Общие черты и особенности средневековой культуры

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ

ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ

Слайд 5

БИБЛИЯ – ГЛАВНАЯ КНИГА ХРИСТИАНИНА В эпоху Средневековья почти единственная. Библия

БИБЛИЯ – ГЛАВНАЯ КНИГА ХРИСТИАНИНА
В эпоху Средневековья почти единственная.
Библия - с

греческого «книги».

Ветхий завет – история еврейского народа от сотворения мира

Новый Завет или Евангелие – (В переводе с греческого «благая весть») – сочинение о земной жизни Иисуса Христа, главным образом о последних трёх годах.

Слайд 6

Книга кельтов – древнейшая рукописная книга, сочетающая языческий стиль иллюстраций и

Книга кельтов – древнейшая рукописная книга, сочетающая языческий стиль иллюстраций и

христианское содержание.

Человек/ангел – символ св. Матфея

Слайд 7

Орёл – символ св. Иоанна Лев – символ св.марка

Орёл – символ св. Иоанна

Лев – символ св.марка

Слайд 8

Бык – символ св. Луки

Бык – символ св. Луки

Слайд 9

Тетраморф (фреска, монастыри Метеоры,XVI век)

Тетраморф (фреска, монастыри Метеоры,XVI век)

Слайд 10

Римляне называли «варварами» племена, жившие на границах Римской империи – кельтов,

Римляне называли
«варварами»
племена, жившие на границах
Римской империи – кельтов, германцев, славян.

В 476

году под натиском варваров пала Западная Римская империя.
Слайд 11

Слайд 12

ВЫЕМЧАТАЯ И ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ФРАНКОВ- Эмалью заполняются углубления, сделанные на поверхности

ВЫЕМЧАТАЯ И ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ФРАНКОВ-
Эмалью заполняются углубления, сделанные на поверхности металла
Или

ёмкости, сделанные тонкими перегородками.
Слайд 13

ЮВЕЛИРНОЕ ИССКУСТВО ГЕРМАНЦЕВ Особенности: яркие краски, звериная символика, использование дорогих металлов и драгоценных камней

ЮВЕЛИРНОЕ ИССКУСТВО ГЕРМАНЦЕВ

Особенности: яркие краски, звериная символика, использование дорогих металлов и

драгоценных камней
Слайд 14

Резьба по камню и дереву Резная голова фантастического существа, украшавшая корабль.

Резьба по камню и дереву

Резная голова фантастического
существа, украшавшая корабль.
IX

век. Норвегия.

Каменный крест.
Х век. Ирландия.

Слайд 15

Высокие достижения варварских народов в прикладном искусстве и ремёслах отразились в оформлении окладов первых рукописных книг.

Высокие достижения варварских народов в прикладном искусстве и ремёслах отразились в

оформлении окладов первых рукописных книг.
Слайд 16

Христианские храмы раннего Средневековья – наследники римских построек мавзолеи капеллы Крестово-купольные

Христианские храмы раннего Средневековья –
наследники римских построек

мавзолеи

капеллы

Крестово-купольные храмы
Восточной Европы

базилики

Романские и

готические храмы
Западной Европы

Центрические в плане

Прямоугольные
в плане

Слайд 17

мавзолеи капеллы Сооружения круглые или восьмиугольные в плане Мавзолей Теодориха, императора

мавзолеи

капеллы

Сооружения
круглые или восьмиугольные
в плане

Мавзолей Теодориха,
императора остготов, Равенна
453-526г. арх.Франк

Одо из Меца
Слайд 18

Баптистерий Святого Иоанна Крестителя Сравните

Баптистерий Святого Иоанна Крестителя

Сравните

Слайд 19

базилика базилика базилика

базилика

базилика

базилика

Слайд 20

Атриум – двор перед христианской церковью ( римским домом), «райский сад».

Атриум – двор перед христианской церковью ( римским домом),
«райский сад».


Неф – внутреннее пространство храма, ограждённое стенами или аркадами.

Апсида – полукруглый алтарный выступ, ориентированный на восток

Слайд 21

Слайд 22

КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ При Каролингах – так называлась династия, происходившая от франкского

КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

При Каролингах – так называлась династия,
происходившая от франкского короля

и императора Карла Великого (768г. – 814г.) – античность провозглашалась идеалом государственности и культуры.
«Каролингский ренессанс» - так называют искусство этой эпохи.

