Историческая школа права

Слайд 2

Основные положения Историческая школа права — течение в юриспруденции первой половины

Основные положения

Историческая школа права — течение в юриспруденции первой половины XIX века.

Зародилось и получило наибольшую известность в Германии.
Представители исторической школы права исходили из консервативного исторического понимания права. Их идеи были своеобразным противопоставлением концепции естественного права, являвшейся идеологическим оружием революционной буржуазии.
Историческая школа права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства, объясняя это тем, что право должно складываться исторически.
Важнейшим источником права был объявлен обычай, кодификация законов отвергалась, а само право представлялось как система постепенного формирования «народного духа». Развитие права сравнивалось с развитием языка или некоторыми видами игр (такими как шахматы или карты, так как их правила формировались постепенно, по мере необходимости разрешить ту или иную ситуацию).
Ключевое понятие школы — «Народный дух» — это особенности правосознания нации. Главный фактор, влияющий на него — исторические условия, в которых народ возникает и формируется. «Народный дух» дан изначально и не способен к саморазвитию.
Слайд 3

Идеи Г. Гуго Основателем исторической школы права был профессор права в

Идеи Г. Гуго

Основателем исторической школы права был профессор права в Гёттингене

Густав Гуго (1764—1844 годы). В книге «Учебник естественного права, или философия положительного права» Гуго оспаривает основные положения теории естественного права. Концепцию общественного договора он отвергает по ряду оснований:
Таких договоров никогда не было — все государства и учреждения возникали и изменялись другими путями.
Общественный договор практически невозможен — миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение
Концепция общественного договора вредна — никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от
Власть и право возникали по-разному.
Право складывается из обычаев, возникших и получивших признание в среде народа.
Слайд 4

Идеи Ф.К. Савиньи Историческая школа права получает известность после опубликования в

Идеи Ф.К. Савиньи

Историческая школа права получает известность после опубликования в 1814

году брошюры Ф. К. Савиньи «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению». Именно он сформулировал понятие «Народный дух» и выделил его возрасты:
Младенчество. На этом этапе право только формируется. На этом этапе у человека ещё не существует представления об абстрактной норме и восприятие права носит характер веры.
Юность. На этом этапе юристы выделяются в особую группу. Для развития права это время творческого порыва. Юристы действуют в союзе с народом, то есть корпоративное правосознание ещё не сложилось. Право создаётся разумным, целесообразным.
Зрелость. На этой стадии усложняется политическая и экономическая жизнь, развитие культуры, и всё это приводит к усложнению права. Возникает необходимость профессиональной квалификации. Окончательно складывается правовая наука и правовая система приобретает завершённость.
Старость. Творческие порывы народа угасают, в праве господствует закон, не создаётся уже ничего нового. Право живёт за счёт старых норм. Народный дух умирает и на его месте возникает новый народ с новой правовой системой.
Слайд 5

Идеи Г.Ф. Пухты В учении Пухты (1798 —1846) уже весьма сильно

Идеи Г.Ф. Пухты

В учении Пухты (1798 —1846) уже весьма сильно влияние

современных ему философских учений Шеллинга, сказавшееся на выработке понятия о народном духе как источнике права. Пухта объектирует, олицетворяет это понятие. Он видит в нём какую-то силу, действующую в организме народной жизни и существующую независимо от сознания отдельных членов народов. Народный дух, подобно душе в организме, всё производит из себя в народной жизни, в том числе и право, так что отдельные личности не имеют никакого активного участия в образовании; не их сознанием обусловливается то или другое развитие права, a свойствами народного духа. Поэтому, если Савиньи говорит ещё об образовании права как об общем деле, y Пухты идет речь, напротив, о естественном саморазвитии права. Право развивается, по этому учению, из народного духа, как растение из зерна, причём наперёд предопределена его форма и ход развития. Отдельные личности являются только пассивными носителями не ими создаваемого права.