Киевская Русь в X – начале XII вв

Содержание

Слайд 2

Первая усобица на Руси. 972-980 гг.

Первая усобица на Руси. 972-980 гг.

Слайд 3

Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил

Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил

в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем.
Олег – в Древлянской земле, Владимир в Новгороде.
Слайд 4

Внешняя политика Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором

Внешняя политика

Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном

II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года
Слайд 5

Ярополк Яропо́лк Святосла́вич — великий князь — великий князь киевский (972

Ярополк

Яропо́лк Святосла́вич — великий князь — великий князь киевский (972 — великий князь киевский (972—980 годы — великий князь киевский (972—980 годы),

старший сын князя Святослава Игоревича и Предславы.
Слайд 6

Первая междуусобица В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и

Первая междуусобица

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его

братьями, князем древлянской земли Олегом и новгородским князем Владимиром.
Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега.
В борьбе за древлянский город Овруч Олег погиб. Он упал с моста во время бегства от киевской дружины и был задавлен в крепостном рву другими воинами и лошадьми.
Слайд 7

После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море»,

После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море»,

а Ярополк стал правителем всего Древнерусского государства.
В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, взял штурмом Полоцк, убив правившего там Рогволда и его сыновей, насильно женился на полоцкой княжне Рогнеде (невесте Ярополка).
Слайд 8

В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд. Блуд уговорил Ярополка покинуть

В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд.
Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев

и укрыться в укреплённом городе Родне на реке Рось.
После длительной осады в Родне начался голод. Блуд уверял Ярополка в том, что ему следует вступить в переговоры с Владимиром.
Во время переговоров Ярополк был убит.
Слайд 9

Владимир Святославович. 980-1015 Влади́мир Святосла́вич (около 960 — 15 июля 1015

Владимир Святославович. 980-1015

Влади́мир Святосла́вич (около 960 — 15 июля 1015 года) —

князь новгородский (970—988), князь киевский (978 (?)—1015), при котором произошло Крещение Руси.
Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 980 году.
В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси.
В крещении получил христианское имя Василий.
Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории).
Слайд 10

Сын великого князя киевского Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из

Сын великого князя киевского Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из

города Любеч, милостницы (раздатчица милостыни) княгини Ольги.
Сын рабыни («робичич» по словам Рогнеды) по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю, но после сыновей, рожденных в браке.
Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу
Слайд 11

Споры о начале княжения: По летописи Владимир вокняжился в Киеве в

Споры о начале княжения:
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980

году.
Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года.
Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.
Слайд 12

Реформы Владимира Святославовича. Создание системы наместничества. Владимир отправлял сыновей наместниками в

Реформы Владимира Святославовича.

Создание системы наместничества.
Владимир отправлял сыновей наместниками в разные города

Вышеслава

– в Новгород
Бориса – в Ростов
Глеба - в Муром
Святослава – в Древлянскую землю
Мстислава- в Тмутаракань
Всеволода – во Владимир Волынский
Слайд 13

Система оборонительных рубежей Строительство крепостей на Днепре (4 линии обороны) Система

Система оборонительных рубежей
Строительство крепостей на Днепре (4 линии обороны)
Система светового оповещения

( сигнальные костры)
Богатырские заставы
Слайд 14

Реформа язычества Главным богом Владимир решил сделать Перуна – бога грома

Реформа язычества

Главным богом Владимир решил сделать Перуна – бога грома и

молнии, но народ продолжал верить в многочисленных языческих богов.
Владимир выделил Перуна, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла, Макошь.
Есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам.

Перун

Слайд 15

Славянские боги Перун – гром и молния (покровитель дружины) Даждьбог –

Славянские боги

Перун – гром и молния (покровитель дружины)
Даждьбог – бог солнца

(покровитель земледельцев)
Велес – бог скота и торговли
Сварог – бог неба (покровитель ремесла)
Стрибог – бог ветра
Лада – богиня любви
Макошь – богиня рукоделия
Ярило – бог возрождающейся и умирающей природы
Леля (лель) – богиня весны
Морана – богиня смерти
Чернобог – бог зла
Слайд 16

Перу́н («гром») — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины

Перу́н («гром») — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины

в древнерусском языческом пантеоне. Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».
Слайд 17

Дажьбо́г — один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог Солнца

Дажьбо́г — один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог Солнца

и его олицетворение, бог плодородия и солнечного света.
Слайд 18

Симаргл (Семаргл) — древнерусское языческое божество с неясными функциями, входившее в