При Карле возрождается искусство объёмной скульптуры. Статуэтка из бронзы.

Слайд 23

Капелла КарлаI в Ахене,788-805г. архитектура

Капелла КарлаI в Ахене,788-805г.

архитектура

Слайд 24

Монастырские ворота, Лорш. Германия, ок. 800 г.

Монастырские ворота, Лорш. Германия, ок. 800 г.

Слайд 25

В северной части Овьедо, на горе Наранко, расположена дороманская церквь Санта-Мария-дель-Наранко.

В северной части Овьедо, на горе Наранко, расположена дороманская церквь Санта-Мария-дель-Наранко.

Церковь возведена в IX веке, была летним дворцом Рамиро II. Храм по праву считается лучшим образом так называемого астурийского стиля, отличающегося стройностью пропорций и изящным орнаментом. Церковь поражает огромными сводами и внутренним простором, ощущение которого связано не только с высоким потолком, но и с арочными галереями с восточной и западной сторон здания, пропускающими потоки света. Типичной чертой дороманского стиля являются колонны храма с резьбой сакаедо (имитация ткани).
Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Скульптура и живопись

Скульптура и
живопись

Слайд 31

Каменная скульптура по-прежнему представляла собой рельефы . Рельефы, выполнялись на библейские сюжеты

Каменная скульптура по-прежнему представляла собой рельефы .
Рельефы, выполнялись на библейские

сюжеты
Слайд 32

Слайд 33

«Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя

«Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя

на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах».
Папа Григорий I (590г.-604г.)
Слайд 34

Фрески эпохи правления династии Каролингов

Фрески
эпохи
правления
династии
Каролингов

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Фрески из королевского дворца в Барселоне, Каталония, Испания

Фрески из королевского дворца в Барселоне, Каталония, Испания

Слайд 38

ИСКУССТВО КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ В эпоху раннего Средневековья зародилось искусство книжной миниатюры.

ИСКУССТВО КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ

В эпоху раннего Средневековья зародилось искусство книжной миниатюры.
Украшению книг

уделялось огромное внимание. Сами книги помещались в драгоценные оклады, а их страницы расписывались причудливыми узорами, в которые вплеталась характерная для варваров языческая «звериная» и новая христианская символика.
Слайд 39

Слово миниатюра происходит от латинского названия киновари - красной краски (лат.

Слово миниатюра происходит от латинского названия киновари - красной краски (лат.

minium), которой было принято выделять начало текста.
Художники-миниатюристы часто переезжали с места на место. Потому школ миниатюры не сложилось, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях.
Слайд 40

В конце VIII века под покровительством Карла Великого была основана книгописная

В конце VIII века под покровительством Карла Великого была основана книгописная

мастерская в Ахене.
Именно здесь в 781-789 годах по заказу Карла Великого мастер Годескальк выполнил особое Евангелие, где увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 году и крещение его сына Пипина папой Адрианом I.
На фоне пергамена мастер четко вывел золотые и серебряные буквы, которые символизируют красоту небес и вечной жизни.
Слайд 41

Самой же богатой каролингской рукописью стала знаменитая Утрехтская Псалтирь (IX век),

Самой же богатой каролингской рукописью стала знаменитая Утрехтская Псалтирь (IX век),

названная по месту ее хранения (университет нидерландского города Утрехта). В ней 165 миниатюр, каждая из которых соответствует определенному псалму.
На рубеже ХII-ХIII веков в одном из баварских монастырей была создана и знаменитая Carminа Burana («Песни Бойерна» (средневековый монастырь Beuern, Бавария, где рукопись была найдена в 1803 г) .
Сборник был полон миниатюрами, которые окружал орнамент из деревьев и трав разнообразными зверями и птицами.
Слайд 42

Особенности культуры и искусства раннего Средневековья ВЫВОДЫ: -Художественное творчество варварских народов

Особенности культуры и искусства раннего Средневековья
ВЫВОДЫ:
-Художественное творчество варварских народов представлено предметами

прикладного характера с фольклорными орнаментами.
Архитектура имела культовый характер. Её главные постройки – это храмы и монастыри. Зарождается два основных типа христианского храма – крестово-купольный и базиликальный.
Скульптура представлена рельефами, похожими на античные образцы, но иллюстрирующими христианские сюжеты; возрождается объёмная скульптура.
Живопись раннего средневековья – это мало сохранившиеся фрески и книжные миниатюры.
Центры культуры возникают при монастырях или при дворах новых европейских королей - императоров Карла Великого, Оттона III
Изобразительное искусство и архитектура раннего Средневековья были разрозненными, подражательными, то есть характерными для переходного периода.
Слайд 43

