Образцом художественной формы новой детской книги критики считают литографированные книги русских футуристов 1910-х годов. Авторы
этих книг отказались от типографского набора и применили литографскую технику, общую для текста и иллюстраций. Русская литографированная книга — уникальное явление в книжном искусстве XX века, не имеющее аналогов на Западе. Художники — М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, О. В. Розанова, П. Н. Филонов — опирались в своих литографированных книгах на традицию древнерусских рукописных книг и на народный лубок.
Детские литографированные книги выпускала в Петрограде в 1918—1919 годах книгопечатная артель «Сегодня», с которой сотрудничали художникиВ. М. Ермолаева Н. Ф. Лапшин.
Значительная роль в создании детской книги 1920-х годов принадлежит частному издательству «Радуга», возглавляемому Л. М. Клячко. Он привлёк в издательство поэтов К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством "Радуга" сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу «Мира искусства»: С. Чехонин, Н. Кузьмин, Ю. Анненков, М. Добужинский, В. Конашевич, Б. Кустодиев, Е. Кругликова, М. Цехановский.
О. В. Розанова
Н. С. Гончарова