История России в зеркале изобразительного искусства (в контексте подготовки к ЕГЭ)

Содержание

Слайд 2

Искусство XIX века: от романтизма к реализму Первая треть XIX в.:

Искусство XIX века: от романтизма к реализму Первая треть XIX в.: золотой

век «русской культуры»

Отечественная война 1812 г.
Восстание декабристов 1825 г.

- подъем национального самосознания;
- культурный и духовный подъем
- наука (биология, медицина, география, астрономия),
- образование (приходские училища, гимназии, лицеи, университеты)
литература Пушкинской эпохи
архитектура
скульптура
живопись

Слайд 3

Художественные стили XIX в. Ампир (фр. империя) – поздний вариант классицизма,

Художественные стили XIX в.

Ампир (фр. империя) – поздний вариант классицизма,

высокий классицизм. В архитектуре, скульптуре при Александре I.
Академизм – направление в живописи, основанное на следование внешним формам классического искусства. Характерны возвышенная тематика (античный миф, евангельские сюжеты), торжественность, аллегоризм, многофигурность в живописи.
Романтизм – направление в искусстве к. XVIII первой половины XIX в. Утверждает самоценность духовно-творческой жизни, мира чувств и страстей личности. В живописи и литературе при Александре I и Николае I.
Реализм – художественное направление в искусстве, в основе которого лежит принцип изображения «жизни как она есть», вторая треть XIX в. В литературе, живописи.
Слайд 4

Императоры и художники XIX - нач. XX вв.

Императоры и художники XIX - нач. XX вв.

Слайд 5

Слайд 6

Первая половина 19 в. Правление Александра I (1801-1825); Николая I (1825-1855)

Первая половина 19 в. Правление Александра I (1801-1825); Николая I (1825-1855)

Стили:
ампир, академизм,
сентиментализм.
романтизм:

новое идейно-стилевое
течение в литературе, в музыке, театре,
в живописи.
Слайд 7

Парадные портреты Александра I Николая I Вл. Л. Боровиковский Портрет императора

Парадные портреты Александра I Николая I

Вл. Л. Боровиковский
Портрет императора Александра

I

Франц Крюгер
Портрет императора Николая I

Слайд 8

Академизм в живописи Александр Иванов Приам испрашивает у Аххилеса тело Гектора

Академизм в живописи

Александр Иванов
Приам испрашивает у Аххилеса тело Гектора


Алексанрд Иванов
Явление Христа народу, 1836-1857

Слайд 9

Лосенко А. Владимир и Рогнеда Кипренский О. Князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы

Лосенко А. Владимир и Рогнеда

Кипренский О.
Князь Дмитрий Донской после

Куликовской битвы
Слайд 10

Романтические образы пушкинской эпохи

Романтические образы пушкинской эпохи

Слайд 11

Орест Кипренский (1782-1836) – художник-романтик Автопортрет, 1828 Портрет В. Жуковского Первый художник-портретист в России Романтический герой

Орест Кипренский (1782-1836) – художник-романтик

Автопортрет, 1828

Портрет В. Жуковского

Первый
художник-портретист


в России
Романтический герой
Слайд 12

«Портрет отца» крепостной Адам Швальбе

«Портрет отца»
крепостной Адам Швальбе

Слайд 13

«Дум высокое стремленье…» Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова Портрет Петра Оленина

«Дум высокое стремленье…»

Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова Портрет Петра Оленина

Слайд 14

«…Себя как в зеркале я вижу, и это зеркало мне льстит»

«…Себя как в зеркале я вижу,
и это зеркало мне льстит»
Портрет

написан в 1827 г.
по заказу Антона Дельвига,
друга Пушкина по лицею
Слайд 15

Бедная Лиза (по сентиментальной повести Н. Карамзина) Мариучча

Бедная Лиза (по сентиментальной повести Н. Карамзина) Мариучча

Слайд 16

ВОПРОСЫ Из перечисленных лиц художником-портретистом был: Кипренский О. Жуковский В. Даргомыжский А. Лобаческий Н.

ВОПРОСЫ
Из перечисленных лиц художником-портретистом был:
Кипренский О.
Жуковский В.
Даргомыжский А.

Лобаческий Н.
Слайд 17

Романтические портреты Василия Тропинина (1776-1857) Главный московский портретист первой половины XIX

Романтические портреты Василия Тропинина (1776-1857)

Главный московский портретист
первой половины XIX в.
более

3000 портретов.
Уникальный мастер, заложивший основы
русского реалистического
портрета, получившего развитие во
второй половины XIX в.

