалистично передают повадки зверей, их манеру поведения. Изгибы тела, положение ног и поворот головы точно показывают, находится животное в движении или замерло, приготовившись скрыться при малейшей опасности.
Удивляет и то, что в этих полихромных (многоцветных) росписях заметно стремление художников к передаче перспективы: с помощью изменения силы тонов формируются объемы, благодаря чему, а также умению соблюдать пропорции достигается большое сходство с объектами изображения.
Слайд 39

Пещера Альтемира, Испания. 35 – 13 тыс. лет до н. э.

Пещера Альтемира, Испания.
35 – 13 тыс. лет до н. э.

Слайд 40

Пещера Ласко. Франция ок. 18 - 15 тыс. лет до н. э.

Пещера Ласко. Франция
ок. 18 - 15 тыс. лет до н. э.

Слайд 41

Пещера Ласко. Франция ок. 18 - 15 тыс. лет до н. э.

Пещера Ласко. Франция
ок. 18 - 15 тыс. лет до н. э.

Слайд 42

Пещера Коске, Юг Франции ок. 28 - 19 тыс. лет до н.э.

Пещера Коске, Юг Франции
ок. 28 - 19 тыс. лет до н.э.

Слайд 43

Лас Чименеас, Сантандер, Испания. Олень

Лас Чименеас, Сантандер, Испания. Олень

Слайд 44

Фигура «колдуна» из пещеры Трех братьев, Франция. Верхний палеолит

Фигура «колдуна» из пещеры Трех братьев, Франция.
Верхний палеолит

Слайд 45

Живопись Палеолита И хотя большинство палеолитических изображений были предназначены для магических

Живопись Палеолита

И хотя большинство палеолитических изображений были предназначены для магических целей,

однако это не означает, что они не являлись истинными произведениями искусства. Мастерство исполнения, пластика образа, способность отбирать и обобщать характерные признаки зверя, передавать движение — все это позволяет говорить о художественном творчестве в эпоху позднего палеолита. Помимо заботы о добывании пищи и продолжении рода человеком уже в то далекое время владело чувство красоты, которое он стремился внести в свой быт, в свою повседневную жизнь.
Слайд 46

Декоративно – прикладное искусство Палеолита

Декоративно – прикладное искусство Палеолита

Слайд 47

Скульптура Палеолита Для этих скульптур эпохи Палеолита характерна жизненная передача форм

Скульптура Палеолита

Для этих скульптур эпохи Палеолита характерна жизненная передача форм обнаженного

женского тела и выразительность.
Вместе с пластическими изображениями женщин для искусства верхнего палеолита характерны скульптурные изображения животных из бивня мамонта, кости и даже глины, смешанной с костной золой. Часто такие фигуры изображали мамонта, бизона, лошадей и других животных, в том числе и хищников.
Слайд 48

1. Каменный век. Мезолит –средний каменный век — период между палеолитом

1. Каменный век.

Мезолит –средний каменный век — период между палеолитом и

неолитом ( 13 – 6 тыс. лет до н. э.)
К важнейшим достижениям данного периода относят:
появление лука и стрел;
развитие рыболовства;
приручение диких животных.
Слайд 49

Образ жизни в Мезолите Холода, уступившие место умеренному и тёплому климату,

Образ жизни в Мезолите

Холода, уступившие место умеренному и тёплому климату, послужили

причиной активного заселения самых разных природных зон, ставших благоприятными для выживания и развития человеческого общества.
Обогащение растительного и животного мира теплолюбивыми видами, не только давало новые источники продуктов питания, но и требовало развития новых форм хозяйствования и культуры. В это время, когда уже нет больших стад крупных копытных, загонная охота теряет свой смысл. Выбор способов охоты теперь зависит от необходимости иметь дело с более мелкими, но подвижными обитателями лесов. О том, что себе в помощь жители мезолита использовали приручённых собак, говорят их кости, найденные в местах обитания человека.
Чтобы прокормить сородичей, охотники пользовались метательным оружием. Взамен дротикам и копьям, люди мезолита вооружаются луками и стрелами, а также выходят на промысел небольшими группами.
Увеличение числа водоёмов не могло не привести к развитию рыболовного промысла. Свидетельством данного явления служат крючки, гарпуны и остроги, найденные при раскопках.
Слайд 50

