История русской cредневековой (домонгольской) культуры IX – XIIIвв

Содержание

Слайд 2

архитектура Древняя Русь Византия Жилье, крепости и другие строения строились из

архитектура

Древняя Русь

Византия

Жилье, крепости и другие строения строились из дерева – не

сохранились до наших дней
- Затейливая резьба по дереву – традиционное украшение деревянных строений

Строительный опыт и
традиции
- Каменное строительство
- Крестово-купольный тип
- Строительство храмов
- Монументализм форм

Строительство христианских храмов в X – XI веках
Храм – место не только церковных служб,
но и собраний горожан, приема послов

Храмовое каменное строительство появилось после 988г.

Слайд 3

В Киевской Руси основное строительство было деревянным - дома, городища, переходы

В Киевской Руси основное строительство было деревянным - дома, городища, переходы

и мосты через реки.

архитектура

Дом на жилом подклете.серXIIв..

Общий вид боярских хором. XIIв.

Хоромы 11-13 вв., состоящие из нескольких срубов, соединенных переходами.

Слайд 4

У каждой земли, княжества – свои особенности архитектурного стиля

У каждой земли, княжества – свои особенности архитектурного стиля

Слайд 5

У каждой земли, княжества – свои особенности архитектурного стиля Софийские соборы

У каждой земли, княжества – свои особенности архитектурного стиля

Софийские соборы
- Киевская

София – сочетание славянской и византийской традиции: многокупольность в сочетании со ступенчатой пирамидой способствовала распространению стиля русского зодчества
- Новгородская София
- Полоцкая София

Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Фрагмент памятника 1000-летию Руси. Новгород

У каждой земли, княжества – свои особенности архитектурного стиля

Слайд 6

Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО

Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО

Слайд 7

У каждой земли, княжества – свои особенности архитектурного стиля Золотые ворота

У каждой земли, княжества – свои особенности архитектурного стиля

Золотые ворота
- Киев
-

Владимир
Важный элемент
архитектуры
Древней Руси
- Строились при въезде в город

Золотые ворота в Киеве

Золотые ворота во Владимире

Слайд 8

При въезде во Владимир были поставлены ворота – Серебряные на востоке

При въезде во Владимир были поставлены ворота – Серебряные на востоке

и Золотые на западе (сохранились до сих пор).

Памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158–1164 гг. Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью.

Штурм Золотых ворот г. Владимира

Слайд 9

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОГО КНЯЖЕСТВА: Органичная связь с природой; Богатое убранство; Соблюдение византийских

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОГО КНЯЖЕСТВА:
Органичная связь с природой;
Богатое убранство;
Соблюдение византийских традиций;

Монументальность, большое количество украшений.

План Киевского кремля
в XII веке.

Слайд 10

Десятинная церковь (церковь Богородицы) — первая каменная церковь Киевской Руси. Письменные

Десятинная церковь (церковь Богородицы) — первая каменная церковь Киевской Руси.

Письменные источники

помогли ученым обнаружить следы строения Х века. Из древнерусских летописей известно, что в 996 году в Киеве была создана церковь в честь Успения Божией Матери.
В эту церковь князь Владимир велел отчислять десятую часть великокняжеских доходов, потому церковь назвали Десятинной. Благодаря летописям этот храм был известен всей Руси.
Слайд 11

Софийский собор в Константинополе

Софийский собор
в Константинополе

Слайд 12

Киев Софийский собор. г.Константинополь. Князь Ярослав Мудрый много строил в Киеве

Киев

Софийский собор. г.Константинополь.

Князь Ярослав Мудрый много строил в Киеве и

превратил его в одну из красивейших столиц мира. За время его правления были построены Кремль, соборный храм Cвятой Софии Премудрости Божией, монастыри святых Георгия и Ирины, Золотые ворота с церковью Благовещения над ними.

Софийский собор в Киеве. Реконструкция

Храм в Киеве был заложен в 1037 году Великим князем Ярославом Владимировичем Мудрым в память о победе над печенегами. ("Повесть временных лет")

Слайд 13

Софийский собор. Интерьер. г.Киев Софийский собор, Киев, 1037 год Современный вид Ярослав Мудрый

Софийский собор. Интерьер. г.Киев

Софийский собор, Киев, 1037 год
Современный вид

Ярослав Мудрый

Слайд 14

Архитектура Великого Новгорода. Добротность, основательность; Строгость, простота; ассиметрия форм; Отсутствие декоративных

Архитектура Великого Новгорода.
Добротность, основательность;
Строгость, простота; ассиметрия форм;
Отсутствие декоративных украшений;

Строгость внутренней отделки.

