Искусство раннего средневековья (5-11 века)

Содержание

Слайд 2

Раздел Римской империи В 395 году Римская империя была разделена императором

Раздел Римской империи

В 395 году Римская империя была  разделена императором Феодосием I

Великим между сыновьями. Старшему сыну Аркадию досталась в управление Восточная часть со столицей в Константинополе - Византия. Младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи. В начале IV в.н.э. император Константин Великий признал христианство. В 325 году он созвал в Никее первый церковный собор, на котором утвердили «Символ веры» - изложение основ христианства. В конце того же века император Феодосий признал никейскую ветвь христианства государственной религией. Рим окончательно пал в 476 г. н.э, когда последний римский император Ромул Августул был отстранен от власти году. Византия  погибла в 1453г. От ударов османов. Но за тысячу лет успела создать замечательные образцы искусства.
Слайд 3

Мавзолей короля остготов - Теодориха. Базилика Сан Витале. Равенна. Италия. VI в. н.э.

Мавзолей короля остготов - Теодориха. Базилика Сан Витале. Равенна. Италия. VI в.

н.э.
Слайд 4

Трехнефные и пятинефные храмы - базилики характерны для ранней византийской архитектуры

Трехнефные и пятинефные храмы - базилики характерны для ранней византийской архитектуры

. Представляли собой длинные залы (нефы/корабли), разделенные рядами колонн.
Слайд 5

Эволюция византийских храмов Византийцы активно используют римские инженерные открытия, развивая их.

Эволюция византийских храмов

Византийцы активно используют римские инженерные открытия, развивая их.
а –

римский крестовый свод:
б – парусныи свод на четырех опорах:
в – вспарушенный свод на восьми опорах,
г – купол на парусах;
д – купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами;
е – крестовокупольная система перекрытия.
Эти открытия оказали решающие влияние на развитие европейской архитектуры
Слайд 6

Айя-София (Собор Святой Софии). Константинополь. Образец для подражания всего европейского храмового искусства. VI в. н.э.

Айя-София (Собор Святой Софии). Константинополь. Образец для подражания всего европейского храмового искусства. VI

в. н.э.
Слайд 7

Собор Святой Софии . Трехнефная купольная базилика, богато декорированная внутри ценными породами камня, мозаикой.

Собор Святой Софии . Трехнефная купольная базилика, богато декорированная внутри ценными породами

камня, мозаикой.
Слайд 8

Византийские церкви снаружи просты и не броские. Чаще с полукуполами, или крестовокупольные. (Греция, Болгария)

Византийские церкви снаружи просты и не броские. Чаще с полукуполами, или крестовокупольные. (Греция,

Болгария)
Слайд 9

Базилика Сан Витале. Равенна. Италия. VI в. н.э. Соаершенно простое сооружение внешне, буквально горящее мозаикой интерьера.

Базилика Сан Витале. Равенна. Италия. VI в. н.э. Соаершенно простое сооружение внешне, буквально

горящее мозаикой интерьера.
Слайд 10

Христос , ангелы и святой Виталий. Мозаика базилики Сан Витале. Равенна. Италия.

Христос , ангелы и святой Виталий. Мозаика базилики Сан Витале. Равенна. Италия.

Слайд 11

Юстиниан и свита. Базилика Сан Витале. Равенна. Италия.

Юстиниан и свита. Базилика Сан Витале. Равенна. Италия.

Слайд 12

Феодора и свита. Базилика Сан Витале. Равенна. Италия.

Феодора и свита. Базилика Сан Витале. Равенна. Италия.

