Конструктивные особенности готической архитектуры

Содержание

Слайд 2

Готика (ит. gotico - букв. готский, связанньй с германским племенем готов)

Готика (ит. gotico - букв. готский, связанньй с германским племенем

готов) - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе.
Слайд 3

В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два

В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два

стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.).
Вторая из этих двух стадий - готическая - возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития.
И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы.
Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер.
Слайд 4

Родиной готической архитектуры считается Франция.Первой готической постройкой стала церковь при монастыре

Родиной готической архитектуры считается Франция.Первой готической постройкой стала церковь при монастыре

Сен-Дени.
В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Слайд 5

Основа здания строится из прямоугольных ячеек, называемых травями. Трави ограничены четырьмя

Основа здания строится из прямоугольных ячеек, называемых травями. Трави ограничены

четырьмя столбами и арками, вместе с арками-нервюрами образующие остов крестового свода, который в свою очередь заполняется небольшими легкими сводами.
Слайд 6

Особенными и самыми прекрасными украшениями соборов служили витражи. Великолепие этих произведений

Особенными и самыми прекрасными украшениями соборов служили витражи. Великолепие этих произведений

живописи бесспорно. Переливающиеся всеми цветами радуги, сверкающие под светом солнца они играют роль драгоценных камней. Секрет долговечной яркости и сияния витражных окон не разгадан до сих пор, что окутывает их легкой таинственной дымкой.
Слайд 7

«Роза» — так называют большое круглое окно в центре собора. Название

«Роза» — так
называют большое круглое окно в центре

собора. Название подобрано не случайно.
Нежными лепестками служит круговой узор, исходящий из центра окна. Конечно стекло «розы» являет собой бесподобное сочетание сверкающих красок.
Слайд 8

Расширяется и по-новому обстраивается общественными зданиями городская площадь. Среди этих построек

Расширяется и по-новому обстраивается общественными зданиями городская площадь.
Среди этих построек

главное место принадлежит ратуше или собору.
Слайд 9

Основное место в готической архитектуре занимают религиозные постройки — соборы. Готический

Основное место в готической архитектуре занимают религиозные постройки — соборы.


Готический собор представляет собой слияние множества шедевров.
Именно здесь соединяются непостижимое архитектурное мастерство, грандиозные произведения скульптуры и великолепие живописи.
Слайд 10

Стремящиеся ввысь колонны и шпили, украшенные резными каменными кружевами, будто теряются

Стремящиеся ввысь колонны и шпили, украшенные резными каменными кружевами, будто

теряются в небесах, поглощенные дымкой облаков. Гигантские размеры фасада создают ощущение космического пространства.
Острость, тонкость и грациозность форм придают постройке особенную легкость и воздушность. Силуэт здания будто готов оторваться от земли и воспарить.
Слайд 11

В готической архитектуре была изобретена новая, неизвестная в прошлом конструкция свода,

В готической архитектуре была изобретена новая, неизвестная в прошлом конструкция

свода, отличающаяся исключительной легкостью, ажурностью и многообразием форм.
Слайд 12

В конструкцию свода включалась система несущих арочек из особого прочного камня, называемых нервюрами.

В конструкцию свода включалась система несущих арочек из особого прочного

камня, называемых нервюрами.
Слайд 13

Повсюду, где только возможно, вводится скульптура. Характерно, что в скульптурные ансамбли

Повсюду, где только возможно, вводится скульптура.
Характерно, что в скульптурные ансамбли 

включаются фигуры фантастических чудовищ - химер.
Эти чудовища были данью церковникам, которые яростно сопротивлялись возникновению наук в поздний период средневековья (XIII - XIV вв.).
Слайд 14

Наиболее известные готические соборы Франции – Сен-Дени, Шартрский, Амьенский, Руанский, Реймсский

Наиболее известные готические соборы Франции – Сен-Дени, Шартрский, Амьенский, Руанский, Реймсский

и, конечно, Нотр-Дам-де-Пари.
Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога».
Реймсский собор (слева вверху) был заложен в начале XIII в. На месте сгоревшего прежнего, романского, служившего на протяжении веков местом коронации французских королей. Ффасад полностью покрыт рельефами, витражи оказывают неизгладимое впечатление на очевидцев.
Собор Парижской Богоматери – настоящая визитная карточка готической архитектуры, «Застывшая музыка», как говорил Гете. Это невероятное по своей красоте сооружение, словно замок Фата-Морганы возвышающееся над берегом сены, окруженное благоухающими розовыми садами, покорило сердце не одного гения.