Новгород XIV в. Реконструкция Е. Д. Шеко

Слайд 15

Основание Новгорода Нестор-летописец указывает, что было это в 862 году. Этот

Основание Новгорода

Нестор-летописец указывает, что было это в 862 году. Этот год

обычно и считается годом основания русского государства.
В память об этом в Новгороде в 1862 году
был поставлен замечательный памятник «Тысячелетие России».
Много строил в Новгороде Ярослав Мудрый и его сын.

памятник «Тысячелетие России»
Г.Новгород

Слайд 16

Новгород Выдающийся памятник древнерусской архитектуры и истории Софийский собор – главная

Новгород

Выдающийся памятник древнерусской архитектуры и истории Софийский собор – главная

достопримечательность города на Волхове. Построенный в 1045-1050 годах по распоряжению князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, собор стал главным храмом феодально-боярской вечевой республики.

Софийский собор. Новгород

Детинец Новгорода

В годы Великой Отечественной войны фашисты разрушили Софийский собор

Слайд 17

Характерные черты : Суровый характер построек, но внешние стены украшаются ажурным

Характерные черты :
Суровый характер построек, но внешние стены украшаются ажурным рельефом,
Из

материала используется белый известняк

ВЛАДИМИРО – СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Слайд 18

Владимиро –Суздальская земля Древнейшее сооружение Владимира – Успенский собор был построен

Владимиро –Суздальская земля

Древнейшее сооружение Владимира – Успенский собор был построен Андреем

Боголюбским в 1158-1161гг. Затем дважды перестраивался. В соборе сохранились остатки росписей 12-13 веков и фресок Андрея Рублёва и Даниила Чёрного.

Андрей Боголюбский.
В Васнецов

Слайд 19

Успенский собор города Владимир — главный (кафедральный) храм Владимиро-Суздальской Руси. Один

Успенский собор города Владимир — главный (кафедральный) храм Владимиро-Суздальской Руси. Один

из выдающихся памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для более поздних соборов
Слайд 20

Дмитриевский собор построен Всеволодом 3-им в 1194-1197 гг. Стены собора украшены

Дмитриевский собор построен Всеволодом 3-им в 1194-1197 гг. Стены собора украшены

резьбой по камню. Резьба покрывает колонки аркатурного пояса, плоскости верхней половины стен, барабан. Внутри собора сохранились остатки фресок 12-го века.
Слайд 21

Дмитровский собор, посвященный святому воину Дмитрию Солунскому был заложен в 1194

Дмитровский собор, посвященный святому воину Дмитрию Солунскому был заложен в 1194

г.
 Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация. На каждом фасаде центром композиции является царь Соломон. Вокруг него группируются изображения растений, зверей, птиц, грифонов.
Слайд 22

Редко кто, проезжая по «Золотому кольцу», не завернёт в Боголюбово, а

Редко кто, проезжая по «Золотому кольцу», не завернёт в Боголюбово, а

оттуда не пройдёт широким лугом к церкви Покрова на Нерли. Она построена в 1165г. Князем Андреем Боголюбским. Этот памятник один из шедевров мировой архитектуры.

Церковь Покрова на Нерли (XII в.)

Князь Андрей Боголюбский

Слайд 23

Церковь Покрова на Нерли (XII в.) Церковь Покрова на Нерли построена

Церковь Покрова на Нерли (XII в.)

Церковь Покрова на Нерли построена из

тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским «за одно лето» в 1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на специально насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами.
Слайд 24

Древнейшие храмы Руси Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.) Софийский собор

Древнейшие храмы Руси

Десятинная церковь в Киеве
(989-996 гг.)
Софийский

собор в Киеве (1037 г.)
Софийский храм в Новгороде
(1045 г.)
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.)
Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире
Слайд 25

1. Здание представляет собой образец крестово-купольного храма 2. Здание было построено

1. Здание представляет собой образец крестово-купольного храма

2. Здание было построено при

Ярославе Мудром

3. Здание находится в Чернигове

4. Здание является первым каменным храмом Древней Руси

5. Здание построено в честь победы русских войск над половцами

В12. Какие суждения о здании, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

Подготовка к ЕГЭ

Слайд 26

В13. Какое из зданий, представленных ниже, было создано при том же

В13. Какое из зданий, представленных ниже, было создано при том же

правителе, что и данное здание?

