Художники блокадного города

Содержание

Слайд 2

В городе на Неве, в Доме художников, перед входом в выставочные

В городе на Неве, в Доме художников, перед входом в выставочные

залы висит большая мраморная доска. На ней высечены имена погибших в Великую Отечественную войну.
Более 150 художников...
1941 год. Зима, блокада, бомбежки. Обстрелы, голод, холод. Несчетные тысячи смертей... В те дни еще никто, ни наши, ни немцы, даже не предполагал, что она продлится 872 дня.

В промерзлых комнатах этого дома ленинградского Союза художников шла в дни блокады особая, напряженная жизнь. Просторное помещение с двумя высокими залами, с большими, некогда светлыми мастерскими стало неузнаваемым. По углам стояли невесть откуда взявшиеся кровати, топились печи-«буржуйки», горели коптилки. Слабое пламя выхватывало из тьмы худые, бледные лица. Руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзшие краски приходилось отогревать дыханием. Но художники работали. Работали с поразительной энергией, упорством, страстью. 

В память об этих событиях мы предлагаем вашему вниманию подборку работ художников-очевидцев, запечатлевших блокадный город.

Слайд 3

Милютина Вера Владимировна Художник театра, график, иллюстратор. Участник выставок с 1942.В

Милютина Вера Владимировна

Художник театра, график, иллюстратор. Участник выставок с 1942.В

годы войны в Ленинграде принимала участие в оборонных работах, рисовала эскизы для выставок, агитационные плакаты, листовки, наглядную агитацию, открытки, эскизы костюмов для фронтовых ансамблей, писала панно для Дворца пионеров. Делала зарисовки на улицах и на оборонной трассе северного направления. В 1942 была включена в группу художников, которым было поручено зафиксировать ранения зданий Эрмитажа от бомбежек и обстрелов, в связи с чем создала графическую серию "Эрмитаж в дни блокады".
Слайд 4

Милютина В. В. «Черная ваза и упавшие рамы». Из серии «Государственный Эрмитаж в блокаду», 1942.

Милютина В. В. «Черная ваза и упавшие рамы».
Из серии «Государственный

Эрмитаж в блокаду», 1942.
Слайд 5

Юдовин Соломон Борисович До лета 1942 художник жил в блокадном Ленинграде,

Юдовин Соломон Борисович

До лета 1942 художник жил в блокадном Ленинграде, затем

был эвакуирован в Карабиху под Ярославлем, где работал над серией «Некрасовские места» (1944). По возвращении в том же году в северную столицу завершил работу над циклом гравюр на дереве и линолеуме «Ленинград в дни Великой Отечественной войны» (издан в виде альбома в 1948).
Слайд 6

Юдовин С. Б. «Блокадный Ленинград», 1941-1942.

Юдовин С. Б. «Блокадный Ленинград», 1941-1942.

Слайд 7

Кучумов Василий Никитович Жизнь и творчество Василия Никитовича были связаны с

Кучумов Василий Никитович

Жизнь и творчество Василия Никитовича были связаны с

родным городом, в котором он пережил самые тяжёлые военные годы, совершив подвиг художника-документалиста. Его жанровые картины и пейзажи пронизаны патриотическим духом. Художники блокадного Ленинграда знали, что одним из важных средств борьбы с врагом была их живопись. Кучумов В.Н., автор многочисленных изображений пригородных дворцов Петербурга — Ленинграда и их интерьеров, в годы войны выполнил большой цикл картин, посвященный первой блокадной зиме. Художник запечатлел стойкость города-воина; важные и трагические моменты жизни ленинградцев, мужественно переносивших все тяготы войны и блокады. В его картинах заснеженные корабли, небо в зареве пожаров, выстуженные морозами городские улицы и набережные, горожане, идущие за водой к спуску к Неве у Сенатской площади,— будни прифронтового города.
Слайд 8

Кучумов В. Н. «У Марсова поля», 1942.

Кучумов В. Н. «У Марсова поля», 1942.

Слайд 9

Боим Соломон Самсонович Главный пласт творческого наследия Соломона Самсоновича Боима —это

Боим Соломон Самсонович

Главный пласт творческого наследия Соломона Самсоновича Боима —это

серии акварелей и гуашей, посвященных бессмертному подвигу Ленинграда и Балтийского флота в Великой Отечественной войне. Только в конце марта 1942 года ему впервые удалось побывать в блокадном Ленинграде, в городе, который он знал и любил. Военный Ленинград, его суровая настороженность, его неприступность, несмотря на тяжелые разрушения после бомбежек и обстрелов, пустынность города-фронта до глубины души взволновали художника. Отныне и навсегда подвиг великого города на Неве стал темой всей его творческой жизни.
Слайд 10

Боим С. С. «Вода из Невы», 1942.

Боим С. С. «Вода из Невы», 1942.