Рукоять остроги (1), удильные крючки (2, 3, 10, 11, 13, 15,

Рукоять остроги (1),
удильные крючки (2, 3, 10, 11, 13, 15,

16),
наконечник гарпуна (4),
грузила (5, 14),
зубчатые острия (6–8),
диски ботал (9, 12, 17, 18).
 1, 6 – дерево;
2–4, 7, 10, 11, 13, 15, 16 – кость;
5, 14 – камень и береста;
8 – кость и кремень;
9, 12, 17, 18 – дерево или кора .
Слайд 51

Костяные и деревянные изделия мезолита. Костяные изделия: 1 — кинжал; 3-6

Костяные и деревянные изделия мезолита.
Костяные изделия:
1 — кинжал;
3-6 —

стрелы;
11, 12 — гарпуны;
13 — струг
Деревянные изделия:
2 — лук;
7 — гарпун;
8, 10 — наконечники стрел;
9 — топор с муфтой из соснового корня.
Слайд 52

Жилища Мезолита В связи с появлением нового охотничьего оружия (лук и

Жилища Мезолита

В связи с появлением нового охотничьего оружия (лук и стрелы)

и нового метода охоты на лесных животных исчезла возможность жить долго на одном месте и необходимость в больших объединениях.
В эпоху мезолита большое распространение получили легкие, небольшие жилища в виде шалашей. Шалаши из ветвей, крытые листьями, травой, корой и шкурами животных.
Наряду с шалашами в мезолите строили небольшие землянки, продолжали пользоваться пещерами и гротами. Исчезновение общинных домов с множеством очагов объясняется изменением условий жизни людей этого времени.
Слайд 53

Легкие наземные жилища эпохи мезолита

Легкие наземные жилища эпохи мезолита

Слайд 54

Живопись Мезолита Изменяется мировоззрение человека, который ощущает себя более смелым и

Живопись Мезолита

Изменяется мировоззрение человека, который ощущает себя более смелым и независимым.

Значительно усиливается роль магии. Эти изменения отражаются в искусстве.
Исчезает многокрасочность живописи, которая становится монохромной (одноцветной). Обычно рисунки выполняются одной краской — черной или красной, главными их элементами становятся схематизм и силуэтность. Практически полностью исчезает объем.
В то же время появляется и много нового, нехарактерного для палеолита. События в росписях художников этого времени представляются во взаимосвязи, т. е. появляется композиция. Обогащаются сюжеты, главным объектом изображения становится человек, его победы или поражения в окружающем мире.
Слайд 55

Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит. Восток Испании. Охотник, стреляющий в оленя. Мезолит

Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

Восток Испании. Охотник,

стреляющий в оленя. Мезолит
Слайд 56

Сцена охоты на бизона. Мезолит. Тассилин-Аджер в алжирской Сахаре ущелье Вальторта.

Сцена охоты на бизона. Мезолит. Тассилин-Аджер в алжирской Сахаре

ущелье Вальторта. Испания.

Наскальная живопись. Охотники со стрелами против оленей. Мезолит.
Слайд 57

Появляются зачатки пиктографии — прототипа рисуночного письма. Возникает музыка и танцы,

 Появляются зачатки пиктографии — прототипа рисуночного письма. Возникает музыка и танцы,

использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления.
В палеолите древний художник видел и, соответственно, изображал объект охоты. А в мезолите внимание художника перенеслось на соплеменников. Именно на соплеменников — не на изображение одного человека, а на групповые сцены охоты, преследования, войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действии, которое она совершает: стреляет из лука, наносит удар копьём, мчится вслед за убегающей добычей.

Сцена охоты. Мезолит.