Слайд 13

Византийское искусство в основном религиозное. Это присуще и живописи, которая бытовала

Византийское искусство в основном религиозное. Это присуще и живописи, которая бытовала

в форме икон и мозаики. Дева Мария (Собор Святой Софии) Каноничность изображения Превращение воды в вино (монастырь Хора). Обилие бытовых деталей
Слайд 14

Пантокра́тор или Вседержи́тель — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его

 Пантокра́тор или Вседержи́тель   — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя

и Судию. (Собор Святой Софии)
Слайд 15

Пантокра́тор. Мозаика в конхе собора (Чефалу, Сицилия). Пантокра́тор, император Константин IX

Пантокра́тор.  Мозаика в конхе собора (Чефалу, Сицилия). Пантокра́тор, император Константин IX Мономах

и императрица Зоя. Мозаика. (Собор Святой Софии)
Слайд 16

Ларец с купидонами. Кость. Лев евангелиста Марка.

Ларец с купидонами. Кость. Лев евангелиста Марка.

Слайд 17

Орел. Брошь 9 века. Железная корона. Внутри железная полоса из гвоздя Распятия. 5 век

Орел. Брошь 9 века. Железная корона. Внутри железная полоса из гвоздя Распятия.

5 век
Слайд 18

Серьга 9века. Золото с эмалью. Ритуальная чаша 10 века. Золото, оникс, эмаль.

Серьга 9века. Золото с эмалью. Ритуальная чаша 10 века. Золото, оникс, эмаль.

Слайд 19

Чаша 12 века. Курица с цыплятами из сокровищницы лангобардов 6 века.

Чаша 12 века. Курица с цыплятами из сокровищницы лангобардов 6 века.

Слайд 20

Шлем 5 в. Корона императора Константина IX Мономаха.

Шлем 5 в. Корона императора Константина IX Мономаха.

Слайд 21

Византийские мотивы на показах высокой моды

Византийские мотивы на показах высокой моды

Слайд 22

Стилизация византийского дворцового костюма на на показах высокой моды

Стилизация византийского дворцового костюма на на показах высокой моды

Слайд 23

Мотивы византийской мозаики на показах высокой моды

Мотивы византийской мозаики на показах высокой моды

Слайд 24

Кельты

Кельты

Слайд 25

Ритуальный щит и парадный кельтский меч

Ритуальный щит и парадный кельтский меч

Слайд 26

Цернуннос- кельтский бог охоты

Цернуннос- кельтский бог охоты

Слайд 27

Кельтские торквесы – статусные пекторали.

Кельтские торквесы – статусные пекторали.

Слайд 28

Кельтские фибулы

Кельтские фибулы

Слайд 29

Жилища англо-саксов

Жилища англо-саксов

Слайд 30

Ритуальные парадные англо-саксонские шлемы. Шлем из Саттон-Ху нач. 7века. Шлем 7 века.

Ритуальные парадные англо-саксонские шлемы. Шлем из Саттон-Ху нач. 7века. Шлем 7 века.

Слайд 31

Фибулы ангосаксов. Золото, перегородчатая эмаль.

Фибулы ангосаксов. Золото, перегородчатая эмаль.

Слайд 32

Фибула и кольцо каролингской эпохи.

Фибула и кольцо каролингской эпохи.

Слайд 33

Амулет и фибула с воронами

Амулет и фибула с воронами

Слайд 34

Реликварий. Крышка кошелька из Саттон-Ху 7-го века (кость, золото, гранаты, стекло).

Реликварий. Крышка кошелька из Саттон-Ху 7-го века (кость, золото, гранаты, стекло).

Слайд 35

Англо-саксонские эмалевые броши

Англо-саксонские эмалевые броши

Слайд 36

Эмалевая брошь и застежка плаща.

Эмалевая брошь и застежка плаща.

Слайд 37

Мечи и щит англо-саксов. Рог для питья

Мечи и щит англо-саксов. Рог для питья

Слайд 38

Англо-саксонские инициалы

Англо-саксонские инициалы

Слайд 39

Ковровый лист. Евангелие из Дурроу. Ковровый лист. Евангелие из Линдисфарна. Ок. 698 г.

Ковровый лист. Евангелие из Дурроу.  Ковровый лист. Евангелие из Линдисфарна.  Ок. 698 г.