Подготовка к ЕГЭ

Слайд 27

Задание 28 В12. Какие суждения о здании, изображённом на фотографии, являются

Задание 28

В12. Какие суждения о здании, изображённом на фотографии, являются верными?

Выберите два суждения из пяти предложенных.

1. Здание было заложено князем Юрием Долгоруким

2. Здание находится в Великом Новгороде

3. Здание украшено фресками Дионисия

4. Здание построено из белого камня

5. В здании похоронены князья и митрополиты

Подготовка к ЕГЭ

Слайд 28

Изобразительное искусство Христианство внесло совершенно иное содержание в изобразительное искусство Из

Изобразительное искусство

Христианство внесло совершенно иное
содержание в изобразительное искусство

Из Константинополя
привезены

первые образцы живописного искусства –
иконы
и миниатюры манускриптов

Миниатюра

Иконопись

Византийские мастера построили на Руси первые каменные храмы и украсили их
мозаиками
и фресковыми росписями

Монументальная живопись

Слайд 29

Мозаика Вид монументальной живописи Изображения набираются из разноцветных камней, смальты и

Мозаика

Вид монументальной живописи
Изображения набираются из разноцветных камней, смальты и т.п.
Применяется

в основном для украшения храмов, а также для дворцовых сооружений.
В киевской Софии: Христос - Пантократор (Вседержитель),
Оранта – «Нерушимая стена», апостолы.

Оранта – «Нерушимая стена», Софийский собор, Киев. мозаика, 12в.

Слайд 30

Мозаичная палитра Софийского собора г. Киева насчитывает 177 оттенков. Синий цвет

Мозаичная палитра Софийского собора г. Киева насчитывает 177 оттенков. Синий цвет

состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров.

Дмитрий Солунский

Слайд 31

мозаика Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря XIв. Софийский собор. Киев. мозаика.

мозаика

Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря XIв. Софийский собор. Киев.
мозаика.

Христос Вседержитель. Купол.
Софийский

собор. Киев.
мозаика.
Слайд 32

Фреска Вид монументальной живописи Роспись по сырой штукатурке Применяется в основном

Фреска

Вид монументальной живописи
Роспись по сырой штукатурке
Применяется в основном для украшения

храмов, а также для дворцовых сооружений
В киевской Софии – изображения не только святых, но и светские сюжеты: семьи Ярослава Мудрого, охота, акробаты и музыканты

Христос Ветхий Денми.12в. Церковь Спаса на Нередице. Новгород. фреска

Слайд 33

фреска Успение. Конец 12-начало 13 вв. Новгород Апостол из «страшного суда». Успенский собор. Владимир. Фреска

фреска

Успение. Конец 12-начало 13 вв. Новгород

Апостол из «страшного суда».
Успенский собор. Владимир.

Фреска
Слайд 34

Икона Станковое изображение лиц или событий священной или церковной истории. Икона

Икона
Станковое изображение лиц или событий священной или церковной истории. Икона

– богословие, выраженное не словесно, а образно «Умозрение в красках»
Иконы начинают писаться по дереву и несут в себе черты условного иконописного лика
Два основных направления:
Новгородская школа – большая контрастность цветов, яркость;
Киевская школа – более нежная палитра.
Слайд 35

Иконопись Первая икона – чудесно явленный убрус – прижизненное изображение лика

Иконопись

Первая икона –
чудесно явленный убрус –
прижизненное изображение лика Христа

«Оранта»

– иконографический тип изображения Богоматери, представляющий Ее с поднятыми
и раскинутыми в стороны руками

«Спас Нерукотворный» – иконографический тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате)

«Нерушимая стена» –
особый эпитет,
присваивавшийся, как правило, изображениям
Богоматери Оранты

Слайд 36

икона Ангел златые власы. конец XIIв. вмч.Георгий Победоносец. икона XIIв.

икона

Ангел златые власы. конец XIIв.

вмч.Георгий Победоносец.
икона XIIв.

Слайд 37

икона Великая Панагия, Ярославская Оранта. икона XIIв.

икона

Великая Панагия, Ярославская Оранта. икона XIIв.

Слайд 38

икона Богоматерь Владимирская. Начало XIIв. Константинополь

икона

Богоматерь Владимирская. Начало XIIв. Константинополь

Слайд 39

Владимирская икона Божией Матери – главная и наиболее почитаемая святыня в

Владимирская икона Божией Матери – главная и наиболее почитаемая святыня в

Русской православной церкви. Икона изображает Богородицу с младенцем Христом на руках, прильнувших друг к другу. Иконы этого типа получили на Руси название «Умиление». Эта икона прислана в дар князю Мстиславу на Русь из Константинополя.

