Храмы Древней Греции

Содержание

Слайд 2

Ранняя классика

Ранняя классика

Слайд 3

Храм Геры в Акраганте Храм представляет собой дорический периптер размером 16,9

Храм Геры в Акраганте

Храм представляет собой дорический периптер размером 16,9 X 38,1З

м по стилобату с числом колонн 6 X 13; почти все колонны, выполненные из известняка-ракушечника, еще стоят на своих местах. Эффектно расположенный на самой высокой точке акрополя, храм еще приподнят на каменную платформу, на которой возвышается его четырехступенчатое основание. 
Слайд 4

Архитектура храма явно следовала образцам, сложившимся к этому времени в метрополии:

Архитектура храма явно следовала образцам, сложившимся к этому времени в метрополии: план

был укорочен — соотношение сторон стилобата составляло 4 : 9, целла имела пронаос и опистодом, некоторое сужение угловых интерколумниев облегчало решение проблемы углового триглифа.
Сохранялись, однако, и местные особенности: торцовые интерколумнии были несколько больше боковых, главный фасад был выделен десятью ступенями. Хотя в целле не было внутренних колонн, а следовательно, и боковых галерей в стенках, отделявших пронаос от наоса, были устроены лестницы.
Отсутствуют и "утонченности", появившиеся в архитектуре материковой Греции, — нет энтазиса, наклона колонн внутрь, утолщения угловых колонн и тем более курватур. Архитектура храма суховата.
Слайд 5

Выполненный из типичного для Сицилии известняка и покрытый тонкой штукатуркой, храм

Выполненный из типичного для Сицилии известняка и покрытый тонкой штукатуркой, храм получил

мраморную симу и кровельные черепицы. Известно, что его богато отделали: на фронтоне укрепили золотой щит, блеск которого был заметен с подходящих к городу кораблей. По свидетельству Цицерона, двери наоса были украшены резными плитками из слоновой кости и золотыми гвоздями, в целле — живописные изображения столкновения конницы и портреты двадцати семи сиракузских правителей.
Слайд 6

Храм Зевса в Акраганте Храм Зевса — крупнейший из дорических храмов

Храм Зевса в Акраганте

Храм Зевса — крупнейший из дорических храмов в эллинском зодчестве,

его размер по стилобату 52,85 Х 110 м. По композиции он совершенно необычен, но вследствие сильных разрушений не поддается достоверной реконструкции: по-видимому, в нем сильно сказалось влияние архитектуры Карфагена и желание с нею конкурировать.
Слайд 7

Храм Зевса в Акраганте был начат около 510 г. до н.э.,


Храм Зевса в Акраганте был начат около 510 г. до

н.э., но основной период его строительства приходится на эпоху классики.
Храм являлся своеобразным в эллинской архитектуре примером псевдопериптера: он был обнесен каменной стеной, из которой внутрь выступали пилястры, а наружу — огромные полуколонны по семи на торцовых сторонах и по четырнадцати на продольных; в каждой из их каннелюр мог поместиться человек.
Нечетное число полуколонн на главном фасаде не было связано с расположением внутренних опор и объяснялось композицией главного фасада, где, по-видимому, были два входа, расположенных в крайних интерколумниях. Полуколонны и соединявшая их стена возвышались на пятиступенчатом основании типа подия и имели своеобразно профилированную базу — редкий пример в дорическом ордере этой эпохи.
Слайд 8

Внутреннее пространство было разделено на три длинных, узких нефа двумя рядами

Внутреннее пространство было разделено на три длинных, узких нефа двумя

рядами мощных столбов, соединенных стенками, недостаточно органично связанными с наружной стеной. Средний неф спереди оставался открытым. Способ освещения внутреннего пространства не ясен.