Слайд 58

Мезолит. Тассилин-Аджер в алжирской Сахаре Наскальная живопись в Тассилин-Аджер. Сахара Мезолит.

Мезолит. Тассилин-Аджер в алжирской Сахаре

Наскальная живопись в Тассилин-Аджер. Сахара
Мезолит.

Слайд 59

Наскальные изображения мезолита многофигурны. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в

Наскальные изображения мезолита многофигурны. Художник осознаёт себя частью общества, находящегося в

постоянном движении, в центре бурлящей жизни. Детали не важны. Важны именно общность, движение — и свидетельство тому наскальные изображения мезолита.
К эпохе мезолита относятся, в частности, отличающиеся необычным стилем и богатым содержанием наскальные росписи, обнаруженные в Испанском Леванте. Животные (быки, горные козы, благородные олени, кабаны и др.) здесь мчатся с бешеной скоростью, пытаясь убежать от преследующих их охотников.
Слайд 60

Искусство Мезолита Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения

Искусство Мезолита

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи

верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.
Слайд 61

Искусство Мезолита ОТЛИЧИЕ ОТ ПАЛЕОЛИТА: В палеолите все посвящено деталям, тогда

Искусство Мезолита

ОТЛИЧИЕ ОТ ПАЛЕОЛИТА:
В палеолите все посвящено деталям, тогда как в

мезолите деталям уделено меньшее место.
В Мезолите главное место и главную роль играет движение, какое-то действие, осуществляемое людьми, присутствует связность, общность, тогда как в палеолите – хаотичное изображение животных.
Происходит появление петроглифов. Петроглифы носят гравированный характер. Изображается на камнях, изображения, вырезанные из камня.
Слайд 62

1. Каменный век. Неолит (6 – 4 тыс. лет до н.

1. Каменный век.

Неолит (6 – 4 тыс. лет до н. э.)
К

важнейшим достижениям данного периода относят:
усовершенствование обработки камня;
создание керамических изделий;
изобретение ткацкого производства.
Слайд 63

Образ жизни в Неолите В эпоху неолита в сфере человеческой деятельности

Образ жизни в Неолите

  В эпоху неолита в сфере человеческой деятельности

происходили коренные преобразования. Человек жил в шалашах и в свайных постройках на озерах. Общество, в свою очередь, состояло из поселений. Продолжалась обработка камня и кости, но одновременно уже производились изделия из керамики. Орудия из камня обрабатывались все более тщательно. Это техническое совершенствование дало той эпохе свое название: слово «неолит» как раз и обозначает «новый камень». Так, по мере постепенного перехода от палеолитической «экономики выживания», основанной на собирательстве и охоте, к неолитической эпохе производства, основанной на сельскохозяйственном производстве и животноводстве, человек перестал быть кочевником и превратился в оседлого жителя в составе структурированных общин. В переходный период от палеолита к неолиту имело место первое стилистическое изменение в Истории искусств: произошел переход от палеолитического натурализма к неолитической абстракции.
Слайд 64

Жилища Неолита Уклад жизни первобытного человека постепенно совершенствовался. Этому способствовал также

Жилища Неолита

Уклад жизни первобытного человека постепенно совершенствовался. Этому способствовал также переход

к оседлому образу жизни, который вызвал необходимость постройки первых образцов архитектуры неолита, среди которых можно выделить следующие:
глинобитные хижины
землянки
бревенчатые хижины
шалаши из веток и прутьев
Слайд 65

Интерьер жилища эпохи неолита

Интерьер жилища эпохи неолита

Слайд 66

Жилище человека эпохи позднего неолита ( 2500 лет до нашей эры)

Жилище человека эпохи позднего неолита ( 2500 лет до нашей эры)

Камышовый

шалаш, построенный Карельской опытной археологической экспедицией в 1960 г.
Неолит.
Слайд 67

