Искусство древнейших (доклассических) цивилизаций. Искусство Древнего Египта

Содержание

Слайд 2

План: • Основные характеристики искусства Древнего Египта • Архитектура Древнего Египта

План:
• Основные характеристики искусства Древнего Египта
• Архитектура Древнего Египта
• Изобразительное искусство Древнего Египта
Сокровища Гробницы

Тутанхамона
• Музыкальное искусство Древнего Египта
Слайд 3

Додинастического периода (5—4 тыс. до н. э.) Раннего царства (30— 28

Додинастического периода (5—4 тыс. до н. э.)
Раннего царства (30— 28 вв.

до н. э.)
Древнего царства (28— 23 вв. до н. э.)
Среднего царства (23—16 вв. до н. э.)
Нового царства (16—11 вв. до н. э.)
Позднего времени (11 в. — 332 г. до н. э.).

Мировоззрение:
Вера в загробную жизнь, заупокойный культ, мумификация, культ животных, звероподобные боги, обожествление фараона, «девятибожие» .

Периоды

Слайд 4

Периоды древнеегипетской архитектуры: Архитектура Древнего царства Архитектура Среднего царства Архитектура Нового

Периоды древнеегипетской архитектуры:

Архитектура
Древнего царства

Архитектура Среднего царства

Архитектура Нового царства

Пирамида Хеопса 
Пирамида Хефрена
Большой

Сфинкс
Пирамида Микерина
Пирамида Джосера

Храм Царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

Карнакский храм
Луксорский храм

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Позднего царства

Храм бога Гора в Эдфу

Слайд 5

Архитектура Древнего Египта Древнее царство считают самым великим периодом в исто­рии

Архитектура Древнего Египта

Древнее царство считают самым великим периодом в исто­рии египетской

цивилизации. Именно в это время началось возведение пирамид (их число превышало 90), которые служили надежным укрытием для мумии фараона. В пира­мидах нашли отражение не только вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, но и представления о Все­ленной. Все пирамиды были строго каноничны и символичны, и являлись частью заупокойного культа, все пирамиды имели огромные размеры, не соразмерные человеку, ориентированы по сторонам света, имели правильную четырехгранную форму, символизирующую вечность.

Древнее царство «египетская клас­сика»

Назначение пирамид: принять и сохранить тело фараона, славить его могущество и оставить память грядущим поколениям.
Их сооружали с учетом лучших достижений науки, техники, архитектуры, астрономии и искусства.

Слайд 6

Изначально для захоронений знати использовали мастабу, для захоронений бедных – песчаная насыпь. Мастаба

Изначально для захоронений знати использовали мастабу, для захоронений бедных – песчаная

насыпь.

Мастаба

Слайд 7

Время сохранило для нас некоторые имена строителей и архитекторов пирамид. Имхотеп

Время сохранило для нас некоторые имена строителей и архитекторов пирамид. Имхотеп

— архитектор первой пирамиды ступенчатого типа Джосера, которая расположена в Саккаре, в 15 км от Гизы. Её высота составляет 62 м.

Пирамида Джосера (ступенчатого типа) 2670 г. до н. э.

Слайд 8

Пирамида Хеопса в Гизе 27 в. до н. э. Пирамида Хеопса,

Пирамида Хеопса в Гизе 27 в. до н. э.

Пирамида Хеопса, самая

высокая, имела вначале 146 м высоты, теперь она достигает лишь 137 м, а на месте ее вершины образовалась площадка шириной в 10 м.
Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей.

Где-то посередине одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный извилистый коридор в саркофаг — «жилище вечности» фараона.
Угол наклона пола коридора равняется углу, под которым была видна Полярная звезда, куда, по представлениям египтян, отправлялись души умерших.

Слайд 9

Пирамиды Хефрена Рядом с пирамидой Хеопса стоят гробницы его потомков: сына

Пирамиды Хефрена

Рядом с пирамидой Хеопса стоят гробницы его потомков: сына и

внука. В настоящее время пирамида Хефрена — единственная, сохранившая полированную облицовку. Ее высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне. Пирамиду охраняет Большой Сфинкс.

Меньшая из них — пирамида Микерина — достигает 66 м в высоту. Ее окружают еще меньшие пирамиды-спутницы, служащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.

Пирамида Микерина

Слайд 10

Храм царицы Хатшепсут начало 15 в. до н. э. Среднее царство

Храм царицы Хатшепсут начало 15 в. до н. э.

