Содержание
- 2. История возникновения Месопотамия- также Двуре́чье — область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат
- 3. Периодизация Шумеро-аккадская цивилизация(5900-2000 гг. до н. э.): -убайдийский период - 5900-4000 гг. до н. э. -урукский
- 4. Язык В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты.
- 5. Письменность В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись. Письменные знаки наносились заостренной
- 6. Религия В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя.
- 7. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур. Бог вечно живой природы Думузи (вавилонский Таммуз),
- 8. Культовые постройки Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый
- 9. Искусство В древней Месопотамии распространение получили скульптура и художественные промыслы. Искусство шумеров, древнейшего народа Земли, повлияло
- 10. На равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и голубыми плитками. В центре столицы
- 11. Арфа из царской гробницы в Уре,2600 г. до н. э. Сцена большой царской охоты.
- 12. Литература Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является аккадский "Эпос о Гильгамеше", в
- 14. Скачать презентацию
История возникновения
Месопотамия- также Двуре́чье — область в среднем и нижнем
История возникновения
Месопотамия- также Двуре́чье — область в среднем и нижнем
Периодизация
Шумеро-аккадская цивилизация(5900-2000 гг. до н. э.):
-убайдийский период -
Периодизация
Шумеро-аккадская цивилизация(5900-2000 гг. до н. э.):
-убайдийский период -
-урукский период - 4300-3000 гг. до н. э.
-раннешумерский период - 3000-2350 гг. до н. э.
-аккадийский период - 2350-2150 гг. до н. э.
-неошумерский период - 2150-2000 гг. до н. э.
Вавилонская цивилизация(Древневавилонское царство 1894-1595 гг.до н. э.)
Ассиро-вавилонская цивилизация(XV в.-300 г. до н. э.)
-среднеассирийское царство - XV-XI вв. до н. э.
-нововавилонское царство - VII-VI вв. до н. э.
Хаммурапи. Каменный бюст
Язык
В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс.
Язык
В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс.
В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии ещё в XXI в. до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся аккадским.
С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, на которой они писали по-хурритски и по-аккадски. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.
После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э. арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране, а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно вытеснялся арамейским.
Письменность
В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись.
Письменность
В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись.
Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды. Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при записи.
Однако долгое время никто не предпринимал попыток расшифровать их, пока в 1802 г. немецкий учитель Георг Гротефельд не высказал предположения, что таблицы содержат персидский текст. Всего ему удалось идентифицировать десять клинописных знаков. Начало было положено.
Табличка с доклинописным текстом.
К. IV - III тыс., Урук.
Религия
В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Каждый шумерский
Религия
В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Каждый шумерский
Особенно популярны были так называемые ламассу, которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.
Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.
Бог вечно живой
Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.
Бог вечно живой
Богиня любви и плодородия Инанна (в вавилонском и ассирийском пантеоне — Иштар).
Верховный вавилонский бог Мардук отождествлялся с планетой Юпитер.
Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс.
Большой популярностью пользовался бог солнца Уту (в аккадской мифологии он носит имя Шамаш) .
Бог вод Энки, или Эа.
Культовые постройки
Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н.
Культовые постройки
Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н.
Храмовая башня Бога Луны.
Врата Богини Иштар
Храм на искусственной платформе в Уруке. Сер. 4 тыс. до н.э
Искусство
В древней Месопотамии распространение получили скульптура и художественные промыслы. Искусство шумеров,
Искусство
В древней Месопотамии распространение получили скульптура и художественные промыслы. Искусство шумеров,
Керамика. Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест. Шахматные поля – горы. Особенности архитектуры Двуречья во многом объясняются природными условиями. На данной территории не было леса и камня, поэтому основным строительным материалом стал кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы строили из сырца. Иногда здания облицовывались обожженным кирпичом, отделывались привозным камнем и деревом.
Эбих-иль из г. Мари. начальник житниц г.Мари.
Вавилонские стены
Вечно молится о благодати.
Система передачи этнических черт: большой лоб, узкие губы. Сомкнутые руки – просьба об умилостивлении.
Голова Хумбабы.
Керамика
На равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и
На равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и
Орнамент дороги Мардука.
Арфа из царской гробницы в Уре,2600 г. до н. э.
Сцена большой
Арфа из царской гробницы в Уре,2600 г. до н. э.
Сцена большой
Литература
Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является
Литература
Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является
Огромный интерес представляют старовавилонская "Поэма об Атрахасисе", повествующая о сотворении человека и всемирном потопе, и культовый космогонический эпос "Энума элиш" ("Когда вверху…"). Широко распространён в мировом фольклоре и мотив полёта человека на орле, впервые встречающийся в аккадской "Поэме об Этане". Шумерские "Поучения Шуруппака" (середина III тыс. до н. э.) включают ряд пословиц и сентенций