Скульптура Неолита Для эпохи неолита, так же, как и для предшествующих,

Скульптура Неолита

Для эпохи неолита, так же, как и для предшествующих, большое

значение имела мелкая пластика. Снова встречаются фигурки животных из камня, рога, глины. Основная черта, как и в эпохе палеолита – стремление передать облик зверя реалистическими чертами. В пластике неолита по-прежнему встречаются женские фигурки в большом количестве, однако, приемы передачи женской фигуры иные, чем при изображении животных. В женских фигурах, в отличие от фигурок животных присутствует символизм, сведение образа к условному знаку, акцентированность на образе.
Слайд 68

Скульптуры, изображающие женщин и связанные с культом материнства, встречаются как на

Скульптуры, изображающие женщин и связанные с культом материнства, встречаются как на

Ближнем Востоке, так и в европейском ареале. Из городища Чатал-Хююк происходят первые такие изображения, сделанные из камня и глины.
Это обнаженные фигуры женщин (иногда — беременных) с преувеличенными объемами груди и бедер. Другие «скульптуры» представляют момент родов, при этом фигура помещена на высокое сиденье, фланкированное зооморфными фигурами. Еще один вид скульптуры представляет мать с младенцем на руках. Мать изображена с пышными бедрами и грудью и схематичной головкой с маленькими щеле-видными глазами на лице. Такой тип фигур обнаружен в городище Хачилар (запад Турции).

«Мыслитель»
Терракотовая фигура из Чернаводы (Румыния), датируемая 4 тыс. лет до н.э. и хранящаяся в Историческом музее Бухареста.

Слайд 69

Глиняная фигурка женщины. Неолит. Фигура женщины. Неолит. Каменная скульптура медведя. Самусьский

Глиняная фигурка женщины.
Неолит.

Фигура женщины.
Неолит.

Каменная скульптура медведя. Самусьский могильник. 4-3 тыс. до

н. э.
Слайд 70

Живопись Неолита На художественное творчество влияли различные природные условия и соответствующий

Живопись Неолита

На художественное творчество влияли различные природные условия и соответствующий им

образ жизни. Памятники искусства не претерпели значительных изменений по сравнению с прошлыми эпохами.
Например, петроглифы Сибири продолжают именно палеолитическую традицию: изображены преимущественно животные, в основном лоси. Исполнены они реалистически, с точной передачей характерных особенностей. Изображения человека встречаются редко, и они схематичны.
Изображения исполнялись не только на скалах и больших камнях, но и на плитах гробниц. Среди рисунков, помимо фигур людей и животных, лодок и колесниц, запряженных лошадьми или быками, много различных знаков в виде кругов, спиралей, крестов, свастик, полумесяцев и других лунарных, солярных и иных символов. Это говорит о существовании у человека сложной мифологии и разнообразных культов природных стихий.
Слайд 71

Петроглифы в Сибири Неолит

Петроглифы в Сибири
Неолит

Слайд 72

Росписи горного района Сахары Тассилин-Аджера. Неолит. Тассилин-Аджер, Сахара. Неолит.

Росписи горного района Сахары Тассилин-Аджера.
Неолит.

Тассилин-Аджер, Сахара.
Неолит.

Слайд 73

Росписи горного района Сахары Тассилин-Аджера. Неолит. Фрагмент одной из фресок Тассили

Росписи горного района Сахары Тассилин-Аджера.
Неолит.

Фрагмент одной из фресок Тассили (Алжир), на

которой — стадо быков в сопровождении пастухов. Изображение относится уже к поздней эпохе, примерно определяемой как развитой неолит, когда существование одомашненных животных, в том числе и быков, стало уже привычным явлением. К этому времени относится созданная североафриканскими художниками крайне интересная реалистическая галерея домашних животных, в изображении которых многие элементы позволяют проследить связь с искусством додинасгического Египта
Слайд 74

Живопись Когула (Лльейда, Испания). Неолит. Фрагмент одной из фресок Тассили (Алжир),

Живопись Когула (Лльейда, Испания). Неолит.

