Искусство Византии

Содержание

Слайд 2

Искусство Византии охватывает период с IV по XV вв. Начало этой

Искусство Византии охватывает период с IV по XV вв. Начало этой

эпохе положил раскол Римской империи на Западную и Восточную, произошедший в 395 г.
Слайд 3

Исторические периоды развития искусства Византии: IV-VII вв. – ранневизантийская эпоха; VIII-IX

Исторические периоды развития искусства Византии:
IV-VII вв. – ранневизантийская эпоха;
VIII-IX вв. –

иконоборчество;
IX-XII вв. – средневизантийский период (IX-XI вв. – Македонское Возрождение;
XI-XII вв. – Комниновский период);
1261-1453 гг. – поздневизантийская эпоха.

Периоды развития искусства Западной Европы:
IV-V вв. – эпоха переселения народов, развитие культуры варварских племен;
VI-IX вв. – раннехристианское время (VI-VIII вв. - эпоха правления династии Меровингов;
VIII-IX вв. – эпоха правления династии Каролингов);
X-XII вв. – эпоха романского стиля;
XII-XV/XVI вв. – эпоха готического стиля.

Слайд 4

Столицей Восточной Римской империи был Константинополь, центром развития Западной империи до

Столицей Восточной Римской империи был Константинополь, центром развития Западной империи до

ее падения в конце V в. была Равенна. Именно эти два города, наравне с Римом, дали образцы раннехристианской архитектуры.
Слайд 5

Ранневизантийская архитектура IV-VIII вв.

Ранневизантийская
архитектура IV-VIII вв.

Слайд 6

Раннехристианская базилика представляла собой сооружение, прямоугольное в плане, вытянутое первоначально с

Раннехристианская базилика представляла собой сооружение, прямоугольное в плане, вытянутое первоначально с

востока на запад, а затем, с установлением архитектурного канона в V в. - с запада на восток (на Иерусалим).
Здание возводилось над могилой святого мученика (криптой), выступавшего покровителем данной церкви, объектом притяжения верующих, эталоном христианина.
Слайд 7

Религиозную функцию базилики реализовывало последовательное прохождение следующих помещений: атрий, нартекс (в

Религиозную функцию базилики реализовывало последовательное прохождение следующих помещений: атрий, нартекс (в

восточных базиликах), зал для собрания верующих, расчлененный рядами колонн (столбов) на три (пять) нефов, трансепт, пресбитерий, апсида. Перед апсидой, над криптой ставился алтарь.
В раннехристианских базиликах трансепт непосредственно примыкал к апсидальному пространству, зачастую достаточно далеко выходил за пределы нефов. В результате для раннехристианских базилик типичен Т-образный план.
Слайд 8

Первые раннехристианские базилики в Риме. Церковь Сан Клементе (392 г.)

Первые раннехристианские базилики в Риме.

Церковь Сан Клементе (392 г.)

Слайд 9

Первые раннехристианские базилики в Риме. План базилики Святого Петра, построенной при Константине I Великом

Первые раннехристианские базилики в Риме.

План базилики Святого Петра, построенной при Константине

I Великом
Слайд 10

Собор Святого Петра в Риме.

Собор Святого Петра в Риме.

Слайд 11

Первые раннехристианские базилики в Риме. Церковь Сан Паоло фуори ле мура (V в.)

Первые раннехристианские базилики в Риме.

Церковь Сан Паоло фуори ле мура (V

в.)
Слайд 12

Базилика Сан Лоренцо фуори ле мура (ок. 550 г.) Первые раннехристианские базилики в Риме.

Базилика Сан Лоренцо фуори ле мура (ок. 550 г.)

Первые раннехристианские базилики

в Риме.
Слайд 13

Раннехристианская архитектура Равенны. Базилика Сан Апполинаре ин Классе (536-549 гг.)

Раннехристианская архитектура Равенны.

Базилика Сан Апполинаре ин Классе (536-549 гг.)

Слайд 14

Константинопольская архитектурная школа: базилика Студийного монастыря (463 г.).

Константинопольская архитектурная школа: базилика Студийного монастыря (463 г.).

Слайд 15

Константинопольская архитектурная школа: базилика Студийного монастыря (463 г.).

Константинопольская архитектурная школа: базилика Студийного монастыря (463 г.).

Слайд 16

Базилика Санта Мария Маджоре (ок. 432-440 гг.). Первые раннехристианские базилики в Риме.

Базилика Санта Мария Маджоре (ок. 432-440 гг.).

Первые раннехристианские базилики в Риме.

Слайд 17

В центрической форме возводились мартирии, мавзолеи и баптистерии. Центрические постройки были

В центрической форме возводились мартирии, мавзолеи и баптистерии. Центрические постройки были

небольших размеров, поскольку существовала зависимость между диаметром купола и общими размерами сооружения. Среди центрических сооружений этой эпохи выделяются круглые, четырех-, восьми-, десятиугольные и крестообразные постройки.
Необходимую принадлежность центрической архитектуры составляют сводчатые потолки и купольные покрытия середины здания.
Слайд 18

Центрические постройки. Архитектура Равенны. Мавзолей Галлы Плацидии (440 г.)