Симаргл (Семаргл) — древнерусское языческое божество с неясными функциями, входившее в

пантеон князя Владимира.
По мнению большинства учёных — полубожественный персонаж, возможно — вестник между небесным и земным мирами
По Б. А. Рыбакову — покровитель семян и корней, охранитель растительности, отождествлённый Б. А. Рыбаковым с богом Переплутом.
По М. А. Васильеву - бог Семаргл представлял собой птицеподобное воплощение Саэны-Симурга, проникшее к славянам через алано-сарматское посредничество
Слайд 19

Мо́кошь (Ма́кошь) — богиня в славянской мифологии, единственное женское божество, идол

Мо́кошь (Ма́кошь) — богиня в славянской мифологии, единственное женское божество, идол

которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с идолами других богов.
Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. Она была богиней жизненных благ и изобилия, а также — «матерью урожая
Слайд 20

Духи Домовой Леший Водяной и русалки Кикиморы Овинник Банник Полевик

Духи

Домовой
Леший
Водяной и
русалки
Кикиморы
Овинник
Банник
Полевик

Слайд 21

986 г. – выбор веры (мусульманство, иудаизм, православное христианство) Летописное повествование

986 г. – выбор веры (мусульманство, иудаизм, православное христианство)
Летописное повествование о

«выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер.
Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма), но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.
Слайд 22

Выбор веры. В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от

Выбор веры.

В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских

булгар, предложившие ему перейти в ислам.
Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.
Слайд 23

После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те

После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те

заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию».
Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам.
Владимир отказался от иудаизма.

Слайд 24

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал

Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере.
Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами.
Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков.
Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле».
В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду
Слайд 25

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году.
По византийским

и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки.
Условием князя была рука царевны Анны, сестры императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для ромейских василевсов.
Тогда в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду.
Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника императора Василия II.
Слайд 26

Слайд 27

Херсонес Таврический

Херсонес Таврический

Слайд 28

В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в

В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в

IX веке стал одной из её военно-административных областей — фемой.
К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем.
Вплоть до XIII века он был форпостом Византии в Крыму.
В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата, Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы.
В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город.
Слайд 29

Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х

Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х

Слайд 30

Анна Византийская Анна Византийская — византийская царевна из Македонской династии, дочь

Анна Византийская

Анна Византийская — византийская царевна из Македонской династии, дочь Романа

II и Феофано, жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси.
После захвата русами греческого города Корсунь в Крыму родная сестра византийского императора Василия II была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия соглашения о русской военной помощи Византии.
Слайд 31

Дед Анны, император Константин VII Багрянородный написал для сына (949) трактат

Дед Анны, император Константин VII Багрянородный написал для сына (949) трактат

«Об управлении империей», в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов:
«Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу […] Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа.»
С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»
Слайд 32

Крещение киевлян В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то

Крещение киевлян

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время

как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой.
Слайд 33

Крещение Новгорода 990-991 гг. крещение новгородцев. Добрыня Никитич и Путята. «Путята

Крещение Новгорода

990-991 гг. крещение новгородцев.
Добрыня Никитич и Путята.
«Путята крестил вас мечом,

а Добрыня огнём».

Перынь – капище Перуна

Слайд 34

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Киевская Русь стала одной из митрополий

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Киевская Русь стала одной из митрополий

(Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове.
Слайд 35

Все церковные чины делятся на две категории: Белое духовенство. К ним

Все церковные чины делятся на две категории:

Белое духовенство. К ним относятся

служители, которые могут иметь семью, жену и детей.

Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Слайд 36

Белое духовенство Протопресвитер ( сан дается только патриархом Московским и всея

Белое духовенство

Протопресвитер ( сан дается только патриархом Московским и всея Руси

в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви, настоятель Патриаршего собора) (Ваше Высокопреподобие)
Протоиерей (старший священник, настоятели храмов в крупных городах) (Ваше Высокопреподобие
Иерей ( священник) (Ваше Преподобие) поп
Протодиакон (старший диакон)
Диакон
Послушник, псаломщик, иподиакон – помощники в церкви-не священнослужители
Слайд 37

Черное духовенство Митрополит (Ваше Высокопреосвященство) Архиепископ (Ваше Высокопреосвященство) Епископ (Ваше Преосвященство,

Черное духовенство

Митрополит (Ваше Высокопреосвященство)
Архиепископ (Ваше Высокопреосвященство)
Епископ (Ваше Преосвященство, Ваша Милость и

