История изобразительного искусства Индии

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Ведийский период искусства.

Ведийский период искусства.

Слайд 7

Важнейшие графические символы Древней Индии Свастика Чакра lotussculpture.com Лингам и Йони

Важнейшие графические символы Древней Индии

Свастика

Чакра

lotussculpture.com

Лингам и Йони

Слайд 8

Вахана — в индийской мифологии — объект, или существо(персонаж), используемое богами

Вахана  — в индийской мифологии — объект, или существо(персонаж), используемое богами как средство передвижения (обычно — ездовое животное).

Слайд 9

Ма́ндала — сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и

Ма́ндала — сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных и эзотерических практиках.

http://novikov-architect.ru


https://ru.wikipedia.org

Слайд 10

Буддийский период искусства. Стамбхи.

Буддийский период искусства.
Стамбхи.

Слайд 11

Во времена великого древнеиндийского правителя Ашоки Маурья (272-232 гг. до н.э.)

Во времена великого древнеиндийского правителя Ашоки Маурья (272-232 гг. до н.э.)

буддизм ветви тхеравада (это личное спасение через собственные усилия)превратился в официальную государственную религию.
Ашока Маурья – это император, который принял политику распространения буддийского закона вместо политики насилия и завоевания. Это способствовало производству в Индии множества каменных культовых сооружений, призванных визуализировать, пропагандировать и увековечивать основные принципы буддизма. Производством архитектурных, скульптурных и живописных культовых произведений занимались как местные, так и приглашенные из-за границы мастера. Изобразительное искусство и архитектура времени Ашоки были придворными, ибо создавались по личному желанию императора и под его руководством.
Слайд 12

Стамбха – это каменная отдельно стоящая памятная колонна, увенчанная капителью с

Стамбха – это каменная отдельно стоящая памятная колонна, увенчанная капителью с

изображением священного животного в буддизме (бык, слон, лошадь, лев).

«Львиная капитель» из Сарнатха

Слайд 13

Ступа (санскр. - макушка, куча камней, земляной холм), в буддийской архитектуре

Ступа (санскр. - макушка, куча камней, земляной холм), в буддийской архитектуре

Индии, Непала, Средней Азии - это монолитное архитектурно- скульптурное сооружение полусферической формы; глинобитное, нередко облицованное камнем или в целом каменное.
Во многих странах распространения буддизма получили развитие видоизмененные в соответствии с местными архитектурными традициями интерпретации ступы: дагоба, пагода, пранг, субурган, тхат.
Слайд 14

Большая Ступа или Ступа №1 в Санчи.

Большая Ступа или Ступа №1 в Санчи.

Слайд 15

Большая Ступа или Ступа №1 в Санчи. Nova Deep Trip Торана

Большая Ступа или Ступа №1 в Санчи.

Nova Deep Trip

Торана  — каменные

ворота, украшенные рельефами, ведущие к святилищу — ступе.
Слайд 16

Ограда ступы в Бхархуте.

Ограда ступы в Бхархуте.

Слайд 17

Ограда ступы в Бхархуте.

Ограда ступы в Бхархуте.

Слайд 18

Ограда ступы в Бхархуте.

Ограда ступы в Бхархуте.

Слайд 19

Я́кша — одна из разновидностей природных духов, ассоциируемых с деревьями и

Я́кша — одна из разновидностей природных духов, ассоциируемых с деревьями и выступающих

хранителями природных сокровищ. Женская форма — якши или якшини.
С одной стороны, якша может быть совершенно безобидным существом, ассоциируемым с лесами и горами, а с другой — подобным ракшасе монстром-людоедом, злым духом или демоном, поедающим путников в лесной глухомани.
Слайд 20

Буддийский период искусства. Чайтья и вихар.

Буддийский период искусства.
Чайтья и вихар.

Слайд 21

Чайтья - буддийское культовое сооружение, молельня, вырубленный в скале; иногда отдельно

Чайтья - буддийское культовое сооружение, молельня, вырубленный в скале; иногда отдельно

стоящее каменное или деревянное здание.