Автопортрет

Слайд 18

«Золотошвейка» «Кружевница»

«Золотошвейка»

«Кружевница»

Слайд 19

Портрет сына Арсения

Портрет сына Арсения

Слайд 20

Крестьянская тема в живописи первой половины XIX в. Алексей Венецианов «Весна», «Спящий пастушок»

Крестьянская тема в живописи первой половины XIX в.

Алексей Венецианов
«Весна»,


«Спящий пастушок»
Слайд 21

«Жнецы» «Захарка»

«Жнецы»

«Захарка»

Слайд 22

«Крестьянка с васильками» «Девушка в платке»

«Крестьянка с васильками»

«Девушка в платке»

Слайд 23

Акварельный светский портрет Пушкинской эпохи Художник-акварелист Петр Соколов

Акварельный светский портрет Пушкинской эпохи Художник-акварелист Петр Соколов

Слайд 24

Ал. Брюллов Портрет Н. Гончаровой, 1831

Ал. Брюллов
Портрет Н. Гончаровой, 1831

Слайд 25

«Великий Карл» Брюллов (1779-1852): академизм, романтизм, реализм Автопортрет, 1833 г. Нарцисс, 1819 г.

«Великий Карл» Брюллов (1779-1852): академизм, романтизм, реализм

Автопортрет, 1833 г.

Нарцисс, 1819 г.


Слайд 26

«Девушка, собирающая виноград» «Итальянский полдень»

«Девушка, собирающая виноград» «Итальянский полдень»

Слайд 27

Портрет генерала, графа Василия Перовского, губернатор Оренбурга (1833-36, 1851-57)

Портрет генерала, графа Василия Перовского,
губернатор Оренбурга (1833-36, 1851-57)

Слайд 28

Портрет писателя Ал. Конст. Толстого Портрет писателя И. Крылова

Портрет писателя
Ал. Конст. Толстого

Портрет писателя И. Крылова

Слайд 29

Всадница, 1832 Сестры Джованина и Амалиция Пачини Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, 1842

Всадница, 1832 Сестры
Джованина и Амалиция
Пачини

Портрет графини
Юлии Павловны

Самойловой, 1842
Слайд 30

Раскопки в римском городе Помпеи

Раскопки в римском городе Помпеи

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

В. Тропинин Портрет Карла Брюллова, 1836 г.

В. Тропинин Портрет Карла Брюллова, 1836 г.

Слайд 35

Памятник «Тысячелетие России», Великий Новгород, 1862 г. Скульптор Михаил Микешин В

Памятник «Тысячелетие России»,
Великий Новгород, 1862 г.
Скульптор Михаил

Микешин
В нижнем ярусе –
фигура Карла Брюллова
Слайд 36

Бытовой жанр середины XIX в. Реализм Павел Федотов (1815-1852) Автопортрет, 1848 г.

Бытовой жанр середины XIX в. Реализм Павел Федотов (1815-1852)

Автопортрет, 1848 г.


Слайд 37

«Свежий кавалер»

«Свежий кавалер»

Слайд 38

«Сватовство майора», 1848 г.

«Сватовство майора»,
1848 г.

Слайд 39

Последние годы творчества – трагические, полное одиночество, нищета, болезнь «Вдовушка» «Анкор, еще анкор»

Последние годы творчества – трагические, полное одиночество, нищета, болезнь

«Вдовушка»

«Анкор, еще

анкор»
Слайд 40

Скульптура первой половины 19 в. – монументальная бронзовая Иван Мартос Борис

Скульптура первой половины 19 в. – монументальная бронзовая

Иван Мартос
Борис Орловский
Петр Клодт


Иван Мартос,
1818 г.
Памятник
Кузьме Минину и
Князю
Дмитрию Пожарскому

Слайд 41

Б. Орловский Герои войны 1812 г.: Михаил Кутузов и Михаил Барклай-де-Толли (1837 г.)

Б. Орловский Герои войны 1812 г.: Михаил Кутузов и Михаил Барклай-де-Толли (1837

г.)
Слайд 42

Петр Клодт Кони Аничкова моста (1841, 1851)

Петр Клодт
Кони Аничкова моста (1841, 1851)

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Клодт Петр, Памятник Николаю I, 1856-1859

Клодт Петр,
Памятник Николаю I, 1856-1859

Слайд 46

Михаил Микешин Памятник «Тысячелетие России» В честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания

Михаил Микешин
Памятник «Тысячелетие России»
В честь тысячелетнего юбилея
легендарного призвания варягов 
на Русь. 1862 г.