Не выяснен также вопрос о первоначальном местоположении колоссальных атлантов, каменных мужских фигур высотой 8,2 м, одна из которых была собрана на земле Коккерелем, полагавшим, что они поддерживали деревянный потолок целлы. По реконструкции Кольдевея атланты располагались снаружи между полуколоннами, на обрезе внешней стены храма, и поддерживали сильно выступавший антаблемент. Необходимость такой поддержки не вызывает сомнения, потому что архитрав не был вытесан из одного цельного блока. Из-за их огромных размеров то же было сделано и с другими частями ордера и деталями: так, полуколонны были выложены из нескольких камней секторной формы и одного полукруглого, представлявшего как бы их сердцевину. Эти камни не были перевязаны в кладке с блоками стены, и полуколонны были к ней как бы приставлены.

Слайд 9

Храм Е в Селинунте В Селинунте между 480—460 гг. до н.э.

Храм Е в Селинунте

В Селинунте между 480—460 гг. до н.э. был воздвигнут (в нижнем

городе, а не на акрополе) храм Е, возможно, посвященный Гере. Разрушенный землетрясением, он в настоящее время в большой степени восстановлен.
Слайд 10

Храм имеет много локальных особенностей: удлиненные пропорции стилобата (3:8), большое число

Храм имеет много локальных особенностей: удлиненные пропорции стилобата (3:8), большое число колонн на

боковых сторонах (15), устройство адитона, несмотря на введение опистодома, многократный подъем пола каждого следующего подразделения целлы (начиная с широкой, десятиступенной лестницы перед главным фасадом), наконец, выровненные по торцовым и боковым сторонам интерколумнии — свидетельство четко выдержанного стремления к геометризму.
Характерно, однако, что угловой интерколумний был сужен и что это было подготовлено (как обычно это делалось в материковой Греции) расположением плит стилобата.
Слайд 11

Сохранились и некоторые скульптурные метопы храма Е. Они принадлежат к числу

Сохранились и некоторые скульптурные метопы храма Е. Они принадлежат к числу

лучших произведений сицилийской скульптуры этого периода и могут быть сравнены с олимпийскими. Одна из них, наиболее замечательная по художественным достоинствам, изображает Зевса, приглашающего Геру на свое ложе.

На другой — Артемида, приказывающая псам Актеона разорвать оскорбившего ее юношу.
Обнаженные части женских фигур были изваяны из мрамора, остальные части метоп выполнены из известняка.

Слайд 12

Классика

Классика

Слайд 13

Храм Деметры (Конкордии) в Акраганте Храм Деметры (Конкордии) в Акраганте —

Храм Деметры (Конкордии) в Акраганте

 Храм Деметры (Конкордии) в Акраганте — один

из лучше всего сохранившихся греческих памятников Сицилии. Он не был разрушен при взятии Акраганта карфагенянами, устоял против землетрясений и в 597 г. был превращен в христианскую церковь. Сохранилась вся его наружная колоннада, завершенная архитравами по боковым сторонам и полным антаблементом с фронтонами по торцовым фасадам.
Слайд 14

Храм представляет собой дорический периптер с числом колонн 6 X 13

Храм представляет собой дорический периптер с числом колонн 6 X 13

и размером по стилобату 16,91 Х 39,44 м, что соответствует отношению сторон 3 : 7. Построение храма типично для эпохи: целла, как и в большинстве храмов метрополии, состоит из наоса, пронаоса и опистодома и расположена точно посередине колоннады.
В стене между наосом и пронаосом имелись лестницы, ведшие на чердак. Своеобразная деталь — в щипцовых стенах над антовыми портиками, повторявших очертания фронтона, сохранились проемы, соединявшие чердачные пространства над целлой и над торцовыми портиками. Завершающий эти проемы блок вырезан в форме арки.
Слайд 15

Храм Деметры является, по-видимому, наиболее законченным примером, отражающим стремления к геометрической

Храм Деметры является, по-видимому, наиболее законченным примером, отражающим стремления к геометрической регулярности построения,

свойственного всей архитектуре Великой Греции. Пролеты, по-видимому, были задуманы здесь как единая мера, как подлинный модуль, соизмеримый с размерами плана в целом: и все же на торцовых сторонах они на ничтожную долю меньше, чем на боковых, а главное — лишь средний пролет главного фасада равен "теоретическому". Остальные пролеты имеют тонкие градации, так как в храме применено "двойное сужение" угловых пролетов. Если крайний пролет уменьшен на 20 см, то следующий всего на 10 см.