Фрагмент одной из фресок Тассили (Алжир), на

которой — стадо быков в сопровождении пастухов. Изображение относится уже к поздней эпохе, примерно определяемой как развитой неолит, когда существование одомашненных животных, в том числе и быков, стало уже привычным явлением. К этому времени относится созданная североафриканскими художниками крайне интересная реалистическая галерея домашних животных, в изображении которых многие элементы позволяют проследить связь с искусством додинасгического Египта
Слайд 75

Схематическое изображение людей. Петроглиф. Армения, Неолит. Схематическое изображение людей. Петроглиф. Ла

Схематическое изображение людей. Петроглиф.
Армения, Неолит.

Схематическое изображение людей. Петроглиф.
Ла Пенья Эскритта у

Фуэнкалиенте.
Армения, Неолит.
Слайд 76

Декоративно – прикладное искусство Неолита Керамика известна с глубокой древности и

Декоративно – прикладное искусство Неолита

Керамика известна с глубокой древности и является,

возможно, первым созданным человеком материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины. 
Основным способом изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовой. Из приготовленного глиняного теста раскатывали длинную ленту, клали ее спирально виток на виток по форме будущего горшка, затем заглаживали, просушивали на воздухе и обжигали. Несмотря на примитивность изготовления, сосуды иногда имели тонкие стенки и относительную симметричность. На некоторых горшках обнаружены отпечатки пальцев. По величине отпечатков можно предположить, что эту посуду делали женщины.
Слайд 77

Керамика поселения Чекист. Неолит, ок. 5 тыс. лет. до н.э. Стенки

Керамика поселения Чекист.
Неолит, ок. 5 тыс. лет. до н.э.

Стенки сосудов

покрывали узорами и изображениями, выполненными разными способами: краской, налепами, насечками, ямками, углубленными линиями и штрихами. Орнамент составлялся из геометрических элементов, линий, полос, спиралей, свастик, крестов, из стилизованных фигурок животных и человека.
Орнаментальные узоры служили не только для украшения посуды: многие из них воплощали представления человека об устройстве мира и имели магическое значение.
Слайд 78

К примеру, свастика в неолитических изображениях была обозначением благоприятного, счастливого объекта.

К примеру, свастика в неолитических изображениях была обозначением благоприятного, счастливого объекта.

В создании орнамента проявлялось стремление древних людей к порядку, равновесию, ясности и одновременно чувство ритма, симметрии, гармонии, эстетическое чувство.
Слайд 79

Энеолит – переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому

Энеолит – переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому

веку 4 – 3 тыс. лет. до н. э.
К важнейшим достижениям данного периода относят:
использование меди для орудий труда;
появление колеса;
приручение дикой лошади;
изобретение гончарного круга;
второе крупное отделение ремесла от земледелия.
Слайд 80

Образ жизни в Энеолите В этот период значительно возрастает численность населения,

Образ жизни в Энеолите

В этот период значительно возрастает численность населения, соответственно

увеличиваются размеры и количество поселений. Относительное перенаселение вызвало интенсивное освоение новых территорий.
 Основу культуры энеолита составляют скотоводство и земледелие, появляются колесный транспорт и сани. Человек приручает дикую лошадь, которая, очевидно, используется для верховой езды, развиваются появившиеся ранее зачатки искусства.
Слайд 81

Архитектура Энеолита Для раннего энеолита характерны каменные жилища круглые овальные и

Архитектура Энеолита

Для раннего энеолита характерны каменные жилища круглые овальные и прямоугольные

в плане дома.
Наиболее древний круглый дом был найден в Беотии. Сверху вероятно был возведен купол, а диаметр достигал 6 метров.
В домах позднего периода одна из стен была прямой, благодаря чему в плане образовывался вытянутый полуовал. В домах позднего периода одна из стен была прямой, благодаря чему в плане образовывался вытянутый полуовал. 