Ваша Светлость)
Архимандрит ( настоятель собора или монастыря) (Ваше Высокопреподобие)
Игумен ( игуменья)- глава монастыря. ( Ваше Высокопреподобие)
Иеромонах (Ваше Преподобие)
Архидиакон
Иеродиакон
Послушник (инок)
Слайд 38

Митрополи́т Иларио́н (прозвище Русин; умер ок. 1055 года) — митрополит Киевский

Митрополи́т Иларио́н (прозвище Русин; умер ок. 1055 года) — митрополит Киевский

и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель.
Первый митрополит славянского происхождения в Древнерусском государстве.
Автор «Слова о законе и благодати» (1030—1050).
Слайд 39

Десятинная церковь Годы строительства 989-996 Построена греческими мастерами Разрушена монголами в 1240 г.

Десятинная церковь

Годы строительства 989-996
Построена греческими мастерами
Разрушена монголами в 1240 г.

Слайд 40

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве) в Киеве —

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве) в Киеве — первая

каменная церковь Древнерусского государства) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна
Слайд 41

«Владимир на столе» При Владимире I была начата чеканка золотых и

«Владимир на столе»

При Владимире I была начата чеканка золотых и серебряных

монет
Хождение имели слитки серебра – гривны (68 г. ИЛИ 200 гр.)
Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Дети (всего тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей): От «чехини»

Дети (всего тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей):
От «чехини» (по

«Саге об Олаве сыне Трюггви» — Аллогии, по Татищеву — варяжки Оловы, «норвежской княжны Олавы»):
Вышеслав, князь новгородский, старший сын Владимира. Умер до смерти отца.
От вдовы Ярополка Святославича (по родословиям — «гречанки Предиславы»):
Святополк Окаянный, князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.
От Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода (жена с ок. 977):
Изяслав, князь полоцкий; Мстислав; Ярослав Мудрый, князь ростовский, после смерти Вышеслава — новгородский, после победы над Святополком — киевский; Всеволод, князь Владимир-Волынский, погибший в Швеции в 993 году; Предслава, сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым; Премислава (ум. в 1015 году); Мстислава, в 1018 году среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.
Слайд 45

От Адельи: Мстислав Тмутараканский, князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны

От Адельи:
Мстислав Тмутараканский, князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с

Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036 году, не оставив наследников.
От болгарки ( имя неизвестно)
Станислав, князь смоленский
Судислав, князь псковский, в 1024—1059 годах в заточении, умер в 1063 году, пережив всех братьев.
От «богемской княжны» Мальфриды
- Святослав, (ум. 1015), князь древлянский.
От «болгарыни», по родословцам — «болгарской княжны Милолики»:
- Борис, князь ростовский; Глеб, князь муромский.
Неизвестно, от какой жены:
Позвизд, судя по языческому имени родился до крещения Владимира.
Добронега-Мария (ум. 1087) — стала женой короля Польши Казимира I.
Слайд 46

Рогне́да Рогволодовна (также Горисла́ва, ок. 960 — ок. 1000) — княжна

Рогне́да Рогволодовна (также Горисла́ва, ок. 960 — ок. 1000) — княжна

полоцкая, дочь князя полоцкого Рогволода, одна из жён великого князя киевского Владимира Святославича, мать князя полоцкого Изяслава Владимировича — родоначальника династии Изяславичей Полоцких, великого князя киевского Ярослава Владимировича и первого князя волынского Всеволода Владимировича
Слайд 47

Старейший из памятников Владимиру Великому, установлен в 1853 году

Старейший из памятников Владимиру Великому, установлен в 1853 году

Слайд 48

Слайд 49

Внешняя политика В 981 году Владимир воевал с польским князем Мешко

Внешняя политика
В 981 году Владимир воевал с польским князем Мешко I

за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля.
В 981—982 годах Владимир обложил данью вятичей.
В 983 году Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией.
В 984 году Владимир окончательно покорил радимичей, когда местное войско было разбито уже сторожевым киевским отрядом (радимичи Волчья Хвоста бегают).
В 985 году Владимир в союзе с кочевыми торками совершил поход против волжских булгар. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях.
Слайд 50

Слайд 51

Отношения с Польшей Болесла́в I Хра́брый (966 или 967— 1025) —

Отношения с Польшей

Болесла́в I Хра́брый (966 или 967— 1025) —

князь (992—1025) и первый король Польши (1025), князь Чехии в 1003—1004 годах Представитель династии Пястов.
Дочь Болеслава Храброго (имя не сохранилось) вышла замуж за туровского князя Святополка Владимировича.
Слайд 52