Слайд 11

Глебова Татьяна Николаевна Живописец, график, акварелист, иллюстратор, художник театра и кино,

Глебова Татьяна Николаевна

Живописец, график, акварелист, иллюстратор, художник театра и кино,

художник промграфики. В 1941 году, после начала войны, осталась в Ленинграде. В декабре 1941 года похоронила своего отца и своего учителя П. Н. Филонова, весной 1942 года потеряла мать, которая умерла в эвакуации. В 1941-1942 жила в блокадном Ленинграде. Вела дневник, делала зарисовки для задуманного полотна на тему блокады. В 1942 уехала в эвакуацию в Алма-Ату. Вернулась в Ленинград в 1945.
Слайд 12

Глебова Т. Н. «В блокаду», 1942.

Глебова Т. Н. «В блокаду», 1942.

Слайд 13

Павлов Николай Александрович Вместе с другими художниками Николай Александрович Павлов много

Павлов Николай Александрович

Вместе с другими художниками Николай Александрович Павлов много и активно

работал в осажденном Ленинграде: бывал в авиационных соединениях, на кораблях Балтийского флота. Портреты героев-летчиков, моряков экипажа гвардейского эскадренного миноносца «Стойкий» предстают перед нами страницами героической летописи обороны города. Рядом с ними – зарисовки тяжелого блокадного быта ленинградцев: «Уборка снега», «За водой». В одном из своих офортов художник запечатлел драматическое событие – «Пожар на Бадаевских складах 8 сентября 1941 года» , положившее начало голоду в городе, когда сгорели основные запасы продовольствия. Об ужасах войны напоминает и другая гравюра – «Квартира после артиллерийского обстрела» (1941). Незабываемые впечатления блокадных лет сохранены в серии рисунков, посвященных памятникам скульптуры.
Слайд 14

Павлов Н. А. «После обстрела», 1941.

Павлов Н. А. «После обстрела», 1941.

Слайд 15

Николаев Яков Николаевич Знаете, что такое голод? Это когда моя мать

Николаев Яков Николаевич

Знаете, что такое голод? Это когда моя мать

просила у бабушки: «Мама, пожарь картошки. Вот же сковородка, вот же нож, вот плита». Попробуйте объяснить трёхлетнему ребенку, что есть нечего, что свой паёк хлеба она съела утром, что днём она съела паёк свой матери, что нет уже ни клея, ни кожи, и надо терпеть до завтра.
Слайд 16

Николаев Я. Н. «Ленинград. Зима 1941/42 года. Очередь за хлебом», 1941-42.

Николаев Я. Н. «Ленинград. Зима 1941/42 года. Очередь за хлебом», 1941-42.

Слайд 17

Курдов Валентин Иванович Советский художник, плакатист, иллюстратор детской книги, мемуарист. В

Курдов Валентин Иванович

Советский художник, плакатист, иллюстратор детской книги, мемуарист.
В годы

войны Курдов оставался в блокадном Ленинграде, совершил две поездки — на Волховский фронт и в партизанский отряд, давшие ему материал для серии литографий «По дорогам войны» (1942-44).
Слайд 18

Курдов В. И. «На Ладоге», 1943.

Курдов В. И. «На Ладоге», 1943.

Слайд 19

Харшак Александр Исаакович Ленинградцы, а сегодня уже Петербуржцы, знают творчество Александра

Харшак Александр Исаакович

Ленинградцы, а сегодня уже Петербуржцы, знают творчество Александра

Исааковича Харшака по блокадному рисунку, на котором раненый мальчик, перевязанный бинтами, смотрит на всех нас своими огромными совсем не детскими глазами.
Александр Харшак, студент выпускного курса Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, в 1941 году, прервав работу над дипломом, ушел добровольцем в народное ополчение. Защищал Ленинград на Пулковских высотах. Урывками, в перерывах между боями, брался за карандаш и бумагу. Активно сотрудничал с армейской газетой «Удар по врагу».
Во время одной из командировок в осажденный город вместе с напарником - фронтовым фотокорреспондентом - посетил детскую больницу имени Раухфуса. Там им на глаза и попался мальчик с забинтованной головой и ошеломляющим взглядом.
Слайд 20

Харшак А. И. «За что?», «Раненый ребенок» (таково второе название рисунка), 1943.

Харшак А. И. «За что?»,
«Раненый ребенок» (таково второе название рисунка),

1943.
Слайд 21

Остроумова-Лебедева Анна Петровна Когда началась Великая Отечественная война, Анне Петровне Остроумовой-Лебедевой

Остроумова-Лебедева Анна Петровна

Когда началась Великая Отечественная война, Анне Петровне Остроумовой-Лебедевой шел семьдесят

первый год. Она не покинула блокадный Ленинград и, поскольку ей трудно бывало спускаться в бомбоубежище, во время бомбежек оставалась дома. Свой кабинет Остроумова-Лебедева устроила в ванной комнате - там были меньше слышны взрывы. Коптилку ей пришлось соорудить из аптечного пузырька. В таких условиях завершала она работу над вторым томом "Записок", вела дневник, вошедший в третий том. Гравюра Остроумовой-Лебедевой "Сфинкс" украсила пригласительный билет на первое исполнение Седьмой, Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.
Слайд 22

Остроумова-Лебедева Анна Петровна «Салют», 1944.

Остроумова-Лебедева Анна Петровна «Салют», 1944.