Великий Новгород
Слайд 47

Слайд 48

Опекушин Александр Памятник Александру Пушкину

Опекушин Александр
Памятник Александру Пушкину

Слайд 49

Критический реализм в искусстве 60-х годов - эпоха реформ – «Манифест

Критический реализм в искусстве 60-х годов

- эпоха реформ – «Манифест

об отмене крепостного права Александра II»;
- роль литературы, политическая публицистика;
- кризис системы академического образования, уступки - развитие бытового жанра и историческая картина на сюжеты из русской истории;
- живопись 60-х – новая тематика, люди простого сословия:
крестьяне, солдаты, дворники, купцы шли на смену монархам
и героям в римских тогах;
Крупнейший московский художник 60-х – Василий Перов (1834-1882)
(Московское училище живописи ваяния и зодчества)
Слайд 50

Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861

Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861

Слайд 51

П Пукирев В. Неравный брак, 1862 г.

П

Пукирев В.
Неравный брак, 1862 г.

Слайд 52

К. Флавицкий Княжна Тараканова, 1864 г. ГТК

К. Флавицкий Княжна Тараканова, 1864 г. ГТК

Слайд 53

Перов В., «Тройка» Образы «обездоленных и бесправных»

Перов В., «Тройка» Образы «обездоленных и бесправных»

Слайд 54

Слайд 55

«Бунт 14» 1863 г. Основание Артели свободных художников И. Крамским в

«Бунт 14» 1863 г.

Основание Артели свободных художников И. Крамским в

Петербурге.
Объединение с московскими художниками и создание «Товарищества передвижных художественных выставок».
Слайд 56

Реализм – ведущее направление в искусстве второй половины XIX в. ПЕРЕДВИЖНИКИ

Реализм – ведущее направление в искусстве второй половины XIX в. ПЕРЕДВИЖНИКИ

Товарищества передвижных

художественных выставок (1870 г.) – независимое объединение Петербургских и Московских художников.
Основатели – Мясоедов Гр. (Москва), Крамской И. (С. Петербург)
Цели:
изображать жизнь такой как она есть, демократизация искусства,
самостоятельный заработок, интерес к темам русской истории (Суриков В., Репин И.), к образам родной природы (Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан).
Слайд 57

ВОПРОС 1. Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как

ВОПРОС

1. Прочтите отрывок из воспоминаний И.Е. Репина и укажите, как назывались

художники, о которых говорится в отрывке.
«Приехал Г.Г. Мясоедов из Москвы … с предложением петербургским художникам примкнуть к … Товариществу.
Когда Мясоедов явился с предложением от москвичей – Перова, Прянишникова, Маковского, Саврасова и других – Крамской сразу сделался горячим приверженцем этого дела. Потом лет десять вёл он в Петербурге все дела Товарищества.
В Петербурге примкнули к Товариществу многие выдающиеся русские художники, как, например, Ге, Шишкин, Максимов, Боголюбов и др.».
Ответ: Речь идет о художниках-передвижниках.
2. Кто из перечисленных художников был одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок? - Крамской И.
Слайд 58

И. Крамской Христос в Пустыне 1872, 2 выставка

И. Крамской
Христос в Пустыне
1872, 2 выставка

Слайд 59

Портреты современников, заказанные Павлом Третьяковым

Портреты современников, заказанные Павлом Третьяковым

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Меценаты русского искусства Русское купечество Мамонтов С. И. – финансовая поддержка

Меценаты русского искусства

Русское купечество
Мамонтов С. И. – финансовая
поддержка искусства,

театр,
усадьба для художников в Абрамцево
Морозов С.Т. - поддержка МХАТ
Третьяков П. –
коллекционер русской живописи,
основатель галереи в Москве
Слайд 63

Слайд 64

Основана в 1856 г. Коллекция П. Третьякова к 1892 г. была

Основана в 1856 г.
Коллекция П. Третьякова к 1892 г. была

передана им в дар г. Москве.
В собрании к этому времени насчитывалось
1287 живописных и 518 графических произведений русской школы,
75 картин и 8 рисунков европейской школы,
15 скульптур и коллекция икон. 
Слайд 65

Драматические образы русской истории Василий Суриков

Драматические образы русской истории Василий Суриков

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

Слайд 70

Слайд 71

Слайд 72

Слайд 73

Слайд 74

Слайд 75

Стенька Разин

Стенька Разин

Слайд 76

Илья Репин

Илья Репин

Слайд 77

Слайд 78

Слайд 79

Портрет Л. Н. Толстого 1887 г. Портрет П. Третьякова, 1883, 1901

Портрет Л. Н. Толстого 1887 г.

Портрет П. Третьякова, 1883, 1901

Слайд 80

Репин Юбилейное заседание государственного совета, 1903 г.

Репин Юбилейное заседание государственного совета, 1903 г.