Слайд 53

981 год – поход против польского князя Мешко I. Присоединил Червенскую

981 год – поход против польского князя Мешко I. Присоединил Червенскую

Русь ( города Червен и Перемышль).
981-982 – походы на вятичей
983- на радимичей
В 989 году русские войска участвовали в подавлении мятежа болгар и византийского военачальника Варды Фоки.
В 992 году проведён поход в прикарпатские земли против белых хорватов, впервые включивший их в состав Древнерусского государства.
В 1000 году 6 тысяч русов участвовали в византийском походе в Армению, а сам Владимир — в походе в дунайскую Болгарию.
В 1015 году смерть князя Владимира застала киевское войско в походе во главе с Борисом Владимировичем на печенегов.
Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).
Слайд 54

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль,

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль,

993, в 996 году состоялась неудачная битва у Василёва, в 997 году — нападение на Киев, в 1001, в 1013 годах состоялось польско-печенежское вторжение на Русь.
Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.).
Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси.
По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников.
По реке Рось это была Поросская оборонительная линия, по реке Суле — Посульская.
По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.
Слайд 55

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности в Киевской Руси — что

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности в Киевской Руси — что

связано с Крещением. Как и многие другие реформы, проводилась она насильственно:
«Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых»
Слайд 56

Вторая усобица на Руси. 1015-1019. 1015 г. Святополк Окаянный убивает Бориса,

Вторая усобица на Руси. 1015-1019.

1015 г. Святополк Окаянный убивает Бориса, правившего

в Ростове, и Глеба, правившего в Муроме.
Борис и Глеб – первые русские святые.
Святослава Древлянского посланцы Святополка убивают на пути в Чехию.
Всеволод Волынский – убит в Швеции.
Слайд 57

Сятополк Окаянный Святопо́лк Влади́мирович (в крещении Пётр, в древнерусской историографии по

Сятополк Окаянный

Святопо́лк Влади́мирович (в крещении Пётр, в древнерусской историографии по прозвищу

«Окая́нный», ок. 979—1019) — великий князь киевский в 1015—1016 и 1018—1019.
Сын или пасынок Владимира Святого, пришёл к власти после его смерти.
По преданию, приказал умертвить своих братьев Бориса и Глеба, а потом ещё одного брата Святослава, за что в истории получил прозвище «Окаянный».
Слайд 58

Ярослав Мудрый и Святополк Окаянный 1016 г.- битве при Любече. Святополк

Ярослав Мудрый и Святополк Окаянный

1016 г.- битве при Любече. Святополк

бежал в Польшу. В Киеве правит Ярослав Мудрый.
Слайд 59

В 1018 году польский король Болеслав I Храбрый, свободный от войны

В 1018 году польский король Болеслав I Храбрый, свободный от войны

на западе после Будишинского мира, двинулся на Волынь против Ярослава Владимировича.
Ярослав, собрав русь и варягов, пошёл навстречу Болеславу и Святополку и встретил их на берегу Буга.
Поляки внезапно форсировали реку и начали битву, когда Ярослав ещё не успел собрать войско.
Болеслав и Святополк разбили Ярослава, и он бежал в Новгород всего с четырьмя мужами.
Слайд 60

Овладев Киевом, Болеслав, вместо того чтобы передать правление Святополку, сам сделал

Овладев Киевом, Болеслав, вместо того чтобы передать правление Святополку, сам сделал

попытку править русской землёй, а дружину разослал по окрестным городам на покорм.
Святополк, против ожиданий лишённый власти, велел своим сторонникам избивать поляков.
Киевляне восстали, и Болеслав вынужден был оставить Киев, но смог захватить с собой всю княжескую казну и всех сестёр Ярослава.
Болеслав также удержал за собой червенские города.
1019 г. Ярослав занял Киев. Святополк бежал к печенегам.
1019 г. - битва на р. Альте. Святополк был разбит, бежал в Польшу, затем в Чехию и в пути погиб.
Слайд 61

Яросла́в Влади́мирович (в поздней историографической традиции Яросла́в Му́дрый; ок. 978[1] —

Яросла́в Влади́мирович (в поздней историографической традиции Яросла́в Му́дрый; ок. 978[1] —

20 февраля[2][3] 1054, Вышгород) — князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь киевский (1019—1054).
Ярослав Владимирович — сын князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. При крещении был наречён Георгием.
Георгий – Гюрги – Юрий, Егор
Слайд 62