Среднее царство

В

эпоху Среднего царства начинают строить заупокойные храмы и скальные гробницы, соединившие в себе древние традиции строительства пирамид и местные обычаи захоронений в скале. На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых — Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков.

В начале 15 в. до н. э. зодчим Сенмутом здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Храм состоял из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами.

Слайд 11

Новое царство Долгое время архитектура сохраняла каноны и традиции Древнего царства.

Новое царство

Долгое время архитектура сохраняла каноны и традиции Древнего царства. В

эпоху Среднего и Нового царств особую роль начинает играть строительство не только скальных гробниц, но и заупокойных храмов, которые отличались особой пышностью и богатством внешнего и внутреннего убранства. Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период.
Слайд 12

Архитектурный комплекс Амона – Ра в Карнаке 16 в. до н.э.

Архитектурный комплекс Амона – Ра в Карнаке
16 в. до н.э.

– конец I тыс. до н. э.

Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. К храму вела аллея сфинксов, а у стен возвышались обелиски и статуи фараонов.

За входом находился открытый двор, обнесенный колоннадой, а затем в определенной последовательности — один или несколько гипостилъных (греч. «поддерживаемый колоннами») залов и святилище. Главным святилищем ансамбля в Карнаке является древний храм Амона – Ра.

Слайд 13

Храм Амона – Ра в Луксоре 15 – 13 вв. до

Храм Амона – Ра в Луксоре 15 – 13 вв. до

н. э.

Главным украшением храма была колоннада, имеющая 260 м в длину. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами.

Слайд 14

Карнак и Луксор

Карнак и Луксор

Слайд 15

Строение древнеегипетского храма В период Нового царства сложился тип храма, берущий

Строение древнеегипетского храма

В период Нового царства сложился тип храма, берущий свое

начало еще в Среднем царстве. Он представлял собой симметричную протяженную композицию, состоящую из трех частей, расположенных на одной оси. Огромный двор, обнесенный колоннадой – перистиль, гипостильный зал и святилище, вход в виде пилонов с аллеей сфинксов, обелисками и статуями фараонов.
Слайд 16

Храм бога Гора в Эдфу 3 – 1 вв. до н.

Храм бога Гора в Эдфу 3 – 1 вв. до н.

э.

Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяже­лых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые пост­ройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора.

Позднее царство

Слайд 17

Храм бога Гора в Эдфу 3 – 1 вв. до н. э.

Храм бога Гора в Эдфу 3 – 1 вв. до н.

э.
Слайд 18

Изобразительное искусство Древнего Египта Скульптура Скульптура имела ритуальное назначение и связанная

Изобразительное искусство Древнего Египта

Скульптура

Скульптура имела ритуальное назначение и связанная с культом

мертвых. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказы­вал для погребения еще при жизни.

Характерными особенностями:
строгие контуры
обобщенные объемы, знаковость
определённость позы
идеальный возраст расцвет духовных и физических сил
подчинение канону – «своду правил»
фасно-профильное изображение
портретное сходство 

Слайд 19

Фараон Аменемхет 319 в. до н. э. Изображение богов и фараонов:

Фараон Аменемхет 319 в. до н. э.

 Изображение богов и фараонов: большой

рост значительно превышавшему рост других участников композиции, невозмутимое спокойствие и уверенность в силе царской власти.
Два канона:
Стоящая статуя выполнялась с выдвинутой вперед левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу.
Сидящая статуя представляла собой фигуру с симметрично положенными на колени руками, или согнутой в локте рукой.
Слайд 20

Принц Рахотеп принцессой Нофрет 3 тыс. до н.э. Среди шедевров круглой

Принц Рахотеп
принцессой Нофрет
3 тыс. до н.э.

Среди шедевров круглой скульптуры можно

назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Каждый из них запечатлен в строго канонической позе.
Слайд 21

Статуэтка писца Каи Совсем иначе изображали людей, всецело за­висящих от власти

Статуэтка писца Каи

Совсем иначе изображали людей, всецело за­висящих от власти фараона.

На скульптурном портрете писца Каи из гробницы в Саккаре запе­чатлен сидящим, скрестив ноги, человек, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок устремленный вперед взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми. Он привык внимательно слушать, повиноваться и следовать наставлениям своего господина.
Слайд 22

Царский сановник Каапер середина 3 тыс. до н.э. Исключительного совершенства в

Царский сановник
Каапер
середина 3 тыс. до н.э.