Вихара — в раннем буддизме место встречи странствующих монахов; позднее - скальный буддийский монастырь, архитектурно являющийся в форме зала, окруженного кельями, который выступал пространством обитания и собрания монахов в Индии, Шри-Ланке, странах Дальнего Востока. Вихарой или сангхарамой называли в Древней Индии здание монастырского общежития, которое представляло собой застройку одноэтажными однотипными, примыкающими друг к другу объемами монашеских келий, что расположены были по трем сторонам прямоугольного двора со ступой в центре. С четвертой стороны, открытой для входа, ставилась ограда с воротами.

Слайд 22

Чайтьи в Бхадже.

Чайтьи в Бхадже.

Слайд 23

Чайтьи в Бхадже.

Чайтьи в Бхадже.

Слайд 24

Чайтьи в Бхадже.

Чайтьи в Бхадже.

Слайд 25

Чайтьи в Бхадже.

Чайтьи в Бхадже.

Слайд 26

Чайтьи в Бхадже.

Чайтьи в Бхадже.

Слайд 27

Чайтьи в Бхадже.

Чайтьи в Бхадже.

Слайд 28

Чайтья в Карли.

Чайтья в Карли.

Слайд 29

Чайтья в Карли.

Чайтья в Карли.

Слайд 30

Чайтья в Карли. https://agentika.com

Чайтья в Карли.

https://agentika.com

Слайд 31

Чайтья в Карли.

Чайтья в Карли.

Слайд 32

Чайтья в Карли.

Чайтья в Карли.

Слайд 33

Чайтья в Карли.

Чайтья в Карли.

Слайд 34

Чайтья в Карли.

Чайтья в Карли.

Слайд 35

Вихара в Удайгири.

Вихара в Удайгири.

Слайд 36

Вихара в Удайгири.

Вихара в Удайгири.

Слайд 37

Вихара в Удайгири. https://webshus.ru

Вихара в Удайгири.

https://webshus.ru

Слайд 38

Буддийский период искусства. Скульптура.

Буддийский период искусства.
Скульптура.

Слайд 39

Ступа в Амаравати.

Ступа в Амаравати.

Слайд 40

Статуя Будды из Гандхары. .

Статуя Будды из Гандхары.
.

Слайд 41

Основываясь на археологических и стилистических данных, развитии гандхарской пластики можно выделить

Основываясь на археологических и стилистических данных, развитии гандхарской пластики можно выделить

три основных этапа:
раннегандхарский (I в. до н.э. - I в.н.э.), среднегандхарский (I-II вв.)
и позднегандхарский (III-V вв.).
Слайд 42

В гандхарском искусстве скульптуры при изображениях Будды получила разработку система жестов

В гандхарском искусстве скульптуры при изображениях Будды получила разработку система жестов

(хаста) и символическая игра пальцев (мудра). Для статуй Будды было выработано не менее пяти основных мудр и хает.

Абхайя-мудра

Самадхи-мудра

Бхумиспарша-мудра

Дхарма-чакра-правартана-мудра

Варада-мудра

Слайд 43

Статуя стоящего Будды из Хоти-Мардана. Гандхар. StudFiles Будда на троне с предстоящими. Стела из Катры. Матхура.

Статуя стоящего Будды
из Хоти-Мардана. Гандхар.

StudFiles

Будда на троне с предстоящими. Стела

из Катры. Матхура.
Слайд 44

Статуя Будды из Султанганджа. Период Гуптов. Google Plus Статуя Будды из Сарнатха. Сарнатх.

Статуя Будды из Султанганджа.
Период Гуптов.

Google Plus

Статуя Будды из Сарнатха. Сарнатх.

Слайд 45

Живопись буддизма.

Живопись буддизма.

Слайд 46

Пещерные монастыри Аджанты.

Пещерные монастыри Аджанты.

Слайд 47

Пещерные монастыри Аджанты.

Пещерные монастыри Аджанты.

Слайд 48

Пещерные монастыри Аджанты.

Пещерные монастыри Аджанты.

Слайд 49

Пещерные монастыри Аджанты.

Пещерные монастыри Аджанты.

Слайд 50

Пещерные монастыри Аджанты.

Пещерные монастыри Аджанты.

Слайд 51

Пещерные монастыри Аджанты.

Пещерные монастыри Аджанты.

Слайд 52

Пещерные монастыри Аджанты. http://megabook.ru

Пещерные монастыри Аджанты.

http://megabook.ru

Слайд 53

Индуизм и искусство.

Индуизм и искусство.