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю

Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен.
Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом.
В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи:
« … начали варяги насилие творить на мужатых жёнах»
Слайд 63

В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну

В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну

ночь перебили варягов. Ярослав, узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними.
Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами.
Слайд 64

В 1019 году Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа— Ингигерде,

В 1019 году Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа— Ингигерде,

Ингигерду на Руси крестили созвучным именем — Ирина.
В качестве «свадебного дара» от мужа Ингигерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды)
Слайд 65

Судисла́в Влади́мирович (в монашестве Савва, ум. 1063), князь Псковский (1014—1036) —

Судисла́в Влади́мирович (в монашестве Савва, ум. 1063), князь Псковский (1014—1036) —

сын Владимира I Святославича.
Ничего не известно об участии Судислава в усобице Владимировичей 1015—1019 годов, однако во время нового тура борьбы за власть (между Ярославом, Мстиславом Тмутараканским и Брячиславом Полоцким) он, очевидно, оказался опасным для Ярослава, который предпочёл его изолировать. В 1036 году по смерти Мстислава он внезапно захватил Судислава и ликвидировал Псковское княжество.
Судислав просидел в тюрьме 23 года, пережив Ярослава Мудрого и оказавшись последним остававшимся в живых сыном Владимира Святого.
Его племянники Изяслав, Святослав, Всеволод в 1059 году «высадили» дядю из «поруба» (тюрьмы), привели его к присяге (будучи старше их на поколение, он, по русским династическим понятиям, мог претендовать на престол), потребовав от него отказа от права на киевский престол.
Слайд 66

Правление Ярослава Мудрого. 1019-1054.

Правление Ярослава Мудрого. 1019-1054.

Слайд 67

Битва под Лиственом. В 1024 году Мстислав начал войну со своим

Битва под Лиственом.

В 1024 году Мстислав начал войну со своим братом

Ярославом, киевским князем.
В 1023 году, в то время, как Ярослав усмирял мятеж в Суздале, Мстислав подошёл к Киеву, однако, город ему не сдался.
Осаждать Киев Мстислав не стал и занял Чернигов. Усмирив мятеж в Суздале, Ярослав вернулся в Новгород, нанял варягов и двинулся против Мстислава.
В 1024 году возле Листвена в Черниговской области произошла битва Мстислава с Ярославом, в которой Ярослав был побежден и бежал в Новгород.
Слайд 68

Ярослав правил Киевом через наместников до тех пор, пока не пришёл

Ярослав правил Киевом через наместников до тех пор, пока не пришёл

в Киев с новым войском и не заключил мир с Мстиславом в Городце.
По нему Ярославу отходил Киев и правая сторона Днепра, Мстиславу оставалась левая сторона с Черниговом и Переяславлем.
«Садись в своем Киеве, ты — старший брат, а мне пусть будет эта сторона».
1036 г. – смерть Мстислава, объединение Руси под властью Ярослава Мудрого
Слайд 69

В 1036 году Ярослав одержал победу над печенегами и этим освободил

В 1036 году Ярослав одержал победу над печенегами и этим освободил

Киевскую Русь от их набегов.
В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.
Слайд 70

Софийский собор в Киеве. Богоматерь Оранта.

Софийский собор в Киеве.

Богоматерь Оранта.

Слайд 71

Софийский собор в Киеве (реконструкция) Построен в 1037 году греческими мастерами.

Софийский собор в Киеве (реконструкция) Построен в 1037 году греческими мастерами.

Украшен большим количеством фресок и мозаик. В XVIII веке был перестроен в стиле украинского барокко
Слайд 72

Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией, Святая София Константинопольская, Айя-Софья -

Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией, Святая София Константинопольская, Айя-Софья - бывший

патриарший - бывший патриарший православный - бывший патриарший православный собор - бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей.
Годы строительства – 532-537 при императоре Юстиниане Великом
Зодчие Исидор Милетский и Анфимий Тралльский
Слайд 73

Плафон (изображение на куполе) Святой Софии в Константинополе

Плафон (изображение на куполе) Святой Софии в Константинополе

Слайд 74

Мозаики Софийского собора в Киеве

Мозаики Софийского собора в Киеве

Слайд 75

Построены в 1037 г. Греческими мастерами при Ярославе Мудром Золотые ворота в Киеве