Романский стиль

Романский стиль

Слайд 44

Романский стиль Романский период европейского Средневековья начинается в X веке -

Романский стиль

Романский период европейского Средневековья начинается в X веке - время

некоторого затишья после многочисленных междоусобных войн
К этому времени из обширной империи Карла Великого складываются отдельные европейские государства, которые еще не успели приобрести культурную самостоятельность и своеобразие

Культура каждого их них была вариацией на общеевропейскую тему
Однако раздробленность земель еще оставалась значительной, поэтому многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости

Слайд 45

С развитием торговли в XI-XII веках все большую роль начинают играть

С развитием торговли в XI-XII веках все большую роль начинают играть

города
Они защищались рвом и мощными крепостными стенами (часто в несколько рядов) с высокими дозорными башнями
Стены эти сдерживали разрастание города вширь, и ему поневоле приходилось расти вверх, увеличивая этажи строений

Каркассон
Общий вид Аэрофотосъемка
Городские стены и башни
13 и 14 вв.

Слайд 46

План крепости Каркассон , Франция

План крепости
Каркассон ,
Франция

Слайд 47

Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала - замка,

Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала - замка,

обычно возводившегося на возвышенном и труднодоступном для противника месте
Уже к Х в. сложился тип укрепленного жилища в виде башни - донжона, окруженного валами и рвом
Слайд 48

С конца XI в. для жилища феодала начинают строить отдельное здание,

С конца XI в. для жилища феодала начинают строить отдельное здание,

оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служащего феодалу убежищем при взятии противником оборонительных стен
Глубоко функциональная архитектура замков отличалась суровой простотой
Массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение неприступности составляли его типичные черты
Слайд 49

Испания Замок Ла Кока 12-15 вв. Фрагмент стены С XI в.


Испания
Замок Ла Кока
12-15 вв. Фрагмент стены

С XI в. территория

замка
окружалась
каменной крепостной
стеной с башнями
В систему оборонительных
сооружений замка
часто входили рвы,
ворота с
надвратной башней
и другие виды укреплений
Слайд 50

Комплекс замка включал также отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных

Комплекс замка включал также отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных

построек во дворе
Особенно пышными дома феодалов получались у членов королевского дома
Это были целые дворцы
Слайд 51

Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй - жилье владельца, на третьем

Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй - жилье владельца, на третьем

этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных
Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на второй этаж (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница
Слайд 52

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, а также искусства античности, Византии и мусульманского Ближнего Востока.

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, а также искусства

античности, Византии и мусульманского Ближнего Востока.
Слайд 53

Слайд 54

Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями,

Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а

строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей- монахи.

Церковь Сен- Савен- Гартан в Пуату

Слайд 55

Лишь в конце 11 века появились бродячие артели каменотесов- мирян (строителей и скульпторов).

Лишь в конце 11 века появились бродячие артели каменотесов- мирян (строителей

и скульпторов).
Слайд 56

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались

среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена.
Слайд 57

Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением. Их компактные формы и

Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением. Их компактные формы и

ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф.
Слайд 58

Местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, органично сочетается с почвой и зеленью.

Местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, органично сочетается с

почвой и зеленью.
Слайд 59

Наружный облик построек романского стиля исполнен спокойной и торжественно – суровой силы.

Наружный облик построек романского стиля исполнен спокойной и торжественно –

суровой силы.
Слайд 60

В создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и

В создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность

и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами.
Слайд 61


Слайд 62

Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов – кубов, параллепипедов,

Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов – кубов,

параллепипедов, призм, цилиндров.

Германия. Церковь
Святой Марии.

Слайд 63

Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии В ансамбль также

Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии

В ансамбль также входят  башня

и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры.
Слайд 64

Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом

Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом

отличающейся крупными размерами и монументальностью композиций.
Слайд 65

Резьба по дереву Книжная миниатюра

Резьба по дереву

Книжная миниатюра

Слайд 66

А также различных отраслей декоративно- прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по

А также различных отраслей декоративно- прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по

кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.

Медальон с изображением фантастического животного 12 век.