Слайд 54

Примерно в VII-VIII вв. новой эры в Индии буддизм в качестве

Примерно в VII-VIII вв. новой эры в Индии буддизм в качестве

официальной религии вытесняется за пределы страны такой религиозной системой, как индуизм.
Индуизм - слово европейского происхождения. Сами индийцы с древности называют свою веру "хинду самая" или "хинду-дхарма" ("религия индусов", "закон индусов").
В индуизме все объекты культового почитания могут быть объединены в восемь групп: боги и богини, мудрецы-риши, души предков, полубоги и духи, животные, источники вод, растения, камни.
В индуизме единство богов воплотилось в идее Тримурти- "тройственном союзе". Тримурти сплавляет в себе трех главных богов индуизма: Брахму, Шиву и Вишну.
Слайд 55

Вишну Легенды и мифы народов мира Матсья (рыба), спасшая Ману от

Вишну

Легенды и мифы народов мира

Матсья (рыба), спасшая Ману от всемирного потопа.
Курма – воплощение

Вишну в виде черепахи.
Вахара – аватара Вишну в виде вепря.
Нарасимха – воплощение Вишну в виде человеко-льва.
Вамана – воплощение Вишну в виде карлика. Эта аватара бога именуется также Тривикрама («Три шага»).
Парашурама – воплощение Вишну в виде бородатого мужчины с двумя руками, держащими лук и боевой топор (парашу).
Рама (Рамачандра) – аватара Вишну в виде смертного человека.
Кришна – воплощение Вишну.
Будда – аватара Вишну в виде «Просветленного» Шакьямуни.
Калки – аватара Вишну, которая не нашла чувственного явления в индуистской скульптуре, ибо десятое воплощение бога произойдет в конце наступившего «темного цикла» Кали-юги. Символом Калки служит изображение лошади, иногда крылатой, в сопровождении огненного меча.
Слайд 56

Легенды и мифы народов мира Шива Наиболее важными выступают пять явлений

Легенды и мифы народов мира

Шива

Наиболее важными выступают пять явлений Шивы, имеющие

каждое свое название:
Шива с топориком в одной из рук и с антилопой в другой;
2) Шива с супругой Умой (Парвати);
3) Шива в позе двух наклонов с антилопой и топориком в руках, обнимающий свою жену Уму, держащую цветок (очень популярное изображение в храмах Юга Индии);
4) Шива с четками и трезубцем в руках;
5) Шива с резцом, мечом, трезубцем и половиной человеческого черепа в руках (достаточно редкое изображение).
Слайд 57

Парвати Легенды и мифы народов мира Парвати переводится с санскрита как

Парвати

Легенды и мифы народов мира

Парвати переводится с санскрита как «Горная», так

как она считается дочерью Химавана, владыки гор и персонификации Гималаев и апсары Менаки.
Другие её имена, связанные с горами: Шайладжа («Дочь гор»), Гирираджапутри («Дочь царя гор»), а также Гаури («Светлая, Благая»), Трипурасундари («великолепие трёх миров»), Лалита — «Играющая», Бхавани («оживляющая»).
В жестокой форме Дэви носит имена Кали («Чёрная»), Шьяма, Чанди,Чанда(«Гневная»), Дурга 
(«Неприступная»), Бхайрави («Зловещая»),Чанди, Чанда  («Гневная»).
Слайд 58

Легенды и мифы народов мира Ганеша Ганеша — в индуизме бог

Легенды и мифы народов мира

Ганеша

Ганеша — в индуизме бог мудрости, благополучия и

удачи. Традиционно вызывается в начале любого нового предприятия или в начале путешествия.  Один из наиболее известных и почитаемых во всём мире богов индуистского пантеона.
В эпосе и пуранах Ганеша является сыном Шивы и Парвати, братом Сканды(Skanda), возглавляет свиту божеств Ганов (Ganas), окружающих Шиву, и носит также имя Ганапати (Ganapati) — «владыка Ганов».
Слайд 59

Раннее зодчество индуизма.

Раннее зодчество индуизма.

Слайд 60

Храм № 17 в Санчи.

Храм № 17 в Санчи.

Слайд 61

Храм Дурги в Айхоле.

Храм Дурги в Айхоле.

Слайд 62

Храм Дурги в Айхоле.

Храм Дурги в Айхоле.

Слайд 63

Храм Дурги в Айхоле.

