История повседневности

Содержание

Слайд 2

Прецедент Макнотена и теория множественной реальности Джеймса

Прецедент Макнотена и теория множественной реальности Джеймса

Слайд 3

Альфред Шюц (1899-1959) От мира ценностей к миру повседневности. Повседневность -

Альфред Шюц (1899-1959)

От мира ценностей к миру повседневности.
Повседневность - совпадение реальности

и существующего.
Социальная реальность: совокупность предметов и событий общественного культурного мира, так как его испытывает общий смысл людей, которые проводят своё повседневное существование между себе подобными, связанные с ними множеством отношений взаимодействия.
Слайд 4

неомарксизм Франкфуртской школы 1930–1940-х гг. Акцент на роли общественной практики, гуманизм,

неомарксизм Франкфуртской школы 1930–1940-х гг.

Акцент на роли общественной практики, гуманизм,

стремление понять истоки появления тоталитарных форм организации общества.
Указали на организующую роль идеологий в структуре общественной жизни.
Слайд 5

Герберт Маркузе (1898-1979) Западная культура с ее достоинствами комфорта, технической оснащенности,

Герберт Маркузе (1898-1979)

Западная культура с ее достоинствами комфорта, технической оснащенности, удобства

бытия, безопасности существования рождает опасную терпимость всех членов общества, «толстокожесть», «одномерность» и проинтегрированность во все общественные отношения.
Механизмы манипулирования сознанием на уровне повседневных практик.
Слайд 6

Питер Бергер, Томас Лукман Двойственная природа повседневности: «реальность, которая интерпретируется людьми

Питер Бергер, Томас Лукман

Двойственная природа повседневности: «реальность, которая интерпретируется людьми и

имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира»
Слайд 7

Питер Бергер, Томас Лукман «Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется

Питер Бергер, Томас Лукман

«Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми

и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира»
Члены сообщества в своем поведении «считают мир повседневной жизни само собой разумеющейся реальностью»
Слайд 8

Юрий Лотман «В каждом коллективе с относительно развитой культурой поведение людей

Юрий Лотман

«В каждом коллективе с относительно развитой культурой поведение людей организуется

основным противопоставлением:
1) обычное, каждодневное, бытовое, которое самими членами коллектива воспринимается как «естественное», единственно возможное, нормальное;
2) все виды торжественного, ритуального, внепрактического поведения: государственного, культового, обрядового, воспринимаемого самими носите-лями данной культуры как имеющее самостоятельное значение»
Слайд 9

Норберт Элиас «О понятии повседневности» «...структура повседневности не обладает характером более

Норберт Элиас «О понятии повседневности»

«...структура повседневности не обладает характером более или

менее автономной особой структуры, но является составной частью структуры данного социального слоя и, – поскольку его нельзя рассматривать изолированно, – частью властных структур всего общества»
Слайд 10

Норберт Элиас (1897-1990) Существует ли «повседневность» сама по себе? «Структура повседневности

Норберт Элиас (1897-1990)

Существует ли «повседневность» сама по себе?
«Структура повседневности не

обладает характером более или менее автономной структуры, но является составной частью структуры определенного социального слоя».
Поскольку один слой нельзя рассматривать изолированно, повседневность является также частью властных структур всего общества.
«Цивилизирование» - контроля со стороны общества, перешедшего в самоконтроль и самодисциплину.
Слайд 11

«повседневность» через «не-повседневность» 1. Праздник 2. Нерутинизированные сферы общества 3. Праздность

«повседневность» через «не-повседневность»

1. Праздник
2. Нерутинизированные сферы общества
3. Праздность
4. Элитность высших слоев
5.

«Великие» события, действия государства, правителей
6. Официальная или профессиональная жизнь
7. Рефлексия, искусственный и особенно научный опыт и мышление;
8. Настоящее, правильное, истинное сознание (мышление)
Слайд 12

Бернхард Вальденфельс «1. Обыденная жизнь не существует сама по себе, а

Бернхард Вальденфельс

«1. Обыденная жизнь не существует сама по себе, а возникает

в результате процессов «оповседневнивания» (Veralltäglichung), которым противостоят процессы «преодоления повседневности» (Entalltäglichung).
2. Повседневность – это дифференцирующее понятие, которое отделяет одно явление от другого. Границы и значения выделенных сфер изменяются в зависимости от места, времени, среды и культуры. [...].
3. Речь о повседневности не совпадает с самой повседневной жизнью и с речью в повседневной жизни. [...] Кто и откуда говорит об обыденной жизни? О какой повседневности он говорит, о своей собственной или о повседневности кого-то другого?»