Слайд 67

Решетка в романском стиле

Решетка в романском стиле

Слайд 68

Основные элементы орнамента — геометрические мотивы (плетенка), розетки, стилизованные цветы, фантастические

Основные элементы орнамента — геометрические мотивы (плетенка), розетки, стилизованные цветы,

фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Большое место занимают образы чудовищ, частично занесенные с Востока.
Слайд 69

Слайд 70

Мозаика Голубь — один из первых христианских символов. Самые ранние изображения

Мозаика

Голубь — один из первых христианских символов. Самые ранние изображения его

в этом качестве относятся ко II веку, хотя уже более чем за четыре тысячелетия до этого голубь был символом души или небесного вестника.
Слайд 71

Мозаика

Мозаика

Слайд 72

Готический стиль

Готический стиль

Слайд 73

Го́тика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области

Го́тика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной

культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век.
Слайд 74

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский. Готика завершила развитие

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский.
Готика завершила развитие

европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры.
Слайд 75

Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно

Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно

обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Слайд 76

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей.

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей,

монастырей.
Слайд 77

Слайд 78

С XIII века городской собор становится не только местом богослужения. На

С XIII века городской собор
становится не только
местом богослужения.
На площади перед собором,
и

в самом соборе происходят диспуты,
читаются лекции, разыгрываются
театральные представления.
Собор теперь должен вмещать
все население города.
Слайд 79

В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами

В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами

и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна.
Слайд 80

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени —

новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
Слайд 81

Слайд 82

Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Слайд 83

Слайд 84

Основные конструктивные находки в готике: Стрельчатая арка; Система нервюр свода; Система опор (контрфорсы и аркбутаны).

Основные конструктивные
находки в готике:
Стрельчатая арка;
Система нервюр свода;
Система опор
(контрфорсы и аркбутаны).

Слайд 85

Стрельчатая арка, ставшая символом готики, позволяет направить тяжесть свода преимущественно вниз.

Стрельчатая арка,
ставшая символом готики,
позволяет направить
тяжесть свода
преимущественно вниз.

Слайд 86

Стрельчатые готические арки

Стрельчатые готические арки

Слайд 87

Нервюры – жесткие ребра – позволяют свести всю тяжесть свода к нескольким опорам.

Нервюры – жесткие ребра –
позволяют свести
всю тяжесть свода
к нескольким опорам.

Слайд 88

Система подпорок (контрфорсов и аркбутанов) позволяла укрепить столбы-опоры, на которые опирались нервюры свода.

Система подпорок
(контрфорсов и аркбутанов)
позволяла укрепить
столбы-опоры, на которые
опирались нервюры свода.

Слайд 89

Контрфорсы и аркбутаны

Контрфорсы
и
аркбутаны

Слайд 90

Внешние опоры окутывают собор каменным узором

Внешние опоры окутывают собор каменным узором

Слайд 91

А планы соборов напоминают паутину

А планы соборов напоминают паутину

Слайд 92

Такая система опор позволила заменить стены большими окнами с цветными изображениями из стекла - витражами.

Такая система опор позволила заменить стены большими
окнами с цветными изображениями из

стекла - витражами.
Слайд 93

Собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже стал эталоном для готических мастеров

Собор Нотр-Дам
на острове Сите в Париже
стал эталоном
для готических мастеров

Слайд 94

Та же схема повторяется в соборах Амьена и Реймса

Та же схема повторяется в соборах Амьена и Реймса

Слайд 95

Мастера стремились вписать основные части фасада в правильные фигуры (круг и треугольник)

Мастера стремились
вписать основные
части фасада
в правильные фигуры
(круг и треугольник)

Слайд 96

Витражи заменили в готике иконы и фрески

Витражи заменили в готике иконы и фрески

Слайд 97

Если в XI веке витраж просто использовался как окно для освещения,

Если в XI веке витраж просто использовался как окно для

освещения, то уже в XIII веке он считается предметом украшения внутренней части здания.
Слайд 98

Слайд 99

.

.

Слайд 100

Слайд 101

Для изображений используется человеческий образ.

Для изображений используется человеческий образ.