Храм Дурги в Айхоле.

Слайд 64

Храм Дурги в Айхоле.

Храм Дурги в Айхоле.

Слайд 65

Специфика южноиндийского зодчества.

Специфика
южноиндийского зодчества.

Слайд 66

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Слайд 67

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Слайд 68

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Слайд 69

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Слайд 70

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Слайд 71

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Слайд 72

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.

Слайд 73

Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы в пещерном комплексе на острове Элефанта.

Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы в пещерном комплексе на острове

Элефанта.
Слайд 74

Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы в пещерном комплексе на острове Элефанта.

Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы в пещерном комплексе на острове

Элефанта.
Слайд 75

Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы в пещерном комплексе на острове Элефанта.

Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы в пещерном комплексе на острове

Элефанта.
Слайд 76

Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы в пещерном комплексе на острове Элефанта.

Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы в пещерном комплексе на острове

Элефанта.
Слайд 77

Скальный комплекс в Мамаллапураме. Драупади-ратха.

Скальный комплекс в Мамаллапураме. Драупади-ратха.

Слайд 78

Скальный комплекс в Мамаллапураме. Ратха Бхимы.

Скальный комплекс в Мамаллапураме. Ратха Бхимы.

Слайд 79

Скальный комплекс в Мамаллапураме. Ратха Ганеши.

Скальный комплекс в Мамаллапураме. Ратха Ганеши.

Слайд 80

Скальный комплекс в Мамаллапураме. Ратхи Арджуны и Дхармараджи.

Скальный комплекс в Мамаллапураме.
Ратхи Арджуны и Дхармараджи.

Слайд 81

Рельеф “Нисхождение Ганги на землю”.

Рельеф “Нисхождение Ганги на землю”.

Слайд 82

Рельеф “Нисхождение Ганги на землю”.

Рельеф “Нисхождение Ганги на землю”.

Слайд 83

Рельеф “Нисхождение Ганги на землю”.

Рельеф “Нисхождение Ганги на землю”.

Слайд 84

Рельеф “Нисхождение Ганги на землю”.

Рельеф “Нисхождение Ганги на землю”.

Слайд 85

Северные храмовые комплексы Индии.

Северные храмовые комплексы
Индии.

Слайд 86

Храм Парашурамешвара .

Храм Парашурамешвара .

Слайд 87

Храм Муктешвара.

Храм Муктешвара.

Слайд 88

Храм Лингараджа.

Храм Лингараджа.

Слайд 89

Храм Сурьи в Конараке.

Храм Сурьи в Конараке.

Слайд 90

Храм Сурьи в Конараке.

Храм Сурьи в Конараке.

Слайд 91

Храм Сурьи в Конараке.

Храм Сурьи в Конараке.

Слайд 92

Особенности культуры ислама в Индии. Проблема “индо-мусульманского синтеза”.

Особенности культуры
ислама в Индии.
Проблема
“индо-мусульманского синтеза”.

Слайд 93

Год 1192 стал решающей датой в индийской истории. Войска под предводительством

Год 1192 стал решающей датой в индийской истории. Войска под предводительством

Мухаммада – тюркского военачальника из племени сельджуков – разбили коалицию индийских правителей на равнине Тараин севернее Дели. В результате мусульманская культура, включая культуру художественную, вместе с многочисленными арабскими завоевателями потоком хлынула в Индию.
Архитектура ислама встретилась с диаметрально противоположным зодчеством.
Во-первых, если мечеть ясна обликом, то индуистский храм полон тайн и загадок.
Во-вторых, мечеть открыта свету и воздуху, знаменует общедоступность. Индуистский храм имеет толстые и глухие стены, внутри храма царит полумрак, сумрачные переходы и непроницаемые для света камеры святилищ, зачастую ревностно охраняемые.
Слайд 94

В-третьих, мечеть не нуждается в центральном святилище, здесь молящимся достаточно повернуться

В-третьих, мечеть не нуждается в центральном святилище, здесь молящимся достаточно повернуться

