Искусство древнерусского государства XI - XII веков. Киевская Русь

Содержание

Слайд 2

Древнерусское искусство можно разделить на несколько периодов: Искусство Киевской Руси (9-12

Древнерусское искусство можно разделить на несколько периодов:
Искусство Киевской Руси (9-12

вв.)
Искусство периода феодальной раздробленности(12-13 вв.),
Искусство периода свержение татаро-монгольского ига и начало объединения земель (14-15 вв.),
Искусство Московской Руси(конец 15-16 вв.)
Слайд 3

Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Большие церкви Киевской

Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского.
Большие церкви Киевской Руси,

построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях.
Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Архитектура Киевской Руси

Слайд 4

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь  (церковь Успения Пресвятой Богородицы)

в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку княжеского терема.
Называлась она десятинной, так как князь Владимир отдавал её десятую часть своих доходов
Слайд 5

Слайд 6

Строили византийцы каменную церковь 7 лет. Окончание строительства летописные источники относят

Строили византийцы каменную церковь 7 лет. Окончание строительства летописные источники относят

к 996 году
Десятинная церковь - «храм на крови». Она поставлена в соответствии с древней традицией на могилах святых. По преданию, киевский храм возвели на том месте, где язычники в 983 г. убили варягов христиан – Иоанн и Феодор.
Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Церковь была построена из плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич).

Церковь была построена из плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич).

Слайд 10

Церковь рухнула во время взятия Киева монголами в 1240-м году, когда в ней укрылись жители города.

Церковь рухнула во время взятия Киева монголами в 1240-м году, когда

в ней укрылись жители города.
Слайд 11

Во временя Ярослава Мудрого (конец 10-начало 11 века) искусство Киевской Руси

Во временя Ярослава Мудрого (конец 10-начало 11 века) искусство Киевской Руси

достигло особого расцвета – около 400 церквей украшали город, попасть в который можно было через одни ворота в четырехкилометровой стене. Эти ворота назывались ЗОЛОТЫМИ ВОРОТАМИ.
Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей.
Слайд 12

Слайд 13

Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма. Церковь такого типа квадратная

Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма.

Церковь такого типа квадратная в

плане. Ее внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа (от лат.— корабль): центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест — важнейший символ христианства. На месте перёсечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом. Он покоится на столбах, соединенных между собой арками (они называются подпружные арки). Верхнюю часть стен храма завершают закомары (от др.-рус. комар, комора — свод). Они полукруглые, так как повторяют форму сводов. 
Слайд 14

Софийский собор в Киеве. Собор София Киевская – главная достопримечательность Киева

Софийский собор в Киеве. Собор София Киевская – главная достопримечательность Киева

Слайд 15

Собор София Киевская, премудрости Божьей, митрополия" была заложена Ярославом Мудрым в

Собор София Киевская, премудрости Божьей, митрополия" была заложена Ярославом Мудрым в 1017

или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Размеры Софийского собора в Киеве (54,6 на 41,7 метра) и его несравненная красота вызывали восхищение.
Слайд 16

Пространственное решение собора София Киевская Киевской было пирамидальным: большой центральный купол

Пространственное решение собора София Киевская Киевской было пирамидальным: большой центральный купол окружали двенадцать

меньших, а к главному объему прилегали с трех сторон две открытые галереи.
София Киевская служила также некрополем, в частности, родовой княжеской усыпальницей. До сих пор в соборе хранится Саркофаг Ярослава Мудрого, были похоронены в соборе сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав и Владимир Всеволодовичи, правнук Вячеслав Владимирович.
Слайд 17

Слайд 18

Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополе)

Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополе)

Слайд 19

Собор Святой Софии в Киеве (современное состояние )

Собор Святой Софии в Киеве (современное состояние )

Слайд 20

Архитектурные формы и роспись Софийского Собора в Киеве образуют неповторимое единство.

Архитектурные формы и роспись Софийского Собора в Киеве образуют неповторимое единство. Фрески как

орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты - среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.
Слайд 21

Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни

Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и

хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.

ФРЕСКИ Софийского Собора

Слайд 22

Схема размещения фресок:

 Схема размещения фресок:

Слайд 23

фреска "Сошествие Христа в ад"

фреска "Сошествие Христа в ад"

Слайд 24

фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого

фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого

Слайд 25

Фреска "Апостол Павел"

Фреска "Апостол Павел"

Слайд 26

Фреска "Воин"

Фреска "Воин"

Слайд 27

Фреска "Император Константин"

Фреска "Император Константин"

Слайд 28

фреска "Единоборство архангела Михаила с Иаковом"

фреска "Единоборство архангела Михаила с Иаковом"

Слайд 29

Фрески несли образовательную функцию – рассказывали неграмотным прихожанам историю христианства Имена

Фрески несли образовательную функцию – рассказывали неграмотным прихожанам историю христианства
Имена живописцев

неизвестны. Только в Михайловском боковом алтаре сохранился греческая надпись "Георгий", выполненная по сырой фресковой штукатурке до нанесения краски на ней. Возможно, что это имя одного из художников, работавших в соборе.
Слайд 30

Большую роль в системе росписей играют многочисленные орнаменты, которые разделяют мозаичные

Большую роль в системе росписей играют многочисленные орнаменты, которые разделяют мозаичные

композиции, украшающие арки, пилоны, оконные и дверные проемы Софийского собора. Они подчеркивают архитектурные формы сооружения и делают живописное убранство Софии Киевской особенно красочным и богатым.
Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Мозаики украшают главный алтарь и купол Софийского собора. Все сохраненные мозаики

Мозаики украшают главный алтарь и купол Софийского собора.
Все сохраненные мозаики Софии Киевской -

это оригиналы XI века. В местах повреждения мозаик в XIX веке были сделаны росписи масляными красками.