Центрические постройки. Архитектура Равенны.

Мавзолей Галлы Плацидии (440 г.)

Слайд 19

Центрические постройки. Архитектура Равенны. Мавзолей Теодориха Великого (ок. 525 г.)

Центрические постройки. Архитектура Равенны.

Мавзолей Теодориха Великого (ок. 525 г.)

Слайд 20

Центрические постройки. Архитектура Равенны. Сан Витале (526-547 гг.)

Центрические постройки. Архитектура Равенны.

Сан Витале (526-547 гг.)

Слайд 21

Центрические постройки. Архитектура Рима. Церковь св. Констанции

Центрические постройки. Архитектура Рима.

Церковь св. Констанции

Слайд 22

Центрические постройки. Сооружения Константинополя: церковь Сергия и Вакха (527 г.).

Центрические постройки. Сооружения Константинополя: церковь Сергия и Вакха (527 г.).

Слайд 23

В начале VI в. появились синтезированный архитектурный тип, созданный на основе

В начале VI в. появились синтезированный архитектурный тип, созданный на основе

совмещения концепций купольного и базиликального сооружений – купольная базилика.
Купольная базилика - продольная композиция, где в центре сооружения водружен купол, освещающий центральный неф базилики.
Слайд 24

Купольные базилики. Церковь св. Ирины (532 г.).

Купольные базилики. Церковь св. Ирины (532 г.).

Слайд 25

Купольные базилики. Собор св.Софии в Фессалониках (1-я пол. VIII в.)

Купольные базилики. Собор св.Софии в Фессалониках (1-я пол. VIII в.)

Слайд 26

Купольные базилики. Собор св.Софии в Константинополе (532-537 гг.)

Купольные базилики. Собор св.Софии в Константинополе (532-537 гг.)

Слайд 27

Купольные базилики. Собор св.Софии в Константинополе (532-537 гг.)

Купольные базилики. Собор св.Софии в Константинополе (532-537 гг.)

Слайд 28

Необычная архитектурная конструкция создает образ саморазвивающегося пространства, словно освобожденного от каких-либо

Необычная архитектурная конструкция создает образ саморазвивающегося пространства, словно освобожденного от каких-либо

опор и преград. Купол собора с двух сторон поддерживают два более низких полукупола, каждый из которых в свою очередь имеет два маленьких полукупола. Таким образом, все пространство средней части храма представляет собой систему плавно переходящих друг в друга сферических форм, устремленных ввысь. Купол держат четыре столба, но ощущения, что он давит на опоры, нет.
Между столбами переброшены плавные дуги арок, на верхние точки которых лишь слегка опирается основание купола. Между арками по углам тяжесть сводов принимают на себя паруса — расширяющиеся кверху изогнутые своды, облегчающие давление купола. Сам купол кажется парящим в воздухе, так как у его основания имеется 40 скругленных сверху окон, образующих сияющее световое кольцо. Впечатление глубины и сложности центрального пространства дополняется алтарными нишами в восточной части храма.
Слайд 29

Слайд 30

В XV в., когда Византия пала под натиском турок, храм Св.

В XV в., когда Византия пала под натиском турок, храм Св.

Софии был превращен в мусульманскую мечеть. Крест на куполе был заменен на полумесяц, к церкви пристроили минареты, мозаики были грубо замазаны известью.
Слайд 31

Слайд 32

Ранневизантийское изобразительное искусство V-VIII вв.

Ранневизантийское изобразительное искусство V-VIII вв.

Слайд 33

Ранневизантийский период как для исторической судьбы Византии, так и для развития

Ранневизантийский период как для исторической судьбы Византии, так и для развития

художественной культуры стал «золотым веком», эпохой, ставшей недостижимым эталоном, идеалообразующей средой, явившейся неиссякаемым источником для дальнейшего развития искусства и объектом притяжения в силу гармоничности мироотношения данной эпохи.
IV-VIII вв. – начальный период становления канона византийского изобразительного искусства, выработки правил изображения священных персонажей и событий.
Главные заказчики произведений изобразительного искусства - церковь и двор императора.
Слайд 34

Знаки, слагающие язык произведений ранневизантийского изобразительного искусства: вневременность и внепространственность, решаемая

Знаки, слагающие язык произведений ранневизантийского изобразительного искусства:
вневременность и внепространственность, решаемая

через золотой либо синий беспредметный фон,
обратная перспектива, фронтальность постановки фигур,
акцент на изображении ликов персонажей.
Агнец, рыба, крест, монограмма (хризма) зачастую замещают собой иконическое изображение Христа.
Слайд 35

Монументальная живопись.

Монументальная живопись.

Слайд 36

Санта Мария Маджоре. Мозаика триумфальной арки. Богородица Vв.

Санта Мария Маджоре. Мозаика триумфальной арки. Богородица Vв.