Реймсский собор

Шартрский собор

Франция

Слайд 15

Крупнейшим памятником готической архитектуры является собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам де

Крупнейшим памятником готической архитектуры является собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам

де Пари (начало строительства 1163 г., конец - XIV в.).
Слайд 16

Размеры Собора Парижской Богоматери потрясают с первого взгляда: длина – 130

Размеры Собора Парижской Богоматери потрясают с первого взгляда: длина – 130

м, ширина – 48 м, высота – 35 м, высота западного фасада – 43 м, ширина западного фасада – 41 м, вес колокола Эмануэль – 13 тонн. Войти в собор можно через портал Богоматери, который украшен искусной композицией, состоящей из статуй монархов и святых. Легкости собору придают высокие стрельчатые окна. Западное окна-роза - символ Богородицы. Она окружена ветхозаветными персонажами. В центре витража находится медальон, мерцающий красным и синим цветами. Медальон символизирует Богородицу. Южное окно отведено Христу.

Собор Парижской Богоматери

Слайд 17

Внешнюю часть собора украшают различные Химеры и Гаргульи.

Внешнюю часть собора украшают различные Химеры и Гаргульи.

Слайд 18

Крыша собора Парижской Богоматери. Отсюда прекрасно видно другой символ Парижа и

Крыша собора Парижской Богоматери. Отсюда прекрасно видно другой символ Парижа и

Франции - Эйфелеву башню, а также реку Сена.
Слайд 19

Церковь монастыря Сен-Дени Париж 12 в.

Церковь монастыря Сен-Дени 
Париж
12 в.

Слайд 20

Нервюрные перекрытия церкви Сен Дени. Париж.

Нервюрные перекрытия церкви Сен Дени. Париж.

Слайд 21

Церковь Сент-Шапелья Святая капелла (Сент-Шапель) (фр. Sainte Chapelle) — готическая часовня-реликварий

Церковь  Сент-Шапелья

Святая капелла (Сент-Шапель) (фр. Sainte Chapelle) —
готическая часовня-реликварий на

территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери)
на острове Сите в Париже. Возведена Людовиком Святым в 1242—1248 гг.
Обладает наиболее полным ансамблем витражного искусства XIII века,
считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров
и является третьим по посещаемости монументом Парижа.
Слайд 22

Часовня Сент Шапель Сент-Шапель тесно примыкает к дворцу правосудия. ДВОРЕЦ ПРАВОСУДИЯ Сент-Шапель Консьержери

Часовня Сент Шапель

Сент-Шапель тесно примыкает к дворцу правосудия.

ДВОРЕЦ ПРАВОСУДИЯ
Сент-Шапель Консьержери


Слайд 23

Cобор в Шартре, Франция Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено

Cобор в Шартре, Франция
Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено

в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена).
Слайд 24

Базилика Сен-Дени Базилика Сен-Дени была возведена в 1281 г., а своё

Базилика Сен-Дени 

Базилика Сен-Дени была возведена в 1281 г.,
а своё имя святое

место получило в честьсвятого Дени — покровителя Франции, обезглавленного на Монмартре в 250 г.
Слайд 25

Собор в Шартре Франция XII - XIII в.

Собор в Шартре 
Франция
XII - XIII в.

Слайд 26

Собор в Реймсе, Франция . Начат в 1211г., закончен в 15

Собор в Реймсе, Франция .
Начат в 1211г., закончен в

15 веке. « Реймский (длина 150 метров, высота 80 метров), один из крупнейших и высоких готических соборов.
Слайд 27

Собор в Реймсе 1211—1481 Западный фасад

Собор в Реймсе 
1211—1481
Западный фасад 

Слайд 28

Руанский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери) —

Руанский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери) — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор

архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции. С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнсому собору.
.

Руанский собор 

Слайд 29

Руанский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери) —

Руанский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери) — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор

архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции. С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнсому собору.

Каменные украшения Руан
Франция

Слайд 30

Собор Богоматери в Амьене

Собор Богоматери в Амьене

Слайд 31

Собор Амьенской Богоматери 1220—1528 гг. Собор Амьенской Богоматери (фр. Cathédrale Notre-Dame

Собор Амьенской Богоматери
1220—1528 гг.

Собор Амьенской Богоматери (фр. Cathédrale Notre-Dame d'Amiens) — кафедральный собор католической епископии с центром

в пикардийском городе Амьен(Амьенской епархии). По своему объёму (200 000 м³) он превосходит все готические соборы Франции.
Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами чистейшей готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля:высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода — 42,30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа). С 1981 г. собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 32