Для достижения органической за вершенности внешнего облика была нарушена на практике вся геометричность замысла (очевидного, казалось бы, при первом сопоставлении размеров стилобата и пролетов храма) и заменена изощренной градацией частей: в результате на торцовый фасад, имеющий пять пролетов и десять метоп, пришлось три различных размера тех и других.

Слайд 16

Храм Артемиды в Сардах Среди ионических построек IV в. до н.

Храм Артемиды в Сардах

Среди ионических построек IV в. до н. э. в

Малой Азии, как и в предшествовавшем столетии, важное место занимали огромные храмы, диптеры, строительство которых растягивалось на многие десятилетия. К числу таких сооружений относится храм в Сардах.
Слайд 17

Храм Артемиды в Сардах, древней столице Лидии, одна из крупнейших построек

Храм Артемиды в Сардах, древней столице Лидии, одна из крупнейших построек ионического

ордера. Его размеры по стилобату составляют 48,5X104 м. При перестройке храма около 325 г. до н. э. после пожара была использована часть фундаментов и некоторые колонны святилища V в. до н. э. В римскую эпоху, во II в., целла была поделена пополам. Храм имел 160 колонн.
Он был псевдодиптеральным; подобная схема применялась в ионическом храме впервые и, быть может, поэтому была довольно своеобразно разработана по восточному и западному фасадам. Шестиколонные простильные портики целлы имели значительную глубину и отстояли от колонн птерона всето на один интерколумний.
Слайд 18

Пространства спереди и сзади наоса, вероятно, не имели перекрытия. Колонны простильного

Пространства спереди и сзади наоса, вероятно, не имели перекрытия.
Колонны простильного портика

стояли на квадратных цоколях, между которыми находились ступени. Средний пролет был значительно шире прочих, и все они постепенно сужались к углам.
Базы колонн имели прекрасную порезку. Сохранились также обломы, позволившие реконструировать обрамление громадного дверного проема целлы.
Слайд 19

Храм Артемиды в Эфесе Вскоре после пожара в 356 г. до

Храм Артемиды в Эфесе

Вскоре после пожара в 356 г. до н. э.

архаического храма Артемиды в Эфесе началась постройка нового храма. Сооруженный с не меньшим великолепием, чем прежний, он считался, подобно Мавзолею, одним из "семи чудес света". Строителем нового Артемисиона, представлявшего собой грандиозный диптер, был архитектор Хейрократ.
Слайд 20

При постройке был в основном сохранен прежний план, но стилобат поднят

При постройке был в основном сохранен прежний план, но стилобат поднят

еще на несколько ступеней. Число и расположение колонн (за исключением восьмиколонного главного фасада) точно не установлены.
Приведенная реконструкция сделана на основе описания храма Плинием, но исходит из предположения, что указанное в этом описании число колонн является ошибкой переписчика (возможно, следует считать CXVII вместо CXXVII).
Слайд 21

Пьедесталы колонн, покрытые рельефами, повторяют архаические; возможно, что указанное Плинием число

Пьедесталы колонн, покрытые рельефами, повторяют архаические; возможно, что указанное Плинием число

их — тридцать шесть — относится именно к новому храму.
     От Артемисиона IV в. до н. э. дошли фрагменты мраморной (а не черепичной, как ранее) кровли над птероном, сима которого украшена теперь аканфом вместо фигурного релефа, примененного в архаическом храме.
Слайд 22

Эллинизм

Эллинизм

Слайд 23

Храм Аполлона Дидимейского Храм Аполлона Дидимейского, начатый строительством около 313 г.

Храм Аполлона Дидимейского

Храм Аполлона Дидимейского, начатый строительством около 313 г. д он

.э . архитекторами Пеонием из Эфеса и Дафнисом из Милета и достроенный в последующие века, может служить примером нового варианта ионического диптера огромных размеров (109,4 X 51,13 м).
Слайд 24

Здание стояло на высоком многоступенчатом стереобате. Высота колонн достигала 20 м.