Мозаики Софии Киевской

Слайд 36

Схема размещения мозаик:

Схема размещения мозаик:

Слайд 37

Мозаика "Христос Вседержитель" (Христос-Пантократор). Главный купол Софийского собора

Мозаика "Христос Вседержитель" (Христос-Пантократор). Главный купол Софийского собора

Слайд 38

Христос - в пурпурном хитоне и голубом плаще. Медальон обведен девятью

Христос - в пурпурном хитоне и голубом плаще. Медальон обведен девятью разноцветными

кругами, напоминающими радугу. Вокруг Христа-Вседержителя - четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) - мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель.
Слайд 39

Мозаики "Евангелисты Марк и Иоанн»

Мозаики "Евангелисты Марк и Иоанн»

Слайд 40

"Благовещение"

"Благовещение"

Слайд 41

Мозаика "Оранта". Главный алтарь Софии Киевской

Мозаика "Оранта". Главный алтарь Софии Киевской 

Слайд 42

В своде главного алтаря видна огромная фигура Оранты - богоматери, которая

В своде главного алтаря видна огромная фигура Оранты - богоматери, которая

молится. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее - около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. На ней - синий хитон, пурпурный мафорий с золотыми складками и красные сапожки. Из-за пояса свисает белый платок. Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собора особым величием, монументальностью и сочностью красок.
Слайд 43

Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи

Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи богатство красок,

яркость и насыщенность тонов.
При всём цветовом разнообразии мозаик преобладающими тонами являются синий и серо-белый в сочетании с пурпурным. Каждый цвет имеет много оттенков: синий - 21, зеленый - 34, красно-розовый - 19, золотой - 25 и др. Это свидетельствует о высоком развитии в Древней Руси стекловаренного дела и техники изготовления смальты. Всего палитра мозаик Софийского собора насчитывает 177 оттенков цветов.
Технология изготовления смальты затем была утеряна и восстановлена в 18 веке М.В.Ломоносовым
Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

На стенах Софийского собора в разных местах сохранились средневековые надписи и

На стенах Софийского собора в разных местах сохранились средневековые надписи и рисунки -граффити,

оставленные священниками и посетителями Софийского собора. Это ценные памятники древнерусской письменности, важные исторические документы, из которых мы черпаем интересные сведения о разных сторонах жизни Древней Киевской Руси. Самые интересные из граффити в Софии Киевской, которые рассказывают о политических событиях прошлого, упоминают имена исторических лиц, известных из летописей. Из последних - князь Ярослав Мудрый, его сыновья Всеволод и Святослав, внуки Святополк и Владимир Мономах и другие.

ГРАФФИТИ Софийского собора

Слайд 48

Софийские граффити в значительной мере отражают язык древних киевлян, а также

Софийские граффити в значительной мере отражают язык древних киевлян, а также указывают

на высокий уровень грамотности среди населения Киевской Руси того времени.
Древнейшие надписи относятся к 30-40 х годов XI века и косвенно свидетельствуют о дате выполнения настенных росписей храма.
На стенах Софийского собора до сих пор сохранились более 300 граффити
Граффити Софийского собора - это ценные находки древнерусского грамотности, поскольку древнейшие из них выполнены не кириллицей, а глаголицей.
И, несмотря на широкое распространение кириллицы, созданной Кириллом и Мефодием, используемой для церковных текстов, найдены многочисленные надписи глаголицей, свидетельствуют о том, что общественность еще долгое время не воспринимала искусственно выдуманную письменность
Слайд 49

"Конь". Граффити. XI в. :

"Конь". Граффити. XI в. :

Слайд 50

Сообщение о смерти Великого Киевского князя Ярослава Мудрого:

Сообщение о смерти Великого Киевского князя Ярослава Мудрого:

Слайд 51

Автограф Владимира Мономаха:

Автограф Владимира Мономаха:

Слайд 52

Поскольку большинство граффити в Софийском соборе писались простыми, хотя и грамотными,

Поскольку большинство граффити в Софийском соборе писались простыми, хотя и грамотными, жителями древнего

Киева, то сейчас они являются одним из самых достоверных источников о древнерусском языке, то есть языке на котором разговаривали жители Киевской Руси, в отличие от принесенного книжного церковнославянского языка. Анализ древних надписей свидетельствует о том, что им присущи многие черты современного украинского языка.
Слайд 53

Детали интерьера Софийского Собора Резьба по камню

Детали интерьера Софийского Собора Резьба по камню

Слайд 54

Кресло митрополита XI в. Фрагмент. Спинка кресла покрытая мозаикой :

Кресло митрополита XI в. Фрагмент. Спинка кресла покрытая мозаикой :

Слайд 55

Киевская Русь – первое славянское государство. Многое в культуре и искусстве

Киевская Русь – первое славянское государство. Многое в культуре и искусстве

этого периода было заимствовано в Византии. Но значение киевского периода древнерусского искусства заключается в том, что это был первый этап формирования русского национального искусства. В архитектуре - стремление к большей выразительности средствами лаконичности и простоты. В живописи – дополнение византийского стиля народными традициями (приземистые фигуры, крупные лики, тяжелые линии, плоскостные композиции, контрастная светотеневая лепка форм).