В XIIIв. Готический стиль позаимствовали у французов архитекторы других стран, в

В XIIIв. Готический стиль позаимствовали у французов архитекторы других стран, в

том числе и Германии. Любопытно, что копируя французские соборы немецкие архитекторы так хорошо усвоили стиль, что долгое время искусствоведы считали именно Германию родиной готики.
Наиболее яркий, живописный пример немецкой готики – Кельнский собор, заложенный в XV в. и достроенный только к XIX в. Сначала были возведены хор, части нефа и южная башня. Все прочее сооружено в 1842–1880 в соответствии с первоначальным проектом, обнаруженным в 1841. Здание представляет собой пятинефную базилику, с планом в виде латинского креста, с галереей деамбулатория (обхода хора) и семью радиально расходящимися капеллами (венец капелл). Двойные аркбутаны поддерживают своды главного нефа, которые подняты на высоту 46 м над уровнем пола. Храм имеет 144 м в длину, 54 м в ширину с общей площадью 6160 кв. м. Башни западного фасада высотой 157 м увенчаны ажурными шпилями из кованого железа (чисто немецкая особенность). Несмотря на чрезвычайную продолжительность строительства и огромные размеры, отличается редкостным единством замысла. Во время Второй мировой войны собор был сильно поврежден при бомбардировке, в 1948 был открыт сразу после завершения первоочередных ремонтных работ.

Германия

Слайд 33

Собор Дуомо — наиболее значительный памятник готического стиля в Италии. Строительные

Собор Дуомо — наиболее значительный памятник готического стиля в Италии.

Строительные работы начались в 1386г. под покровительством миланского герцога Висконти, который привлек к работе немецких мастеров, что вызвало немало раздоров и частую смену архитекторов (до 1402г. более 50 человек).

Собор Дуомо.Италия

Слайд 34

Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры

Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры

Слайд 35

Готический стиль был крайне популярен в Англии, лучшим доказательством тому служит

Готический стиль был крайне популярен в Англии, лучшим доказательством тому служит

тот факт, что позднее, в XVIII-XIXвв. многие архитекторы стали копировать его, называя этот новый стиль неоготическими.
Вестминстерское Аббатство —главная национальная святыня Англии, расположенная в - Вестминстере. Аббатство было построено при короле Эдгаре в X в. на месте, где ранее стояли несколько старых церквей. Эдуард Исповедник расширил аббатство и перестроил его в нормандском стиле; оно было освящено в 1065. Английские короли расширяли и украшали аббатство. Современные размеры и внешний облик Вестминстерское аббатство обрело примерно к середине XVIII в.
Интерьер относится к периоду расцвета готической архитектуры. Его заполняют гробницы и памятники многих королей, литераторов, военачальников и других людей, удостоенных этой высокой чести. Почти все короли Англии после Вильгельма Завоевателя короновались в Вестминстерском аббатстве, в нем происходили многочисленные события, связанные с жизнью государства и королевской семьи.

Англия

Слайд 36

Вестминстерское аббатство Северный фасад Вестминстерское аббатство Неф

Вестминстерское аббатство
Северный фасад

Вестминстерское аббатство
Неф

Слайд 37

В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и

В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и

не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии.
Миланский собор, 1386-1418гг. Изначально был задуман такого огромного размера (в нем помещается 40 тысяч человек), что с большими трудностями смог быть частично завершен только к концу XVI в. Строительство началось в 1386 г., а в 1390 г. было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев для ускорения строительства собора. Первоначальный замысел предполагал кирпичную кладку, что можно увидеть и сейчас в северной сакристии собора, но в 1387 г. герцог Висконти, желавший видеть собор великим символом своей власти, пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов и настоял на использовании мрамора. В1418 г. собор был освящен папой Мартином V, но оставался незаконченным до XIXв., пока при Наполеоне был не завершен фасад. Более пяти веков строился этот собор и, в результате, соединил многие черты архитектурных стилей, от барокко до неоготики.

Италия

Слайд 38

Сиенский собор - Его величественный западный фасад, спроектированный Джованни Пизано, являет

Сиенский собор -
Его величественный западный фасад,
спроектированный Джованни Пизано,


являет великолепный образец итальянской готической архитектуры.
Храм был освещен 18 ноября 1179 года.
Закладка собора относится к 1220-м годам.
На его месте находилась более древняя постройка.
Слайд 39

Костел Св. Анны - шедевр зрелой готики Литвы, памятник архитектуры -

Костел Св. Анны - шедевр зрелой готики Литвы, памятник архитектуры

- построен в конце XV века, впервые в письменных источниках упоминается в 1501 г. После пожара в 1564 г. он был отстроен, открыт в 1581 г. С тех пор за 400 лет своего существования - его внешний облик больше не менялся.

Костел Святой Анфны построен в 1501 году.

Слайд 40

Эта коронационная церковь и усыпальница английских королей – великолепный образец готической

Эта коронационная церковь и усыпальница английских королей – великолепный образец

готической архитектуры. Ее построил в ХI веке Эдвард Исповедник на месте, где еще раньше  находилось бенидиктинское аббатство.