Евангелист Лука, пишущий Владимирскую икону Богородицы

Владимирская икона Божией Матери – главная и наиболее почитаемая святыня в Русской православной церкви.

Слайд 40

икона Спас Нерукотворный. XIIв. Изображение «Спаса Нерукотворного» стало появляться В Киевской

икона

Спас Нерукотворный. XIIв.

Изображение «Спаса Нерукотворного» стало появляться В Киевской Руси на

главных воротах городов и на хоругвях военных походов после принятия христианства.
Слайд 41

В «Слове о полку Игореве» говорится: « В поле Русь, с

В «Слове о полку Игореве» говорится:
« В поле Русь, с

багряными щитами, Длинным строем изрядилась к бою, Алча чести, а для князя славы…
Всё дружине храброй отдал Игорь,
Красный стяг один себе оставил,
Красный стяг, серебряное древко…»

Русское слово «знамя» родственно словам «знаменье», «знак». На Руси знаменем мог быть образ святого, изображённый на полотнище. Знамя выносили во время самых торжественных событий. Оно развевалось над воинами и во время битв.

Слайд 42

Миниатюра Живописный рисунок, украшающий книгу: заставки, концовки, инициалы, миниатюры, оклады Миниатюрой

Миниатюра

Живописный рисунок, украшающий книгу: заставки, концовки, инициалы, миниатюры, оклады
Миниатюрой на

Руси также называли заглавную буквицу. Так возникло выражение «писать с красной строки».
«Остромирово Евангелие» – изображения евангелистов. Миниатюры содержат много черт, несвойственных византийскому искусству.
Радзивилловская летопись – «окна в исчезнувший мир» – 617 красочных миниатюр

Изборник.1073г.
Дьяк Григорий.

Слайд 43

Иосиф Санин пишет послание с обличением еретиков. XIIв. Апостол Лука. Мстиславово Евангелие. Миниатюра. XIIв. ПВЛ

Иосиф Санин пишет послание с обличением еретиков. XIIв.

Апостол Лука.
Мстиславово Евангелие.

Миниатюра. XIIв.

ПВЛ

Слайд 44

Древнерусские буквицы

Древнерусские буквицы

Слайд 45

Декоративно-прикладное искусство Первые примеры декоративно-прикладного искусства встречаются у скифов и родственных

Декоративно-прикладное искусство

Первые примеры декоративно-прикладного искусства
встречаются у скифов и родственных

им племен, северных славян - резьба, кузнечное и ювелирное дело

Произведения отмечены развитым вкусом народных мастеров:
бронзовые и серебряные украшения, расцвеченные эмалью фибулы, колты, бусы, гребешки с фигурками животных

Слайд 46

Виды ювелирных работ Скань – Зернь – Перегородчатая эмаль – Чернь –

Виды ювелирных работ
Скань –
Зернь –
Перегородчатая эмаль –
Чернь –

Слайд 47

Зернь и скань - одни из фирменных ремесл древних славян. До

Зернь и скань - одни из фирменных ремесл древних славян. До

ига были широко распространены.
Зернь – узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластину.
Слайд 48

Скань = филигрань На Руси скань была известна очень давно. Филигранные

Скань = филигрань

На Руси скань была известна очень давно. Филигранные изделия

встречаются еще в раскопках курганов IX века.

Современные изделия

Богоматерь. золото, перегородчатая эмаль, скань.12век

Слайд 49

Перегородчатая эмаль – техника изготовления ювелирных украшений на основе заполнения цветной

Перегородчатая эмаль – техника изготовления ювелирных украшений на основе заполнения цветной

эмалью ячеек между перегородками из скани. Отличалась большой сложностью и требовала от мастеров хорошей выучки, большого опыта и тонкого художественного вкуса.

Современные изделия

Слайд 50

Чернь – гравировка на металле (серебре, золоте), штрихи которой заполнены черным

Чернь – гравировка на металле (серебре, золоте), штрихи которой заполнены черным

металлическим сплавом.

Древнерусские женские браслеты. Чернь 12век. Рязань

Слайд 51

Бармы. XIIв. Рязань. Золото. Колты. золото, перегородчатая эмаль. XIIв. Ювелирный гнездовский клад. IX-XIвв..

Бармы. XIIв. Рязань.
Золото.

Колты. золото, перегородчатая эмаль. XIIв.