Слайд 40

Золотая накладка франкский перстень с крестом

Золотая накладка франкский перстень с крестом

Слайд 41

Англо-саксонский ворон. Остготский орел – фибула украшавшая одежду дамы из окружения короля Теодориха.

Англо-саксонский ворон. Остготский орел – фибула украшавшая одежду дамы из окружения короля

Теодориха.
Слайд 42

Викинги Эпоха викингов для Западной Европы началась 8 июня 793 г.

Викинги Эпоха викингов для Западной Европы началась 8 июня 793 г. и

закончилась 14 октября 1066 г. Она началась с разбойничьего нападения скандинавских пиратов на монастырь св. Кутберта (о. Линдисфарн) и закончилась битвой при Гастингсе, где потомки викингов, франко-нормандские рыцари разгромили англосаксов .
Слайд 43

Осознание эпохи викингов в современной массовой культуре

Осознание эпохи викингов в современной массовой культуре

Слайд 44

Костюм викигов

Костюм викигов

Слайд 45

Женское платье

Женское платье

Слайд 46

Женское платье и головные уборы.

Женское платье и головные уборы.

Слайд 47

Женское платье и традиционные украшения.

Женское платье и традиционные украшения.

Слайд 48

Звериный стиль викингов

Звериный стиль викингов

Слайд 49

стиль Еллинг

 стиль Еллинг

Слайд 50

стиль Еллинг

стиль Еллинг

Слайд 51

вендельский стиль 7-8вв. Зверь заплетенный собственным хвостом о трех концах в стиле Урнес. Брошь, серебро 11в.

вендельский стиль 7-8вв. Зверь заплетенный собственным хвостом о трех концах в стиле

Урнес. Брошь, серебро 11в.
Слайд 52

Ранние подвески викингов Коробка для хранения колец и брошей

Ранние подвески викингов Коробка для хранения колец и брошей

Слайд 53

Поздний викингский стиль, или стиль Борре (вторая половина IX — первая

 Поздний викингский стиль, или стиль Борре (вторая половина IX — первая

половина X в) Характерно компактное сочетание ленточных и звериных форм.
Слайд 54

Брошь из Стрикленда 9век. Серебро. Скань. Стиль Борре. Характеристики – выделенная

Брошь из Стрикленда 9век. Серебро. Скань. Стиль Борре. Характеристики – выделенная

голова животного, связующая лентовидная часть. Зооморфные элементы окончательно складываются в зооморфный узел и вытеснили линейный ленточный орнамент.
Слайд 55

флюгер из Хеггена - стиль Рингерике. Лев обвитый змеем. Четвероногий зверь

флюгер из Хеггена - стиль Рингерике. Лев обвитый змеем. Четвероногий зверь

с очень плавными линиями тела. Флюгер из Челунге .Готланд. Выполнен в «стиле Большого зверя»
Слайд 56

Амулет «молот Тора». Вороны Одина с Готланда. Парные золотые накладки.

Амулет «молот Тора». Вороны Одина с Готланда. Парные золотые накладки.

Слайд 57

Поминальный камень в Стура Хамере. Готланд.

Поминальный камень в Стура Хамере. Готланд.

Слайд 58

Жилье и его интерьер.

Жилье и его интерьер.

Слайд 59

Каркасная церковь из Норвегии Интерьер церкви

Каркасная церковь из Норвегии Интерьер церкви

Слайд 60

Дракар и дракон - украшение носа корабля. Снимался по возвращению домой.

Дракар и дракон - украшение носа корабля. Снимался по возвращению домой.