Построены в 1037 г. Греческими мастерами при Ярославе Мудром

Золотые ворота в

Киеве
Слайд 76

Софийский собор в Новгороде Построен в 1045-1050 гг. при Ярославе Мудром

Софийский собор в Новгороде

Построен в 1045-1050 гг. при Ярославе Мудром греческими

и новгородскими мастерами.
Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода.
На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики.
Один из древнейших храмов на территории России.
Слайд 77

Ма́гдебургские (Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) врата — название бронзовых дверей первоначально придела

Ма́гдебургские (Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) врата — название бронзовых дверей первоначально придела

Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом были перенесены в западный портал собора.
В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор.
Сделаны врата западноевропейскими мастерами.
Сцены из Ветхого и Нового Заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями сделаны с большим художественным мастерством.
Слайд 78

Фрески: царь Соломон

Фрески: царь Соломон

Слайд 79

Граффити На древних участках внутренних стен и столпов Софийского собора сохранились

Граффити

На древних участках внутренних стен и столпов Софийского собора сохранились граффити

(от итальянского graffiti — букв, «нацарапанный») — надписи XI-XIV веков, сделанные древними новгородцами.
Слайд 80

Слайд 81

Слайд 82

Внешняя политика В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на

Внешняя политика

В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов,

изгнав их из Тмутаракани.
В 1030 году Ярослав победил чудь
В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Киевскую Русь от их набегов.
В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов
в 1040 году - на Литву
в 1041 году - водный поход на ладьях в Мазовию.
В 1043 году Ярослав за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на Византию.
В 1044 году Ярослав организовал поход на литву.
Слайд 83

Ру́сско-византи́йская война́ 1043 го́да — морской поход в 1043 году русских

Ру́сско-византи́йская война́ 1043 го́да — морской поход в 1043 году русских

войск под началом сына киевского князя Ярослава, Владимира Ярославича, на Константинополь.
Поход завершился полной неудачей.
Обильное применение греческого огня, а также разразившийся во время сражения шторм дали византийцам решающее преимущество.
Буря разметала русский флот в разные стороны, погибло множество кораблей.
Группа из 6 тысяч воинов Вышаты, пробивавшаяся на Русь пешком вдоль побережья Чёрного моря, была настигнута и уничтожена около Варны войсками стратига Катакалона Кекавмена. Вышата вместе с 800 воинами попал в плен. Почти все пленники были ослеплены.
Однако к 1046 был заключён мир, скреплённый браком князя Всеволода Ярославича, сына киевского великого князя, и дочери византийского императора Константина Мономаха.
Слайд 84

Слайд 85

Основание городов Юрьев (ныне Тарту), Ярославль в Поволжье, Юрьев Русский, Ярославль

Основание городов

Юрьев (ныне Тарту),
Ярославль в Поволжье,
Юрьев Русский,
Ярославль в

Прикарпатье,
Новгород-Северский
Памятник в Ярославле
Слайд 86

При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал

При Ярославе возникли первые русские монастыри.
В 1030 году Ярослав основал

монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве
Слайд 87

«Суд Ярославль». 1015-1016 гг. 1015 г. – начало создания первого русского сборника законов – Русской Правды.

«Суд Ярославль». 1015-1016 гг.

1015 г. – начало создания первого русского сборника

законов – Русской Правды.
Слайд 88

Церковный устав Ярослава — церковный нормативно-правовой акт государственного происхождения, регулирующий общественные

Церковный устав Ярослава — церковный нормативно-правовой акт государственного происхождения, регулирующий общественные

отношения, отнесенные им к церковной юрисдикции, составленный в период правления князя Ярослава Мудрого. Сохранился в двух основных редакциях: западнорусской и восточнорусской, из которых последнюю разные списки представляют в разном объёме. Один из основных письменных источников русского права.
Слайд 89

Династические союзы со странами Европы С Польшей (Мария и Казимир I)

Династические союзы со странами Европы

С Польшей
(Мария и Казимир I)
Со Швецией


(Ярослав и Ингигерда)
С Норвегией)
(Елизавета и Гаральд)
С Византией
(Всеволод и Анна)
С Венгрией
(Анастасия и Андрей)
С Францией
(Анна и Генрих I)

Анна Ярославна, королева Франции.

Слайд 90

Значение принятия христианство Появились греческие, римские, еврейские имена ( их давали

Значение принятия христианство

Появились греческие, римские, еврейские имена ( их давали при

крещении)
Строят церкви (литература, живопись, архитектура, образование)
Письменность (кириллица)
Рост авторитета княжеской власти
Русь заняла место среди европейских государств
Смягчение нравов
Моногамия (единобрачие)
Слайд 91