Ювелирный гнездовский клад. IX-XIвв..

Слайд 52

Древнерусские мастера владели многими техниками ювелирного дела: сканью (или филигранью), басмой

Древнерусские мастера владели многими техниками ювелирного дела: сканью (или филигранью), басмой

(тиснением), чеканкой. Но наивысших успехов они достигли в перегородчатых эмалях.

Колты. золото, перегородчатая эмаль. XIIв.

Слайд 53

Женский парадный (праздничный) головной убор Реконструкция П. Толочко Женские ювелирные украшения древнерусских мастеров

Женский парадный
(праздничный) головной убор
Реконструкция П. Толочко

Женские ювелирные украшения древнерусских

мастеров
Слайд 54

Русское ремесло (более 60 специальностей) того времени по своему техническому и

Русское ремесло (более 60 специальностей) того времени по своему техническому и

художественному уровню не уступало ремеслу Западной Европы.

доспехи славянского воина

Шлем Переяславль - Залесского князя Ярослава Всеволодовича.
Кон.XI I- нач. XIIIвв.

Слайд 55

Расцвет культуры Древней Руси связан со временем Ярослава Мудрого, когда православная

Расцвет культуры Древней Руси связан со временем Ярослава Мудрого, когда православная

вера распространилась почти по всей Русской земле. Князь Ярослав продолжил дело своего отца Владимира Красное Солнышко: создавал школы и мастерские по переписке книг, строил храмы и монастыри. За время его правления Киев превратился в одну из красивейших столиц мира. Каждый, кому посчастливится побывать в Киеве, сможет посетить храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный при Ярославе Мудром, увидеть в нем древние мозаики и фрески.

Подведем итоги

Слайд 56

Итоги развития культуры Киевской Руси в IХ – ХIII веках Экономический

Итоги развития культуры Киевской Руси в IХ – ХIII веках

Экономический

и духовный взлет

Общая территория, торговые связи способствовали культурному обмену, расширению международных связей

Благодаря единой христианской церкви сохранялись религиозные каноны
в искусстве

Широкое распрост-ранение грамотности, зарождение древне-русской литературы, сохраняется устное народное творчество

Складывались древнерусская народность, единый язык

Расцвет каменного храмового строительства в удельных княжествах, иконописи византийского письма, мозаики, фресок

Слайд 57

ВЫВОД Экономический и культурный взлет Киевской Руси в IX – 1-ой

ВЫВОД
Экономический и культурный взлет Киевской Руси в IX – 1-ой четверти

XIII веках.
Культурное ядро Древней Руси формировалось после гибели античного мира, когда складывалась средневековая Европа. Русь воспринималась другими народами как часть варварского мира.
Общая территория, торговые связи способствовали культурному обмену и расширению международных связей.
Христианство, принятое в Х веке, оказало Благодаря единой христианской церкви сохранялись религиозные каноны в искусстве.
Широкое распространение грамотности, зарождение древнерусской литературы.
Складывались древнерусская народность, единый язык.
Расцвет каменного храмового строительства в удельных княжествах, иконописи византийского письма, мозаики, фресок.
Древнерусскую культуру отличает целостность и единство трех начал: этического, интеллектуального и эстетического – Добра, Истины и Красоты.
Слайд 58

Капище-место, где поклонялись идолам Христианство- одна из мировых религий, основанная на

Капище-место, где поклонялись идолам
Христианство- одна из мировых религий, основанная на вере

в Иисуса Христа
Византия- соседнее государство Руси, одна из могущественных империй Европы
Язычество- религиозные верования восточных славян
Волхвы – жрецы у восточных славян
Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины
Буквица – красивая заглавная рисованная буква, с которой начинается текст летописи
Фреска – живопись по сырой штукатурке
Икона – изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, которому приписывается священное значение
Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события. Их создавали грамотные монахи, выводя гусиными перьями историю русского народа.

Трудные слова

Слайд 59

Знаете ли вы значение данных выражений, из какого они литературного источника

Знаете ли вы значение данных выражений, из какого они литературного источника

Крылатые

выражения:
«Не дайте хазарам, а мне дайте»
«Если повадится волк к овцам, то вынесет стадо, пока не убьют его»
«Иду на вас»
«Да будет Киев матерью городов русских»
«Земля наша велика, порядка нет, приходите»
«Спал как простой воин, ходил как барс»
«Не посрамим» Русской земли, ляжем костьми, мертвым нет срама
«Из варяг в греки»
«Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё»

Творческое задание на дом