в сторону Мекки. В индуистском храме центром культового притяжения выступает священная гарбхагриха со скульптурным изображением бога внутри, зачастую глубоко скрытая в лабиринте коридоров.
В-четвертых, если мечеть легко обозрима, то индуистский храм сложно и тяжело устремлен ввысь.
В-пятых, индуистские архитекторы предпочитают для покрытия культовых зданий использование плоских крыш и «ложного» свода камнями напуском. Мусульманские зодчие широко используют арку и создают «настоящий» сводчатый потолок.
В- шестых, индуистский храм строится без использования связующих материалов, тогда как исламская мечеть возводится с применением известкового раствора.
Слайд 95

В-седьмых, ислам – строго монотеистическая религия, исключающая любое проявление антропоморфизма; поэтому

В-седьмых, ислам – строго монотеистическая религия, исключающая любое проявление антропоморфизма; поэтому

художественное оформление мечетей, минаретов, мавзолеев основано исключительно на геометрических или цветочных орнаментах и каллиграфии. Индуистский же храм заполнен множеством скульптурных фигур богов, людей, демонов и животных, которые почти стирают линии архитектурной конструкции святилища.
В-восьмых, если символизм индуистской архитектуры во всей его полноте понятен лишь немногим посвященным, то исламский символизм намного более явный: мечеть есть прямолинейное и открытое строение, всегда ориентированное на Мекку, с определенным акцентом на фасаде, очевидным для всех мусульман.
Слайд 96

Старейшим исламским культовым сооружением в Индии является мечеть Кувват-ул-ислам («Мощь ислама»)

Старейшим исламским культовым сооружением в Индии является мечеть Кувват-ул-ислам («Мощь ислама»)

в Дели,которую нередко называют мечетью Кутб уд-дина по имени султана, построившего эту мечеть.
Слайд 97

Мавзолей Сикандар-шаха в Садах Лоди.

Мавзолей Сикандар-шаха в Садах Лоди.

Слайд 98

Мавзолей Шер-шаха Сур (1540- 1545) в Сасараме (штат Бихар).

Мавзолей Шер-шаха Сур (1540- 1545) в Сасараме (штат Бихар).

Слайд 99

Мавзолей Мухаммеда Адиль-шаха, находящийся в Биджапуре, который широко известен как Гол Гумбаз («Круглый Купол»).

Мавзолей Мухаммеда Адиль-шаха, находящийся в Биджапуре, который широко известен как Гол

Гумбаз («Круглый Купол»).
Слайд 100

Индо-мусульманское зодчество (в период правления Великих Моголов).

Индо-мусульманское зодчество
(в период правления Великих Моголов).

Слайд 101

Форт Пурана-Кила (Старая Крепость).

Форт Пурана-Кила (Старая Крепость).

Слайд 102

Форт Пурана-Кила (Старая Крепость).

Форт Пурана-Кила (Старая Крепость).

Слайд 103

Форт Пурана-Кила (Старая Крепость).

Форт Пурана-Кила (Старая Крепость).

Слайд 104

Форт Пурана-Кила (Старая Крепость).

Форт Пурана-Кила (Старая Крепость).

Слайд 105

Градостроительство эпохи Великого Акбара.

Градостроительство эпохи
Великого Акбара.

Слайд 106

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»). Вход в город Фатехпур Сикри

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).

Вход в город Фатехпур Сикри

Слайд 107

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»). Внутренняя площадь города

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).

Внутренняя площадь города

Слайд 108

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).

Слайд 109

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).

Слайд 110

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).

Слайд 111

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).

Слайд 112

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).

Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).

Слайд 113

Мечеть Джами-Масджид.

Мечеть Джами-Масджид.

Слайд 114

“Врата великолепия” Буланд Дарваза.

“Врата великолепия” Буланд Дарваза.

Слайд 115

Мавзолей шейха Салима Чишти .

Мавзолей шейха Салима Чишти .

Слайд 116

Панч-Махал, т.е. ”пятиэтажный дворец”.

Панч-Махал, т.е. ”пятиэтажный дворец”.

Слайд 117

Гробница Хумаюна (1565-72 гг.) в Дели.

Гробница Хумаюна (1565-72 гг.) в Дели.

Слайд 118

Ансамбль Красного Форта в Дели.

Ансамбль Красного Форта в Дели.

Слайд 119

Гробница Акбара в Сикандре.

Гробница Акбара в Сикандре.

Слайд 120

Мавзолей Тадж-Махал.

Мавзолей Тадж-Махал.

Слайд 121

Мавзолей Тадж-Махал.

Мавзолей Тадж-Махал.