Здание стояло на высоком многоступенчатом стереобате. Высота колонн достигала 20 м. Здесь

гипетральная целла превратилась в огромный двор, который был окружен высокой, расчлененной ионическими пилястрами стеной.
Между пилястрами тянулся фриз с изображением лиры — музыкального инструмента Аполлона. В глубине двора помещался храмик (эдикула), в котором хранилось древнее бронзовое изваяние бога Аполлона. Как предполагают, эдикула представляла собой небольшой простильный храмик ионического ордера. За глубоким многоколонным пронаосом находилось на более высоком уровне недоступное для молящихся помещение для оракула, которое открывалось в пронаос огромным порталом на высоте 1,5 м от пола и сообщалось с нижележащим за ним гипетральным двором парадной лестницей. По сторонам его располагались две узкие, перекрытые цилиндрическими сводами служебные лестницы.
Слайд 25

В силу длительного времени строительства (около 150 лет) детали наружного ордера

В силу длительного времени строительства (около 150 лет) детали наружного ордера не

одинаковы. Угловые капители украшены скульптурными бюстами Зевса и Аполлона, разнообразны по форме и рельефу базы и плинты огромных наружных колонн.

Опоясывающий здание гигантский наружный фриз имел скульптурный рельеф. Полуколонны зала оракула со стороны гипетральной целлы были коринфского ордера и отличались изысканным рисунком.

Слайд 26

Храм Афины Никефоры в Пергаме Дорический периптеральный храм относительно небольшого размера

Храм Афины Никефоры в Пергаме

Дорический периптеральный храм относительно небольшого размера (22,5 Х 13

м) имеет ряд особенностей, типичных для эллинистической архитектуры: вытянутые пропорции ордера, низкий, легкий антаблемент, гладкие стволы колонн с каннелированной шейкой.
Слайд 27

По найденным пьедесталам можно судить, что на площади перед храмом стояло

По найденным пьедесталам можно судить, что на площади перед храмом стояло много скульптур.

Среди них были известные многофигурные группы, поставленные в ознаменование победы над галлами. Святилище Афины обрамлено с трех сторон двухэтажными портиками дорического и ионического ордеров, выполненными из белого мрамора. Четвертая сторона не была застроена, и в промежутках между храмом и портиками открывается великолепный вид на долину и театральную чашу.
Нижний, дорический, ордер перистиля имел сильно вытянутые пропорции, низкую капитель с тонким эхином, широкие интерколумнии с тремя триглифами в каждом. Ионические колонны верхнего яруса, увенчанные антаблементом с ионическим архитравом с фасциями и дорическим триглифным фризом с ионическими сухариками под карнизной плитой. Между колоннами верхнего этажа проходила глухая балюстрада.
Слайд 28

Выполненные в технике высокого рельефа изображения военных доспехов на балюстраде дают

Выполненные в технике высокого рельефа изображения военных доспехов на балюстраде дают документальное представление

об оружии пергамцев и их врагов. Внутренние колонны двухнефного северного портика имели гладкие стволы на аттических базах и капители с пальмовидными листьями; они были расставлены вдвое реже наружных колонн (около 5 м), что свидетельствует о деревянных перекрытиях верха.
Двухэтажный перистиль святилища Афины создавал торжественное обрамление площади и храма, по контрасту с монументальными формами которого он воспринимался еще более легким и стройным. Этому отвечали и пропорции портиков с резким убыванием членений снизу вверх.
Слайд 29

Портик быков на о. Делос Портик Быков, входящий в комплекс святилища

Портик быков на о. Делос

Портик Быков, входящий в комплекс святилища Аполлона на

о. Делосе, был построен афинянами около 315 г. до н.э. Это совершенно необычное для греческой архитектуры сооружение имело сильно вытянутую форму плана с размером сторон 67 X 9,2 м.