Слайд 61

Парадный шлем знатного воина (ярла, конунга). Каролингский тип меча, или меча

Парадный шлем знатного воина (ярла, конунга). Каролингский тип меча, или меча

викингов выработан около VIII века, на излёте эпохи ВПН и в начале объединения государств западной Европы под эгидой Карла Великого и его потомков.
Слайд 62

Ковер из собора Байе Средневековый гобелен, созданный в конце XI века

Ковер из собора Байе

Средневековый гобелен, созданный в конце XI века на севере

Франции. Он вышит шерстяными нитками восьми цветов на полосе 70 м длиной и 50 см шириной. На льняной ткани фиолетовыми, красными, голубыми, зелёными и чёрными нитками была изображена история завоевания Англии войском герцога Вильгельма Завоевателя. Этот ковер является художественной энциклопедией жизни XI в., так как на нем изображены сотни персонажей: воины и крестьяне, ремесленники и духовенство, короли и феодалы. Здесь и сборы в поход, отплытие кораблей, сражения и смерть. Людей сопровождают домашние животные, орлы и львы, драконы и змеи.
Слайд 63

Отплытие флота норманнов в Англию.

Отплытие флота норманнов в Англию.

Слайд 64

Король Гарольд Вильгельм Завоеватель

Король Гарольд Вильгельм Завоеватель

Слайд 65

Норманны в Англии

Норманны в Англии

Слайд 66

Битва при Гастингсе 1066 года. Атака норманнов. Лучники и тэны. Леопарды,

Битва при Гастингсе 1066 года. Атака норманнов. Лучники и тэны. Леопарды, козы, львы,

собаки, грифоны и орлы на бордюре.
Слайд 67

Ковер из Байе. Битва при Гастингсе 1066 года. Конная схватка. Живые и убитые.

Ковер из Байе. Битва при Гастингсе 1066 года. Конная схватка. Живые и убитые.

Слайд 68

Стилизация интерьера викингов.

Стилизация интерьера викингов.

Слайд 69

Каролингский стиль (конец VIII— середина IX веков) Каролингское возрождение — эпоха

Каролингский стиль (конец VIII— середина IX веков)

Каролингское возрождение — эпоха в Западной Европе в конце VIII— середине IX

веков, во время правления королей франкской династии Каролингов - Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого. Начинается расцвет литературы, искусств, образования, архитектуры. Большинство каролингских памятников погибло. Сохранились изделия из слоновой кости и драгоценных металлов, бронзовая статуэтка, которая, как считают некоторые ученые, изображает Карла Великого. Сохранилась дворцовая церковь — капелла в Ахене, городе, где Карл Великий часто останавливался со своим двором. Зодчий Ахенской капеллы (ок. 798 — 805) Одо из Меца построил внушительное здание. А в мастерской немецкого епископа Бернварда Хильдесхеймского отливали скульптурные изделия из бронзы. Самым знаменитым памятником, созданным там, были бронзовые двери для церкви Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (1008 — 1015). В начале XI в. по всей Европе развернулось строительство каменных зданий.
Слайд 70

Карл Великий – Шарлемань, король и император франков. Короли — властители

Карл Великий – Шарлемань, король и император франков.

Короли — властители новых

государств охотно поддерживали церковь, как идеологическую опору, способную держать в повиновении и «страхе божьем» население. В эпоху Каролингов (династия франкских королей, виднейшим представителем которой был Карл Великий) развернулось каменное строительство. Храмы и дворцы, для сооружения которых использовали остатки старых античных зданий, украшались росписями и мозаиками. Культура эпохи Каролингов находилась под воздействием церковных христианских представлений о мире. Крупнейший феодальный собственник — церковь была в средние века главным заказчиком художественных произведений и властно направляла развитие искусства и культуры в своих интересах. Уже в раннем средневековье стали складываться строгие правила изображения священных сюжетов, обязательные для всякого художника.
Слайд 71

Образец каролинского минускула с инициалом. Во время Каролингского возрождения мощный импульс

Образец каролинского минускула с инициалом.

Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило

развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул. При монастырях открывались школы и библиотеки. Карл Великий, создатель огромной державы, стремясь окружить свою власть величием и блеском, короновался в Риме и даже пытался возродить при своем дворе некоторые римские обычаи. Начинают появляться рукописные книги с иллюстрациями —миниатюрами. Эти рукописи создаются по заказам императоров, крупных феодалов и епископов в специальных мастерских скрипториях, существовавших при дворе и в крупных монастырях. Каролингские миниатюристы знали произведения византийских и римских художников и учились у них. Они умело изображали человеческую фигуру, пейзажи, архитектурные сооружения. Иллюстрации каролингских книг выполнены пером, темперой или тонко подобранными гуашными красками, нередко использовалось золото. Начиная с X в. культурными центрами средневековой Европы становятся монастыри. Монахи переписывали книги; многие из них были строителями и художниками. Роскошные книги, украшенные миниатюрами, создавались на протяжении X в., например, в немецких монастырях Рейхенау, Фульде.
Слайд 72

Императорская корона Священной Римской империи, или корона Карла Великого 10-11 век

Императорская корона Священной Римской империи, или корона Карла Великого 10-11 век

Слайд 73

Романский стиль Рома́нским иску́сством, сти́лем, норманнским, или рома́никой называют период в

Романский стиль

Рома́нским иску́сством, сти́лем, норманнским, или рома́никой называют период в европейском искусстве, с 1000

г. и до возникновения готического стиляв XIII веке или позже, в зависимости от региона. Романская архитектура, сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов.
Нефы – залы храмов, разделенные колоннадами.
Апсида - пониженный выступ здания полукруглой, граненой либо сложной формы.
Арка - криволинейное перекрытие пролёта между двумя опорами.
Своды -тип перекрытия.
Слайд 74

Пятинефная и трехнефная базилика

Пятинефная и трехнефная базилика

Слайд 75

Крытая галерея романской церкви. Клуатр — типичная для романской архитектуры крытая

Крытая галерея романской церкви. Клуатр — типичная для романской архитектуры крытая обходная галерея , обрамляющая

закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря или крупной церкви. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.
Слайд 76

Интерьеры романских храмов. Парусные арочное перекрытие, в сочетании с крестовосводчатым. Крестовосводчатое перекрытие. Растительные капители колонн.

Интерьеры романских храмов. Парусные арочное перекрытие, в сочетании с крестовосводчатым. Крестовосводчатое перекрытие. Растительные капители

колонн.
Слайд 77

Капитель с сиренами и портал евангелистов

Капитель с сиренами и портал евангелистов

Слайд 78

Мозаика Панакратор на куполе Сан Марко в Венеции.

Мозаика Панакратор на куполе Сан Марко в Венеции.

Слайд 79

Мозаика Базилики Санта Мария Маджоре в Риме. Конха абсиды. Мозаика Якопо

Мозаика Базилики Санта Мария Маджоре в Риме. Конха абсиды. Мозаика Якопо

Торрити 1295 г. с фрагментами  первоначальной мозаики 5 века «Коронование Марии с ангелами и святыми, папой Николаем IV  и кардиналом Колонна».
Слайд 80

Церковь Нотр Дам ла Гранд. Пуатье. Франция, XI-XII вв.

Церковь Нотр Дам ла Гранд. Пуатье. Франция, XI-XII вв.

Слайд 81

Реконструкция дворца Карла Великого в Ахене.

Реконструкция дворца Карла Великого в Ахене.

Слайд 82

План капеллы Карла Великого, фрагмента комплекса королевского дворца

План капеллы Карла Великого, фрагмента комплекса королевского дворца

Слайд 83

Капелла Карла Великого с восьмигранным куполом.

Капелла Карла Великого с восьмигранным куполом.

Слайд 84

Капелла Карла Великого. Интерьер. Трон Карла Великого

Капелла Карла Великого. Интерьер. Трон Карла Великого

Слайд 85

Надвратная капелла Лоршского аббатства (800г. н.э.) Бенедиктинский монастырь св. Петра был

Надвратная капелла Лоршского аббатства  (800г. н.э.) Бенедиктинский монастырь св. Петра был учреждён в Лорше в 764

году графом Канкором.
Слайд 86

Портал и башня собора святого Трофима в Арле.