Слайд 81

Гр. Мясоедов «Сожжение Протопопа Аввакума», 1897 г

Гр. Мясоедов
«Сожжение
Протопопа
Аввакума», 1897 г

Слайд 82

Природа у передвижников Лирические пейзажи Саврасова, Левитана

Природа у передвижников

Лирические пейзажи Саврасова,
Левитана

Слайд 83

Алексей Саврасов Лирические пейзажи

Алексей Саврасов Лирические пейзажи

Слайд 84

Слайд 85

Поэт русского леса Иван Шишкин Эпические пейзажи

Поэт русского леса
Иван Шишкин
Эпические пейзажи

Слайд 86

Слайд 87

Исак Левитан (1860-1900) Автопортрет, 1880 е годы

Исак Левитан (1860-1900)

Автопортрет, 1880 е годы

Слайд 88

Исторические пейзажи И. Левитана «Владимирка», 1892 г. «Постойте, сказал Левитан, -

Исторические пейзажи И. Левитана

«Владимирка», 1892 г.

«Постойте, сказал Левитан, -
да

ведь это Владимирка,
та самая Владимирка,
по которой когда-то,
звякая кандалами,
прошло в Сибирь столько
несчастного люда». 
Первое впечатление было
мгновенным и
очень сильным.  Сюжет так полонил художника,
что он работал с полным
напряжением сил и
окончил этюд "Владимирки"
в несколько
сеансов. 
Слайд 89

«Над Вечным покоем», 1894 год Философский пейзаж Что там, за порогом

«Над Вечным покоем»,
1894 год

Философский пейзаж

Что там,
за порогом

вечности ?
Быстротечность
и беззащитность.
человеческой жизни.
Созерцание природы
как творения Бога.
Слайд 90

ВОПРОС 1.Какие из перечисленных ниже художников были передвижниками? А) Малевич К.

ВОПРОС
1.Какие из перечисленных ниже художников были передвижниками?
А) Малевич К.
Б) Ге Н.
В)

Перов В.
Г) М. Шагал
Д) И. Никитин
Е) И. Крамской
2.Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-х – 1890-х гг.?
классицизм
Романтизм
Академизм
передвижники
Слайд 91

ВОПРОС 1. Прочтите отрывок из воспоминаний художника М.В. Нестерова и укажите

ВОПРОС

1. Прочтите отрывок из воспоминаний художника М.В. Нестерова и укажите фамилию деятеля

культуры, о котором идет речь.
«<Он> приехал неожиданно… Помню, как сейчас, стук в дверь, мое "войдите". На пороге показалась столь знакомая нам, художникам, фигура<коллекционера>… Он прямо приступил к делу, к осмотру картины… Смотрел "Пустынника" долго, сидя, стоя, опять сидя, подходил, отходил, задавал несложные вопросы, делал замечания, всегда, кстати, умно, со знанием дела… И неожиданно, вставая, спросил, не могу ли я уступить вещь для галереи. – О, Боже мой, могу ли уступить?! – Каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею <в Москве>, а моей – тем более: ведь мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я "готовый художник", пока моей картины не будет в галерее. А тут – "Могу ли я уступить?"» О мецентате П. Третьякове.
Слайд 92

Интерес к русской старине Сказка, былина и история в творчестве братьев

Интерес к русской старине Сказка, былина и история в творчестве братьев

Васнецовых

Виктор Васнецов
«Три богатыря», 1898 г.

«Иван Царевич на сером волке», 1889 г.

Слайд 93

Исторический архитектурный пейзаж Апполинария Васнецова «Кремль при Иване Калите, пер. пол. 14 века»

Исторический архитектурный пейзаж Апполинария Васнецова

«Кремль при Иване Калите,
пер. пол.

14 века»
Слайд 94

«Кремль при Дмитрии Донском ок. 1368 г.» «Кремль при Иване III»

«Кремль при Дмитрии Донском ок. 1368 г.»

«Кремль при Иване III»

Слайд 95

Кремль при Иване Грозном, 1550 е годы

Кремль при Иване Грозном, 1550 е годы

Слайд 96

«Картины по русской истории» – новый спецпроект нач. XX в. для

«Картины по русской истории» – новый спецпроект нач. XX в. для

улучшения качества преподавания истории в начале XX в.
Слайд 97

Одно из первых наглядных пособий по истории 50 иллюстраций на значимые

Одно из первых наглядных пособий по истории

50 иллюстраций
на значимые

события в русской истории
Художники серебряного века –братья Васнецовы, И. Билибин, В. Серов, А. Бенуа, Добужинский и др.
с1908 по 1913 г.
Слайд 98

«Основание Москвы» «Двор удельного князя» - усредненная картинка времен феодальной раздробленности

«Основание Москвы»

«Двор удельного князя»
- усредненная картинка
времен феодальной раздробленности