Истоки и становление российско-китайских отношений

Содержание

Слайд 2

Традиционная китайская картина мира.

Традиционная китайская картина мира.

Слайд 3

Слайд 4

Наиболее ранние русско-китайские контакты датируются XIV в., когда в Китае у

Наиболее ранние русско-китайские контакты датируются XIV в., когда в Китае у

власти находилась монгольская династия Юань (元 1280-1368 гг.). К периоду правления императора Есун- Тэмура (Юань Тайдин 元泰定 1323-1328) относится упоминание о т.н. «русских пленниках», доставленных из русских княжеств в Пекин.
В период правления Туг-Тимура (Юань Вэньцзун 元文宗1329-1333), многие из них были включены в «Охранный полк из русских, прославляющий верность» (Сюань чжун Волосы Ху вэй цинь цзюнь 宣忠斡羅思扈衛親軍). После прихода к власти династии Мин (1368-1611) «Охранный полк из русских…» был распущен. Дальнейшая судьба воинов, входивших в него неизвестна.
Юаньши 元史 [Электронный ресурс] URL.: https://ctext.org/wiki.pl?if=en&chapter=455218 Дата обращения: 10.07.2020
Там же. Дата обращения: 10.07.2020
Слайд 5

Начало активных контактов между Россией и Китаем относится к XVII в.

Начало активных контактов между Россией и Китаем относится к XVII в.


Попытки наладить отношения с Китаем были обусловлены, прежде всего, необходимостью расширения торговых связей.
В XVII в. было организовано четыре посольства в Китай
Слайд 6

В 1618 г. была снаряжена первая экспедиция в Китай во главе

В 1618 г. была снаряжена первая экспедиция в Китай во главе

с томским казаком Иваном Петлиным

Данная экспедиция носила, преимущественно, разведывательный характер.
В 1619 г. члены экспедиции прибыли в Пекин.
Петлин не был допущен до аудиенции с императором Ваньли (萬暦 1563-1620) в связи с отсутствием дипломатических подарков

Слайд 7

Слайд 8

«Роспись Китайскому государству, и Лобинскому, и иным государствам, жилым и кочевным,

«Роспись Китайскому государству, и Лобинскому, и иным государствам, жилым и кочевным,

и улусам, и великой Оби, и рекам, и дорогам»
Слайд 9

В 1654 г. была организована экспедиция во главе с Федором Байковым

В 1654 г. была организована экспедиция во главе с Федором Байковым

Слайд 10

Весной 1655 г. посольство Байкова прибыло в Китай. Аудиенция с императором

Весной 1655 г. посольство Байкова прибыло в Китай.
Аудиенция с императором Шуньчжи

(順治 1644-1661 гг.) не состоялась из-за отказа Байковым соблюдать придворный этикет: пить приготовленный на молоке чай и совершить коутоу- коленопреклонение, символизирующее признание над собой сюзеренитета Сына Неба
Слайд 11

Слайд 12

В 1662 г. в Китай было отправлено новое посольство во главе

В 1662 г. в Китай было отправлено новое посольство во главе

с Иваном Перефильевым и Сеиткулом Аблиным. Посольство Перефильева и Аблина было очередной попыткой установить дипломатические отношения с Китаем. На этот раз поводом для отказа от установления отношений послужила «неправильно» оформленная грамота – в датировке не использовался ни девиз правления императора, ни знаки лунного календаря.
Слайд 13

В 1675 г. было снаряжено четвертое посольство в Китай. Во главе

В 1675 г. было снаряжено четвертое посольство в Китай. Во главе

посольства стоял Николай Гаврилович Милеску- Спафарий- дипломат и ученый молдавского происхождения
Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Посольству Спафария тоже не удалось добиться установления регулярных контактов. Это было

Посольству Спафария тоже не удалось добиться установления регулярных контактов. Это было

связано, прежде всего, вновь с отказом соблюдать унизительный для послов церемониал, заставлявший их признать свою зависимость от «Сына Неба».
При этом, в тексте «Дай Цин Шэнцзу Жэнь Хуанди шилу» («Правдивых записях о человеколюбивом императоре Шэнцзу династии Великая Цин» 大清聖祖仁皇帝實録) утверждается «Посол русского Чаган-хана и иже с ним выполнили ритуал» (鄂羅斯察漢汗進貢使臣等行禮)
Слайд 17