Слайд 37

Санта Мария Маджоре. Вид на триумфальные арки храма.

Санта Мария Маджоре. Вид на триумфальные арки храма.

Слайд 38

Мозаики Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (440 г.): «Христос Добрый пастырь».

Мозаики Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (440 г.):
«Христос Добрый пастырь».

Слайд 39

Мозаики Баптистерия православных в Равенне: «Крещение Христа»

Мозаики Баптистерия православных в Равенне: «Крещение Христа»

Слайд 40

Мозаики Арианского баптистерия в Равенне: «Крещение Христа»

Мозаики Арианского баптистерия в Равенне: «Крещение Христа»

Слайд 41

Мозаики базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Процессия мучеников»

Мозаики базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Процессия мучеников»

Слайд 42

Мозаики базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Процессия мучениц»

Мозаики базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Процессия мучениц»

Слайд 43

Мозаики базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Дева Мария с младенцем Христом»

Мозаики базилики Сан Апполинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Дева Мария

с младенцем Христом»
Слайд 44

Мозаики базилики Сан Апполинаре ин Классе в Равенне: «Преображение» в конхе апсиды (VI в.)

Мозаики базилики Сан Апполинаре ин Классе в Равенне: «Преображение» в конхе

апсиды (VI в.)
Слайд 45

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Христос-Эммануил на сфере»

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Христос-Эммануил на сфере»

Слайд 46

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Император Юстиниан со свитой»

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Император Юстиниан со

свитой»
Слайд 47

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Императрица Феодора со свитой»

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Императрица Феодора со

свитой»
Слайд 48

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Гостеприимство Авраама»

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Гостеприимство Авраама»

Слайд 49

Мозаики церкви св. Дмитрия в Салониках (VI –VII вв.): «Св. Дмитрий с ктиторами».

Мозаики церкви св. Дмитрия в Салониках (VI –VII вв.): «Св. Дмитрий

с ктиторами».
Слайд 50

Иконопись.

Иконопись.

Слайд 51

Икона «Богоматерь с младенцем» (VI в.)

Икона «Богоматерь с младенцем» (VI в.)

Слайд 52

Икона «Сергий и Вакх» (VI в.)

Икона «Сергий и Вакх» (VI в.)

Слайд 53

Икона «Епископ Авраам» (VI в.)

Икона «Епископ Авраам» (VI в.)

Слайд 54

Икона «Богоматерь с младенцем, св. Феодором, св. Георгием и двумя ангелами» (VI в.)

Икона «Богоматерь с младенцем,
св. Феодором, св. Георгием и двумя ангелами»

(VI в.)
Слайд 55

Период иконоборчества в развитии византийского искусства.

Период иконоборчества в развитии византийского искусства.

Слайд 56

Эпоха иконоборчества охватывает период с 726 по 843 гг. Это –

Эпоха иконоборчества охватывает период с 726 по 843 гг.
Это –

годы уничтожения памятников ранневизантийского классицизма, время императорского запрета на создание икон и поклонение антропоморфным изображениям божественного начала.
Период иконоборчества официально начался в 726 г., когда произошло следующее событие: над Халкскими воротами – основным входом в императорский дворец было уничтожено изображение Христа. Его заменили крестом и надписью, которая укрепляла значение императора как борца против икон. А в 730 г. Лев III Исавр (717-741) издал эдикт, согласно которому запрещалось поклоняться иконам.
В эпоху иконоборчества практически все монастыри были закрыты, огромное число монахов и художников покинули империю, что послужило появлению образцов византийского искусства на Сицилии, в северной Италии, в империи Карла Великого.
Слайд 57

Именно в иконоборческий период изображение креста приобрело значение символа, способного заменить

Именно в иконоборческий период изображение креста приобрело значение символа, способного заменить

собой Христа.
Такой мозаичный крест сохранился до наших дней в церкви св. Ирины в Константинополе.
Слайд 58

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII

в.)
Слайд 59

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII

в.)
Слайд 60

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII

в.)
Слайд 61

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII

в.)
Слайд 62

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII

в.)
Слайд 63

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII

в.)
Слайд 64

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX

в.)

Аллегорическое изображение иконоборчества. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Художник комментирует действия иконоборцев, сопоставляя их с евангельскими событиями. Распятие на горе Голгофе; иконоборцы, замазывающие известью икону Христа. Воин справа подносит Христу губку, напитанную уксусом, другой воин пронзает Христа копьём. У подножия горы иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силлейский

Слайд 65

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX в.) Вознесение Константин Великий

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX

в.)

Вознесение

Константин Великий

Слайд 66

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX

в.)
Слайд 67

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры сочинений Птоломея (813-820 гг.) В

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры сочинений Птоломея (813-820 гг.)

В центре

аллегорическое изображение Солнца в виде Гелиоса, правящего четвёркой коней. В следующем концентрическом регистре размещены персонификации Дня и Ночи. Месяцы года представлены знаками Зодиака и аллегорическими образами человеческих занятий по сезонам.