Портал и башня собора святого Трофима в Арле.

Слайд 87

Собор святого Трофима в Арле, где был коронован Фридрих Барбаросса.

Собор святого Трофима в Арле, где был коронован Фридрих Барбаросса.

Слайд 88

Базилика святого Сатурнина или Сернена в Тулузе Строительство началось в 1080

Базилика святого Сатурнина или Сернена в Тулузе Строительство началось в 1080 в

романском стиле, но есть элементы позднейших стилей.
Слайд 89

Романская церковь святого Креста в Уэске. Испания

Романская церковь святого Креста в Уэске. Испания

Слайд 90

Церковь аббатства святой Марии в Лаахе. Монастырский шестибашенный собор, в виде

Церковь аббатства святой Марии в Лаахе. Монастырский шестибашенный собор, в виде сводчатой

базилики с внутренним садом перед западным порталом, так называемым парадизом и клуатром начала XIII века. Он является одним из самых красивых памятников романского зодчества времени Салической династии.
Слайд 91

Кайзерский собор в Шпейере. Вормский собор.

Кайзерский собор в Шпейере. Вормский собор.

Слайд 92

Романский стиль в Британии. Церковь Святой Марии в Ифли. Построена в

Романский стиль в Британии. Церковь Святой Марии в Ифли. Построена в начале

12 века. Собор Св. Дэвида в Уэльсе.
Слайд 93

Замок Алькасар в романском стиле. Сеговия. Испания.

Замок Алькасар в романском стиле. Сеговия. Испания.

Слайд 94

Собор в Пизе Успения Пресвятой Девы Марии. В ансамбль входят падающая

Собор в Пизе Успения Пресвятой Девы Марии.  В ансамбль входят падающая

башня и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы Строительство начато в 1063 году архитектором Бускето Джудиче на средства, собранные Пизой в качестве дани с Балеарских островов. По замыслу Бускето, собор должен был включать элементы различных стилей, византийские, ломбардские и даже исламские, что символизировало размах пизанской торговли. Получившийся стиль известен как пизанский романский стиль. Тогда же строился собор Святого Марка в Венеции, Бускето должен был построить собор не хуже, чем у венецианских конкурентов.
Слайд 95

Собо́р (базилика) Свято́го Ма́рка в Венеции. Строительство было начато в византийско-

Собо́р (базилика) Свято́го Ма́рка в Венеции. Строительство было начато в византийско-

романском стиле в  1063 году и продолжалось до начала 16 в.
Слайд 96

Мозаика базилики Сен –Марко в Венеции

Мозаика базилики Сен –Марко в Венеции

Слайд 97

Собор святого Петра и Святого Георгия в Бамберге

Собор святого Петра и Святого Георгия в Бамберге

Слайд 98

Реликварий евангелистов

Реликварий евангелистов

Слайд 99

Реликварий Томаса Беккета.

Реликварий Томаса Беккета.

Слайд 100

Романский стиль в современном интерьере. Столовая. Обеденный зал.

Романский стиль в современном интерьере. Столовая. Обеденный зал.

Слайд 101

Романский стиль в современном интерьере. Спальня.

Романский стиль в современном интерьере. Спальня.

Слайд 102

Применение стилизаций романского стиля в современных интерьерах Строгое соответствие романского стиля

Применение стилизаций романского стиля в современных интерьерах

Строгое соответствие романского стиля

используется в квартирах крайне редко за счет своей грубости и ощущения холодной крепости. Чаще этот стиль мы привыкли видеть в тематических ресторанах, барах или кафе. Однако альтернативой для любителей темы средневековья может послужить загородный дом. Домашний бар, винный погреб и даже королевская спальня в романском стиле будут смотреться роскошно. При создании такого интерьера любая мелочь, не относящаяся к той эпохе будет не только портить всю картину, но и привлекать на себя всё внимание