Таким образом, на становление русско-китайских отношений сильное влияние оказывали традиционные мировоззренческие

Таким образом, на становление русско-китайских отношений сильное влияние оказывали традиционные мировоззренческие

установки представителей обеих народов:
Представители России придерживались христианского представления о всеобщем равенстве перед богом
Представители Китая- традиционной концепции «Центр-переферия» сюзеренитета Китая над другими народами
Слайд 18

В 1689 г. был заключен Нерчинский договор, определявший государственную границу между

В 1689 г. был заключен Нерчинский договор, определявший государственную границу между

Китаем и Россией. Во время подписания договора представителем Российского государства выступал Федор Головин, а Цинского Китая - сановник Сонготу. В соотвествии с Нерчинским договором, граница между Россией и Китаем пролегала по реке Амур (Хэйлунцзян 黑龍江).
Слайд 19

Слайд 20

Албазинский острог

Албазинский острог

Слайд 21

После ликвидации Албазинского острога, казаки, проживавшие там, перешли в китайское подданство.

После ликвидации Албазинского острога, казаки, проживавшие там, перешли в китайское подданство.


Переняв китайские обычаи и выучив китайский язык, они продолжали сохранять отличительный признак своих русских корней- православие.
С этой целью, в Пекине был основан православный храм, и был прислан православный священник Максим Леонтьев.
Слайд 22

«Для утверждения и приумножения в православную веру и проповедь св. евангелия

«Для утверждения и приумножения в православную веру и проповедь св. евангелия

в идолопоклонных народах (Китая), також для приведения ясачных народов в веру христианскую… указал писать к киевскому митрополиту (Варлааму Ясинскому), чтоб он, подражая о том святом и богоугодном деле, поискал в малороссийских своей области городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков доброго и ученого и благого жития человека, которому бы в Тобольску быть митрополиту, и мог бы Божию помощию в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения… и привел бы с собою добрых и ученых не престарелых иноков двух или трех человек, которые бы могли китайскому и мунгальскому языкам и грамоте научиться и, их суеверие познав, могли твердыми св. евангелия доводами многие души области темныя сатанинския привести во свет познания Христа Бога нашего и тамо (в Пекин) живущих и проезжающих христиан от прелести всякой идолослужения их отвадити, и тако могли бы жити, и у той построенной Божией церкви (албазинской) служити, чтобы своим благим житием хана китайского и ближних его людей и обще их народ привести бы к тому святому делу и к российского народа людям, которые по вся годы с караваны для торга и для всяких посылок порубежных ездят, учинить себя склонных»

Указ Петра I об изучении восточных языков

Слайд 23

1713 г.- Основание Русской духовной миссии в Пекине. Назначение Русской духовной

1713 г.- Основание Русской духовной миссии в Пекине.
Назначение Русской духовной миссии

в Пекине- удовлетворять религиозные и духовные запрсы русских, проживавших в Китае, а также, занятие миссионерской деятельностью среди китайцев и других народов, населявших империю Цин.
Фактически, Русская Духовная миссия выполняла еще и функцию русского дипломатического представительства.
Слайд 24

Пекинская миссия стала колыбелью русского востоковедения, прежде всего, китаеведения. Из нее

Пекинская миссия стала колыбелью русского востоковедения, прежде всего, китаеведения.
Из нее также

вышли первые русские маньчжуроведы, монголоведы, тибетологи, санскритологи и буддологи.
Слайд 25

Известные ученики Русской духовной миссии Илларион Калинович Россохин 1707-1757 гг Никита

Известные ученики Русской духовной миссии

Илларион Калинович Россохин
1707-1757 гг

Никита Яковлевич Бичурин (отец

Иакинф)
1777-1853 гг

Василий Павлович Васильев
1818-1900 гг.

Петр Иванович Кафаров
(архимандрит Палладий)
1817-1878 гг.