Конструкции древнегреческих домов в Энеолите

Слайд 82

Скульптура Энеолита Характерными находками трипольской культуры — одной из наиболее ярких

Скульптура Энеолита

Характерными находками трипольской культуры — одной из наиболее ярких культурных

общностей энеолита на территории Юго-Восточной Европы — являются антропоморфные статуэтки, преимущественно женские, которые, очевидно, были связаны с культом плодородия и олицетворяли почитаемую Богиню-Мать, хранительницу домашнего очага. Эти статуэтки являли собой стоячие или полулежачие изображения женщин  с подчеркнутыми признаками пола.
Аналогичные скульптуры встречаются в Гульменицкой культуре — культуре среднего энеолита племён Балканского полуострова. Они покрыты резным орнаментом, спиральным или меандровым.

Антропоморфные статуэтки трипольской культуры.

Гумельницкие статуэтки.

Слайд 83

Декоративно-прикладное искусство Энеолита Декоративно-прикладное искусство в Энеолите так же развивалось в

Декоративно-прикладное искусство Энеолита

Декоративно-прикладное искусство в Энеолите так же развивалось в области

росписи керамических изделий.
Гульменицкие поселения оставили великолепную коллекцию посуды, украшенной врезанными по сырой глине бороздами, разного рода налепами, а также сосуды, расписанные графитом и разноцветными красками.  Роспись состоит из ритмично повторяющихся геометрических мотивов: вписанных углов, волнообразных и подковообразных линий, меандра.
В расписной керамике трипольской культуры изображены зигзаги, спираль, «бегущая волна», иногда дракон, многократно оплетающий своим змееобразным туловом поверхность сосуда, иногда имеются изображения людей и животных.
Слайд 84

Керамика гумельницкой культуры. Роспись графитом. Сосуды трипольской культуры и мотивы их росписи.

Керамика гумельницкой культуры. Роспись графитом.

Сосуды трипольской культуры и мотивы их росписи.

Слайд 85

2. Бронзовый век. Бронзовый век – 3-ое – начало 1-ого тыс.

2. Бронзовый век.

Бронзовый век – 3-ое – начало 1-ого тыс. лет.

до н. э. Однако у различных культур бронзовый век наступил в разное время, так что в разных точках планеты эти временные рамки могут отличаться.
Делится на 3 периода :
Ранний
Средний Человечество поднялось на новую ступень развития:
с применением новых орудий труда ускоряется развитие земледелия и скотоводства;
значительно расширяются связи между народами, разделенными прежде обширными территориями, чему способствовало появление колесной повозки и использование лошадей;
на новом уровне развивается техника и культура, появляются ремесла и письменность.
Слайд 86

Использование металла определило следующий этап в развитии человечества. Добыча и обработка

Использование металла определило следующий этап в развитии человечества. Добыча и обработка

металла
требовали профессиональных знаний, поэтому ремесло отделилось от земледелия. Усилилась роль военных столкновений за овладение скотом, пашнями, металлом. Зародилась частная собственность, увеличилось имущественное неравенство.
Металлические орудия лишь постепенно вытесняли каменные (медно-каменный век — энеолит). Применение металлических орудий — бронзовых увеличило производительность труда, что наряду с развитием земледелия и скотоводства повысило жизненный уровень человека и ускорило развитие его интеллекта.
Труд мужчин при новых формах производства — скотоводство, добыча металлов усиливших разделение труда в семье, сделался ведущим, возникла новая форма родового строя — патриархат.
Слайд 87

Архиетктура Бронзового века. В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура,

Архиетктура Бронзового века.

В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура,

возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть с духовными представлениями общества.
Мегалитические сооружения возводились усилиями всей первобытной общины и были выражением единства рода.
Слайд 88

Архиетктура Бронзового века. Менгира – одиночные вертикально стоящие каменные столбы. Достигали

Архиетктура Бронзового века.

Менгира – одиночные вертикально стоящие каменные столбы. Достигали 20,

5 м в высоту и могли весить до 300 тон.

Карнакские ряды менгиров
Франция,регион Бретань, департамент Морбиан
Радстонский монолит
Мегалит высотой около 7,6 метра, высочайший из менгиров в Великобритании. Камень имеет 1,75 м в ширину и около 1 метра в толщину. Находится на церковном дворе в деревне Радстон.