Слайд 102

Слайд 103

Слайд 104

Роза- круглое окно в готических постройках

Роза- круглое окно в готических постройках

Слайд 105

Слайд 106

Снаружи роза виделась как сложное каменное плетение

Снаружи роза виделась
как сложное каменное
плетение

Слайд 107

Изнутри – как источник божественного света и как прекрасный цветок

Изнутри –
как источник
божественного света
и как
прекрасный цветок

Слайд 108

Проходя сквозь цветные витражи свет окрашивался и мягко отражался от гобеленов, покрывавших стены.

Проходя сквозь цветные
витражи свет окрашивался
и мягко отражался от гобеленов,
покрывавших стены.

Слайд 109

Так создавалось особое световое пространство готического собора

Так создавалось
особое световое
пространство
готического собора

Слайд 110

Готический период Средневековья орнаментально богат и символичен. В период готики был

Готический период Средневековья орнаментально богат и символичен. В период готики был

создан, точнее, сконструирован при помощи циркуля и без влияния какой бы то ни было органической формы тип ажурного орнамента, получивший название масверк. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники, и др.
Слайд 111

МАСВЕРК - готический орнамент, основанный на сложном переплетении прямых и дугообразных

МАСВЕРК - готический орнамент, основанный на сложном переплетении прямых и дугообразных

линий. Используется как в архитектуре, так и в декоративно-прикладном искусстве готики.  
Слайд 112

Трилистник - христианский символ Святой Троицы.

Трилистник - христианский символ Святой Троицы.

Слайд 113

Лилия получила свое название от древнекельтского «лили», что означает «белизна». В

Лилия получила свое название от древнекельтского «лили», что означает «белизна». В алхимии белая

лилия символизировала женский принцип. В христианстве лилия — это чистота и невинность, символ Девы Марии. Важное место занимают лилии в истории Франции. В V веке французский король Хлодвиг на берегах реки Ли одержал победу над германцами. Победители возвращались с поля битвы, украшенные лилиями, и с тех пор на знаменах и гербе Франции красуются три лилии, олицетворяя три добродетели — сострадание, правосудие и милосердие.
Слайд 114

Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены.

Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно

укорочены.
Слайд 115

Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того,

Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того,

чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах.
Слайд 116

На полах готических соборов из мрамора выкладывали лабиринты, как символ запутанного жизненного пути.

На полах готических
соборов
из мрамора
выкладывали лабиринты,
как символ запутанного
жизненного пути.

Слайд 117

Появилась в XIII веке и «малая готика» - небольшие готические часовни.

Появилась в XIII веке
и «малая готика» -
небольшие готические
часовни.
Лучшим образцом
«малой готики»
считается
святая

часовня
(Сен-Шапель)
в Париже.
По преданию здесь
хранился
терновый венец Христа
и молились
король и придворные.
Слайд 118

Это своеобразная «шкатулка» для драгоценной реликвии

Это своеобразная «шкатулка» для драгоценной реликвии

Слайд 119

К XV веку готический собор становится все более декоративным. Такую готику называют «пламенеющей».

К XV веку готический собор
становится все более
декоративным.
Такую готику называют
«пламенеющей».

Слайд 120

Строительство собора в Кёльне было начато в 1248 году, а завершено

Строительство
собора в Кёльне
было начато в 1248 году,
а завершено лишь
в 1880 году.
Это

история готики
в камне.
Слайд 121

Кельнский собор. Германия. Это крупнейший из готических соборов: его длина 14 м., а высота – 153м.

Кельнский собор. Германия. Это крупнейший из готических соборов: его длина 14

м., а высота – 153м.
Слайд 122

Готический собор в Милане.

Готический собор в Милане.

Слайд 123

В готическом стиле строили не только соборы, но и монастыри. Монастырь Мон Сен-Мишель на юге Франции.

В готическом стиле
строили не только
соборы,
но и монастыри.

Монастырь
Мон Сен-Мишель
на юге Франции.

Слайд 124

Горожане жили в готических домиках.

Горожане жили
в готических домиках.

Слайд 125

И в XIX веке готический замок воспринимали как сказочный. Замок «сказочного

И в XIX веке
готический замок
воспринимали
как сказочный.

Замок «сказочного короля» Баварии
Людвига II -

Нойшванштайн.
Слайд 126

Химеры. Скульптуры фасада собора.

Химеры. Скульптуры фасада собора.

Слайд 127

Башня была сооружена в 1491 годуБашня была сооружена в 1491 году

Башня была сооружена в 1491 годуБашня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана

IIIБашня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари

Спасская башня