Исключительного совершенства в передаче

портретного сходства и индивидуальных черт древнеегипетские мастера достигли в деревянной скульптуре. Когда в середине 19 в. во время раскопок гробницы в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура представительного мужчины с посохом в руке, местные жители так и ахнули: «Это же наш сельский староста!» С тех пор ученые-египтологи называют царского сановника Каапера «Сельским старостой». Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Лицо Каапера преисполнено чувства собственного достоинства, гордо поднята голова, взгляд устремлен вдаль.
Слайд 23

В период Среднего царства был создан тип кубической скульптуры, когда тело

В период Среднего царства был создан тип кубической скульптуры, когда тело

сидящей фигуры по своей форме напоминало куб, руки симметрично лежали на коленях или одна из них была согнута в локте. Позднее такой тип скульптуры получил широкое распространение.
Слайд 24

Рельефы и фрески Назначение: прославить могущество погребенного владыки и обеспечить его

Рельефы и фрески

 
Назначение: прославить могущество погребенного владыки и обеспечить его благоденствие

в загробной жизни.
Создание рельефов и фре­сок подчинялось строгим канонам (пропорциональность, символика цвета, и т. д.) .

Темы: сцены загробной жизни, бальзамирования и оплакивания умерших, а также обряды, совершаемые над покойником при погребении.
Фрески и рельефы разделены на четыре—шесть поясов - регистров, которые вместе составляют единую композицию.

Древнее царство

Слайд 25

Темы: сражения, пленные, трофеи; сцены труда, охоты, рыбалки, трапеза. Среднее царство

Темы: сражения, пленные, трофеи;
сцены труда, охоты, рыбалки, трапеза.

Среднее царство

Повседневная жизнь

египтян
1700 г. до н.э.
Слайд 26

Музыканты Росписи из гробницы в Фивах 1500 г. до н.э. Композиция

Музыканты
Росписи из гробницы в Фивах
1500 г. до н.э.

Композиция с животными

и растениями
1500 г. до н.э.

Новое царство
Эмоциональность, пышность, изящество линий, мягкая прорисовка, динамичность, яркость красок.
Темы: картины пиров и развлечений правителей, пейзажи с животными и растениями

Слайд 27

Сокровища гробницы Тутанхамона Поклонение богу солнца Атону Рельеф из Амарны XIV

Сокровища гробницы Тутанхамона

Поклонение богу
солнца Атону
Рельеф из Амарны
XIV вв. до н.э.


Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта считают так называемый амарнский пери­од, главные достижения которого связывают с правлением фараона-реформатора Аменхотепа 4 (1368—1351 гг. до н. э.), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону». Результатом его реформы стало запрещение многочисленных старых культов и введение единобожия — поклонения богу солнца Атону, обычно изображавшемуся в виде солнечного диска с расходящимися лучами. Амарнский период внес в изобразительное искусство большие перемены. Отказ от идеализации образов, точная передача индивидуальных черт человека стали главными требованиями для художников.

Слайд 28

Нефертити XIV вв. до н.э. Подлинным шедевром, созданным в придворной мастерской

Нефертити
XIV вв. до н.э.

Подлинным шедевром, созданным в придворной мастерской Эхнатона,

является портрет жены фараона царицы Нефертити — «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным». Именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени. Ее скульптурный портрет, открытый в 1912 г. при раскопках стал настоящим событием. Весьма красноречивой была и короткая запись в архивном отчете: «Описывать бесцельно — смотреть!»
Слайд 29

Золотая маска фараона Тутанхамона XIV вв. до н.э. Продолжателем дела Эхнатона

Золотая маска фараона Тутанхамона
XIV вв. до н.э.

Продолжателем дела Эхнатона стал

его преемник Тутанхамон (1351—1342 гг. до н. э.), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей.
Двенадцать ступеней вели к замурованной двери с печатью Тутанхамона. Каких только предметов здесь не было! В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых покоилась мумия Тутанхамона, украшенная драгоценными камнями. Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона, выразительно передающая черты фараона. Несмотря на кратковременность амарнского периода, который длился всего 17 лет, он оставил глубокий след в истории мирового искусства.
Слайд 30

Вывод Искусство - часть заупокойного культа, характер искусства: сакральный (священный), каноничный,

Вывод
Искусство - часть заупокойного культа, характер искусства: сакральный (священный), каноничный, символичный.
Темы:

прославление фараона, сцены загробной жизни, обряды погребения.